Практическая часть курсовой работы
В РФ отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие процедуру проведения внутреннего кадрового аудита. Вместе с тем ведение кадрового учета является обязательным для любой организации. Выявить ошибки в ведении кадрового учета и привести документы в порядок поможет проведение кадрового аудита.
Внутренний кадровый аудит – комплекс мер, включающий в себя оценку системы кадрового документооборота, сложившегося при ведении кадрового учета в организации, проверку наличия всех обязательных кадровых документов и экспертизу кадровой документации на предмет соответствия действующему законодательству РФ и корректности оформления локальных нормативных актов (ЛНА) и кадровых документов работодателя, предоставление рекомендаций и, при необходимости, выполнение работ по устранению ошибок в кадровых документах.
Кадровый аудит обычно проводится в следующих случаях:
1) при изменениях в трудовом законодательстве;
2) при смене работника, в функции которого входит оформление кадровой документации;
3) при необходимости оптимизировать функционирование кадровой службы;
4) перед проведением проверок контролирующими органами, в частности инспекцией труда;
5) при смене руководства организации.
Поскольку законодательством не закреплены правила проведения внутреннего кадрового аудита, руководство организации свободно в определении объема, способов, оснований внутренней проверки.
Этап 1. Подготовка к проведению аудита
Задание 1. Дайте характеристику предприятия, подлежащего аудиту персонала (таблица 1).
Таблица 1 – Характеристика предприятия, подлежащего аудиторской проверке
|
Организационно-правовая форма | |
Вид деятельности (ОКВЭД) | |
Структура управления | линейная |
Численность работников | |
Основные показатели результатов деятельности | |
Задание 2. Подготовьте приказ о проведении внутреннего аудита персонала в организации.
Требования к оформлению и содержанию приказа содержатся в ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов.
В приказе следует указать цель, задачи аудита, сроки проведения, состав комиссии(комиссию могут быть включены как кадровые работники (за исключением работников, которые формировали и вели проверяемую кадровую документацию), так и работники бухгалтерии, планово-экономического отдела, юридических служб и др., также могут привлекаться сторонние специалисты)
Этап 2. Подготовка плана и программы аудита
Задание 3. Составить предварительный план аудиторской проверки. Требования к документальному оформлению общего плана и программы аудита установлены МСА 230 «Аудиторская документация».
Таблица 2 – Общий план аудиторской проверки кадрового делопроизводства ООО… (АО…)
Проверяемый субъект | |||
Аудитор | |||
Отчетный период | |||
Планируемые трудозатраты, час. | |||
Срок проведения проверки | |||
Планируемые работы | Период выполнения | Аудиторы | |
1. Проверка | |||
2. Аудит соблюдения нормативных актов | |||
3. Проверка оформления кадровых документов | |||
4. Проверка полноты и правильности оформления кадровых документов | |||
Аудитор | ФИО | подпись | дата |
|
Задание 4. Определить перечень обязательных кадровых документов, определенных трудовым законодательством Российской Федерации и проверить их наличие в организации.
Таблица 3 – Перечень обязательных кадровых документов
Наименование кадрового документа | Ссылка на нормативно-правовой акт | Документ в наличии | Документ отсутствует | Примечание |
Задание 5. Составьте рабочий документ аудитора в виде теста по проверке правильности составления кадрового документа согласно варианту.
Вариант | Наименование кадрового документа |
Табель учета рабочего времени | |
Штатное расписание | |
Трудовой договор | |
Трудовая книжка | |
График отпусков | |
Личная карточка работника | |
Положение об оплате труда | |
Правила внутреннего трудового распорядка | |
Должностная инструкция специалиста по кадрам | |
Инструкция по охране труда |
Таблица 4 – Примерный перечень тестов для проверки….
Вопрос | Ответ | Примечание | |
да | нет | ||
Установлена ли документально обязанность ведения… | |||
- прописано в должностных инструкциях | |||
- прописано в трудовом договоре | |||
- имеется отдельный приказ | |||
Все ли необходимые подписи имеются | |||
… | |||
|
Задание 6. Составьте программу проведения кадрового аудита
Таблица 5 – Программа проведения кадрового аудита
Проверяемая организация | |
Период аудита | |
Количество человеко-часов | |
Руководитель аудиторской группы | |
Состав аудиторской группы |
Наименование аудиторских процедур | Период проведения | Исполнители | Рабочие документы аудитора |
Проверка… | |||
Этап 3. Подготовка отчета о результатах проведенного внутреннего кадрового аудита, содержащего информацию о выявленных нарушениях в ведении кадрового делопроизводства, в том числе отсутствии необходимых документов, оценку рисков таких нарушений, рекомендации по их устранению, а также предложения по оптимизации работы с документами кадрового делопроизводства.
Задание 7. Подготовить отчет аудитора по результатам кадрового аудита. Отчет составляется в свободной форме и может содержать элементы структуры:
- название и дату документа;
- сведения о состоянии кадровых документов (в порядке или есть недочеты) на определенный момент времени;
- данные об обнаруженных недостатках (кратко);
- рекомендации с указанием санкций в случае непринятия мер.
Таблица 6 – Отчет аудитора
РЕКВИЗИТЫДОКУМЕНТА | |
Аудируемое предприятие | |
Руководитель | |
Лицо, осуществляющее аудит | |
Уважаемый….! В соответствии с Приказом… с… по… был проведен кадровый аудит ООО… за период с… по … | |