Коммуникация как компонент социального взаимодействия




Содержание

Введение

1. Коммуникация как компонент социального взаимодействия

1.1 Становление понятия "коммуникация" в социально-гуманитарном знании

1.2 Виды и функции социальной коммуникации

2. Изменение характера и роли коммуникации в современном обществе

2.1 Социокультурный исторический контекст развития коммуникативных процессов

2.2 Специфика коммуникативных процессов в информационном обществе

Заключение

Список литературы

Сноски


Введение

 

Коммуникация является очень важным и неотъемлемым моментом общественных отношений. В понятии коммуникации речь идет в первую очередь об обмене между субъектами коммуникации, информацией различного рода. Следовательно, информация не может быть использована без коммуникаций. Еще у истоков социальности, образовании общности, связь и взаимодействие, как коммуникация, играла очень важную роль. Именно с этим прежде все связанна актуальность данной темы.

Стоит отметить, что в условиях коренных изменений, происходящих в обществе, находящемся на этапе постиндустриального развития, в условиях быстро формирующегося информационного общества, происходящего в контексте глобализации, коммуникация в обществе является очень актуальным вопросом. Происходящая постоянная глобальная трансформация в информационно - коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально - коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

В общественном развитии действует закон преемственности, а развитие общества и во многом зависит от того, насколько учитывается и приумножается социокультурный опыт, насколько в настоящем представлено прошлое и заложено будущее. Развитие общества, которое полно противоречий и кризисных явлении, возрастает значимость конструктивного, позитивно - ориентированного общения и взаимодействия, направленного на решение проблем, составляющих угрозу для каждого человека и общества в целом: нарастание природных и техногенных катастроф, расточительного использования жизненных ресурсов, терроризма и др.

В настоящее время в после кризисный период эта общественная закономерность с большим трудом проявляет себя на практике. В современном мире стали большую роль придавать технологиям и, следовательно, технологическому развитию коммуникаций. Но, к сожалению это прямо пропорционально влияет на межличностные связи, постоянные новшества в технологическом аспекте касаемо коммуникации, сокращает вербальные коммуникации, уменьшает потребность людей в непосредственном общении заменяя его весомым процентом "общения виртуального". В Корее, недавно ученые доказали, что среди молодежи пользующейся мобильными гаджетами, прогрессирует атрофирование правого полушария. А ведь достижение понимания людьми друг друга во многом выступает условием развития и общества и отдельного человека. Примером это может служить, то, что главы стран до сих пор устраивают конференции и личные встречи, с учетом того, что исход этих встреч зачастую уже заранее прописан.

Философы, социологи, политологи, психологи, признавали роль общества, общественных институтов в формировании личности, рассматривая ее как продукт социализации, и отмечали необходимость анализа обратного воздействия личности на жизнедеятельность общества, на его культуру.

В данной курсовой работе мы обратим особое внимание на разработку, уточнение категории "коммуникация" в истории философии и современном познании, чтобы раскрыть ее сущность, содержание, способы функционирования, роль, которую она должна играть в разрешении противоречий, становлении и развитии общества и личности.


Коммуникация как компонент социального взаимодействия

 

1.1 Становление понятия "коммуникация" в социально-гуманитарном знании

 

Термин "коммуникация", появившийся в научной литературе в начале XX века, используется в различных смыслах: коммуникация, как передача и прием информации включает в себя массовые процессы, связанные с отношениями на уровне общества, института, общности, группы; как межличностное общение, как средства сообщения (транспортные коммуникации) и способы распространения и приема информации (пресса, почта, кино, телефонная сеть, радио и телевизионные системы, интернет) 1.

В качестве предпосылки становления теории коммуникации можно рассмотреть философские мысли на различных этапах истории. В мифологическом мировоззрении проблема человеческого общения не выделялась как самостоятельная. Это было связано с тем, что на ранних стадиях развития общества человек не отделял себя от природы, не противопоставлял себя другим. Общность людей была не структурирована, а отдельный человек, выступал как ее неотъемлемая часть. В античной философии специфику человеческого бытия и отношений между людьми рассматривали софисты, Сократ, Платон и Аристотель и др. У софистов мы находим понятие риторики как искусство речи. Изучая публичную речь, софисты рассматривали ее в контексте массовых коммуникаций (если в современной интерпретации). Горгий утверждал, что нет абсолютной истины и все относительно. И только слово абсолютно, так как оно автономно и не связано с бытием. С точки зрения философа, слово является носителем убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность или ложность. У Сократа человек - это существо, в первую очередь, моральное. Моральные качества существуют как общие для всех людей.

коммуникация общество социальный гуманитарный

Именно они делают человека добродетельным и способным жить в обществе. Чтобы ориентироваться в мире, человек должен познать себя, как общественное и нравственное существо. Два метода помогут осуществить процесс познания: диалектика, осуществляемая в форме диалога, и метод иронии, позволяющий выявить у собеседника его сущность. Это были первые подходы к рассмотрению технологии воздействия, в основе которой лежит искусство владения словом.

Христианство, по - новому рассмотрело проблему человеческих отношений и общения. Ее решение базировалось на основных религиозных догматах. Люди были равны перед Богом и зависели от него. С другой стороны, человек, созданный по образу и подобию Божьему, был господином природы и возвышался над всем сотворенным бытием. Но христианство ограничивало развитие индивидуальности и определяло специфику человеческих взаимоотношений. Во - первых, приоритет отдавался соборному (церковному), а не индивидуальному. Во - вторых, общение людей на основе принципа всеобщей любви, оказывался не столько целью, сколько средством, обеспечивающим возможность общения человека с Богом.

Возрождение и Новое время демонстрируют понимание человеческого общения, основывая его на гуманистическом миросозерцании. Мыслители этой эпохи придали подлинную ценность его земному бытию, которое основано на развитых индивидуальных качествах и сознательном отношении к другим людям. В эпоху Просвещения понимание сущности человека и человеческих отношений основывалось на вере в природную доброту и разумность человека, в возможность создания общества, в котором будут царить свобода, равенство и братство.

На рубеже ХVIII-ХIХ в. в. в немецкой классической философии были разработаны категории, которые были принципиально важны для построения теории коммуникации. И, в первую очередь, категории "субъект" и "объект". Под субъектом понимался человек в его активно - познавательном отношении к окружающему объективному миру - объекту. И. Кант, продолжая и развивая традиции Нового времени, рассматривает субъект и объект в первую очередь в контексте гносеологических проблем. Он подчеркивает тесную связь субъекта и объекта: объективация предстает как определенный вид деятельности субъекта. Одним из признаков человека является склонность к общению с себе подобными, "ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т.е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединяться (изолироваться), ибо он в тоже время находит в себе необщительное свойство - желание все сообразовать только со своим разумением, и поэтому ожидает отовсюду сопротивление, так как он по себе знает, что сам склонен сопротивляться другим"2. Именно это сопротивление дает толчок к развитию всех способностей и талантов, к тому, чтобы достичь высокого положения в обществе. И.Г. Фихте исходит из идеи изначального единства субъекта и объекта. Это нашло выражение в том, что Я предстает как "субъект - объект", а не как чистый субъект: "Я не в состоянии полагать себя иначе как так, что при этом оно будет определяться через не - Я (без объекта нет субъекта). Поскольку он полагает себя как определенное. Вместе с тем оно полагает себя так же и как определяющее начало в не - Я есть его собственный продукт (без субъекта нет объекта)" "Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно"3.

Личностью, человек становится только в системе социальных связей. Личность определяет себя, определенным образом относясь к другой личности.

Эта связь характеризует человека как существа социального и не могущего быть вне связи с другими, с обществом в целом идеи. Эта идея является базовой для понимания социальной функции коммуникации.

В XIX в. в рамках философии прагматизма возникает семиотика - новое направление в исследовании коммуникации, которая уделяла особое внимание знаковой природе коммуникации, анализу свойств знаков и знаковых систем, которым придавалось важное значение. Ч. Пирс, который ввел понятие "семиотика", утверждал, что любая мысль - это знак, участвующий в природе языка. Коммуникация также имеет знаковую природу и невозможна без знаков. В любой коммуникативной ситуации можно выделить три части: знак (первый термин) в функции объекта (второй термин) и в отношении к интерпретатору (третий термин). Мышление носит языковой характер, а язык представляет собой совокупность знаков. В основе человеческого познания и понимания также лежит знак - язык, публичный по своей природе и выступающий в качестве средства общения.

Философия XX в. продолжила анализ проблемы коммуникации. Экзистенциализм раскрывал внутренний мир человеческой личности, изолированной от общества. Социальная жизнь представляется в виде продолжения и расширения этого внутреннего мира, и кризис личности понимается, как кризис человеческого бытия вообще. По М. Хайдеггеру и Ж.П. Сартру экзистенция - есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. А. Камю рассматривает общение индивидов не как "подлинное", а лишь как акт, в котором проявляется одиночество каждого человека. По его мнению, подлинное общение между людьми невозможно. С точки зрения К. Ясперса, человек не может быть самим собой, не вступая в общение, и не может вступать в общение, не будучи уединенным, не будучи самостью. Таким образом, коммуникация, по К. Ясперсу, является универсальным условием человеческого бытия.

На сегодняшний день существует три методологических подхода к проблеме коммуникации. Первый основывается на классической позитивистской методологии субъект - объектных диспозиций. Коммуникативные технологии ставят задачу сконструировать желаемый образ определенного субъекта и социальные связи в системе. В плане управления здесь предполагается жесткий контроль за поведением системы и исключение всех ненужных взаимосвязей. Второй - неклассическая методология (ее автором является Ю. Хабермас), которая основывается на когнитивной модели субъектно-объектных отношений. Феноменологическая по своим истокам методология выделяет сферу интеракции (коммуникации) в качестве особого онтологического объекта. Третий, так называемый постнеоклассический подход, созданный Н. Луманом, сводит природу социального к субъектно-субъектным отношениям, т.е. к принципу интерсубъективности и исключает объективность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: