РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ





МОУ «СОШ № 33»

 

 

 

 

 

 

Настоящая рабочая программа воспитания (далее – Программа) разработана с учетом примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).

Программа является компонентом основных общеобразовательных программ –образовательной программы начального общего образования, образовательной программы основного общего образования, образовательной программы среднего общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33» (далее – школа).

Программа содержит описание основных направлений и инструментов воспитательной деятельности школы, но не ограничивает весь перечень направлений и инструментов, которые могут применять школа и педагогические работники.

 

1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса

 

Воспитание в школе осуществляется как:

1) воспитывающее обучение, реализуемое на уроке;

2) специальное направление деятельности, включающее мероприятия и проекты воспитательной направленности, в том числе в рамках внеурочной деятельности;

3) воспитание в процессе реализации программ дополнительного образования.

Приоритет отдается организации воспитывающего обучения в процессе урочной деятельности, поскольку деятельность на уроке является основным видом занятости обучающегося в школе. Уроки охватывают большую часть времени пребывания ребенка в образовательном учреждении.

 

Особенностью организуемого в школе воспитательного процесса является наличие уклада школьной жизни, определяемого:

большим коллективом учащихся, создающим разнообразие темпераментов, способностей, желаний, интересов, возможностей;

отношениями между педагогами, учащимися, родителями как рядом проживающими и, часто, хорошо знающими друг друга людьми;

сохраняющимися традиционными отношениями в системе «взрослый–ребенок»;

 

Школа удалена от центра города и находится рядом с новым быстро застраивающимся микрорайоном, является одной из 40 школ города. Располагается в типовом здании постройки 1991 года.

В 2021-2022 годом учебный процесс организован в соответствии со следующими образовательными программами:

- Основная общеобразовательная программа начального общего образования

- Основная общеобразовательная программа основного общего образования

- Основная общеобразовательная программа среднего общего образования

Реализуются принципы инклюзивного обучения и действуют адаптированные программы для обучающихся с ОВЗ следующих нозологических групп: ЗПР, ТНР, НОДА по уровням обучения. В школе работают: педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-дефектолог, учитель-логопед.

Общее количество учащихся на 1 сентября 2021 г. – 1960 учеников, сформировано 68 классов. На I уровне обучается 1074 ученика (38 классов), во II уровне – 833 учеников (27 классов), в III уровне – 53 ученика (3 класса). Средняя наполняемость класса – 30 человек.

Социальный состав учащихся школы неоднородный, поэтому перед педагогическим коллективом школы стоит сложная задача: обеспечение современного качественного образования для каждого ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

По состоянию здоровья 12 человек обучается на дому.

Таким образом, право каждого ребёнка на получение бесплатного образования реализовывается в полном объеме.

В школе функционируют отряд юных инспекторов движения, дружина юных пожарных.

Важное место в системе воспитательной работы отводится формированию физической культуры учащихся, а посредством этого – воспитанию таких качеств, как целеустремленность, чувство товарищества, долг, ответственность, взаимовыручка и т.д.

Основными организационными ценностями процесса воспитания в школе являются:

а) безопасность

б) сочетание общественных и личных интересов;

г) сочетание требовательности с безусловным уважением;

д) вовлечение всех участников (методика КТД и др.);

е) создание мотивации;

ж) использование потенциала участников;

з) обучение персонала;

и) непрерывность (воспитание не сводится к мероприятиям);

к) сочетание стандартизации с творчеством.

 

2. Цель и задачи воспитания

 

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) цель воспитания заключается в личностном развитии обучающихся, проявляющемся:

в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.

1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

быть трудолюбивым, следуя принципу «делу –с время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся, обучающихся на уровне основного общего образования, связано с особенностями обучающихся подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.

3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

опыт природоохранных дел;

опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогическим работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

использовать воспитательный потенциал внеурочной деятельности, обеспечивать занятость детей в объединениях по интересам, функционирующих как в школе, так и в других организациях (организациях дополнительного образования, культуры, физической культуры и спорта);

реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

повышать эффективность работы советов обучающихся, как на уровне школы, так и на уровне отдельных классов;

обеспечивать эффективное профессиональное самоопределение обучающихся;

совершенствовать воспитательную компетентность педагогических работников, стимулировать достижение высокого качества и эффективности воспитательной работы;

организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

 

3. Виды, формы и содержание деятельности

 

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

 

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися.

Основные формы и виды деятельности.

На внешкольном уровне:

1. Городской конкурс литературно-музыкальных композиций «Дорогами Победы» - для учащихся школ города Вологды.

2. Социальные проекты:

2.1. « Живи, лес! » - проект по сбору макулатуры.

2.2. «Помощь бездомным животным»

3. На школьном уровне:

3.1Торжественные ритуалы: «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», «Торжественная линейка 1 сентября», «Последний звонок».

3.2Общешкольные праздники: Концерты «День учителя», «День пожилого человека», «День матери», «Алло, мы ищем таланты!», «23 февраля», «8 марта» «День Победы»

3.3Школьные конкурсы: чтецов, театральных миниатюр, инсценировок и видеороликов, творческих работ, оформление помещений в преддверии праздников,, проектных работ. Выставки творческих работ.

4. На уровне классов:

4.1 Выдвижение предложений от классов по тематике, содержанию ключевых общешкольных дел;

4.2 Создание на уровне классов инициативных групп по проведению отдельных общешкольных ключевых дел;

4.3 Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

4.4. Участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

4.5 Проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

5. На уровне обучающихся:

5.1 Вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

5.2 Обучение (проведение тренингов, мастер-классов, семинаров) участию в общешкольных ключевых делах, требующих специальных знаний и умений (волонтерские, добровольческие проекты, экологические проекты, художественно-творческие проекты, многодневные сборы, походы, военно-спортивные игры и т.п.);

5.3 Индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

5.4 Наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;

5.5 При необходимости коррекция поведения обучающегося через индивидуальные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

 

3.2. Модуль «Классное руководство»

 

Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

1. Работа с классным коллективом:

1.1 Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

1.2 Организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

2. Классные дела:

2.1 Разработка и реализация социальных проектов;

2.2 Просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, передач;

2.3 Посещение театров, музеев, выставок

2.4 Коллективное посещение спортивных соревнований

2.5 Посещение производственных предприятий, научных, образовательных организаций

2.6 Организация праздников

2.7 Проведение встреч с ветеранами, общественными деятелями

2.8 Организация выполнения общественно-полезной работы каждым обучающимся

2.9 Проведения диспутов по актуальным проблемам нравственно-этического содержания

2.10 Подготовка и проведении бесед: «О любви, верности и дружбе», «О принципиальности и искренности», «О чистоте мысли и бескорыстии поступка»

2.11 Участие в общественно полезном труде в помощь школе, городу, родному краю

2.12 Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе

2.13 Проведение творческих конкурсов внутри класса

2.14 Проведение спортивных соревнований

2.15 Проведение краеведческой, поисковой работы

2.16 Организация бесед с школьным психологом, медицинскими работниками

 

2.17 Проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

2.18 Сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;

2.19 Выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

3. Индивидуальная работа с обучающимися:

3.1 Профилактика асоциального поведения

3.2 Ведение системы учета детей, семей групп социального риска, реализацию специальных программ профилактической работы с ними;

3.3 Реализация профилактических программ для детей группы риска, обеспечение подростков информацией об опасных последствиях алкоголизма, наркомании, курения, «внедрения» упражнений и заданий, развивающих навыки ответственного отношения к здоровью и исключающих рискованное поведение, наносящее вред здоровью и социальному благополучию;

3.4 Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным психологом;

3.5 Поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;

3.6 Коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

4.Работа с учителями-предметниками в классе:

4.1 Регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися;

4.2 Проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;

4.3 Привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

4.4 Привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.

5. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

5.1 Повышение педагогической культуры родителей;

5.2 Содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

5.3 Опора на положительный опыт семейного воспитания;

5.4 Использование различных формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, ролевая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.;

5.5 Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;

5.6 Помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

5.7 Организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

5.8 Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся;

5.9 Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;

6.0 Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

 

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»

 

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы.

В школе представлены следующие курсы внеурочной деятельности:

На уровне начальной школы – «Волейбол», «Футбол», «Баскетбол», «Подвижные игры», «Азбука истоков», «Путь к успеху», «Умный читатель», «Культура питания», «Умники и умницы», «Проектной деятельности по изучению природы и культуры родного края», «Я – исследователь», «ПервоЛого", «Юный эколог», «Азбука рисования», «Фантазёнок», «Бисероплетение», Хор, «Арт студия», «Вязание крючком».

 

На уровне основной школы - «Час общения», «Я – пятиклассник», «Занимательная география», «Английский без границ», «За страницами учебника истории», «ЗОЖ», «Баскетбол», «Отряд ЮИД», «Волейбол», «Занимательная математика», «Немецкий с удовольствием», «Спортивные игры», «Занимательная биология», «Театральный кружок», «Занимательная история», «Твой выбор», «Час чтения», «Занимательный русский язык», «Школа оратора», Час общения «Культура воспитания и этикет», «Математика для любознательных», «В мире слов», «Мини-футбол», «Вокальный ансамбль», «Грамматика английского языка», «Здоровый я – здоровая страна», «Основы бизнеса и предпринимательства», «Математический клуб», «Я – исследователь», «Финансовая грамотность», «Русский язык и культура речи», «Математический практикум», «Основы потребительских знаний».

 

На уровне средней школы – «Проектная деятельность по химии», «Методы решения физических задач», «Волейбол», «Баскетбол», «Комплексный анализ текста», «Решение экономических задач», «Решение задач по информатике», «Проектная деятельность по немецкому языку», «На пороге взрослой жизни», «Живой организм», «Этика и психология семейной жизни», «Пресс-центр», «Решение олимпиадных задач по обществознанию».

 

3.4. Модуль «Школьный урок»

 

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

 

3.5. Модуль «Самоуправление»

 

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.

Детское самоуправление в школе осуществляется через:

На уровне школы:

• деятельность Школьного ученического совета самоуправления (ШУСС), который объединяет представителей 5-11 классов школы. Совет выступает от имени обучающихся при решении вопросов школьной жизни, содействует реализации инициатив обучающихся во внеучебной деятельности, участвует в решении конфликтных вопросов.

На уровне классов:

• деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с ШУСС;

• деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штабы, группы звенья, экипажи);

На индивидуальном уровне:

• вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

• реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

 

 

3.6. Модуль «Профориентация»

 

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников.

Эта работа осуществляется через:

• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;

• встречи с представителями учебных заведений, государственных органов и служб, отдельных профессий;

• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;

• проведение диагностических исследований по выявлению профессиональных склонностей и интересов учащихся и индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

• привлечение учеников старших классов в работу школьных трудовых бригад с летний период.

3.7 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.

Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как

• оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

• размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе.

• озеленение школы и пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;

• создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;

• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;

• событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздники, ярмарки, фотозоны и др.);

• совместная с детьми разработка, создание и популяри



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: