Введение
В мировой экономике, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, созданием современных систем коммуникации и информации, с одной стороны; и происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, с другой стороны.
Эти два процесса тесно связаны между собой и направлены на усиление возможности самостоятельно справляться со сложными экономическими, социальными, экологическими, политическими и другими проблемами. Региональным сообществам легче противостоять новым вызовам XXI века.
Интегрирование во многом определяется наличием между странами общности экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь.
Сущность интеграционных процессов
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. Важным фактором мирового развития интеграция в различных формах стала в послевоенный период.
Под термином "интеграция" в широком смысле понимается возникновение новой общности из прежде разрозненных частей. В случае международной политической интеграции речь может идти о создании самостоятельного политического целого в рамках территориальных границ, либо о возникновении политического сообщества, не имеющего территориальной привязки.
Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкуренции и более жесткое соперничество на традиционных рынках превышают возможности отдельного государства или корпорации. Это обусловливает необходимость объединения территориально сопряженных стран, позволяя укрепить свои позиции в глобализирующейся экономике, использовать потенциал крупного экономического пространства, наконец, выступать единой силой против общих конкурентов на мировом рынке. В результате имеет место не просто определенная увязка национально-государственных интересов, но и их оформление в виде региональных интересов.
Региональным группам развитых стран, где наиболее высока открытость экономик, она позволяет легче создать единое экономическое пространство, легче выстоять в глобальной конкурентоспособной борьбе своих экономик, фирм, товаров.
Интеграция характеризуется особенностями, которые отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
· устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами - участницами соглашения;
· согласованием экономической политики стран-участниц;
· взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона техно-логического единства производственного процесса;
· широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместным финансированием развития экономики и ее инновационного механизма;
· структурными изменениями в экономике стран-участниц;
· сближением национальных законодательств, норм и стандартов;
· целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления, как в случае с ЕС).
Интеграционный процесс охватывает отдельные звенья целостной системы:
) рыночное обращение (благодаря либерализации торговли и росту факторов производства), включая обращение товаров, услуг, денежной массы, ценных бумаг и т. д. - это так называемая поверхностная (или мягкая) интеграция;
) собственно производство - глубокая интеграция;
) сферу принятия решений (на уровне фирм, предпринимательских союзов, национальных правительств, международных и национальных организаций).
Классификация процессов интеграции
Специалисты делят интеграцию на негативную и позитивную.
Негативная интеграция предполагает устранение национальных барьеров для оформления рынка больших масштабов, где не предписывается заранее некая общая модель хозяйственного поведения.
Негативная требует сокращения социальных выплат и максимального отстранения государств от политического вмешательства в функционирование рынка.
При интеграции, которую можно назвать позитивной, государства-участники должны приводить внутренние механизмы в соответствие с моделью, которая задается в наднациональных политических решениях. В ЕС позитивную интеграцию можно найти в области защиты прав потребителей, охраны окружающей среды и безопасных условий труда. Позитивная интеграция в большей мере социально ориентирована. Она вторгается в те сферы, которые оставались без внимания со стороны отдельных правительств.
Существование негативной и позитивной интеграции в Европе отражает "два лица" либерализма:
) "Экономический", "чистый" или "неолиберализм" ставит на первое место рынок. Считается, что демократия, мир и соблюдение прав человека зависят от успешного функционирования рыночной экономики.
) Социальные либералы, в отличие от "чистых", на первое место ставят права человека. Они допускают ограничения в функционировании рыночных сил ради удовлетворения базовых людских потребностей, в том числе и политическими способами, не доверяя рынку в полной мере.
Под международной экономической интеграцией понимается высокая (зрелая) ступень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур ряда стран.
Экономическая интеграция предполагает свободное движение товаров, капитала и людей между участниками объединения. [4, гл. 1.]
Формы (этапы) интеграции:
. Зона свободной торговли (ЗСТ) - отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН.
. Таможенный союз (ТС) - наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, МЕРКОСУР).
. Общий рынок (ОР) - наряду с функциями ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.
. Экономический и валютный союз (ЭВС) - наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.
. Политический союз - наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство. [7]