Занятие № 16
Тема № 10 Господь воплотившийся являет себя миру:
XIV. Последнее свидетельство о Господе святого Иоанна. Ин. 3:22–36.
22. После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
Златоуст: Он всегда посещал места многолюдные не из желания показать Себя или из любочестия, а с тою целию, чтобы большему числу людей доставить пользу. Так как далее евангелист говорит, что не Иисус крестил, а Его ученики, то ясно, что и здесь он говорит то же, то есть крестили только ученики Его. Почему же, скажешь ты, не крестил Он Сам? Еще прежде Иоанн сказал: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11); но Духа Святого Он тогда еще не подавал, потому, конечно, и не крестил. Но ученики делали это, желая многих привести к спасительному учению. Для чего же, когда стали крестить ученики Иисуса, Иоанн не переставал делать это, а и он продолжал крестить и делать это до самого своего заключения в темницу?
Зигабен: Крестили ученики, а не Он, так как евангелист далее («хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его » Ин. 4, 2) говорит, что Сам Иисус не крещаше, а ученики Его. Чтобы обходя везде, не собирать имеющих уверовать по одному, как сделал Андрей с Симоном и Филипп с Нафанаилом, было установлено крещение, посредством которого можно было приводить многих вместе; проповедав всем вместе об Иисусе Христе, ученики затем представляли их находящемуся рядом Спасителю. Некоторые списки имеют: крещаше, но и это принимается в том смысле, что Иисус Христос крестил не Сам, но через учеников Своих.
Лопухин: Между крещением Иоанна и крещением Христовым существовало довольно большое различие. Во-первых, Христос совершал крещение не Сам, а через учеников Своих (Ин.4:2), и во-вторых, Его крещение было не только внешним знаком покаяния для крестившихся, а особым обрядом, через который люди вступали в число последователей Христа (ср. Ин.4:1).
|
23. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
Зигабен: «Иоанн также крестил» Если бы Иоанн перестал крестить, ученики его, потеряв всякое уважение под предлогом защиты своего учителя могли еще более разъяриться против Иисуса Христа и апостолов. И Сам Иисус Христос, зная это, тогда только начал более проповедовать, когда Иоанн был взят из среды народа.
Лопухин: В точности нельзя указать местонахождение Енона. Но вероятно, что он находился при одном из потоков, впадавших в Мертвое море с запада. В потоке этом было много воды, что и привлекло сюда Kрестителя.
24. ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
Златоуст: Ученики Иоанновы всегда завидовали ученикам Христовым, даже Самому Христу; когда же увидели, что они крестят, то начали говорить крещаемым, что их крещение заключает в себе нечто большее, чем крещение учеников Христовых.
26. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
Лопухин: Они высказывают свое раздражение Иоанну, надеясь, что он предпримет какие-либо меры к тому, чтобы побудить Христа удалиться из той области, какую избрал местом своей деятельности Иоанн.
27. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
|
Златоуст: Опасаясь, чтобы они, отделившись и от него самого, не сделали еще чего-либо более худого, он не сильно упрекает их; а что говорит? Не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе (ст. 27). Если здесь он еще не очень высоко отзывается о Христе, ты не удивляйся этому: учеников, проникнутых такими чувствами, он не мог вдруг и с первого раза научить всему. Он хочет сперва поразить их страхом и показать, что они, враждуя против Него, враждуют не против кого-либо другого, а против Самого Бога.
28. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия -то радость моя исполнилась.
Златоуст: Он указал и на служение свое, сказав: яко послан есть пред Ним. Но так как они думали, что он огорчается этим, то он и назвал себя другом Жениха, показывая таким образом, что он не только тем не огорчается, но и весьма радуется. Я, говорит он, и пришел на это дело, и потому я так далек от того, чтобы огорчаться этими обстоятельствами, что тогда-то наиболее стал бы огорчаться, когда бы этого не было. Я тогда бы скорбел, когда бы невеста не пришла к Жениху; а не теперь, когда наши желания исполнились.
30. Ему должно расти, а мне умаляться.
31. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
Златоуст: Иоанн здесь называет себя глаголющим от земли, сравнивая свое учение с учением Христовым. Не другое что означают слова – от земли глаголет, как то, что мои слова, в сравнении с Христовыми, маловажны, скудны, ничтожны, таковы, каковым и свойственно быть словам, получившим земное происхождение.
|
32. и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
Златоуст: не с иною целию сказал Иоанн: и свидетельства Его никтоже приемлет, как для того, чтобы предостеречь своих учеников, как бы так сказал: если не многие будут в Него веровать, то не думайте поэтому, что учение Его ложно
33. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
34. ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
Зигабен: Не мерой Отец дает Иисусу Христу силу Духа, как другим святым, но Он владеет ею без всякой меры, всецело.
35. Отец любит Сына и все дал в руку Его.
Лопухин: Третье и последнее преимущество Христа состоит в том, что Бог по особой любви Своей к Сыну всё отдал Ему во власть. Иоанн называет здесь Христа Сыном Божиим потому, что это имя было открыто ему во время крещения Христа в Иордане (Мф.3:17).
36. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
Златоуст: Но неужели, скажешь, достаточно веровать в Сына, чтобы иметь живот вечный? Никак. Послушай, как Сам Христос объясняет это, говоря: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное (Мф. 7, 21).
Лопухин: Здесь Иоанн указывает высокую цель, которую имел Бог, отдавая такую власть Сыну (ср. стихи 15–16), и этим дает понять своим ученикам, как много они теряют, не вступая в число последователей Христовых.
XV. Заключение святого Иоанна в темницу. Мф. 14:3–5; Мк. 6:17–20; Лк. 3:19–20.
Мф. 14:3–5
3. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
Златоуст: Почему же Иоанн говорит не с Иродиадою, а с Иродом? Потому что Ирод имел больше власти.
Зигабен: Иоанн обличал Ирода за то, что он вопреки закону имел жену брата своего, и обличал по двум причинам: во-первых, потому, что он еще при жизни брата насильно отнял у него и жену и тетрархию, а во-вторых, потому, что он взял себе ее в жены, между тем как она уже имела дочь от того; и то, и другое было противозаконно. Закон повелевал брать жену брата, но не тогда, когда тот еще жил, или когда она имела детей от того.
4. потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
Блж. Петр Хрисолог [1]: Он с легкостью отступает от справедливости и боится в данном случае не Бога, а людей. Такой страх может сдерживать силу греха, но он не в состоянии устранить желание греха. Потому тех, кого страх удерживал от греха, он же еще сильнее ко греху и влечет. Только страх Божий может направлять разум, уводить от преступлений, сохранять невинность и давать стойкость.