Описание мужского казачьего костюма





История кубанского казачьего войска.

Кубанское казачество родословную ведет от двух корней – запорожских казаков, переселившихся на Кубань, и казаков, и казаков линейных, в основном, уроженцев верхнего Дона. Запорожская Сечь пала в 1775 г. Одни казаки ушли за Дунай, в турецкие владения, другие остались, но и их судьба сложилась по- разному. Земли, принадлежавшие запорожцам, были заняты Россией, казаки же обратились в народ гонимый. Часть казаков приняли присягу на верность России, началось формирование Запорожского войска, через год оно получило наименование Черноморского войска. В 1792 году императрица Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли по правой стороне Кубани, чтобы обеспечить защиту границ России.

Рисунок 1. Костюм казака и казачки.

Рисунок 2. Казачья семья. (Фото из архива)

История казачьего костюма

В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам: конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.

В 1810 г. утверждена единая форма обмундирования черноморских казаков – шаровары и куртка из грубого сукна.

Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1840 г. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшегося в 1860 г. кубанского казачьего войска. Комплекс мужской казачьей одежды состоял из черкески, шаровар, бешмета, башлыка, а зимой – бурки, папахи, сапог или ноговиц.

Описание мужского казачьего костюма

Черкеска шилась из черного фабричного сукна, покрой заимствован у горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески.

Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра.

Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др.

Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

Носили казаки шаровары суконные темных тонов. На ногах башмаки, зимой – сапоги опойковые.

В праздничное время казаки носили атласные бешметы, оправленные серебром. Зимней одеждой служили шубы – кожухи, папахи, бурки.

Описание женского казачьего костюма

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.

Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра.

Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Нижняя юбка – «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой.

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

Особо стоит поговорить о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.

На голове красивые – красивые шелковые платки, на ногах – полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах.



Одежда кубанских казаков всегда выделялась яркими красками женского костюма и широкими мужскими шароварами. Знакомство со старинной одеждой кубанцев – отличная возможность понять колорит их культуры.

Без описания национальных костюмов жителей Кубани невозможно сложить полноценную историю о Краснодарском крае. В костюмах местного населения отражены все вехи становления народа и изменения, происходящие с их родной землей. Их вещи – не куски материи, а настоящий памятник прошлому.

Одежда кубанского казака – способ выражения самобытности и независимости. Сначала их одеяния были трофейными, но по ходу развития края приобрели собственные отличительные черты.
Мальчишки обходились холщовой рубахой и брюками, а когда поступали учиться ремеслу, в наследство от отца или брата получали их традиционные предметы одежды.
Самым колоритным элементом наряда казака были шаровары. Ткань и расцветка для их пошива выбирались в соответствии с воинским званием мужчины и временем года. В праздник и на церковные службы положено было надевать штаны ярко-красного цвета, а будничные шаровары были синими. Зависела расцветка старинных брюк и от возраста хозяина.
Ширина штанов позволяла с удобством разместиться в седле и не мешала в боевых действиях. Подпоясывали шаровары тонким ремешком, который называли гашником. Он служил фиксатором для кошелька, который носили на талии.
Нижняя казацкая рубаха шилась из белого льняного полотна. Ее редко украшали вышивкой. Верхнюю кроили из белоснежной ткани, ворот пестрел вышитыми женской рукой узорами. Рубахи никогда не заправлялись, носились навыпуск.
Поверх рубашки дома и на улице носили бешмет. Без этого элемента невозможно представить полного костюма казака. Сейчас его называют курткой или гимнастеркой. Существовало несколько видов бешмета, носили как короткие, так и удлиненные модели.
Разнообразие цветов позволяло подобрать бешмет любой расцветки: желтый, коричневый, зеленый, синий, серый, черный. Его также подпоясывали ремнем, на который цепляли украшения и оружие.

Женский костюм

Кубанские казачки всегда отличались красотой и суровым нравом. Их гардероб отличался от мужского богатством цветов и разновидностей одеяний.
Девочки имели лишь длинную рубаху да сарафан, который надевали поверх нее. Только по достижению 15 лет старшей дочери шили или покупали новую юбку, кофту, платья.
Основным нарядом считалось платье, которое называли кубелек. Его носила каждая женщина, независимо от достатка и рода, отличалась лишь ткань. Это платье походило на камзол, надевать под него было принято рубашку, которая выглядывала на груди и из-под пышных складок рукавов.
Носили рубашки под горло или легкие кофты в сочетании с юбками из шерсти или ситца. Казачки старались украсить свои наряды как могли: вставляли кружево, вышивали яркие рисунки, притачивали мех и кусочки кожи.

 

 


 


 


 

Кубанский казачий костюм Для казаков одежда была показателем не только достатка, но и удали. Богатые казаки щеголяли в дорогих мехах, шелке, бархате, надевали драгоценные пояса. Бедные покупали батист, ситец, сатин и носили домотканую одежду. Однако практически все население кубанских станиц занималось прядением и носило одежду бельевую и нательную из ткани домашнего производства. Шерстяная и полушерстяная ткань шла на изготовление верхней одежды. Ткали и пряли казачки до середины 20 века. Основой мужского казачьего костюма были: рубаха с прямым разрезом ворота и штаны-шаровары. Рубахи шились длиной почти до колен с прямыми рукавами (тип украинской рубахи). К началу 20 века стали появляться рубахи с талейкой (кокеткой) и косоворотки (влияние России). Обычно казаки носили рубахи по-украински - заправленные в штаны, однако старообрядцы носили рубахи на выпуск и обязательно подпоясавшись. Поясом служил узкий кавказский ремешок с серебряным набором и наконечником. Только старики могли ходить по дому и работать в поле без пояса. Рубаха с поясом была единственной одеждой у мальчиков 5-7 лет. Казачьи штаны-шаровары шили из сукна и холста. Во второй половине 19 века распространился обычай носить бельевую одежду (рубаху и штаны) - исподнее. Форменный казачий костюм включал в себя бешмет, черкеску, бурку, кубанку (папаху). Папаху или фуражку казаки носили, сдвинув на правую сторону, чтобы слева был виден чуб. Бешмет надевался на нательную рубаху, шили его из разнообразных покупных тканей ярких цветов, длиной ниже бедер, застежка была спереди, воротник высокий стоячий, длинный узкий рукав на манжете. На бешмет надевалась черкеска, покрой заимствован у кавказских горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди. Рукава делали широкими к низу, с цветными отворотами. На груди нашивались газыри, служившие украшениями. Казачья черкеска шилась из фабричного сукна установленного тона: синего, серого, черного - в зависимости от рода войск. Бурка шилась в виде длинной и широкой накидки из толстого ворсистого домашнего сукна с застежкой у горла. Зимней одеждой служили длинные прямоспинные шубы - кожухи, расходящиеся к низу колоколом, без застежки, с глубоким запахом и небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин (тип украинский). Зажиточные казаки носили шубы из сукна, на енотовом меху - они были очень дорогие. Головными уборами казаков были меховые шапки-папахи из овчины, а у богатых - из каракуля. В 19 веке они были высокими, с суконным верхом и кантом по цвету полка, в котором служили. В 20 веке стали шить низкие шапки-кубанки. Рабочей обувью для всех служили башмаки из сыромятной кожи с пришивной подошвой. Их называли по-разному: башмаки, ходаки, черевики, чувяки, ноговицы. Военная обувь - сапоги из хромовой или шагреневой кожи. В начале XX века распространилась мода на лаковые сапоги. Шаровары шили с широкой ластовицей, как у скифов, для удобства при верховой езде, обязательно на шнурке (учкуре), так как застежки из пуговиц и шнурков не выдерживали джигитовки. Для домашних летних работ в жару носили шаровары из холста. Одежда кубанских казаков сформировалась из различных элементов, принесенных переселявшимися сюда различными русскими и украинскими группами населения. Казак мог продать или пропить все, но только не шапку и шашку. Сбитая с головы шапка была вызовом на поединок. Шапку убитого казака клали дома на полочку. Особую роль шапка играла и при выборе атамана. Как только его выбирали, он торжественно надевал шапку, а все казаки снимали их, признавая над собой его волю. Первые лампасы можно было обнаружить на одежде половцев и скифов. Кубанские казаки их не носили, а нашивали, как и терские казаки, серебряный галун. Но другие казачьи войска различались по их цвету. У донских и сибирских казаков лампасы были красными, уральских - малиновый, оренбургских - темно голубой, у астраханских, семиреченских, забайкальских, амурских, уссурийских - желтый лампас. Есть такая легенда, что царь присылал казакам за службу жалование в виде оружия, хлеба и сукна красного и синего цвета. Однажды привезли синего сукна в достаточном количестве, а красного - мало. Казачий круг решил делить все поровну, и красного сукна досталось каждому по ленточке.

В основу женского костюма входило: сорочка, юбка, зипун, кохта, шлычка (платок). Почти до 30-х годов 20 века рубаха была основной одеждой казачек. В рубахе и юбке женщины выполняли все домашние работы. Юбки шили из покупных материалов. Они были широкими. Холщовые юбки носили в качестве нижних юбок по две-три штуки. Передник не был у кубанских женщин обязательной частью костюма. Его надевали для работы. Сорочки были различных фасонов и имели разные названия: кирасы, гусарки, гейши, капот. Старинной верхней зимней одеждой были: зипун и кохта. Головной убор - шлычка. Она состояла из круглого донца, надевалась на пучок и застегивалась шнурком. В начале 20 века появились чепчики, наколки, фальшонки, Зимой казачки носили платки. Девушки летом могли ходить без головного убора, со спущенной на спину косой, перевязанной лентой, украшенной венками. Рабочей обувью были: чирики, башмаки, черевики, чувяки, сапоги. В начале 20 века праздничной обувью были фабричные туфли, полусапожки. Времена изменились, и жители Кубани в повседневной жизни одеваются как все. Но у каждой нации, у каждого народа сохранились свои традиции, как у казаков казачий костюм. Так давайте же относиться к истории своих предков с уважением.


 


 


 

Униформа Кубанских казачьих войск. Обер-офицер, фельдфебель и рядовой. 1884



 

В каждой российской губернии существовали свои излюбленные приемы украшения рубах, места расположения и способы воплощения узоров, определенная цветовая гамма. Если в старинных рубахах преобладают набойка, узорное ткачество и вышивка льняными, шелковыми, шерстяными, позже - хлопчатобумажными нитями, то со второй половины XIX века все шире используются разнообразные тканевые нашивки, аппликация, тесьма, ленты, кружево и блестки. Встречается вышивка городского типа, такая например, как прорезная гладь. Полосатые и клетчатые узоры были разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре

Привычными в южнорусском декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, кони, оленя, многочисленные ромбические и крестообразные фигуры, зигзаги, меандры. Наряду с четкими геометрическими мотивами большое распространение получили растительные, зооморфные и антропоморфные сюжеты и среди них - павы, кони, барсы.

БОЛЕЕ 200 лет назад на Тамани поселились первые черноморские казаки. С Таманской земли, закрепленной за казаками указом Екатерины Великой, начиналась Кубань, которая и по сей день хранит традиции и историю Кубанского Казачества. В Эти дни проходит ежегодный фестиваль в музее под открытым небом Атамани. Атамань гостеприимно распахивает свои объятия принимая гостей со всех краев, знакомит их с казачьим бытом, историей, традициями и кухней.

Женский костюм кубанской казачки – это целый мир. Не скрадывать женскую красоту, а подчеркивать ее должна была парочка –юбка, в талию, отделкой волнами и кружевами и кофта (кохточка) с длинными рукавами и чудесной вышивкой или цветными вставками, приталенная или с баской, подчеркивавшая все достоинства фигуры казачки. Каждая станица, каждый казачий род отличались особыми женскими нарядами.

Юбка из ситца или шерсти, присборенная у пояса на шнуре учкуре, в 5-6 полок (полотнищ). Да и не носили не одну юбку – ворох! Под низ две-три сатиновые или ситцевые, а нижняя только белая. Красивый кубанские казачки в праздничных нарядах! Но сколько забот у них… Все умела делать казачка: прясть, ткать, кроить, шить, вышивать и плести кружева, да еще вести дом, растить детей, ухаживать за домашней скотиной, за садом, убирать кукурузу и просо, молоть зерно ручным жерновом, седлать коня для казака, а по необходимости и сама верхом на коне гарцевала. Казак в походе – все в ее руках. За то почет и уважение… А уж как запоют!

 




Неизвестный художник начала XIX века.
Неизвестная женщина — донская казачка, участница Отечественной войны 1812 го­да.
Зимой носили знаменитые донские шубы. Шуба шилась длиной до пят в виде «колокола». Шитая мехом вовнутрь, она покрывалась дорогой тканью и по краям обшивалась мехом выдры или ондатры. Стоившая очень дорого, к концу XIX века шуба стала обязательным предметом приданого донской казачки.

Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую. У казаков и сейчас кружева «заплетают на судьбу», по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в их охранительную силу, носить тем не менее продолжают с удовольствием.

В некоторых станицах в середине XIX века получили распространение женские костюмы, состоящие из белой рубахи с узором, сарафана с небольшой грудкой, передника и сукмана — плечевой одежды с прямым разрезом ворота и короткими рукавами, сшитой из ткани темных цветов. Головным убором в таком наряде была шлычка — сшитая из ткани шапочка с очельем, покрываемая сзади платком.

К началу XX века почти повсеместно в моду стал входить костюм-парочка, состоящий из юбки и кофты, украшенных кружевами и лентами. Праздничные наряды шили из дорогих покупных тканей: кашемира, шелка, атласа, батиста, поплина. Наибольшее распространение на Дону получили блузы «кирасы» на подкладе, с баской по нижнему краю, с воротником стойкой и густо собранной головкой рукава, плотно облегающие и подчеркивающие таким образом природную стать казачки. Вторым излюбленным фасоном были кофточки «матинэ», на кокетке спереди и с пышными сборками на груди с длинным «об руку» рукавом с приподнятой головкой. Костюм-парочка, сшитый из светлой ткани


жемчуга носили более состоятельные казачки.

Вообще, жемчуг (зеньчуг (дон.)) был любимым украшением донских женщин. На протяжении почти всей нашей истории тяжело складывалась жизнь казачки на широком Диком Поле. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный древний казачий сказ:

«Это случилось давно, братья соколы, еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, как шум воды на порогах.

— Ах, сказала Она, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда возвратились они в свой Небесный Дом, то увидели на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.

Вот почему в казачьей земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами».

Были и другие украшения, нашивавшиеся на одежду, декоративные пуговицы из полудрагоценных камней.

И вот, в один из праздничных дней, она подводит дочку к разукрашенному сундуку, открывает его и достаёт свою былую гордость: сатиновый бешмет (атласный), канаусовую рубашку, ширинку и припайки с янтарями, и всё это примеряет на дочку, сама полная восторга, как и дочь. Что в пору и идёт к лицу, то сейчас же и даётся дочери, а что не в пору, то нетрудно где нужно поушить (убавить) и т.п.

Казачка ст. Червленой(слева)


Костюм терской казачки
жемчуга носили более состоятельные казачки.

Что касается украшений, бывших у девиц и женщин, главнейшие из них назывались чикилики и перлы (коробчак). Кроме того, носили ещё бизилики (базилики, белезики, безелика) — плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом (А Ригельман: «На руках, при самой ручной кисти, кольца нарочитой толщины золотые и серебряные».); серьги из жемчуга и драгоценных каменьев и золотые, серебряные перстни и кольца. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». На правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали.Любили казачки в праздники надевать ожерелья (борок), монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Бусы из жемчуга

 

Вообще, жемчуг (зеньчуг (дон.)) был любимым украшением донских женщин. На протяжении почти всей нашей истории тяжело складывалась жизнь казачки на широком Диком Поле. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный древний казачий сказ:

«Это случилось давно, братья соколы, еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, как шум воды на порогах.

— Ах, сказала Она, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда возвратились они в свой Небесный Дом, то увидели на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.

Вот почему в казачьей земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами».

Были и другие украшения, нашивавшиеся на одежду, декоративные пуговицы из полудрагоценных камней.

И вот, в один из праздничных дней, она подводит дочку к разукрашенному сундуку, открывает его и достаёт свою былую гордость: сатиновый бешмет (атласный), канаусовую рубашку, ширинку и припайки с янтарями, и всё это примеряет на дочку, сама полная восторга, как и дочь. Что в пору и идёт к лицу, то сейчас же и даётся дочери, а что не в пору, то нетрудно где нужно поушить (убавить) и т.п.

Казачка ст. Червленой(слева)


Казачки Уральского, Оренбургского и Сибирского войск носили вплоть до XX века старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, характерные для русских северных и центральных губерний России. Необыкновенной красоты были уральские праздничные наряды. Рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотной вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты (виды шелковых тканей), бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлическими филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотной вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотых и шелковых нитей.

 

Любили казачки в праздники надевать и украшения: монисты, ожерелья. Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Из жемчуга бусы носили более состоятельные казачки.

Цитата


… после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» — юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»)…
часть текста заимствовано


 

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ.-НЕЗАМУЖНЕЙ КАЗАЧКИ.


 





Читайте также:
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.046 с.