ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ«РЕКРЕАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫМИРА»
1.1. Объект, предмет, задачи дисциплины «Рекреационные комплексы мира»
1.2. Основные понятия дисциплины «Рекреационные комплексы мира»
1.3. Теоретическая структура рекреации
Объект, предмет, задачи дисциплины «Рекреационные комплексы мира»
Сущность рекреационной сферы в удовлетворении потребностей человека, связанных с оздоровлением, отдыхом, туризмом и содержательным времяпровождением в период досуга, т.е. удовлетворение всего комплекса потребностей в рекреационных услугах с помощью различных средств - природных, социальных, культурных, техногенных и т.п.. Расширение рекреационной деятельности одновременно является причиной и следствием значительных изменений в жизни современного общества, связанных с глобальными проблемами конца XX века - начала XXI века, что обусловливает актуальность изучения дисциплины.
О масштабах рекреации свидетельствует следующее:
■ 20 % - то есть 1/5 всего населения мира - ежегодно участвует в рекреационной деятельности и поездках;
■ 40 - 55 % населения крупных городов мира в выходные дни выезжают за пределы городов с рекреационными целями;
■ рекреационные расходы в экономически развитых странах в 2,3 раза выше расходов на одежду и обувь и на 18 % выше расходов на закупку продовольственных продуктов.
Отдых с привилегии в прошлом превращается в современном мире на важнейшую статью потребительского спроса, становится характерным элементом образа жизни.
В Украине, а также в других странах СНГ право на отдых является неотъемлемым правом каждого гражданина. В соответствии со ст. 45 Конституции Украины, «Каждый имеет право на отдых. Это право обеспечивается предоставлением дней еженедельного отдыха, а также оплачиваемого отпуска, установление сокращенного рабочего дня по отдельным профессиям и производств, сокращение продолжительности работы в ночное время». Согласно Гаагской декларации по туризму, существенным и необходимым является право «на отдых, свободное время и периодически оплачиваемый отпуск, а также право использовать это время для отпуска, свободных поездок с образовательными и развлекательными целями и использования благ, получаемых от туризма, как внутреннего, так и внешнего».
|
Дисциплина «Рекреационные комплексы мира» изучает процесс формирования и закономерности развития рекреационной инфраструктуры в мире, ее виды, формы и особенности по отдельным регионам и странам, взаимодействие с другими сферами общественной жизни и хозяйства.
Цель изучения дисциплины «Рекреационные комплексы мира» заключается в формировании знаний и навыков по анализу потенциала рекреационных комплексов мира и в приобретении практических навыков, методов оценки механизмов их эффективного функционирования для формирования программ развития предприятий туристско-рекреационной специализации.
Задачи изучения дисциплины:
изучить теоретические основы формирования и функционирования рекреационных комплексов как составляющих хозяйственного комплекса;
исследовать уровне, структуре и факторы формирования рекреационных потребностей;
проанализировать понятие, состав и структуру рекреационно-ресурсного потенциала;
|
изучить теоретические основы, основные схемы и характеристики рекреационных районов мира и Украины;
ознакомиться с основами рекреационного природопользования.
Объектом исследования РКС выступают территориальные рекреационные комплексы как специфические части системы общественных отношений, составляющих основу социальной политики, направленной на воссоздание здоровья человека, и включают предприятия и учреждения отдыха, курорты, туристские организации и т.п.
Предметом изучения является выявление объективных закономерностей формирования и развития рекреационных комплексов и механизмов их эффективного функционирования в конкретных социально - экономических и природных условиях определенных стран и регионов.
Основные понятия дисциплины «Рекреационные комплексы мира»
Понятие «рекреация» представляет собой совокупность этимологических значений двух иностранных слов: лат. recreatio (восстановление) и франц. recreations (развлечение, отдых, изменение действия), исключающие трудовую деятельность и характеризующие пространство, связанное с этими действиями.
В целом рекреация выполняет ряд важных функций, которые подразделяются на 4 основные группы:
■ медико-биологическая;
■ социально-культурная;
■ экономическая;
■ воспитательная.
Медико-биологическая функция заключается в санаторно - курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление - один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психологического утомления человека. Лечение - восстановление здоровья человека во время и после перенесенного заболевания.
|
Социально-культурная функция - это ведущая функция рекреации. Культурные или духовные потребности - это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Рекреационная деятельность открывает широкие возможности для духовного общения человека с природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира. Сегодня часто наблюдается сочетание познавательных и развлекательных функций рекреации, например, функционирование познавательно - развлекательных центров.
Среди экономических функций рекреации следует выделить несколько основных:
1. Главное место принадлежит такой из них, как простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.
2. С экономической точки зрения важна роль рекреации как новой формы потребительского спроса на специфические товары и услуги, что приводит к формированию целой сферы хозяйственной деятельности, расширяется ассортимент выпускаемой продукции как традиционных отраслей промышленности, так и сельского хозяйства. Например, производство туристского снаряжения, одежды, гостиничной мебели и оборудования, так называемых товаров туристского спроса (карты, буклеты, зонты, открытки, очки и т.д.), развитие сувенирной промышленности.
3. Благодаря развитию рекреации происходит ускоренное развитие хозяйственной структуры определенного региона страны, увеличение поступлений в бюджет.
4. Развитие рекреации ведет к расширению сферы приложения труда, то есть увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания в областях, связанных с рекреацией прямо и косвенно. Роль экономической функции рекреации постоянно растет.
Рекреация является важным средством воспитания. Туризм во многих странах связан с патриотическим движением, с воспитанием у населения любви к Родине на основе знакомства с природой, историческим прошлым. Большая роль туризма и в интернациональном воспитании, толерантном отношении народов друг к другу, укреплении международных связей, развитии общения между людьми, сближении наций.
Время является необходимым условием занятия рекреационной деятельностью.
Весь фонд времени человека делится на рабочее и внерабочее время.
Свободное время - необходимое условие осуществления рекреационной деятельности; свободное время - динамическая категория, имеющая черты определенной эпохи, социальной группы; свободное время меняется как по объему, так и по содержанию. Свободное время нельзя отождествлять с внерабочим (свободным от производственной деятельности) временем, оно является его частью.
Внерабочее время состоит из четырех различных функциональных групп: 1) время для поездки на место работы, 2) время для удовлетворения естественных потребностей, 3) время для домашней работы и бытовых нужд, 4) время для физического, интеллектуального развития и отдыха, что, по сути, и есть свободным временем (рис. 1.2).
На сегодня доля свободного времени составляет в среднем 18 - 20 %. По цикличности различают ежедневное (20 %), еженедельное (выходные дни в конце рабочей недели - 35 %), ежегодное (отпуск - 8 %) и пенсионное свободное время (13%) и перерывы в работе (4%). Структура использования внерабочего времени переменная. В обществе развиваются два параллельных, но противоположно направленных процесса. Так, прослеживается устойчивая тенденция уменьшения затрат внерабочего времени на домашний труд за счет развития сферы обслуживания и общественного питания, широкого применения бытовой техники и в результате все больше времени остается на отдых.
Обратный процесс можно наблюдать в связи с повышением интенсивности труда. Высокий ритм работы, получения обширной информации, автоматизация и компьютеризация труда вызывает у рабочих чрезмерную усталость, стресс, отчуждение по отношению к выполняемой работе, необходимость в постоянном повышении квалификации. Работающим становится необходимым большее количество времени для восстановления психофизиологического и интеллектуального состояния.
Кроме того, на использование свободного времени большое влияние оказывает так называемый процесс трансформации общественного сознания.
Данный процесс западноевропейские исследователи назвали переходом от «общества рабочего времени к обществу свободного времени», который проявляется в изменении в теоретической концепции свободного времени и изменении в системе духовных ценностей. Исторически различают три фазы развития концепции свободного времени:
■ 50 - е годы доминировала ориентация на использование свободного времени как средство для восстановления физических и духовных сил исключительно с целью продолжения плодотворной работы;
■ 60-70-е годы свободное время используется на потребление материальных благ, обеспечиваемых растущим благосостоянием общества (приобретение товаров, недвижимости, предметов роскоши;
■ начиная с 80 - 90-х годов явной становится тенденция к гедонизации (от греч. hedone - удовольствие) свободного времени - получение удовольствия, физические и эмоциональные разгрузки, смена обстановки и деятельности составляют основной смысл проведения свободного времени. Есть потребление благ цивилизации не ради необходимости и не как самоцель, а ради наслаждения жизнью. Общество так же продолжает больше потреблять, но теперь это в меньшей степени касается материальных благ и больше ориентировано на получение впечатлений, познания.
Изменения в системе духовных ценностей личности можно охарактеризовать следующими чертами:
■ Ориентация на наслаждение жизнью: жизнь должна приносить удовольствие, отдых – это возможность для самореализации личности, а работа – необходимое средство поддержания высокого уровня жизни. Гедонизм предполагает рост спроса на впечатления и смену впечатлений, причем наибольшую значимость имеет процесс, а не объект получения удовольствия.
■ Экстраверсия – поворот к альтернативной культуре, обращение к внешнему миру, открытость общества по отношению к альтернативным культурам, общение, новые социальные контакты и знакомства.
■ Экологизация мышления – осознание уязвимости окружающей среды и ее единства с человеческим обществом. Осознание исчерпаемости природных ресурсов, негативного влияния развития промышленности и урбанизации на все составляющие окружающей среды побуждает человечество к ограничению и рационализации использования всех видов ресурсов, применения новых «мягких» технологий.
В контексте развития психологии свободного времени и изменения в системе духовных ценностей личности изменилось место и роль рекреации в структуре потребностей общества – рекреация стала насущной потребностью всех членов общества. Соответственно изменился и характер этих потребностей от примитивных – к более возвышенным, от простого восстановления сил – к способам реализации человеком своих индивидуальных эмоциональных и интеллектуальных потребностей. В связи с чем во всем мире наблюдается стремительный рост разнообразия видов рекреационных занятий релаксационного, образовательного, интеллектуаль-ного, экстремального, активного, экологического характера.
Теоретическая структура рекреации
Определение всего спектра рекреационных потребностей и установление порога их удовлетворения является важной задачей при составлении теоретической структуры рекреации. Идеальная структура рекреации заключается в соответствии рекреационных потребностей индивида разумному порогу их удовлетворения.
Первый порог — восстановление физиологических сил организма, удовлетворение первичных потребностей. Элементы этого порога — сон, питание, гигиена, движение. Основная рекреационная среда — первичное жилище (городская квартира).
Второй порог — равномерное удовлетворение физических и духовных потребностей традиционными средствами рекреации: профилактика, лечение, туризм (в пределах суток, недели, месяца, года). Основная рекреационная среда — первичное, вторичное (дача) и третичное жилище(гостиницы, базы отдыха, санатории, профилактории); инфраструктура транспорта, индивидуальные виды транспорта; городская и внегородская среда отдыха.
Третий порог — оптимальный уровень удовлетворения потребностей в рекреации как дальнейшее развитие второго порога; основные составляющие рекреации: физическая рекреация как борьба с гиподинамией; учет психологии человека, его индивидуальных особенностей и наличие эстетических критериев. Основная рекреационная среда — первичное, вторичное, третичное и четвертичное жилище (автомашина, катер, яхта, гараж, эллинг, мастерская); искусственная внегородская среда отдыха как буфер между городом и природой.
Четвертый порог — избирательность удовлетворения потребностей в соответствии с их индивидуальными проявлениями: деятельность по интересам, познавательный туризм, самодеятельный туризм, досуг; рекреационная среда: первичное, вторичное, третичное, четвертичное и пятиричное жилище (палатка, спальный мешок, мобильная капсула, одежда-скафандр); создание типов зданий для экспресс-обслуживания, «колпака» над уникальными ландшафтами, максимализация ценности природной и материальной среды (памятников истории, культуры, искусства).
«Пороговый» подход создает следующие предпосылки для определения модели рекреации:
1) увеличение свободного времени как меры богатства общества предполагает цикличность и регулярность отдыха по временам года (отпуск летом и зимой). В основе цикличности отдыха лежат биологические ритмы человека, которые необходимо развивать в едином ключе с природой. Ритмическая активность человека определяется интервалами в семь, двадцать, тридцать дней и один год. В основу ритмов труда и отдыха положены многодневные циклы физической (23 дня), эмоциональной (28 дней) и интеллектуальной (33 дня) активности. Год является законченным циклом, характерным для всей жизнедеятельности человека;
2) отдых как интегральное понятие, предполагающее развитие основных составляющих рекреации: отдых, туризм, лечение, физическая рекреация. Интеграция элементов рекреации выводит на решение проблемы создания материально-технической базы рекреации и долгосрочного планирования;
3) развитие транспортной инфраструктуры, создание новых скоростных, внепогодных видов транспорта делает доступными любые ресурсы рекреации. Повышение скоростей увеличивает продолжительность свободного времени, предоставляя дополнительные часы и дни отдыха. Превращение транспорта в экологически безвредную систему кардинально изменяет представления об отдыхе как системе взаимосвязанных социальных, природных и технических структур;
4) создание искусственной рекреационной среды (искусственная аттрактивная среда) для удовлетворения стандартных потребностей в массовом отдыхе и лечении дает возможность сохранять ландшафтные и историко-архитектурные ресурсы;
5) освоение новых рекреационных образований (акватории, подводный мир, подземные пространства и одновременно сохранение памятников истории, культуры, искусства, природной среды, использование малоценных земель);
6) всепогодность рекреации как отражение цикличности, заложенной природой в организме человека, обеспечивается круглогодично функционирующими структурами с управляемыми климатом и средой.
В основу обобщенной модели отдыха положены шесть гипотез перспективного отдыха:
1. Индивидуализация рекреации — каждой семье — вторичное жилище, замкнутое общение в кругу семьи; обеспечение регулярности отдыха, постоянного физического труда, эстетического саморазвития; соединение вторичного жилища с природой; полное использование свободного времени, переход на полное самообслуживание, вложение личных средств.
2. Коллективизация рекреации — массовые формы отдыха, обеспечивающие разнообразие контактов в общении; развитие широкой системы обслуживания (питания, культуры, спорта); строительство крупных общественных зданий и сооружений; использование памятников архитектуры; возможность долгосрочного прогнозирования.
3. Социализация рекреации, туризм — реализация потребности индивида в общении, познании, культуре; знакомство с народными обычаями, укладом жизни; соединение туризма с градостроительными структурами; создание материально-технической базы туризма, крупных туристских комплексов, использование разнообразных видов транспорта для кратковременного и длительного отдыха; экономическое развитие туристских районов.
4. Профилактика и лечение — основное требование — регулярность профилактики здоровья и лечения с целью восстановления физических и психических сил в специальных учреждениях (профилакториях, санаториях); создание рекреационных районов, городов, центров, комплексов; использование отпускного времени и дополнительного отпуска на лечение; увеличение продолжительности трудовой деятельности.
5. Отдых-переключение — выражение потребности индивида в творческом труде, самообразовании, смене видов деятельности, возможности использования разного вида жилища — от первичного до пятиричного; стирание граней между свободным и рабочим временем; избирательность удовлетворения потребностей; высокая производительность труда.
6. Физическая рекреация — физическое совершенство индивида, преодоление гиподинамии в многоступенчатой пространственной системе рекреационных комплексов (от жилого микрорайона до рекреационного региона); возможность использования ежегодного отдыха вне зависимости от наличия специальных устройств и сооружений; экономическая эффективность выражается в повышении производительности труда.