Компенсаторные процессы проходят несколько фаз (этапов).




История становления специальной психологии

Первый период, который можно охарактеризовать как переход от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости, заботиться о людях с отклонениями в развитии. В России он связан с реформами Петра I и начинается в первом десятилетии 18 века с создания первых монастырских приютов.

Второй период – от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности их обучения и воспитания; переосмысление гражданских прав людей с сенсорными нарушениями и открытие первых специальных школ для слепых и глухих в Петербурге в 1806 году.

Третий период – от осознания возможностей к осознанию целесообразности обучения детей с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Это время создания параллельной образовательной системы – специального образования для трех категорий детей. В России создание такой системы связано с принятием Закона о всеобуче и приходится на 1927–1935 гг.

Четвертый период – от осознания необходимости обучения некоторых категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. В СССР дифференциация системы специального образования осуществляется в 50–80-е годы.

Пятый период – от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является ведущей тенденцией этого периода, базирующейся на их полном гражданском равноправии и новой философии общества. Период сокращением числа специальных школ и увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой массового и специального образования.

Первая в России лаборатория психологии аномального детства была открыта в 1926 г. Л.С. Выготским при руководимой в то время В.П. Кащенко медико-педагогической станции Наркомпроса. Затем, в 1929 г. Экспериментальный дефектологический институт Наркомпроса (ныне Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования).

Развитие социальной психологии в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления, развития и дифференциации обучения слепых и слабовидящих, глухих и слабослыщащих, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития и др., способствовал накоплению знаний во всех областях специальной психологии, развитию теоретических основ и методов дифференциальной диагностики, но в то же время обусловил сохранение относительной изолированности и преимущественно прикладного характера разных направлений специальной психологии.

В 90-е годы в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в единое сообщество, потребовало изменения приоритетов и в развитии специальной психологии.

В связи с этим актуальными становятся разработка и реализация методов специальной психологической поддержки ребенка, подростка, взрослого человека на всех этапах его взросления и жизни.

Одной из важнейших задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием, встает вопрос об обеспечении специальным образованием социально- эмоционального развития ребенка, поддержки его семьи и ближайшего социального окружения.

 

3.Охарактеризуйте основные принципы специальной психологии, определяющие ее методологические позиции?

– принцип детерминизма, в соответствии с которым все психические явления, как и психика в целом, рассматриваются как причинно обусловленные деятельностью мозга и окружающей действительностью.

– принцип развития, выражающийся в том, что все психические явления понимаются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся.

– принцип единства сознания и деятельности, согласно которому деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека. деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

 

Связь с другими науками

Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, тесно связанная с психологией, педагогикой и медициной. Ее связь с психологией определяется общностью методологических позиций, понятийного аппарата, методов изучения психики.

Медицинские данные позволяют получить представление о причинах возникновения, структуре и механизмах того или иного дефекта, помогает в изучении особенностей психики аномального ребенка.

Патопсихология изучает структуру и закономерности распада сформировавшейся психической сферы и личности, особенность же психики аномального ребенка – развитие в условиях текущего или закончившегося патологического процесса.

Взаимосвязь специальной психологии с педагогикой выражается в том, что вопросы обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии разрабатываются на основе общей теории дидактики и частных методик обучения.

 

4.Теория Выготского Л.С. о сложной структуре аномального развития ребенка и системе дефектов.

Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи.

В своей фундаментальной монографии «История развития высших психических функций» (1931) Выготский ставит и решает общую проблему психического развития ребенка в контексте соотношения биологического и социального, естественного и исторического, природного и культурного.

Л.С.Выготский показал, что обучение становится развивающим только при условии, когда оно несколько опережает психическое развитие ребенка. Согласно этому тезису в процессе обучения необходимо опираться не только на уровень актуального развития, то есть сформированные психические функции, но и на «зону ближайшего развития» (термин Л.С. Выготского), т.е. на психические функции, находящиеся в стадии формирования.

Л.С Выготский писал, что на начальных этапах развития «проблемного» ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является «первичный дефект». В дальнейшем, при отсутствии коррекционного вмешательства ведущее значении приобретают вторичные отклонения, что приводит к нарушению социальной адаптации ребенка.

Эмоционально-личностные особенности на фоне дефицита общения, комфортности и ощущения неуспеха приводят к педагогической запущенности, расстройствам эмоционально-волевой сферы и поведения. Нарушения, связанные с трудностями социализации ребенка с особенностями в развитии, образуют третичные нарушения.

В основе данного понятия лежит выделение Л.С. Выготским системы дефектов. Его теория о сложной структуре аномального развития ребенка, системном строении дефекта показала, что дефект вызывает ряд отклонений и создает сложную структуру атипичного развития. Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:

– первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и

– вторичные, возникающие опосредованно в процессе социального развития. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении.

Для полноценного психического развития ребенка с особенностями развития целенаправленное воспитание и обучение направлены на своевременную корректировку и компенсацию нарушений в развитии. Процесс развития ребенка с нарушениями социально обусловлен: социальная реализация нарушения и социальная направленность компенсации на приспособление к условиям среды.

 

5.Процессы коррекции и компенсации.

КОРРЕКЦИЯ представляет собой процесс исправления различных измененных функций человека. Процесс коррекции относится к внешним воздействиям. Коррекция под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. Прежде всего, коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации.

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

Коррекция (от лат correcccio – исправляю) – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей. В специальной психологии термин употребляется в частном значении – исправление отдельных нарушений, например, недостатков звукопроизношения, коррекция близорукости с помощью очков и т.д., и общем значении – коррекционно-воспитательная работа как система средств, направленная на сглаживание вторичных недостатков. В этом смысле коррекция должна осуществляться комплексом психолого-медико-педагогических средств с помощью специальных методов и с опорой на сохранные функции.

КОМПЕНСАЦИЯ может осуществляться во внутрисистемной и межсистемной форме. При внутрисистемной компенсации используются сохранные нервные элементы пострадавшей функции.

Межсистемная компенсация заключается в мобилизации резервных возможностей и нервных элементов, в норме не включаемых в функциональную систему. В этом случае формируются новые межанализаторные нервные связи, используются различные обходные пути, включаются механизмы адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.

Компенсация – это процесс замещения отсутствующих или полностью утраченных функций, на основе существующих нормально развитых функций организма.

Компенсация возможна лишь в том случае, когда у индивида сформирована мотивация для достаточно интенсивных и продолжительных упражнений и тренировок. Важна способность к адекватной оценке своих возможностей, постановке реальных целей и задач и сохранение позитивного отношения к себе. Компенсация утраченных или отсутствующих функций проводится под контролем ВНД. Все компенсационные процессы проводятся в пять этапов:

 

6.Этапы компенсаторного процесса.

Компенсаторные процессы проходят несколько фаз (этапов).

Первая фаза — обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.

Вторая фаза — оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности).

Третья фаза — формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

Четвертая фаза – включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации.

Пятая, завершающая фаза связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

Временная длительность указанных этапов может быть различной, что зависит от характера нарушения, его выраженности и от индивидуальных особенностей организма. Остановка компенсаторного процесса связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением разных форм деятельности.

7.Основные положения теории компенсации психических функций Л.С. Выготского.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: