Основные цели общения – взаимодействие между людьми при помощи методов общения.
Цели общения могут быть самыми разнообразными.
Основные цели общения – это планирование и координация общей деятельности общества или отдельного индивидуума.
- Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общении.
- Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением, служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.
- Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга (личностное общение), которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.
3) По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно передается по невербальным каналам, поэтому этот вид общения используется чаще в деловых ситуациях.
4) По соотношению «цель — средство» общение можно разделить на деловое (общение как средство достижения бизнес - целей) и личностное (само общение выступает как цель).
Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
|
Деловое общение формирует и развивает деловые способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества. К деловому общению относятся деловые встречи, деловые переговоры и деловая переписка.
По главной цели можно выделить три формы
общения: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).
5) По количеству участников можно выделить четыре варианта общения.
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ —
общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей.
В межличностном отношении происходит не просто обмен информацией, состояниями, идеями, но порождение новой информации, нового общего состояния, новых идей.
Это осуществляется на уровнях: экологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом.
Примеры.
Межличностное: два бизнесмена во время деловых переговоров, две подруги встречаются после долгой разлуки, общение психолога и его клиента на консультации.
Лично-групповое общение – это общение, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично-групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом.
Примеры. Лично-групповое: руководитель предприятия и коллектив фирмы на трудовом собрании, преподаватель и студенты на занятиях.
|
Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, но могут и не совпадать. Личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им.
Межгрупповое: две спортивные команды во время состязания.
Одностороннее: молитва, письмо, не дошедшее до адресата, обращение к потомкам и т.д.
По своему основному содержанию общение может носить биологический характер, иметь когнитивный, эмоциональный или материальный характер.
Материальное общение
позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной или духовной культуры. Примером его является прямая продажа товаров или услуг.
Когнитивное общение
— это обмен информацией. Оно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.
Конвенциональное общение
создает состояние готовности к другим видам общения, формулирует установки, необходимые для оптимизации (выбор наилучшего варианта из множества возможных.) других видов общения. Примером его являются церемонии, ритуалы, деловой этикет.
Эмоциональное общение служит
источником дополнительной энергии для человека, своеобразной «подзарядкой» для его чувств.
Биологическое общение
служит сохранению нормальных параметров организма и условием поддержания и развития его жизненных функций. Частными видами его являются кормление ребенка матерью и т.п.
|
Основные виды общения.
Выделяют следующие виды общения:
1. формальное общение (применяется техника «контакт масок») – общение при котором отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы содержание, и средства общения ролями партнеров по общению (врач и пациент; кондуктор и пассажир и т.п.) и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение – целью которого является организация и оптимизация (процесс нахождения лучшего) того или иного вида деятельности: производственной, научной, учебной. При таком общении учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
5. Духовное, межличностное общение (друзей) – раскрываются глубинные структуры личности, характеризуется полным взаимопониманием. Это общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.
Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.