Определение способа создания лесосеменного объекта




Практическая работа № 2

 

Тема: «Лесосеменные плантации, лесосеменные плантации первого порядка»

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Лесосеменные плантации, их порядки, типы и категории

2. Обоснование выбора породы для закладки лесосеменной плантации

3. Определение способа создания лесосеменного объекта

Ключевые слова:

лесовосстановление, лесоразведение, лесное семеноводство, лесосеменная база, постоянная лесосеменная база, единый генетико-селекционный комплекс, селекционно-семеноводческие объекты, лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки, плюсовые насаждения, архивы клонов, испытательные культуры, географические культуры.

1. Лесосеменные плантации, их порядки, типы и категории

Центральным элементом постоянной лесосеменной базы являются лесосеменные плантации, созданные на селекционно-генетической основе. Их (лесосеменные плантации – ЛСП), создают из клонов или семей плюсовых и элитных деревьев.

Лесосеменные плантации – это специально создаваемые насаждения, предназначенные для массового получения в течение длительного времени ценных по наследственным свойствам семян местных и интродуцированных лесных древесных и кустарниковых пород. Они закладываются вегетативными или семенными потомствами плюсовых и элитных деревьев.

 

Такие плантации позволяют достичь следующих целей (Котов, 1997. ч. 2, стр. 65).

1. Обеспечение высоких наследственных свойств семян, получаемых на ЛСП. Это является главной задачей таких насаждений. Для её решения необходим правильный подбор маточных и материнских деревьев (плюсовых и элитных) в естественных и искусственных насаждениях, рациональное (с учетом схем смешения) размещение их потомства на участках.

2. Обеспечение регулярности плодоношения (семеношения) растений и получения высоких урожаев семян с хорошими посевными качествами при упрощении их сбора и повышении уровня механизации работ. Для достижения указанных задач на ЛСП реализуются наиболее эффективные агротехнические схемы с элементами интенсификации производства (удобрения, обработка почвы, орошения и т.п.), ведется уход не только за почвой, но и за растениями (формирование штамбов и крон), стимуляция семеношения и плодоношения, охрана и защита плантаций и др. На решение тех же задач ориентированы схемы размещения и площади питания растений (обеспечивают оптимальное освещение, воздушное и почвенное питание, применение средств механизации).

Все работы в сфере лесного семеноводства в России соответствуют положениям разработанной государственной политики в этой сфере хозяйственной деятельности и экономики. Государством определены основные задачи, стоящие перед лесным семеноводством, разработаны программы его развития, созданы регламентирующие документы. Эти общегосударственные задачи и программы детализированы по регионам и доведены до каждого предприятия (ГБУ НО «Семеновский спецсемлесхоз» и его структурные территориальные подразделения: Сокольская селекционная лесосеменная станция (бывший Волжский спецсемлесхоз); Вачская лесосеменная станция и др.). В рамках выполнения поставленных общегосударственных задач в России сформирована и продолжает развиваться сеть специализированных семеноводческих лесхозов, и лесосеменных станций, проведена селекционная оценка естественных и искусственных насаждений на огромных площадях, выделено большое число плюсовых деревьев и насаждений основных лесообразующих пород на обширных площадях, созданы многочисленные объекты постоянной лесосеменной базы во многих субъектах федерации и федеральных округах.

 

 

Данный курсовой проект

3. Анализ почвенно-климатических условий дается по общей схеме.

 

3. Анализ почвенно-климатических условий дается по общей схеме.

 

 

2. Обоснование выбора породы для закладки семенной плантаци и

 

2. Обоснование выбора породы для закладки семенной плантации

 

План:

  1. Проверка выполнения самостоятельной работы по теме занятия-1.

2. Обоснование выбора породы для создания селекционно-семенной плантации(ЛСП)

2.1. Обоснование хозяйственного значения древесной породы и её хозяйственная и

дендрологическая характеристика, включающая описание существующих форм.

2.2. Обоснование соответствия биологических характеристик древесной породы

существующим природным условиям на основе анализа природных условий

(часть 1).

3. Устанавливается тип лесосеменного объекта (ЛСЗ, ЛСП семенного происхождения,

ЛСП клонового происхождения).

4. Определение домашнего задания на самостоятельную работу.

 

 

1. Студенты представляют преподавателю на проверку выполненные в тетради записи.

 

2.1. Дается хозяйственная (с учетом потенциальных возможностей применения в разных сферах хозяйственной деятельности: лесное хозяйство, плантационное лесоводство, защитное лесоразведение, озеленение и пр.) и лесоводственная характеристика используемой древесной породы; приводится её систематическое положение в существующей таксономической системе; дается дендрологическое описание с перечислением существующих внутривидовых таксонов. Для этого используются учебники по лесной селекции, лесным культурам, дендрологии, справочники, другие литературные источники. В заключение приводится общая хозяйственная оценка древесной породы и делается вывод о целесообразности использования её в создании объектов лесосеменной базы.

 

Здесь же следует отметить значение для конкретного хозяйства (лесхоза, учреждения, предприятия и пр.), указанного в задании, создаваемой из описываемой породы ЛСП. Важно учесть ориентацию его хозяйственной деятельности, специфику создаваемых в нем и на территории других землепользователей посадок из деревьев и кустарников, формы потенциального потребления древесины и использования других свойств и функций искусственных лесов в регионе. В тексте указываются потенциальные потребители (например, Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат) и пользователи (например, крупные сельскохозяйственные предприятия при проведении лесомелиоративных работ) продукции, свойств и функций насаждений. Целесообразно привести соображения о социальной значимости создаваемых объектов ПЛСБ (новые рабочие места, трудовая занятость населения и т.п.), об экологической роли самих объектов ПЛСБ и создаваемых из полученного на них материала новых лесов (депонирование углерода, снижение вредоносности ветров, уменьшение поверхностного стока вод и т.д.), экономическом значении (производство товарной продукции, и расширение вследствие этого налогооблагаемой базы и пр.).

 

2.2. На основе анализа биологических особенностей породы и существующих природных условий формируется представление о степени соответствия её биологии сложившейся экологической ситуации. Для этого прорабатываются сведения о существующих системах лесорастительного, дендрологического, почвенного, агроклиматического и других схем районирования, подтверждающие возможность произрастания анализируемого вида в той или иной местности. Используется метод аналогий для оценки степени соответствия экзотов местным условиям. Привлекаются аннотированные каталоги и справочники. Заключение о соответствии биологических особенностей выбранной породы существующим почвенно-климатическим условиям дается на основе оценки соответствия проявлений важнейших экологических факторов требованиям растений. С этой целью полученные ранее (в ходе анализа климата и почв) сведения сопоставляются с характеристиками древесных и кустарниковых видов по требовательности к факторам среды и устойчивости к их экстремумам. Если существующие условия (количество осадков, минимум и максимум температуры, почвенное плодородие и др.) оказываются достаточными для успешного произрастания древесной породы, принимается соответствующее решение о возможности создания из неё объектов ПЛСБ.

 

 

Определение способа создания лесосеменного объекта

 

Важно установить способ создания каждого объекта ПЛСБ. Плантации (ЛСП) могут создаваться:

- сортовыми семенами, собранными с плюсовых деревьев или наследственно ценных форм, и выращенными из них сеянцами и саженцами (плантации первого поколения);

- клонами, получаемыми в результате вегетативного размножения плюсовых деревьев, отобранных в насаждении (плантации первого поколения);

- клонами (прививки, черенки и др.) от плюсовых деревьев (плантации первого поколения);

- семенами, собранными с растений на маточных плантациях первого поколения и прошедших отбор на СКС и ОКС (плантации второго поколения);

- клонами растений, отобранных на плантациях первого поколения и прошедших оценку на комбинационную способность (плантации второго поколения);

Плантации семенного происхождения создают следующими способами

 

(По Бессчетнову В.П.)

1. Посевом семян.

2. Посадкой сеянцев.

3. Одиночной посадкой крупномерных саженцев.

 

Мы считаем целесообразным рассматривать весь процесс создания ЛСП, представленным несколькими этапами. Выделения таких этапов проведения работ по созданию ЛСП, которые соответствуют по своему содержанию реализуемым этапам селекции и основным комплексам мероприятий. При рассмотрении вопроса о создании ЛСП семенного происхождения с использованием семян плюсовых или элитных растений во всех вариантах создания ЛСП в качестве первого этапа целесообразно указать тот этап, в пределах которого осуществлен отбор в насаждении лучших деревьев, а с них проведена заготовка семян. Заготовленные в этом случае семена сами по себе уже представляют результат селекции.

 

 

(по М.М. Котову, 1997):

1. Посевом семян в площадки.

2. Посевом семян в строчки.

3. Посадкой сеянцев в площадки.

4. Посадкой сеянцев рядами, строчками, аллеями.

5. Редкой посадкой крупномерных саженцев.

 

1 способпосевом семян – реализуется по двум принципиальным схемам размещения посевных мест:

- рядовым;

- площадками.

 

Применяют для таких видов как дуб, бук, каштан, лещина, фисташка, орехи (грецкий, черный, манчжурский и др.) и другие виды с крупными семенами. Принципиально пригоден для видов с мелкими сменами. Один из вариантов такого способа идентичен технологии создания подвойных культур. В частности, семена с элитных или плюсовых деревьев высеваются по 4 – 5 штук на отрезке в ряду или площадке с расстоянием между отрезками или площадками 5 м в ряду и от 12 до 15 м между рядами. На каждом отрезке высевают семена только одной семьи (от одного материнского семенного растения или от одного опылителя). Если материнские деревья не проверены на СКС, то соблюдается правило смешения семей на плантации, аналогичное правилу смешения клонов. Если плантации создаются посевом семян разных климатипов или видов, то и здесь соблюдается такой же принцип смешения, как при создании плантаций клонового происхождения потомством разных климатипов или видов. В процессе последующих уходов и изреживаний на отрезке или площадке остается одно наиболее развитое и здоровое дерево.

 

По этой группе способов рекомендуется также создание плантаций путем посева семян сплошными рядами. Этот способ применяется преимущественно для создания плантаций семенного происхождения посевом семян разных климатипов или видов. При этом 1 – 2 или большее целое число рядов засевается семенами одного климатипа (или вида), следующий блок рядов – другого. Такие семенные плантации часто называют гибридно-семенными.

 

2 способпосадкой сеянцев – отличается от способа посевом семян только тем, что из семян элитных или плюсовых деревьев на питомнике или в теплицах выращивают сеянцы, которые после предварительного (массового по своему характеру) отбора высаживаются на плантацию. Схемы смешения сеянцев, представляющих разные семьи, такие же, как и при создании плантаций посевом семян. Режимы ухода и изреживания такие же, как при создании плантаций посевом семян.

 

3 способодиночной посадкой крупномерных саженцев – заключается в заготовке на первом этапе семян с плюсовых или элитных деревьев, выращивании из них сеянцев на втором этапе, отборе на третьем этапе лучших сеянцев и выращивании из них крупномерных саженцев после пересадки в школьное отделение и на заключительном четвертом этапе отборе лучших из крупномерных саженцев и создании из них семенной плантации. При этом посадка осуществляется по разреженным схемам (от 5 до 10 м между растениями), обеспечивающим большие площади питания. Размещение саженцев на местности осуществляется с учетом правил смешения представителей разных семей. Преимуществом этого способа является то, что возникают более широкие возможности для отбора и браковки посадочного материала до его посадки на плантацию, исключается необходимость в проведении изреживаний насаждения, что повышает рациональность использования посадочного материала. Имеется и ряд недостатков.

 

Общим недостатком плантаций, создаваемых семенным путем является возможное расщепление признаков материнских деревьев (происходит практически всегда). Поэтому в целях обеспечения хороших наследственных качеств семян, заготавливаемых на плантациях семенного происхождения, при создании самих плантаций следует стремиться использовать семена с деревьев, обладающих высокой комбинационной способностью.

 

При создании семенных плантаций (ПЛСУ по А.Я. Любавской) из сортовых семян или из выращенных из них сеянцев применяют:

- рядовые схемы размещения от 5 Х 5 до 10 Х 10 м;

- создание плантаций с редким размещением площадок (для дуба, каштана, ореха);

- создание семенных насаждений аллеями с междурядьями 8 – 10 м и шагом посадки 0,5 – 1,0 м;

- путем редких садовых (рядовых) посадок клонов плюсовых деревьев.

 

Такие способы закладки плантаций целесообразны при использовании семенного материала (или полученного из него посадочного материала) с перспективой последующего отбора на маточной плантации лучших растений в процессе изреживания.

 

Квадратно-одиночные посадки крупномерным материалом возможны в случае использования посадочного материала от плюсовых деревьев, наследуемость ценных признаков которых проверена заранее (по потомству). Здесь не требуется значительное улучшение качества посадочного материала, поскольку оно заранее известно. Принципиально, изреживание в таких случаях не является необходимым, и плантации создают по схемам разреженного размещения (10 Х 10 м). Вместе с тем следует учитывать то обстоятельство, что при семенном размножении не удается обеспечить полного соответствия свойств потомства признакам родительских деревьев. Следовательно, и в этом случае целесообразен отбор (возможно менее интенсивный), а значит, нужна загущенная по отношению к окончательному числу растений схема размещения и разреживание посадок в процессе формирования плантации.

 

При использовании в качестве посадочного материала сеянцев, отобранных в питомнике (лучшие сеянцы из числа выращиваемых в производственных условиях из нормальных семян) и дичков от плюсовых насаждений наиболее целесообразны способы редкого размещения площадок или аллейное размещение. Эти способы создания плантаций создают реальные возможности существенного улучшения посадочного материала путем отбора лучших особей в процессе изреживания первоначальных посадок на плантации. В этом случае может вырубаться до 50 – 75 % первоначально посаженных деревьев.

 

Плантации клонового происхождения создают следующими способами:

1. Посадкой привитых растений.

2. Прививкой на специально созданные прививочные культуры.

3. Прививкой на существующие растения в естественных насаждениях или производственных культурах.

4. Посадкой укорененных черенков.

5. Посадкой неукорененных черенков.

6. Посадкой укорененных отводков.

7. Посадкой корневыми отпрысками.

 

1 способпосадкой привитых растений – применяется в двух вариантах: прививкой черенков в теплице и прививкой черенков на питомнике.

 

В настоящее время одним из перспективных способов создания ЛСП считается посадка привитых в теплицах растений на участки со сплошной обработкой почвы. Такая схема создания ЛСП может быть рекомендована для любой древесной и кустарниковой породы.

 

Для сосны и лиственницы наиболее часто используют схему, состоящую из нескольких этапов.

 

На первом этапе в теплицах или на участке открытого грунта посевного отделения питомника производят сплошную перепашку и культивацию почвы. На месте будущих гряд устанавливают деревянные каркасы (рамы) размером 6,0 х 0,5 х 007 м. Их заполняют субстратом из измельченного разложившегося сфагнового торфа с добавлением удобрений. Технологии выращивания сеянцев могут быть различными: от самых простых (посев в гряды открытого грунта или теплиц) до высокоинтенсивных (посев в кассеты для выращивания подвоев с закрытой корневой системой). При этом предусматривается использование искусственного субстрата (различные торфосмеси, смеси плодородной почвы с компостами и песком, НОМУЛП и т.д.), применение различных удобрений (в виде корневой и внекорневой подкормки и при основном внесении в субстрат). В гряды производят посев семян, собранных с плюсовых или элитных растений (раздельно по семьям). В таких условиях сеянцы выращивают: сосну – 1 год, ель 2 – года.

На втором этапе весной однолетние сеянцы сосны и двухлетние сеянцы ели пересаживают в контейнеры, которые могут быть представлены полиэтиленовыми или полихлорвиниловыми цилиндрами различных размеров: например (Котов, 1997), высотой 13 – 20 см и диаметром 12 – 14 см или в рулоны. Вариантами контейнеров могут быть торфяные стаканчики или ячейки, тетрапакеты, садовые горшки и пр. (рис. ***). Контейнеры предварительно заполняют субстратом, состав которого определяется биологическими особенностями породы и местными условиями (доступностью того или иного материала). В субстрат вносят полное удобрение, при необходимости проводят корневые и внекорневые подкормки. Эти мероприятия направлены на получение хорошо развитых и правильно сформированных подвоев за кратчайшие сроки (для сосны – 2 года, для ели – 3 года). При этом 2-х летние сеянцы сосны достигают высоты 20 – 25 см и диаметра у корневой шейки 5 – 7 мм; 3-х летние сеянцы ели достигают высоты 25 – 35 см и диаметра 4,5 – 6,0 мм.

 

ПРИМЕЧАНИЕ.

Привести иллюстративно-дидактический материал по контейнерным технологиям.

 

На третьем этапе осуществляют прививку. Собственно прививку производят в апреле, когда подвои начинают выходить из состояния покоя. Привойный материал, заготовленный с плюсовых деревьев, должен находиться в состоянии покоя. Прививку проводят в основание стволика. Через месяц подвой срезается на шип высотой до 10 см., а в августе снимается обвязка. На второй год удаляют оставшийся шип подвоя. Привитые растения выращиваются в теплице в течение 2-х лет.

 

Существуют данные (Гиргидов, 1976, стр. 52-53), согласно которым параметры привоя оказывают влияние на приживаемость прививок. Привойный материал следует заготавливать с верхней плодоносящей (семеносящей у хвойных) части кроны, срезают концы ветвей длиной 60 – 70 см и диаметром не менее 3 мм.

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ.

Привести иллюстративно-дидактический материал по прививкам сосны обыкновенной.

 

На четвертом этапе привитые растения высаживают на постоянное место на ЛСП по принятым схемам: для сосны – 6 Х 8 м (на богатых почвах) и 5 Х 7 м (на бедных почвах); для ели – 5 Х 7 м и 4 Х 6 соответственно.

 

Следует учитывать и тот факт, что приведенные рекомендации являются общей схемой создания плантаций, и для каждой породы и лесорастительных условий необходимы уточненные региональные рекомендации.

 

 

2 способпрививкой на специально созданные подвойные культуры. Создание ЛСП этим способом можно представить несколькими этапами.

 

На первом этапе – на территории, отведенной под ЛСП, создают специальные подвойные культуры. Возможны два варианта создания подвойных культур: посевом семян, собранных с плюсовых деревьев (дуб, бук, орехи, лещина и др.); посадкой саженцев (сеянцев), выращенных из семян, собранных с плюсовых деревьев. При создании ЛСП посадкой саженцев растения размещают рядами или площадками.

При рядовом размещении растения располагают группами (отрезками или строчками) по 4 – 5 штук; расстояния между центрами таких строчек в ряду составляет около 5 – 8 м. Аналогичные параметры приняты при посадке на площадки: на каждую площадку высаживают по 5 растений. Форма площадок квадратная с размером стороны 1 – 2 метра. Расстояния между рядами (и собственно рядов и центров рядов площадок) зависят от лесорастительных условий:

- в районах с неблагоприятными лесорастительными условиями – 5 м;

- в районах с более благоприятными условиями от 6 до 12 м.

 

Расстояния между растениями зависят и от биологических особенностей породы: для медленно растущих, теневыносливых узкокронных видов (пихта, ель, бук) и многих видов кустарников расстояния берутся меньше; для светолюбивых ширококронных видов (сосна, лиственница, дуб) – больше.

 

Важным условием является то, что в пределах каждого отдельного отрезка и каждой площадки высеваются семена или высаживаются саженцы, представляющие только одну полусибсовую семью. Порядок размещения полусибсовых групп в рядах и площадках должен быть таким же, как и порядок размещения клонов на ЛСП в последующем.

 

На втором этапе – при достижении растениями высоты 0,5 м и достаточного диаметра на них прививают черенки, заготовленные с тех же плюсовых деревьев, что и были использованы для создания прививочных плантаций. Черенки следует готовить заблаговременно до начала сокодвижения (при весенней прививке) или летом после одревеснения вновь образовавшихся побегов. Большинство отечественных специалистов придерживаются мнения, что номера клонов (привоев) и клоновых семей (подвоев) должны совпадать. Считается, что при этом будет обеспечен высокий уровень анатомической и физиологической совместимости прививочных компонентов, что положительно влияет на приживаемость собственно прививок, их жизнеспособность и сохранность в последующем. Нами (Бессчетнов В.П., Бессчетнова Н.Н.) в период 2000 – 2010 гг. на ЛСП в Семеновском лесхозе отмечалось заметное несоответствие роста стволов по диаметру в привойной и подвойной частях привитых растений в возрасте 5 – 8 лет (рис. ****несоответствие диаметров привоя и подвоя). То же наблюдалось нами в прививках декоративных форм ильмовых и различных видов ясеня в Казахстане. Вместе с тем в производственных условиях указанные требования не всегда соблюдаются. Нередко подвойные культуры создаются из семян промышленной заготовки с последующим отбором наиболее развитых сеянцев и саженцев. В такой ситуации предпочтение следует отдавать выращиванию подвоев из семян, собранных в лучших или плюсовых древостоях. Если для создания ЛСП используются представители разных эдафических и климатических экотипов, то целесообразно обеспечить совпадение прививочных компонентов (подвой и привой) по их происхождению, по крайней мере, по экотипам, т.е. и привой, и подвой должны принадлежать одному экотипу. Черенки плюсовых деревьев прививают на все растения в строчке или площадке, для обеспечения возможности проведения в последующем отбора наиболее развитых прививок (по техническим критериям).

 

На третьем этапе – осуществляется уход за прививками, направленный на обеспечение их наиболее интенсивного развития. Уход заключается в снятии обвязки, обрезке вершинки подвоя на шип (если она не срезается при прививке), обрезке верхушек боковых побегов подвоя, полном удалении боковых ветвей подвоя и шипа. При необходимости осуществляют уход за почвой.

 

На четвертом этапе – проводят изреживание созданного насаждения. При этом на каждой площадке и в каждой строчке оставляют только по одному наиболее развитому привитому растению. Необходимо обеспечить сохранение общей схемы размещения клонов по их количеству и смешению. Привойная часть удаляемых растений может служить источником черенкового материала клонового происхождения для дальнейших работ.

 

3 способпрививкой на существующие растения естественного происхождения или культуры. Отличительной особенностью этого способа создания ЛСП является то, что в качестве подвоя используются рядовые производственные культуры, созданные из нормальных семян местного происхождения, или естественные молодняки.

 

На первом этапе в производственных культурах или естественных молодняках подбирают участки с растениями, достигшими требуемых параметров. Насаждение должно отвечать санитарным нормам. Площадь его должна обеспечить размещение ЛСП заданной производственной мощности, желательно прямоугольной формы. Высота подвоев зависит от биологических особенностей вида (видовой специфики биологи растений) и может быть 0,5 – 1,0. Для примера можно привести данные (Градецкас, 1972, стр. 161), согласно которым возраст культур ели должен быть 7 лет.

 

На втором этапе весь выделенный участок разбивают на отрезки (если это участок рядовых культур) или площадки (если это участок культур, созданных площадками, или участок естественных молодняков). В каждом отрезке и в каждой площадке должно содержаться по 3 – 5 растений. Расстояния между отрезками и площадками такие же, как и в предыдущем (втором) способе. Лишние растения с участка удаляют.

 

На третьем этапе производят прививку всех оставленных в площадке или отрезе растений. При этом обеспечивается соблюдение схемы размещения и смешения клонов.

 

На четвертом этапе осуществляют уход за прививками, по тем же требованиям, что и в предыдущем способе.

 

На пятом этапе удаляют все лишние растения с каждой площадки и с каждой строчки, оставляя только по одному наиболее развитому привитому экземпляру. Если до этого момента не были удалены находившиеся на участке не привитые растения, то удаляют и их. Такой подход к созданию ЛСП неизбежно приводит к повышенному непродуктивному расходу остродефицитного и дорогого привойного материала, к нерациональному использованию дорогостоящего труда квалифицированных рабочих - прививальщиков.

 

4 способпосадкой укорененных черенков. Способ может быть с успехом рекомендован для многих древесных пород, размножаемых черенками: ель, лиственница, можжевельник, тисс, туя, лжетсуга, тополь белый, тополь черный (и другие виды тополей), лещина, облепиха, шиповник, актинидия, лимонник и др.

 

На первом этапе работ по созданию ЛСП таким способом заготавливают черенки с соответствующих плюсовых (сортовых или гибридных) деревьев и производят их укоренение по одной из технологических схем. При этом учитываются биологические особенности растений, которые определяют сроки заготовки, режимы и продолжительность хранения черенкового материала, способы стимуляции корнеобразования, параметры черенков, режимы укоренения в парниках, теплицах или открытом грунте, возраст маточных деревьев и др.

 

На втором этапе укорененные черенки пересаживают в школьное отделение для доращивания до размеров саженцев, как правило, до размеров саженцев, выпускаемых из первой школы.

 

На третьем этапе готовые к пересадке саженцы размещаются на площади ЛСП в соответствии с установленными схемами размещения посадочных мест и смешения клонов.

 

Создание клоновых ЛСП посадочным материалом, выращенным из укорененных черенков, имеет свои преимущества:

- исключается несовместимость подвоя и привоя;

- получается корнесобственный посадочный материал, не требующий затрат на подавление боковых ветвей подвоя, корневых отпрысков и пневой поросли.

 

К недостаткам такого способа относят:

- сравнительно высокую трудоемкость и затратность при использовании теплиц и парников с туманообразующими установками (требует подтверждения);

- ограниченность применения для ряда трудно укореняемых или неукореняемых пород (сосна обыкновенная и другие виды этого рода, дуб обыкновенный и другие виды и др.).

 

5 способпосадкой неукорененных черенков легкоукореняемых пород. Применяется для деревьев и кустарников, не требующих сложных технологий и оборудования для укоренения: многие виды тополей (секции черных и бальзамических тополей), ив (кроме ивы козьей), спиреи, смородины и др. Весь процесс создания ЛСП таким способом можно представить одним этапом. На участке, отведенном под ЛСП, осуществляют тщательную подготовку почвы и осуществляют посадку черенков, заготовленных с выделенных плюсовых деревьев, гибридов, сортов. Схемы размещения устанавливают такими, чтобы можно было последующими приемами изреживания добиться требуемого количества растений и заданной схемы смешения. Существенным преимуществом способа является его технологическая простота и низкий уровень затрат. Вместе с тем удается легко обеспечить сочетание на одной плантации представителей разных видов в пределах рода, допускающих межвидовую гибридизацию (виды тополей в пределах одной или близких секций) позволяет длительное время получать гетерозисные гибридные семена. Все это делает данный способ одним из наиболее эффективных.

 

6 – 7 способыпосадка корневых отпрысков и отводков. Принципиально способ аналогичен предыдущим (четвертому и пятому). Отличия состоят в способе получения посадочного материал: не укоренением черенков, а укоренением отводков или отделением корневых отпрысков с последующим их доращиванием в школьных отделениях. Готовые саженцы высаживают на постоянное место на ЛСП по заданным схемам размещения и смешения.

 

8 способпосадкой саженцев, выращиваемых из микроклонального материала. Отличием этого способа от вышеперечисленных выступает происхождение клонового материала. Он получается методом культуры тканей.

 

 

5. Выбор и обоснование технологии клонирования (прививки, черенкование, отводки, микроклонирование) или технологии семенного размножения (предпосевная подготовка семян, сроки и способы посева, выращивание сеянцев и саженцев).

 

5. Выбор и обоснование технологии клонирования (прививки, черенкование, отводки, микроклонирование) производится с учетом результативности каждого конкретного способа вегетативного размножения по каждой конкретной породе. Если наиболее результативным и технологически простым способом размножения оказывается черенкование, то выбирают черенкование, если – прививки, то выбирают размножение прививкой. При этом следует указать, какие способы вегетативного размножения могут быть применены для размножения указанной в задании породы (представить перечень приемлемых способов) и привести характеристику каждого из них. В заключение выбирается один наиболее эффективный способ.

 

 

6. Характеристика выбранного способа клонирования (технологическая схема клонирования).

 

6. Характеристика выбранного способа клонирования (технологическая схема клонирования) дается как описание технологии вегетативного размножения. Указывается предполагаемое место заготовки клонового материала (черенков или побегов), сроки проведения работ, характер заготавливаемого материала и его параметры (черенки или побеги и их размеры), характеристика черенков и привоев и время их резки, характеристика подвоев (сеянцы или саженцы, их возраст и параметры). Описываются способы и режимы хранения исходного клонового материала (разрезанные на черенки или в прутьях и хлыстах). Для работы используются учебники, справочники и научная литература.

 

7. Технология заготовки первичного клонового материала в насаждении.

 

7. Технология заготовки первичного клонового материала в насаждении представляется как описание (по имеющимся учебникам, справочникам и научной литературе) процесса заготовки. Указываются применяемые машины, механизмы и приспособления.

 

Эта часть работы над составлением проекта ЛСП выполняется студентами самостоятельно путем активизации полученных ранее знаний (лесные культуры, раздел лесосеменное дело) и с использованием существующей специальной учебной, справочной и научной литературы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: