Цель: 1. Учить детей узнавать сезонные изменения в природе.
2. Пользоваться предметами заместителями.
3. Воспитывать уважение к своим товарищам.
Оборудование: большой деревянный конструктор, стулья для постройки корабля, штурвал, лист ватмана, на котором нарисованы 4 острова: один - окрашен в жёлто-красный цвет, другой - в белый, третий – в зелёный, а четвёртый - в разные цвета, трубка (для подачи гудка).
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие по островам. А чтобы вы поняли, какие острова мы должны встретить на своём пути, вы должны отгадать загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Времена года).
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по временам года. Но для этого нам нужен корабль. Я предлагаю вам построить корабль. Давайте его построим вместе.
(мальчики расставляют кубики, а девочки стульчики).
Воспитатель: Ребята, а кто самый главный на корабле (ответы детей: капитан). Всё готово к отплытию.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим на карту, на которой отмечено место старта. Дети расставляют стулья, имитируя корабль. Назначается один ребенок на роль капитана. Всё готово к отплытию.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту, на которой отмечено место старта «ВРЕМЕНА ГОДА». На карте есть острова: Осень, Зима, Весна, Лето, которые нам предстоит проплыть. Давайте вспомним последовательность времен года. Посмотрим на карте, правильно ли они расставлены? Корабль дает гудок и отправляется в путь.
Ребенок-капитан: крутит штурвал, исполняя свою роль.
|
Воспитатель: «Впереди видна земля. Это остров. Давайте посмотрим по карте, как он называется (показывает на остров, окрашенный в желто-красный цвет). Кто догадался, как называется этот остров (ответы детей).
А послушайте загадку про этот остров:
· Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (осень)
Воспитатель: Ребята, мы с вами приплыли на остров Осень. Предлагаю погулять по острову и назвать как можно больше признаков осени. Будем называть их по очереди.
Воспитатель: А по каким признакам можно определить признаки осени (перечисляют признаки, характеризующие осень). Далее им предлагается отгадать загадки, связанные с осенними явлениями природы.
Явления природы:
· По полю рыщет, поет да свищет,
Деревья ломает, к земле траву приклоняет.
В селе мчится, в двери стучится,
Ворота отворяет, пыль поднимает. (Ветер).
· Посмотрю я в окошко:
Идет длинный Антошка.
Он с неба пришел,
Да и в землю ушел. (Дождь).
· Падают с ветки золотые монетки. (Осенние листья).
Воспитатель: Япредлагаю вам отправиться дальше в путь. Садимся в корабль.
Воспитатель: Впереди остров, название которого скрыто в загадке:
· Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем. (Зима).
Воспитатель: Мы прибыли на остров Зима. Каким цветом нарисован этот остров на нашей карте. Правильно, белым. А почему? (ответы детей.) предлагаю погулять по острову и назвать как можно больше признаков зимы. Будем называть их по очереди. А какие зимние явления природы вы знаете?» я предлагаю вам отгадать загадки, связанные с зимними явлениями природы.
|
Явления природы:
· Бело покрывало
На земле лежало,
Лето пришло-
Оно всё сошло. (Снег)
· Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)
· Дедушка без топора мост мастерит. (Мороз)
· Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
· Лежал, лежал, да в речку побежал.
На дворе горой, и в избе водой. (Снег)
· Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
· Не драгоценный камень, а светится. (Лед)
· Вырос лес, белый весь,
Пешком в него не войти, на коне не въехать. (Морозный узор на окне)
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Садимся вкорабль.Следующий остров на карте окрашен в зеленый цвет. Отгадав загадку, мы с вами узнаем название следующего острова:
· Она приходит с ласкаю
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой взмахнёт-
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Воспитатель: Как и на предыдущих островах, нам с вами предстоит назвать признаки весны.
Воспитатель: Обращает внимание детей, что одно и то же явление может наблюдаться в разные времена года, например дождь. Просит детей рассказать, чем же отличается дождь осенью, весной и летом.
Явления природы:
· Громко стучит, звонко кричит,
А что говорит, никому не понять
И мудрецам не узнать. (Гром)
· Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)
· Бежит бычок, золотой рожок. (Лучик солнца)
· Бежит, журчит. (Ручей)
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся на следующий остров. Посмотрите, какой красивый этот остров, как много самого разного цвета на нем. На какой остров мы прибыли? (ответы детей)
|
Воспитатель: Предлагаю прогуляться и поэтому острову, называя признаки лета.
Воспитатель: Опять обращает внимание детей на повторяющиеся явления природы в различные времена года.
· Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)
· Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (Молния, гром, дождь).
· Поднялись ворота,
Всему миру красота.
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой». (Радуга)
· В синей чаще – алый мяч,
Он и светел, и горяч. (Солнце)
· Красная девушка по небу ходит. (Солнце)
· Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает. (Земляника)
· Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка)
Воспитатель: Наше путешествие по островам подходит к концу нам пора возвращаться домой.
Итог игры: Понравилось ли вам путешествие, по каким еще островам им хотелось бы попутешествовать.