Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Стадия «Вызов» | |||
1. Целеполагание. Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока. | |||
- Сегодня на уроке мы будем читать…, САНБЯ (переставьте буквы и прочитайте слово) - Что вы знаете о басне? - Чему учат басни (на примере прочитанных)? - Итак, какую цель поставим для работы сегодня? (научиться самостоятельно делать вывод из поучительной истории) | Приём «Кластер»
- короткая поучительная история;
- писатели часто используют пословицы;
- герои не только люди, но и животные;
- есть нравоучение…
Постановка цели на урок. | ||
Стадия осмысления. | |||
2. Подготовка к восприятию. Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу. | |||
- Прочитайте название басни. Что такое ошибка? Кто может ошибаться? - Игра «Полубуковка». Назови главных героев басни. - Какой заяц? Опишите его. А журавль? - Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Как думаете, как это заяц оказался в такой ситуации? | Анализ названия басни.
Работа в тетради.с.52 № 1 ![]() ![]() | ||
3. Первичное восприятие. Задача этапа:учить принимать позицию слушателя,создать условия для эмоционального восприятия поступков героев. | |||
- Выразительное чтение басни учителем. Приём «Чтение с остановками»: - Как думаете, что произойдёт дальше? Почему вы так думаете? | Слушают, вступают в общение, выражают свою точку зрения. Предсказание сюжета. «Древо предсказаний»: - Заяц рассчитается с Лисой. - Заяц убежит. | ||
Беседа после прочтения: - Чьи предположения оказались верными? Почему произошло именно так? - Кто из героев басни вам понравился? Почему? | Обмениваются мнениями | ||
4. Подготовка к выразительному чтению | |||
1)В тексте нам встретятся длинные и трудные слова. Потренируемся читать их безошибочно сначала по слогам, затем целиком. Прочитаем это слово как написано, а теперь так, как говорим. 2) Чтение слов по кругу | ЖУ+РА+ВУШ+КА---------ЖУРАВУШКА РАС+СЧИ+ТАТЬ+СЯ-------РАССЧИТАТЬСЯ У+ЛЫБ+НУЛ+СЯ------------УЛЫБНУЛСЯ ИС+КУС+СТВЕН+НЫ+Е-------ИСКУССТВЕННЫЕ НА+СТО+Я+ЩИ+Е--------------НАСТОЯЩИЕ ВОС+КЛИК+НУЛ----------------ВОСКЛИКНУЛ П О ЖАЛУ Й СТА ПРИБЕЖАЛ ПОБОЛЬШЕ ХОРОШИЕ ВЫХОДИТ НАДОЕЛО БРОСИЛСЯ СТРАШНО НЕ ГОДЯТСЯ ЗЕРКАЛО ОШИБСЯ НАВСТРЕЧУ СЕРДЦЕ | ||
5. Вторичное восприятие текста. Задача:уметь выделять в тексте основную часть, выражать свои эмоции в выразительном чтении. | |||
- Сколько частей в этой басне? (3) - К какой части эта иллюстрация? (ко второй) Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к первой части? К третьей? У нас получился план в картинках. - Прочитаем басню по частям. Какое главное событие произошло в части? Запишем его кратко. - К кому прибежал Заяц? - О чём он попросил журавля? Прочтите эти слова. - Зачем Зайцу клыки? - Как он хотел рассчитаться с лисой? Прочтите. - Чьи клыки Журавль поставил Зайцу? - Как заяц стал выглядеть? - Понравились ли Зайцу клыки? - Как вы это поняли? Прочтите. - Кого он побежал искать? - Что сделал Заяц, когда увидел лису? (Убежал) - Почему он убежал? - Как вы поняли, что заяц испугался? Прочтите. - О чём опять просит Заяц Журавля? - Что ответил журавль зайцу? - А почему львиное, а не другого зверя? - Какова же мораль басни. Прочтите эти слова. - Как вы понимаете смысл этих слов. - Что автор хотел сказать этими словами? - А вы согласны с автором? - Почему басня названа “Ошибка”? - Кто ошибся? - В чём ошибся журавль? - У нас получился тезисный план. Он поможет вам при пересказе. - Договоритесь со своим соседом по парте, какую часть будете пересказывать. - Каждый ряд разделитесь на две группы: в одной пересказывают все по очереди 1 часть, в другой – 3. Как все перескажут – сигнализируйте. - Вернитесь на свое место и перескажите всю басню вместе со своим соседом. | Деление на части. Составление картинного плана. Перечитывание басни по частям. Составление плана на доске: 1. Заяц просит помощь. 2. Встреча Зайца и Лисы. 3. Совет Журавля. Пересказ басни по технологии взаимообучения «зигзаг». | ||
6. Работа над нравственной идеей текста. Задача этапа:использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, обсуждение прочитанного. | |||
- Почему выбраны такие герои? Почему именно заяц, а не кошка? (трусливый) Почему именно журавль, а не ворона? (мудрый) - Чего не хватает зайцу? - Значит, автор, в качестве своих героев выбрал самого трусливого и самого мудрого. - Почему заяц убежал от лисы? - Чему научила вас эта поучительная история? (Трусливому не поможет никакое средство, если он не переборет свой страх) - Давайте кратко опишем зайца по плану: 1. Какой он? 2. Что сделал? 3. Вывод об этом событии (пословица). 4. Кто он по сути? | Анализ выбранных образов героев басни. Анализ описываемой ситуации. ……………………………………. Написание синквейна: Заяц 1. Трусливый 2. испугался, бросился наутёк, дрожит, трясётся 3. У страха глаза велики. 4. Трусишка. | ||
6. Физминутка. Задача этапа:психологическая и физическая разрядка, эмоциональное восприятие поступков героев литературного произведения. | |||
Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать. Лапки вверх и лапки вниз, На носочках подтянись. Влево, вправо поклонись, Наклонись и поднимись Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. Кто-то зайку испугал, Зайка прыг - и ускакал. | Ролевая игра (Полуприседания с поворотами вправо-влево) (Прыжки вперед-назад) (Движения выполнять по содержанию текста) (Приседание на корточки, потирание рук) (Выполнение прыжков, стоя на месте) (Полуприседания с поворотами вправо-влево) (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз) | ||
7. Творческая работа над текстом. Задача этапа:формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте. | |||
1. - Выберите из списка пословицу, отражающую суть этой басни. - В какой жизненной ситуации это правило жизни могло бы вам помочь? Придумайте такой рассказ, закончите его этой пословицей. 2. Игра Радиотеатр. | Выбор пословицы из списка на слайде, составление устного эссе по ней. Трусливому зайке и пенек - волк. Пуганая ворона и куста боится. Боязливому и своя тень страшна. На смелого собака лает, а трусливого рвет. У нашего Трошки задрожали ножки. Работа в парах.Работа в тетради (с.53): распределение ролей и чтение басни по ролям. | ||
Стадия рефлексии | |||
8. Итог. Задача этапа:понимать цель и смысл выполняемых заданий. | |||
- Итак, с каким жанром литературы мы работали на уроке? (с басней) - Вспомним, что мы знали о басне? – Как вы думаете, это произведение писалось ради Зайца или Лисы? (Думаю, что оно написано для людей.) Найдите слова в тексте, которые вы считаете главными. Зачитайте. - Какое качество высмеивает автор? - Что мы узнали о басне? Какое знание вам захотелось добавить в «корзину идей»? (мы учимся жить на поступках героев басни, это поучительные истории) |
Обращаются к «корзине идей», повторяют и дополняют полученные знания.
Дети делают вывод, что герои басен учат жить людей.
Дополняют «кластер» | ||
9. Рефлексия. Задача этапа: осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения. | |||
Закончите предложения: Я понял… Я запомню… Я не согласен был… - Как вы считаете, кого можно похвалить за активную работу на уроке и пожать ему руку? | Составление рефлексивных высказываний, принятие точек зрения других. Взаимооценка работы на уроке. |
Самоанализ урока
Анализ организации учебного процесса урока.
1. Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока служит стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создаёт эмоциональный и деловой настрой, обеспечивает необходимую мотивацию.
2. Приёмы «Корзина идей» и кластер помогают заинтересовать учащихся и подвести их к постановке цели урока.
3. На уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому. Порядок следования этапов закладывает основы понимания.
4.Система предлагаемых вопросов и заданий позволяет самим детям сделать вывод по теме.