Понятие «общение» в психологии.




Тема: «Общая характеристика процесса общения»

1. Психология ( от греч. «психо» — душа, «логос» — учение, знание «знание о душе») - это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют душой) с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения людей, отдельных групп и коллективов.

Психология общения – это раздел психологии, изучающий закономерности общения и взаимодействия людей, решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми.

Предметом психологии общения является специфика (особенности) процессов общения.

Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует.

Происходит это в ходе накопления житейского опыта, но этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя, а иногда и просто для продуктивных и цивилизованных отношений между людьми). По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.

Психология общения изучает:

1) Закономерности общения и взаимодействия людей;

2) Роль общения в системе межличностных отношений.

Предметом психологии общения является специфика (особенности) процессов общения.

Предмет психологии общения исследует такие явления, как:

o восприятие и понимание людьми друг друга,

o подражание,

o внушение и убеждение,

o сплоченность и конфликтность;

o совместную деятельность

o межличностные отношения.

 

Понятие «общение» в психологии.

С момента своего рождения и до конца жизни, человек находится в процессе постоянного общения и взаимодействия с другими людьми. Статистики подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения.

В общении мы передаем, друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Общениенеобходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья.

Общатьсязначит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Дж. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Общение это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, осуществляемый между людьми как равными партнерами, приводящий к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

Общениеэто процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения могут являться не только люди, но и другие живые организмы, но лишь на уровне человека процесс общения опосредован речью и становится осознанным.

В общении они передают друг другу разнообразную информацию: - обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности; - заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки; - усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции; - ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем; принимают коллективные решения.

Общение – это многогранный процесс, изучаемый разными науками:

- психологией,
- философией,
- социологией,
- педагогикой,
и многими др.

Решающее воздействие на трудовую деятельность людей оказывают материальные и психологические факторы (это то, что он думает, и еще больше то, что он чувствует);

В труде велика роль подсознательных факторов, смутных влечений;

настроение людей, чувства являются продуктом не только их собственной психики, но и результатом воздействия на них психики групповой, корпоративной данной рабочей группы.

Человеку необходимо владеть собой для эффективного взаимодействия с другими людьми, т.к.общение развивается на уровне тесной взаимосвязанности субъектов.

Поэтому часто говорят не просто об общении, а о психологии общения.

При всем разнообразии этих психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми.

Если бы не было общение, мы бы не стали теми, кто мы есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки, смастерить летающего змея, сходить с друзьями в поход, понять объяснения преподавателя и многое другое. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты есть».

Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, учебном заведении и вообще в обществе. Это так называемая микросреда общения. Именно в микросреде человек познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает влияние микросреды.

Макросреда – это общение с наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами.

Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность.

Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого из нас.

 

П. 2. Содержание, цели, функции общения

     

Общениеэто процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения могут являться не только люди, но и другие живые организмы, но лишь на уровне человека процесс общения опосредован речью и становится осознанным.

Содержание общения:

- это информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного живого существа к другому;
- сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа;
- информация о наличных потребностях;
данные об эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, сострадание и т.п.);
- информация о состоянии внешней среды;
сигналы об опасности или присутствии где-то положительных факторов.

Содержанием общения может быть:

- передача информации (например, учитель математики объясняет ученикам теорему Пифагора);

- передача умений и навыков (учитель физкультуры обучает спортсменов технике прыжка в высоту);

- групповая деятельность (бригада каменщиков строит дом).

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Цель общения определяется целью той деятельности, в рамках которой оно осуществляется (передать или получить информацию, понять другого человека, воздействовать на него).

Средства общения могут быть вербальными (когда в основном используется смысловое содержание слов) и невербальными (с применением жестов, мимики и интонации).

Цели общения:

1. Совместная деятельность.

Обслуживание деятельности (это общение на производстве, работе, учебе)

2. Обучение новому.

3. Установление взаимопонимания.

Общение – самоцель (общение с другом, близкими людьми, с искусством и т.п.)

4. Развитие человека.

Приобщение к опыту, к знаниям, ценностям.

По содержанию самого общения его можно разделить на такие категории:

Когнитивное общение — это обмен информацией. Оно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Конвенциональное общение создает состояние готовности к другим видам общения, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Примером его являются церемонии, ритуалы, деловой этикет.

Эмоциональное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной «подзарядкой» для его чувств.

Биологическое общение служит сохранению нормальных параметров организма и условием поддержания и развития его жизненных функций. Частными видами его являются, например: кормление ребенка матерью.

Мотивационное. Чаще всего цель такого общения – переубедить кого-либо, уговорить, агитировать и т.д.

Деятельностное. Обмен умениями и навыками. Любая спортивная секция или кружок любителей пения – пример деятельностного общения.

Материальное. Обмен материальными ценностями.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Функции общения.

В процесс общения входят разнообразные функции, наиболее важными из которых являются:

- обмен информацией (например: покупатель узнает у продавца цену товара и интересуется возможностью скидок);

- воздействие на других людей (например: налоговый инспектор призывает предпринимателя вовремя сдавать налоговую декларацию и т.п.);

- соблюдение социальных условий (например: это слова – здравствуйте, спасибо, пожалуйста, будьте добры и т.п.);

- выражение своих чувств (например: учитель выражает недовольство опозданием ученика);

- получение обратной связи о себе (например: студент спрашивает у своего друга насколько он убедительно выглядел во время выступления на студенческой конференции),

В характеристике общения важны его функции. Б. Ломов выделяет три функции общения:

- Информационно-коммуникативная функция общения включает в себя процессы формирования, передачи и приема информации.

Информационно-коммуникативная функция раскрывается также в процессах передачи и приема информации партнерами по общению.

В реальных процессах общения между людьми информация не просто передается — принимается, но и формируется, что является очень важным моментом для творческого продуктивного общения.

Это не только выравнивание различий в исходной информированности партнеров, но и стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их, выразить свое согласие или несогласие, прийти к определенным согласованным или новым результатам.

- Регулятивно-коммуникативная функция заключается

в корректировке поведения, в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения.

Благодаря всеобщему общению человек осуществляет регуляцию не только модели собственного поведения, но и поведения многих других людей, реагирует на их действия;

Благодаря общению человек получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей. Происходит взаимная «подстройка» действий. Через глубинные психологические механизмы общения — заражение, подражание, внушение и убеждение, можно оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.

Эффективно-коммуникативная функция общения характеризует эмоциональную оболочку человека. Общение особенно влияет на эмоциональное состояния человека. В эмоциональной сфере проявляется отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального.

Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей. Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.

В процессе общения людей может изменяться интенсивность (напряженность, запас внутренних сил) эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность.

Общение с другими тесно связано с возможностями и формами общения человека с самим собой.

Поляризация – черно-белое видение мира, в котором все вещи и явления бывают плохими или хорошими, прекрасными или ужасными и в котором нет места для компромиссов, т.к. существуют только крайности.

Аутокоммуникация при некоторых психологических ситуациях может резко ослабиться. Общение с самим собой — механизм осуществления самосознания.

 

Аутокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.

Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания. Общение с другими тесно связано с возможностями и формами общения человека с самим собой. Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: