Относительность объективности экономических законов




Диалека рыночного равновесия

Мы моги бы с равным основанием
спорить о том, регулируется ли стоимость
полезностью или издержками производства,
как и о том, разрезает ли кусок бумаги
верхнее или нижнее лезвие ножниц.

Альфред Маршалл (1)

Вынесенная в эпитет мысль Альфреда Маршалла удачна не только тем, что, как теперь выясняется, объективная величина стоимости товара в абсолютно равной степени определяется как полезностью товара, так и издержками его производства, но и тем, что противоположности, которые формируют стоимость товара, как и противоположные лезвия ножниц, действуют по принципу единства и "борьбы" противоположностей, равенство или равновесие которых в первом случае определяет рождение объективной величины стоимости товара, рождение объективных, равновесных цен товаров, во втором - равенство сил, приложенных к лезвиям ножниц, определяет процесс резания.

Относительность объективности экономических законов

Закон всемирного тяготения - закон, который абсолютно не зависит от воли и сознания людей, и потому является абсолютно объективным законом природы. Но в природе не существует абсолютно объективных законов, которые определяли бы экономические взаимосвязи между людьми. Объективные обстоятельства, которые субъектам экономических взаимосвязей приходится учитывать как не менее объективную силу, чем сила всемирного тяготения, складываются из мнений и побуждений самих субъектов примерно так же, как складывается равнодействующая определенного количества физических сил, где какое-то изменение отдельных из них уже не способно существенно повлиять на изменение этой равнодействующей.

Объективность экономических законов имеет относительный характер, т.е. эта объективность рождается в определенных условиях, которые можно назвать условиями полноценного рынка.

Это рынок, который способен сформировать и продолжительное время поддерживать так называемые равновесные цены. Это рынок, который, по мнению известных экономистов (Э.Чемберлин, П.Самуэльсон) (2,3), мнению, ставшему теперь уже общепризнанным тяготеет к промежуточному положению между совершенной конкуренцией и монополией, тяготеет к монополистической конкуренции. Это рынок, определяющийся множеством условий, но в отношении рождения объективных экономических законов он определяется двумя основными условиями.

Первое - количественное условие - ограниченность минимального количества субъектов экономических взаимосвязей.

Например, только определенное количество продавцов и покупателей товара - (количество, обеспечивающее наличие конкуренции, как между продавцами, так и между покупателями) - способно породить объективность процесса ценообразования. В единичных же, случайных актах обмена, т.е. когда нарушено это количественное условие формирования полноценного рынка, цена товара определяется не объективным законом стоимости, а субъективными побуждениями продавцов и покупателей.

То есть здесь при изменении количества субъектов экономических взаимосвязей происходит качественное изменение характера законов, определяющих эти взаимосвязи.

Определить точно, какое именно количество субъектов экономических взаимосвязей рождает новое качество законов, определяющих протекание этих взаимосвязей, так же невозможно, как невозможно определить точно, какое именно количество отдельных зерен рождает новое их качество - кучу зерна. Но, несмотря на невозможность определения точных параметров этого качественного перехода, он существует, и является границей, отделяющей область действительности, где экономические взаимосвязи определяются объективными законами от области, где эти же взаимосвязи определяются субъективнопсихологическими законами формирования поведения людей, или, проще говоря, субъективными побуждениями участников этих взаимосвязей.

Не абсолютное, а относительное уменьшение количества продавцов какого-то товара при объединении их в монополию также переводит процесс ценообразования в область субъективнопсихологических законов.

Субъекты экономических взаимосвязей как члены общества являются еще и субъектами права, и потому еще одним условием полноценного рынка, качественным его условием, является ненарушение общественной властью естественности этих взаимосвязей, т.е. ненарушение возможности формирования этих взаимосвязей побуждениями субъектов этих взаимосвязей, а не побуждениями чиновников общественной власти. Как это, например, имело место в плановой экономике так называемых социалистических стран, где субъективизм и волюнтаризм в экономике по причине нарушения этого качественного условия формирования полноценного рынка были закономерным явлением.

То есть здесь мы имеем еще один качественный переход, отделяющий область действительности, где экономические процессы определяются объективными законами экономики от области, где эти же процессы определяются субъективнопсихологическими законами поведения людей.

Нарушение даже одного из этих двух основных условий формирования полноценного рынка ведет к переплетению разнородных областей действительности. И в этих условиях одни экономические взаимосвязи могут определяться объективными экономическими законами, другие - субъективнопсихологическими. Цены одних товаров могут формироваться в соответствии с объективным законом стоимости, и таким образом рождаются объективные цены, других - в соответствии с субъективными побуждениями продавцов и покупателей, и таким образом рождаются субъективные цены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: