Прицепная ботвоуборочная машина БМ-6, предназначена для уборки ботвы с шести рядков сахарной свеклы, посеянной с междурядьями 45 см, и погрузки ее в транспортные средства. Её агрегатируют с тракторами класса 14…30 кН (МТЗ-80/82 с узкими колесами, Т-70С с узкими гусеницами). Ширина захвата 2,7 м. Рабочая скорость 5…9 км/ч. Производительность за час чистого времени 1,3…1,9 га/ч.
Ботвоуборочная машина состоит из копир-водителя 1 (рисунок 1), режущего аппарата 3 с копирующим устройством 2, приемного транспортера ботвы 4, битера 5, погрузочного элеватора ботвы 6 с двумя барабанами, метательного устройства 8, очистителя головок корней 7 (состоящего из вала с резиновыми бичами, механизма привода и рамы с двумя опорными колесами), несущей рамы 10, ходовой части 11, механизма привода, гидросистемы автоматического управления машины по рядкам и подъема рабочих органов в транспортное положение, универсальной системы УСАК-6 автоматического контроля вращения, перемещения или снижения скорости вращения рабочих органов (валов, ботворезов, битера, барабанов, выгрузного элеватора) и сигнализации о возникновении нарушений в одном из контролируемых узлов с указанием места расположения неисправного узла.
Рисунок 1 Технологическая схема ботвоуборочной машины БМ-6
Технологический процесс уборки ботвы заключается в следующем. При движении машины БМ-6 по полю, копир-водитель 1 автоматически направляет рабочие органы машины по рядкам. Копирующее устройство 2 режущих аппаратов 3, надвигаясь на головки корней, перемещаясь по ним с ножом, копирует их положение, поднимается или опускается в вертикальной плоскости, автоматически устанавливает ножи на заданную высоту среза ботвы. Дисковый нож, вращаясь, обрезает ботву и направляет ее на приемный транспортер 4, который подает ботву к битеру 5. Последний перебрасывает ботву на погрузочный элеватор 6, очищая её от земли. Погрузочным элеватором и барабанами метательного устройства 8 ботва дополнительно очищается от земли при транспортировке и грузится в транспорт 9, идущий рядом. Для удаления с головок корней оставшихся черешков ботвы и уничтожения растительности в рядках на машине установлен прицепной очиститель 7, ротор которого, вращаясь, бичами сбивает (сметает) растительную массу с поверхности земли на убранную часть поля.
|
Рама машины выполнена в виде сварной трубчатой конструкции, на которой монтируются рабочие органы машины. Она опирается на пневматические ходовые колеса.
Ботвосрезающий аппарат предназначен для обрезки ботвы с корней свеклы до их выкопки, подбора ботвы и транспортировки ее на поперечный конвейер. Он состоит из двух секций, каждая секция (рисунок 2) – из подвижной рамки 12
Рисунок 2 Ботворежущий аппарат ботвоуборочной машины БМ-6
сварной конструкции, на которой крепятся три режущих аппарата 15, три копирующих механизма 1 и продольный транспортер 14. Подвижная рамка 12 шарнирно связана с основной рамой и опирается в передней части на пневматическое копирующее колесо 16, регулируемоеповысоте. Копир изготовлен из тонких упругих полозков, которые прикреплены заклепками к кронштейну 2 и присоединены болтами к стойке 3. Посредством звеньев 5 и 6 копирующее устройство соединено с кронштейном 7, образуя параллелограммный механизм. Верхнее звено 6 подвески соединено с ножом 15 регулируемой тягой 11. Для возвращения копира в первоначальное положение служит пружина 4.
|
Продольный и погрузочный элеваторы (транспортеры) машины имеют аналогичное устройство. Полотно каждого элеватора представляет собой две втулочно-роликовые цепи, соединенные прутками и скребками.
Очиститель головок корней 7 (рисунок 1) состоит из вала, на котором по винтовой линии закреплены бичи из прорезиненного ремня. Вал установлен под углом к направлению движения. Рама очистителя опирается на два пневматических колеса и присоединена к основной раме шарнирно. Очиститель устанавливают винтовыми механизмами так, чтобы концы бичей касались головок корней, но не ударяли по почве.
На машине установлена универсальная система УСАК-6, с помощью которой осуществляется контроль вращения ботвосрезающих аппаратов, битеров продольных элеваторов и погрузочного элеватора. УСАК-6 (УСЛК-6ВЗ) состоит из индукционных датчиков, установленных на контролируемых рабочих органах, индикаторах, и блока управления, которые размещены в кабине трактора и кабелем соединены с датчиками. В качестве звукового сигнала используется гудок трактора. При остановке рабочего органа на индикаторе загорается сигнальная лампочка и подается звуковой сигнал.
Каждому контролируемому рабочему органу соответствует своя сигнальная лампочка, что позволяет быстро определить неисправность.
Метательное устройство 8 (рисунок 1а) служит для погрузки ботвы в рядом идущий транспорт. Оно состоит из рамки, смонтированной на раме машины, трех вращающихся барабанов и раструба. Барабаны вращаются навстречу один другому, захватывают и подают ботву по направляющему раструбу в рядом идущий транспорт.
|
Трансмиссия машины состоит из главного карданного вала, переднего центрального цилиндрического редуктора, соединенных с помощью карданных валов с коническими редукторами режущих аппаратов. Средний вал цилиндрического редуктора соединен с помощью карданной передачи с задним раздаточным коническим редуктором, который с помощью промежуточных валов и цепных контуров приводит во вращение приемные и горизонтальный транспортеры, метатель ботвы, очиститель головок корней.
Управление рабочими органами и перевод их из транспортного в рабочее положение производятся гидравлическим устройством при воздействии на рукоятку распределителя, выведенную в кабину трактора.
Прицеп (дышло) 5 (рисунок 3а) находится между поперечными передними трубами основной рамы и с помощью штыря 8 шарнирно соединяется с косынками, приваренными к поперечной трубе передней части основной рамы. Для свободного направленного перемещения дышла 3 между поперечными трубами рамы к трубе прицепа приварены кронштейны, на осях которых закреплены рамки. К этой же трубе приварен кронштейн для крепления штока гидроцилиндра и кронштейн подножки.
Автоматическое устройство управления движением машины по рядкам состоит из копир-водителя 1 (рисунок 3 а, б), золотника 2, гидроцилиндра 3, шестеренчатого насоса 4.
Принципиальная схема гидрораспределительного механизма состоит из копир-водителя 1, поперечной тяги 2, стопорной гайки 3, коромысла золотника 4, дышла 5, золотника 6, гидроцилиндра 7, поршня 8, редукционного клапана 9, масляного бака 10, маслопроводов высокого давления 11 и 12, насоса 13, маслопроводов слива 14 и 15, корректировщика 16, подкапывающих лап 17 (рисунок 3 в).
При движении комбайна по линии тяги трактора каналы а и б гидрораспределителя открыты, и рабочая жидкость перекачивается насосом в масляный бак.
В случае отклонения рабочих органов вправо золотник системой рычагов перемещается и пояском 1 перекрывает канал а входа рабочей жидкости в полость гидрораспределителя. Рабочая жидкость направляется в полость гидрораспределителя по каналу е, а из нее через канал д попадает в левую полость гидроцилиндра. Последний, сползая с поршня штока, перемещает раму комбайна влево.
Из правой полости гидроцилиндра рабочая жидкость выжимается поршнем и по шлангу 12, каналам ж и в через шланг слива 15 стекает в масляный бак 10.
В случае смещения рабочих органов влево копир-водители, упираясь в ботву, отклоняются вправо и перемещают золотник влево. Рабочая жидкость по каналам е и ж шланга 12 поступает в правую полость гидроцилиндра, который перемещает рабочие органы комбайна вправо.
Из левой полости гидроцилиндра рабочая жидкость выжимается поршнем и по шлангу 11, каналам д и г, шлангу слива 15 поступает в масляный бак 10.
В ботвоуборочной машине регулируют автомат вождения по рядкам, ботвосрезающий аппарат, элеваторы, очиститель головок корней, предохранительные муфты и другие узлы.
Автоматическое устройство управления движения по рядкам (автомат вождения) обеспечивает движение ботвосрезающих устройств по рядкам, что улучшает качество обрезки ботвы. Регулировку следует выполнять на ровной площадке. Освободив коромысло 7 (рисунок 3 а, б), выставить копир-водитель 1 так, чтобы середина зазора между внутренними перьями копира находилась строго на продольной оси правого ножа ботвосрезающего аппарата. Затем установить золотник 2 в нейтральное положение, сместив ось отверстия на внешнем конце золотника (ось соединительного штыря 8) с меткой на ограничительной планке 9. Гайками 10 зафиксировать положение коромысла 7.
Если при крайних положениях золотника гидрораспределителя шток гидроцилиндра 3 не перемещает машину, то уменьшают ход золотника 2 при помощи ограничителей. В этом случае необходимо отпустить болт и передвинуть ограничитель на 1…2 мм к середине планки, затем тянуть болт. Зазор между перьями копир-водителя и корнями (1...2 см) регулируют перемещением перьев. Значения зазоров в зависимости от диаметра корней даны в таблице 1. Давление в гидросистеме автомата вождения должно быть 2…2,5 МПа.
Хорошее качество обрезки ботвы достигается правильным выбором: типа ножей режущего аппарата, положения ножей относительно уровня почвы, зазоров (вертикального и горизонтального) между копиром и лезвием ножа, вертикальной поправки.
При уборке маточной свеклы, большом урожае ботвы на засоренных сорняками участках, а также если в гнездах находится несколько корнеплодов, вместо дискового ножа 15 (рисунок 1б) следует крепить сегментный. Регулировать ботвосрезающий аппарат следует непосредственно в поле. Положение ножей относительно почвы установить винтом 9, предварительно ослабив гайку (винт) 10. При вращении винта рамка 12 вместе с ножами поднимается или опускается относительно копирующего колеса 16. Нож нужно располагать так, чтобы его лезвие находилось над уровнем почвы с зазором с (таблица 1).
Таблица 1 Значения зазоров в ботвосрезающем аппарате
в зависимости от диаметра корнеплодов
Средний диаметр корней, мм | Расстояние от ножа до почвы с, мм | Вертикальный зазор b между копиром и ножом, мм | Горизонтальный зазор а, мм | Вертикальная поправка | Зазор между перьями копир-водителя, мм |
40…60 | I | 30…40 | |||
60…80 | II | 50…60 | |||
80…100 | II | 60…80 | |||
100…120 | III | 80…100 | |||
Более 120 | До 60 | III |
Значение вертикального зазора b между лезвием, ножа и копиром 1 отрегулировать вращением тяги 11, укорачивая или удлиняя ее. При этом копир поднимается или опускается относительно лезвия ножа. Для нормальных условий работы зазор b должен составлять 15…40 мм (таблица 1).
Горизонтальный зазор а регулируется сдвигом копира относительно стойки 3 вперед или назад. Он должен быть равен примерно половине диаметра головки среднего по размерам корня свеклы на убираемом участке (таблица 1).
Механизм связи копира и ножа устроен так, что с подъемом копира автоматически увеличивается вертикальный зазор b (вертикальная поправка). Вертикальной поправкой называется автоматическое увеличение вертикального зазора между копиром и лезвием ножа при подъеме ножа и копира вверх. Благодаря вертикальной поправке у высоких корнеплодов срезается более толстая часть головок, чем у низких. Регулировка степени увеличения вертикальной поправки производится перестановкой шарнира винта (тяги) 11 (рисунок 2) в одно из трех отверстий (I, II, III) звена 6 четырехзвенника.
В случае неудовлетворительного качества обрезки ботвы при пробном проезде производится дополнительная регулировка в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 Способы устранения некачественной работы ботворежущего аппарата
Характеристика качества уборки | Способ регулировки |
Высокие корни обрезаны нормально, а на более низких корнях остаются необрезанные черенки ботвы Низкие корни обрезаны нормально, а высокие остаются с необрезанными черенками ботвы Корни обрезаны косо снизу вверх по ходу движения машины Корни обрезаны косо сверху вниз по ходу машины перестановкой копира | Уменьшить вертикальную поправку и увеличить вертикальный зазор в Увеличить вертикальную поправку Увеличить горизонтальный зазор а и проверить заточку ножа Уменьшить горизонтальный зазор а |
При работе с затупленными ножами происходит увеличение числа сколотых корней и числа корней с рваной поверхностью среза. В этих случаях ножи следует заточить. При выворачивании копирами отдельных неустойчивых корней необходимо проверить шарниры копирующего механизма, устранить деформацию и перекосы его звеньев. Усилие для подъема аппарата за копир не должно превышать 196…245 Н при верхнем положении копира.
Регулировку натяжения полотен продольного и поперечного элеваторов производят винтами, сдвигая ведущий вал продольного элеватора вдоль рамки. Очиститель головок корней регулируют изменением длины стойки опорных колес. Вал очистителя устанавливается так, чтобы бичи касались только головок корней. Правильная регулировка обеспечивает максимальную очистку головок корней от необрезанной ботвы, минимальное количество выбитых из рядков корней и наилучшую очистку всей полосы захвата от сорняков и остатков ботвы.
Предохранительные муфты регулируют так, чтобы они пробуксовывали при перегрузках или забивании рабочих органов. В начале работы пружины всех муфт должны быть отпущены, затем их следует постепенно подтягивать до тех пор, пока заворачивание гайки на один-два оборота исключит срабатывание их при нормальных условиях работы. Окончательная настройка машины БМ-6 производится в поле
Подготовка к работе машины БМ-6 включает проверку правильности сборки, технического состояния, комплектности, присоединение к трактору, досборку отдельных узлов, смазку, обкатку на холостом ходу и предварительную настройку рабочих органов.
Для агрегатирования машины с колесным трактором его колеса необходимо расставить на ширину 1800 мм симметрично оси. Дышло машины соединяют с центральным отверстием прицепной скобы. При агрегатировании с гусеничным трактором дышло машины соединяют со вторым справа отверстием прицепной скобы.