В экспозиции музея можно обнаружить поистине редкие вещи. Как то - национальные костюмы, кружева и рушники, многим из которых уже больше века. Поражает тщательность и трудоемкость исполнения шитья, вышивок и кружев. Ведь раньше, все это делалось вручную, без фабрик и станков.
ПАНЁВА-ФАРТУХ НАОБОРОД.
середина 19в. Уральские казаки.
Оренбургская казачка.
Характеризуется своими отличиями и одежда казаков Кубанского войска, стиль которой начал формироваться задолго до того, как воины стали именоваться казаками. Костюм кубанских казаков имел нарядную и повседневную форму. Форменный его вариант прошел долгую историю формирования, большое влияние на это оказал кавказский народ. Между славянами и горцами не всегда были враждебные отношения, часто они вели взаимовыгодный обмен и торговлю, что отобразилось и на бытовом уровне. Окончательно форменный костюм казаков Кубанского войска сформировался в середине XIX века и состоял он из таких элементов одежды как черкеска, рубаха или бешмет, шаровары, архалук, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.
Черкеска представляла собой длинный кафтан, до пояса облегающий с расширяющимися к низу полами. На груди такой вид одежды застегивался на крючки, оставляя низ свободным, что не препятствовало широкому шагу воина и не сковывало его движения во время верховой езды. Изделие шилось из тонкого фабричного сукна с широкими рукавами и глубоким вырезом. В повседневной жизни такой элемент казачьей одежды заменяла сермяжная свита, сшита из домотканого грубого сукна серого или черного цвета, которая одевалась прямо на рубаху. Рубаха также принадлежала к основному элементу обмундирования воинов Кубанского войска. Была она двух видов - русская и бешмет. Первую заправляли в шаровары, вторую - носили навыпуск. Шили их из холста или шелка, при этом казаки преимущество отдавали шелку. Для украшения рубахи наносились орнаменты на ее подол, по краям и на груди. В зимнее время вместо рубах носили нательные полушубки, которые одевали шерстью к телу.
|
Шаровары – неотъемлемый элемент мундира кубанского казака. Имея широкий свободный крой, они были очень удобны и для воинских походов и битв, и для верховой езды. В качестве верхней одежды на казаках в XIX веке можно было увидеть нечто среднее между татарским халатом и кафтаном, которое называлось архалуком. Носили казаки и балахон с капюшоном, который согревал их в холодное время года. Изготавливался он из верблюжьей или овечьей шерсти. На Кавказе вместо такого балахона воины носили башлык - верхнюю одежду, и бурку – отдельный головной убор, напоминающий собой капюшон.
Сапоги казаков имели множество разновидностей, которые отличались между собой назначением. Самыми удобными и любимыми для воинов были мягкие сапоги без каблуков – ичини и «чирики». Галоши одевались поверх ичин, в которые заправляли шаровары. Иногда кубанские казаки и башмаки - кожаную обувь с ремнями.
Головные уборы у казаков были двух видов – шапки, полностью сшитые с овечьих шкур, и шапки, обшитые мехом с тканевым верхом, и имели они форму цилиндра или усеченного конуса. У казаков папаха играла большую роль в обычаях и символике, снимали они ее только на молитве и присяге, а в доме она находилась на самом заметном месте. Обмундирование казаков Кубанского войска отражает уникальность и неповторимость культуры казачества, которая формировалась на протяжении многих веков
|
Традиционные народные костюмы Кубанского казачества. Одежда кубанских казаков формировалась на протяжении 19 века под влиянием южнорусских, украинских и соседних горских традиций. На неё влияли воинский быт казачества, климатические условия, народные вкусы и представления. Форменная одежда - мундир для казачества - знак принадлежности к военному сословию, отличавший их от крестьян. Форменный костюм кубанских казаков прошёл сложный путь развития, и на нём больше всего сказалось влияние кавказских народов. Повседневная мужская одежда – казачью форму надевали по праздникам и в строю, хотя молодые казаки стремились носить её и в обычные дни, когда все остальные ограничивались шароварами и рубахой. Рубаха шилась почти до колен, шаровары шились на шнурке. Праздничная обувь – сапоги. Особенно ценились - хромовые, из мягкой, тонкой кожи. Рабочая обувь – башмаки из грубой сыромятной кожи с пришивной подошвой. Их называли ходоками или черевиками. Обувь обычно надевали на шерстяные носки, в которые заправляли шаровары. Голову летом в поле покрывали войлочной шляпой горского типа или плетёнными из соломы брылями - широкополыми шляпами. В начале 20 века головными уборами казаков становятся шапки - кубанки с красным, синим и малиновым верхом. Зимней одеждой служили кожухи – шубы с запахом и короткие полушубки. Зажиточные казаки носили шубы из сукна, на енотовом меху. В зимние поездки на шубы надевали овчинный тулуп.
|
Женская одежда. Основа женского костюма – рубаха. В черноморских станицах на рубаху надевали широкие юбки на продёрнутом очкуре. Для работы использовали передники и фартуки. Со второй половины 19 века среди кубанских женщин распространяется городская одежда – юбки и кофты из покупных тканей. Если их шили из одного материала, такой костюм назывался парочкой. В зажиточных семьях парочку шили из шёлковых и шерстяных тканей, в бедных - из ситца. Кофточки были разнообразных фасонов особенно в начале 20 века. Чаще всего их шили по фигуре. Такие кофты назывались кирасами. Другой вид кофты - гусарку – шили короткой, немного ниже талии. На груди гусарка имела широкое украшение из шнурков. Шили кофты и более свободного покроя – гейши и матене, их носили поверх юбки. Для отделки кофт использовали кружево, тесьму, шнур. Зимой верхней одеждой казачек служили овчинные шубейки и простые кожухи с запахом. Рабочей обувью были башмаки, черевички, а праздничной – сапоги из цветного сафьяна на каблуках. В начале 20 века получили распространение полусапожки и ботинки на шнурках. Одежда Кубанского казачества отличалась возрастными особенностями, востребованностью в обрядовой, праздничной и повседневной трудовой практике.