Общая эффективность деятельности




Общая эффективность деятельности

В эту группу вошли показатели, дающие общее представление о работе фирмы. Они досконально не показывают все внутренние процессы, однако они являются, по сути, главенствующими на остальными группами, потому что на них всё-таки обращают больше внимания люди; инвесторы «встречают» компанию по прибыли и активам/пассивам (если прибыль их не устраивает – всё, интерес потерян, их не удержишь высокой фондоотдачей); все сотрудники в первую очередь заинтересованы в выгодных изменениях показателей этой группы. Например, рост чистой прибыли, объема продаж, снижения себестоимости и других затрат. И мало кто будет рад росту среднегодовой стоимости основных фондов, когда продажи упали в два раза.

Итак, первый показатель - который мы рассмотрим – выручка. Это суммарная стоимость всех реализованных основных товаров, работ, услуг. Часто её сущность тождественна понятиям «объём продаж» и «оборот» (потому что, объём продаж может пониматься шире: как стоимость всей проданной продукции, так и продукции на которой специализируется фирма, которая идёт в выручку).

Есть два метода подсчёта: методом «по отгрузке», то есть в момент фактической отгрузки товара/оказания услуги; «кассовый» метод, то есть в момент получения оплаты. Выручка ограничена только средствами, поступившими от основной деятельности фирмы (т.е. то на чем она специализируется).

Доход

Это определённая денежная сумма, получаемая предприятием в ходе своей деятельности за выбранный период времени. В отличии от выручки, он более широкий – в него входит как выручка, так и поступления от внереализационной деятельности (прочие доходы).

Однако не все результаты внереализационной деятельности считаются доходами. Есть перечень поступлений от физических и юридических лиц в пользу компании, которые не признаются доходами, а именно:

· Суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей

· Поступления по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу некоторой фирмы

· Суммы, полученные в порядке предварительной оплаты товаров/услуг

· Авансы в счёт оплаты товаров/услуг

· Полученные задатки и залоги, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю

· Суммы полученные в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

(https://web.archive.org/web/20150330145316/https://www.e-college.ru/xbooks/xbook108/book/index/index.html?go=index*) можно закинуть про свойства доходов если не будет хватать объема

Доходы можно классифицировать по двум признакам:

1. степень участия фирмы в его получении. Так выделяют активный доход – фирма его получает за деятельность на которой она специализируется. И пассивный – когда ради его получения нет надобности прилагать значительные усилия. Например, арендная плата за сдаваемую недвижимость.

2. Размер. Бывает номинальный доход – некоторое количество денег полученное за период. Реальный – то количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход, с учетом изменения цен, инфляции.

Прибыль

При́быль —разница между суммарными доходами и всеми затратами. Находится по формуле: Доходы − Затраты (в денежном выражении). В случае, если результат отрицателен, его называют убытком. По сути, это главный показатель, который показывает успешность предприятия. Чем выше он, тем лучше.

Так же есть несколько видов прибыли:

- Бухгалтерская и экономическая прибыль. Прибыль=Доходы -Расходы. Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю, отличия их в том что, вторая меньше первой на величину неявных издержек (затрат). (Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономические издержки // Экономикс: принципы, проблемы и политика. — М.: Республика, 1992. — Т. 2. — С. 400. — ISBN 5-250-01486-0.)

- Валовая (разница между выручкой и себестоимостью сбытой продукции/ услуг) и чистая (Выручка минус все затраты с учётом налогов, либо из валовой прибыли отнять операционные расходы и вменённые издержки)

Себестоимость продукции

это денежные (ресурсные) издержки предприятия на производство и реализацию продукции, выражающие стоимость потребленных средств производства и стоимость необходимого продукта. Обозначается буквой С от английского словосочетания cost price.

(Себестоимость продукции / М. П. Саков, Н. М. Студенкова // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.)

Вычисление этого показателя нужно выполнять регулярно. Руководству фирмы необходимо уделять должное внимание данным расчетам. Потому что себестоимость – индикатор рентабельности производства. Ещё от нее зависят ценообразование и прибыль (и косвенным образом спрос). В рыночной экономике цены очень волатильны -меняются чуть ли не каждый день. От того как быстро экономический субъект реагирует на эти изменения зависит его жизнеспособность. Простой пример: цены на комплектующие возрасли, реально себестоимость выросла, а формально её не пересчитали и товар продают по старой цене. Как итог, работаем в убыток. Или наоборот, реальная стоимость производства некоторого товара снизилась, но «на бумаге» она осталась прежне высокой. Если конкуренты оперативно отреагируют на это и снизят цены, то они перехватят наших клиентов.

При исчислении себестоимости рассматривают различные ее виды:

· в зависимости от стадии кругооборота, на которой находится готовая продукция, различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;

· в зависимости от количества продукции могут быть определены себестоимость всего объема выпущенной продукции и себестоимость единицы продукции.

· В зависимости от учитываемых в составе себестоимости статей затрат следующие ее виды:

цеховая себестоимость (суммируются все затраты на сырьё и материалы, комплектующие, возвратные отходы, з/п рабочим, налоги и отчисления от з/п, расходы на оборудование + затраты, участвующие в обслуживании производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления продукции);

производственная себестоимость (Спроиз = цеховая себестоимость + общехозяйственные расходы);

полная себестоимость реализованной продукции (Сполн = Спроиз + коммерческие расходы).

 

Затраты

Затраты предприятия – это денежная оценка всех видов ресурсов, использованных предприятием в процессе своей основной и иной деятельности за определённый период.

Присутствует реальная необходимость классифицировать затраты – это позволяет лучше собирать и обрабатывать информацию органам гос. Статистики по разным отраслям народного хозяйства. Поэтому существует единая и общеобязательная типология затрат. Она закреплена в стандарте ПБУ-10/99 «Расходы организации» и содержит пять элементов:

1. Материальные затраты за вычетом возвратных отходов (приобретенные сырье, материалы, энергия, комплектующие, полуфабрикаты, природное сырье. Услуги сторонних физ. или юр. лиц).

2. Затраты на оплату труда (все выплаты за труд сотрудникам, предусмотренные законодательством, трудовым, коллективным договорами)

3. Отчисления на социальные нужды (налоги и другие обязательные выплаты по социальному, медицинскому страхованию работников, их пенсионным обеспечением).

4. Амортизация (отчисления на погашение стоимости используемого имущества).

5. Прочие затраты.

 

В экономической науке имеется иная классификация затрат:

По отношению к объему производства: переменные затраты – это затраты, изменяющиеся вместе с объемом производства. Постоянные затраты – это затраты, не зависящие от объема производства

По периодичности возникновения различают:

· текущие затраты, которые имеют частую периодичность;

· единовременные затраты.

По отношению к производственному процессу, затраты делятся на прямые и косвенные. Есть у них особенность – прямые затраты, всегда переменные, а косвенные это издержки, связанные с производством, но которые не возможно напрямую занести в себестоимость конкретного вида изделия. Часть косвенных – постоянные затраты, другая часть – переменные.

Внутри косвенных затрат выделяют еще две группы:

Общепроизводственные расходы (например: содержание, ремонт, амортизация, аренда производственных зданий и оборудования)

· Общехозяйственные расходы. Не связаны с производством напрямую. Яркий пример, обслуживание административных зданий.

Вообще, содержание прямых и косвенных расходов раскрыто в 318 статье (пункт первый) Налогового кодекса РФ. Согласно ему, к прямым расходам относятся:

· расходы на материалы, сырьё и так далее

· оплата труда персонала;

· амортизация основных производственных средств

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/f253279dd142e0a17aa11966221df4564be58b5f/

Рентабельность

Смысл деятельности предпринимателя лежит в достижении наибольшей прибыли и расширении своих масштабов. Рентабельность является вторым основным показателем успешной деятельности предприятия и определяет его стратегическое развитие. Если абсолютный индикатор эффективности есть прибыль, то относительный — рентабельность.

Рентабельность — это отношение прибыли к показателям, формирующим конечный финансовый результат: доходам, расходам, величине используемых экономических ресурсов, вложенному капиталу. Рентабельность обычно рассчитывается в виде коэффициентов или в процентном отношении к тому или иному показателю; расчет проводят по данным за определенный период (год, квартал). Рентабельность характеризует прибыльность, выгодность работы предприятия в целом, различных направлений деятельности (производственной, финансовой), прибыльность производства отдельных видов продукции, услуг. Показатели рентабельности используют не только для оценки эффективности деятельности предприятия, но и как инструмент в ценообразовании, в инвестиционной политике. (баскакова)

Показателя «рентабельность» в чистом виде нет. Он всегда относится в чему-либо: инвестиции, производство и так далее. Учёные-экономисты выделяют 5 базовых видов рентабельности:

1. Рентабельность продукции. Используется при определении цены готового продукта. Показывает величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль себестоимости реализованной продукции. Для нахождения применяется формула:

Рп = Пр / Ccполн * 100%, где Пр - прибыль от продаж, Ccполн – полная себестоимость реализованной продукции.

Факторы, влияющие на рентабельность продукции: структура сбыта (чем выше сбыт более ликвидных товаров, тем выше рентабельность) и изменение цен реализации или стоимости производства товаров (при повышении, рентабельность снижается).

 

2. Рентабельность продаж

Коэффициент, который показывает сколько процентов прибыли приходится на каждую заработанную денежную единицу. На предприятии является своего рода индикатором деловой активности компании, показывает целесеобразность сохранения старых видов деятельности и запуска нового продукта. Так же служит сигналом для изменения ценовой политики. Есть несколько вариантов нахождения: по чистой, валовой или прибыли до налогообложения. В качестве базы расчета (знаменателя) берутся объем продаж или выручка. В общем виде формула выглядит так: Рпр = Пр / В * 100, где Пр - - прибыль от продаж

3. Рентабельность активов (вложенного капитала)

Показывает какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в имущество компании. Причём в расчёт берутся только собственные средства. В большей мере говорит о доходности активов фирмы, чем об её эффективности.

Определяется как отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме активов (вложенного капитала) предприятия за определенный период:

Рк = П/Кс * 100, где П – прибыль до налогообложения или чистая (в зависимости от искомого), Кс – средняя сумма вложенного капитала

4. Рентабельность оборотных активов — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме оборотных активов предприятия за определенный период. Этот показатель отражает эффективность использования оборотных средств и тесно связан с их оборачиваемостью. (баскакова)

Для оценки рентабельности оборотных средств в прозиводстве применяется формула: Rос = Преализос ,где Преализ - прибыли от реализации продукции, Сос - средняя стоимость ОС в рассматриваемом периоде

Производительность труда

Производительность труда — базовый показатель эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии. Представляет количественное отношение объема полученного продукта труда к затратам на его изготовление. Сама по себе является обобщающим показателем: детально она выражается выработкой и трудоёмкостью.

Выработка.

Это количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени либо приходящейся на одного среднесписочного работника за определенный период. Прямой показатель производительности - чем он выше, тем выше производительность. Выработка рассчитывается как отношение объема произведенной продукции (ОП) к затратам рабочего времени на производство этой продукции (Т) или к среднесписочной численности работников (Ч):

В = ОП / Т= ОП / Ч. ( https://studopedia.ru/1_108714_proizvoditelnost-truda-virabotka-i-trudoemkost.html )

Выработка зависит от:

· среднего количества рабочих в цехе (отделе),

· затрачиваемого времени на производство.

В экономике выделяют три вида выработки: среднегодовую, среднечасовую и среднедневную.

· Среднегодовая выработка: Всгод = ОП / Ч

· Среднедневная выработка: Всдн = ОП / Челдн = Рсп * Драб,

где Челдн – общее число человеко-дней, отработанных всеми рабочими за рассматриваемый период; ДРАБ – число рабочих дней, отработанных одним рабочим за рассматриваемый период

· Среднечасовая выработка: Всчас = ОП/ Чел час = Рсп * Драб * Тсм,

где Челчас – общее число человеко-часов, отработанных всеми рабочими за рассматриваемый период; ТСМ – продолжительность рабочего дня (смены).

 

Другой показатель, по которому оценивают производительность труда, трудоёмкость. Это показатель обратный выработке. Трудоемкость (Тр) - это затраты живого труда на производство единицы продукции. Расчет показателя трудоемкости (Тр):

Тр = РВ /ОП.

Трудоемкость показывает, сколько рабочего времени в человеко-днях или человеко-часах затрачено на производство единицы продукции (баскакова)

Различают полную трудоемкость продукции –суммируются затраты труда всех лиц, работающих в фирме; технологическую – только основных рабочих; производственную – основных и вспомогательных рабочих; а также трудоемкость обслуживания производства, управления.

Таким образом, для корректной и информативной оценки, тактического и стратегического планирования деятельности предприятия, принятия инвестиционных решений заинтересованным лицам стоит глубоко погружаться в анализ таких простых-основных, но фундаментальных экономических показателей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: