Основание города Симбирска и зарождение Симбирского края.




Автор: Ситкин Федор Александрович.

Симбирский край – это исторически сложившийся регион Среднего Поволжья, располо-женный в бассейне реки Волга и её притоков.

В течение своего исторического развития он входил в состав разных государств, прежде существовавших на этих землях: Хазарский каганат, Великая Волжская Булгария, Золо-тая Орда, Монгольско-Калмыцкая орда, Московское княжество, а позднее уже царство, Российская империя, Советский Союз и Российская Федерация.

Первым централизованным государством в состав которого входил исторический Сим-бирский край был Хазарский каганат, но в виде целостной административно-государст-венной единицы, как территория примыкающая и входящая, так сказать, в «зону ответ-ственности» крепости – города Симбирск он сформировался в составе: Московского царства – Российской империи.

Город Симбирск был основан, как крепость – 10 февраля 1648 года в междуречьи Волги и Свияги, по приказу царя Алексея Михайловича (Романова) – боярином и окольничим Иовом (по прозвищу – «Богдан») Матвеевичем Хитрово, происходившим из золотоор-дынского рода Эду – хана. Его имя согласно крещения: Иов – из чего делается предпо-ложение, что он родился 16 мая по новому стилю, так как в этот день совершается па-мять святому Иову. А «Богдан» – это уже просто прозвище, которым именуют истори-ческое лицо, правда совсем не понятно из каких соображений. Крепость Симбирск возводилась, как форпост на границах Московского государства при строительстве Белгородско – Симбирской засечной черты для защиты от набегов неприятеля.

Согласно, царского указа от 10 февраля 1648 года, окольничий Хитрово, должен был построить новые города и совершенно нет указаний строить именно крепость Симбирск. Это обстоятельство даёт основание нам полагать, что и место, и название города выбрал сам Иов («Богдан») Хитрово.

Так почему же было выбрано именно это место и название города–крепости?

С одной стороны, необходимо обратиться к «Описи стольника и воеводы Петра Бестужева–Рюмина 1703 г.», хранящейся в архиве РГАДА. Ценность этой Описи состоит в том, что Симбирская черта, построенная в середине XVII века никогда не перестраивалась, а поэтому она (эта Опись) является очень ценным материалом в области строительства фортификационных и оборонительных сооружений в пределах симбирской засечной черты.

Из неё (Описи) следует – что Симбирская крепость располагалась в самом узком месте Волго-Свияжского водораздела и достаточно надёжно прикрывала от нападений кочев-ников внутреннюю часть государства. С востока город был защищён рекой Волгой, а с запада его прикрывала ещё относительно большая тогда – река Свияга. На севере кре-пость была под защитой – речки Симбирки, с глубокими оврагами, а на юге кроме очень крутых склонов симбирской горы, препятствием являлись множество болотистых мест и большое количество заливных лугов, со старицами и озёрами. И при всём этом, с вер-шины – венца Симбирской горы очень хорошо просматривалась вся окружающая, прилегающая территория. С другой же стороны, было крайне необходимо использо-вать хорошую близость к прибрежным селениям, чьи жители могли бы обеспечить строителей продовольствием и фуражом, на что, и указывает ульяновский краевед – Ж. А. Трофимов.

Но ещё более важно было обеспечить безопасность «работных» и «служилых» людей при строительстве этой крепости, чему способствовали крутые склоны симбирской горы, и достаточно трудный, на неё – спуск и подъём. Но – основным прикрытием при отсут-ствии ещё не отстроенной крепости всё же служил – Успенский монастырь, который был основан раньше, чем город–крепость Симбирск. На это справедливо указывает в том числе и симбирский краевед П. Л. Мартынов – «… рыбаки, имея на Волге, против нынешнего Симбирска, весьма удачный рыбный лов, ставили на берегу шалаши, рыбные дворы и хижины и таким образом, по обоим берегам р. Волги, образовались рыбачьи слободы... » <…> «… Доказательством того, что слободы были уже под горой, когда началась постройка г. Симбирска, служит еще то обстоятельство, что в то время уже существовал, на берегу р. Волги, Успенский монастырь, построенный, как надо пола-гать, ранее г. Симбирска, потому что иначе удобнее было бы устроить монастырь на горе (как это и было сделано с женским Спасским монастырем), так как в то время спуски к Волге были крайне затруднительны по своему неустройству… » [Мартынов П. Л., Симбирск Сборник исторических сведений,1898 г., репринтное издание, 2008 г., г. Ульяновск, С. 24 – 25].

И здесь же, можно обратиться ещё и к краеведу К. И. Невоструеву, который также ука-зывает на существование рыбачьих слобод (которые едва ли бы смогли сохраняться без прикрытия монастырских стен) ещё до основания города – крепости Симбирск – «… Хитрово, лицо историческое. По известию г-на Пушкарева он обозревал местность еще при царе Михаиле Федоровиче в 1642 году и тогда уже нашел здесь под горою довольно многолюдное селение …» [Невоструев К. И., Историческое обозрение Симбирска, 1909 г., г. Симбирск, С. 10 – 11].

На наличие рыбачьих слобод под симбирской горой, под названием – Симбирской рыб-ной слободы, в которой вероятно находился соборный храм в честь иконы Божией Ма-тери «Смоленская» ещё до основания города-крепости указывает также в своей работе на соискание учёной степени кандидата богословия – протоиерей Олег (Беляев).

Таким образом, причиной избрания именно симбирской горы для построения города – крепости Симбирска стало и удачное природное расположение этого места, и наличие более или менее устойчивого продовольственного снабжения, и достаточно хорошая за-щита (при опасности появления, как разбойничьих шаек, так и передовых отрядов ко-чевников) – за стенами Успенского монастыря, который, как это было принято и в дру-гих краях, был окружён крепостными стенами с башнями и имел отлаженную оборони-тельную систему, чем всегда славились русские мужские монастыри. И это не говоря уж, о духовном окормлении со стороны братии и духовенства Успенского монастыря, которое они осуществляли в том числе и по отношении местного населения вместе с братией ещё более древней Симбирской соловецкой пустыни или как ещё её ранее назы-вали – Соловецкая пустынь на Симбирских горах, находившейся в 15 – 17 верстах к се-веру от города Симбирска на правом берегу реки Волги и основанной в конце XVI века (то есть существовавшей не менее чем полвека до основания Симбирска). Да и сама, Со-ловецкая пустынь – имевшая безусловно монастырскую крепостицу являлась дополни-тельной защитой лагеря строителей симбирской крепости от неожиданных атак, прикры-вая его таким образом с севера и была ещё одним источником продовольственного снаб-жения.

Сам же город – крепость «промыслом» начал созидаться на «святой (священной) горе». Так как в царском указе ничего не говорилось ни о месте строительства, ни о названии города, то Иов («Богдан») Хитрово решил назвать его по названию горы, на которой он начал строительство города – крепости. А гора именовалась «Симбир» или более пра-вильно «Симбэр» (на языке основного народа населявшего этот край на момент основа-ния Симбирска). Так, голштинский посол Адам Олеарий в описании своего путешествия по Волге «Из Московии в Персию» в 1633 году сообщил: «… 21 числа мы оставили за собой, с правой от нас стороны, два прекрасных на вид места, на которых некогда города и дальнейший из них назывался Симбирская гора. Этот город был разрушен Тамерла-ном … ». Отсюда логичный и несомненный вывод, что во время завоевательного и по-бедоносного похода Тамерлана против Золотой Орды (который кстати и стал основной причиной её быстрого распада и прекращения существования, как геополитической реальности) во второй половине – XIV века – эта гора именовалась Симбир или Сим-бирской (в русской транскрипции). А так как, она была господствующей по отношению к прилегающей гряде гор на этой стороне Волги, то и они все получили наименование – Симбирские горы.

По поводу значения и происхождения наименования «Симбир» имеется много разных мнений, в основной своей массе имеющие очень слабую аргументацию и часто имею-щих, к сожалению, политический подтекст. Так, во второй половине прошлого века рас-пространялась мысль о том, что якобы Симбир является личным именем одного из бул-гарских ханов. Но увы, ни в одном из дошедших до нашего времени, достаточно обшир-ных списках булгарских личных имён и тем более ханов с таким личным именем за XIII – XIVвека, не обнаружилось. Да, и ссылки на происхождение топонима Симбир из мор-довского, чувашского или татарского языков малоубедительны и не находят подтвержде-ния в научной филологии, а имеет место, различного вида произношения – транскрипции в разных языках одного и того же слова – «Симбир».

И здесь вполне уместно коснуться истории колонизации симбирского края, так как от-сюда происходит правильное понимание топонима «Симбир».

В российской историографии господствует ещё с древних времён, идея «о собирании земель» и о его добровольном характере или по крайней мере, о заселении пустующих земель. Но природа, как известно из естествознания, пустоты не терпит – так и просто пустующих земель в принципе не бывает. Даже известное «дикое поле» – абсолютно всегда имело постоянное население, но это население было кочевым и имело достаточно определённые границы своей среды обитания. Конечно, здесь происходит противоречие между оседлой и кочевой цивилизациями, но тем не менее они имеют место существо-вать в общемировой культуре, даже до наших времён.

Как известно из истории, русские княжества, Великая Волжская Булгария и те же по-ловцы, обитавшие кстати в том числе и в «диком поле», а также достаточно очень боль-шое количество государств подверглись опустошительным завоевательным походам со стороны монголов, в результате которых образовалась Великая монгольская империя, ко-торая достаточно быстро, по историческим меркам, распалась и образовалась в числе и прочих, так называемая Золотая Орда. Просуществовала эта империя (орда) достаточно долго и в свою очередь также распалась на множество государств, под сокрушительным и полным разгромным ударом Тимура, более известного на Руси, под именем Тамерлан.

На месте Золотой Орды образовались самостоятельные русские княжества, объединив-шиеся вскоре вокруг Москвы, Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское хан-ство и ряд других государств, территории которых ранее входили в состав Золотой Ор-ды. А куда же делись те – кто являлся, как сейчас принято говорить государствообра-зующим народом, то есть так сказать стержнем Золотой Орды – монголы? Здесь обычно у многих возникает недопонимание и даже весьма искажённое представление о реаль-ной действительности. Монголы никуда не делись, а продолжали кочевать, как и много столетий своего существования, в степях и отчасти в лесостепной зоне, между Казан-ским, Астраханским и Сибирским ханствами, что стало одной из основных причин того, что эти ханства так и не смогли объединиться между собой, имея при том очень близкий язык и одну господствующую религию – ислам. Но в отличие от русских княжеств – не имели общих границ между собой.

А между этими ханствами кочевали монголы, которые имели совершенно другой язык и исповедующие совершенно другую религию. В России традиционно монголов назы-вают наименованием – калмыки. И эти монголы-калмыки всегда помнили кто они и от-куда они пришли на эти земли и это стало их трагедией в будущем, когда они «обидев-шись» на царское правительство из-за не соблюдения заключённого с ними договора о неприкосновенности земель их кочевья, но при освоении целинных земель, они тем не менее постоянно «урезались» и поэтому – все кто кочевал на левобережье реки Волги (а это более чем основная часть кочевавших в Поволжье монголов-калмыков), сговорив-шись втайне перешли плохо охраняемую границу и двинулись всей своей ордой на ис-торическую Родину – в Монголию, но их путь пролегал через земли, где кочевали «киргизы», как тогда называли современных казахов, которые восприняли монголов-кал-мыков, как очередных захватчиков и практически полностью их истребили, до Монголии дошли лишь жалкие остатки от некогда грозной и многочисленной орды, но не имевшей уже серьёзного вооружения.

Но это в будущем, а в тот период когда Иов («Богдан») Хитрово с «работными» и «слу-жилыми» людьми пришёл на симбирскую землю, там кочевали монголы, известные нам под именем калмыки и как следствие тому в этом регионе очень много топонимов свя-занных с монгольским-калмыцким языком, такие – как например: «кошки» от монголь-ского слова «кош» – место стоянки, обоза (отсюда, кстати и казачье наименование: «ко-шевой атаман» – ведь не всем известно, что казаки своим появлением обязаны Золотой Орде, где как «дань крови» были собраны и использовались в качестве, так сказать «ре-зервистов» в регулярном золотоордынском войске, как при внешней агрессии, так и при подавлении народных восстаний в разных частях Золотой Орды, в том числе и на Ру-си…) [Гордеев А. А., История казаков, г. Москва, часть 1, 2, 3 «№1991–1993 г.г.] – не говоря уж о русском названии – «калмыцкая сахча»). Безусловно, в симбирском крае имеются топонимы и других народов: мордвы, чуваш, татар и русских, но всё же они вторичны, так как все эти народы появились в основном лишь на момент колонизации этих земель, в то время, как «коренным» народом в симбирском крае на тот момент по факту, выступали монголы-калмыки.

Поэтому, исторический топоним «Симбир» достаточно легко объясняяется с привлече-нием материалов монгольского языка и топонимики Монголии. «… Подтверждением монгольского происхождения древнего Симбира может служить тот, факт, что в мон-гольском языке и теперь известно нарицательное слово симбир (симбэр), употребляемое со значением: «священная (святая) гора». А в самой Монголии нередки собственные географические названия, обусловленные отмеченным нарицательным словом. Связано это с тем, что у монголов с древнейших времен существовал своеобразный культ гор. На многих возвышенных местах ставили они храмы, кумирни, которые по монгольски называли словом – «сим». За некоторыми из гор с симами закреплялось название – Сим-бэр (Симбир) – «Святая гора» [краевед-топонимист, декан историко-филологического факультета УлГПУ, профессор Барашков В. Ф., Симбирск – «город на святой горе», газета «Симбирский курьер», №: 19 (35), 14 февраля 1991 г., г. Ульяновск, С. 7].

Со времени построения и до конца XVIII века – город назывался Синбирск, что связано с особенностями произношения как на русском, так и на татарском языках того времени. Аналогичным примером может служить произношение топонима «Тонбов», с современ-ным произношением – Тамбов. В 1780 году был восстановлен и официально закреплён более древний и исторический фонетический вариант названия – Симбирск.

Так почему монголы-калмыки называли симбирскую гору «Симбэр» (Симбир) – Свя-щенная (Святая) гора?

Общеизвестно, что монголы были достаточно веротерпимы, эта черта монгольского этноса и их традиционной религии очень хорошо проявилась даже в период существо-вания их централизованного государства – Золотой Орды, где все религии достаточно свободно и без всякого притеснения вели свою деятельность, не облагались налогообла-жению, а священнослужители, храмы и монастыри состояли под охраной центральной власти Орды и даже в её столице – городе Сарае, у православной Церкви имелся епис-коп с титулом Сарский и Подонский, окормлявший представительства князей при хане Орды, купцов и казаков из регулярного ордынского войска, православного вероиспове-дания и впоследствии же в виду прекращения существовании столицы Золотой Орды – Сарая, эта «епископская кафедра» была переведена в Подмосковье, но уже с титулом: «Крутицкий и Коломенский».

Такое же веротерпимое отношение сохранилось и у монголов-калмыков, которые не только позволяли строить и вести религиозную деятельность на подвластных им территориях православным монастырям (тому пример существования Успенского мо-настыря и Соловецкой пустыни ещё задолго до прихода русских войск и администрации Московского царя на земли симбирского края), но и надо полагать сами нередко прини-мали православное христианское вероисповедание, примером чего может служить на-пример святой Пётр Ордынский (из ханской ордынской династии), или сам Иов («Бог-дан») Хитрово, происходивший из рода ордынского Эду–хана, и того факта, что на 1917 год, около половины всех монголов-калмыков исповедовали православие, составляя кал-мыцкое казачье войско (что стало причиной повторной трагедии монгольского-кал-мыцкого народа, когда православные калмыки почти поголовно были истреблены «крас-ной» армией, за свою принадлежность к казачьему сословию, непримиримую позицию к врагам Церкви и отказом во что-нибудь ни стало покидать свою многострадальную Родину – Россию). Здесь уместно упомянуть, что определённая часть кочевавших монго-лов-калмыков, уже до основания города–крепости Симбирска начала принимать право-славие, под влиянием проповеди монахов Успенского монастыря и Соловецкой пустыни и отчасти священнослужителй – Смоленского собора.

И поэтому нахождение Успенского монастыря со Смоленским собором под симбир-ской горой и православного кладбища с часовней на вершине – венце горы, да и Соло-вецкой пустыни на близлежайших с центральной вершиной, горах, дало основание мон-голам-калмыкам называть её «Симбэр» («Симбир») – «священная (святая) гора».

Выяснив причину избрания места под строительство города – крепости Симбирск и происхождения его названия вернёмся к самому городу и его крепости. Кроме упомя-нутых Успенского монастыря и православного кладбища с часовней на венце, извест-но о расположении в районе будущего города – крепости «сторожевого дозора», о кото-ром упоминается в проезжей грамоте «архимандриту московского Чудова монастыря Феропонту с братею в города на Волгу» 1629 года и в выписи из дозорных книг Савво-Строжевского монастыря 1643 года о размежевании угодий на Чувиченском острове [Мальцева С. М., Фортификационные особенности симбирской засечной черты, Самар-ский институт управления, 2006 г., 3. л. 5]. Кроме того, учёный – краевед, доцент УлГПУ С. Л. Сытин полагал, что этот дозор располагался на вершине горы на открытой площадке, откуда хорошо обозревалась Волга, Чувич и заволжская сторона, и простран-ство правого берега вплоть до Арбухимской горы. Всё это, только ещё раз доказывает, наличие Успенского монастыря (для духовного окормления) и православного кладбища с часовней на Венце (для погребения почивших православных) до основания города – кре-пости в 1648 году на симбирской горе. А часовня всегда была обязательным атрибутом православных кладбищ.

Наличие же древнего кладбища на Венце Симбирской горы также было выявлено сту-дентом Чугуновым, по поручению Казанского общества естествоиспытателей в 1878 году, при раскопке древних кладбищ в городе Симбирске: «… пришел к заключению, что оное древнее кладбище находилось на нынешней площади старого Венца … <…>… найденное сильное разрушение костяков, при благоприятных условиях для сохранения скелета, несомненно доказывает значительную древность кладбища на Венце … », а то, что «… как показали антропологические исследования, принадлежали к мордовскому племени… » [Мартынов П. А., Симбирск Сборник исторических сведений, 1898 г., репринтное издание, 2008 г., г. Ульяновск, С.24 – 26] очень хорошо объясняется совре-менной наукой о генетике – так проведённые недавно исследования показали,что рус-ский народ более, чем на 70 %,«по генам» принадлежит к финно-угорским народам, к которым относятся и мордва. И в словарном запасе русского языка – значительную часть составляют заимствования из финно-угорских языков, да и внешние «традицион-ные» признаки «русскости», такие как: белёсость, светлоглазость, русость и даже ха-рактерные для «русских» черты лица – в научной этнографии давно уже известны, как основные признаки принадлежности к финно-угорским народам. Отсутствие же натель-ных крестиков и других погребальных православных атрибутов в захоронениях, связано, с их истлеванием в продолжительности времени и древности мест захоронений, а также изготовлением их из недолговечных материалов – деревянные нательные крестики (ана-логичный пример того же отсутствия в братском захоронении русских воинов павших при взятии Казани в 1552 году (остров на реке Казанка, под храмом – памятником Не-рукотворного Образа Христа Спасителя города Казани).

Таким образом, можно констатировать вывод о том, что выбор и места, и названия города-крепости Симбирск непосредственно было связано с нахождением здесь, ещё до его основания – православных архитектурных сооружений, к которым относятся Успен-ский (подгорный) монастырь со Смоленским собором в – рыбачьей слободе под горой, Соловецкая пустынь на Симбирских горах, часовня с православным кладбищем на Вен-це. То есть, православная культовая архитектура явилась – градообразующим фактором основания его именно в этом месте и именно с таким названием – топонимикой.

Симбирский край же начал формироваться, как регион вокруг города-крепости, яв-ляющийся его главным – административно-политическим, военным, религиозно-духов-ным и культурным центром.

(справка: город Симбирск – историческое название современного города Ульяновска, а Симбирская (ий) губерния (край) в свою очередь историческое название – Ульяновской области Российской Федерации)

Ульяновск 2017

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: