Как Кант формулирует категорический императив?




И.Кант

Вопросы:

1. Какие вопросы выделяет Кант? Что он говорит о возможности познания?

Какие типы познания выделяет Кант? Как Чем они различаются?

Что такое априори? «вещь в себе»?

Каковы критерии истины?

Как Кант формулирует категорический императив?


Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания.

Кант выделил вопросы, на которые с помощью разума нельзя ответить (так как можно аргументировать одно и то же, как за, так и против). Человек, подчеркивал Кант, может мыслить только в категориях времени и пространства. Таким образом, рассуждая о таких вопросах, как Бог, душа и т.п., какое право имеет человек накладывать на познание таких вопросов СВОИ категории? Так как человек является субъектом познания, он не может смотреть на что-либо с третьей стороны. Поэтому главный вопрос стоит в том, ЧТО именно в принципе человек может познать как субъект? Отсюда вытекают еще три вопроса, которые ставит Кант:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен делать?

3) На что я могу надеяться?

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Он разграничивает возможности познания. Все то, что человек воспринимает из внешнего мира, с помощью опыта является чувственным познанием. Если человек, например, нечто не видел никогда, это в большинстве случаев нельзя представить (так, слепой никогда не сможет представить себе цвета). В данном случае человек выступает как пассивное существо: на него нечто воздействует, и он это воспринимает.

Однако рассудок человека позволяет ему быть активным – не просто воспринимать внешний мир, но и представлять его. Например, можно представить себе треугольник, не видя его, но зная, что такое точка и линия. Поэтому именно благодаря рассудку предметы мыслятся.

Как чувственное познание, так и рассудок зависимы от опыта. Однако, считает Кант, не все зависит только от опыта. Есть нечто, что от опыта не зависит – это называется АПРИОРНЫМ знанием (до-опытным). Априорным знанием выступают категории сознания, такие как количество, качество, отношения (например, 2+4 – это отношение), возможность, необходимость, пространство, время… Поэтому познать существование Бога или души невозможно, так как человек руководствуется только своими категориями. Например, считается, что душа находится в теле человека. В таком случае, человек пользуется своей категорией пространства, забывая о том, что душа не является протяженной и, следовательно, вообще не может находиться. На вопрос «что делал Бог до создания мира?» также ответить нельзя, так как опять же «срабатывает» категория времени. Без категории времени и пространства человек не может мыслить. Но какое он имеет право накладывать категории своего рассудка на познание сверхчувственного? Рассудок собирает восприятие человека под одно целое, обобщает эмпирический опыт. Любые предметы определяются сознанием человека, соответственно, он может познавать только то, на что способен его познавательный аппарат.

Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. По Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. То, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), имеет принципиальное различие. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле, и сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть. Канта мучает и вопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него. Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, и автор неоднократно это говорит, но он знает, что эти слова представляют собой тавтологию. Правильно сформулированный вопрос об истине, по мнению Канта, должен звучать следующим образом: как найти всеобщий критерий истины для всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины "не может быть дан". Однако, философ отверг всеобщий критерий только относительно содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает: непротиворечивость рассуждений.

Таким образом, Кант первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Мир сообразуется с возможностями человеческого познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эти ощущения постигаются сознанием. Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне деятельности формирования сознания) — вещи-в-себе и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.

В отличие от рассудка, разум сам ничего не производит. Все знания, полученные рассудком, он подводит под нечто общее – под принципы, сводит знание к единству. Это теоретический разум. В сфере практики, разум «решает» как необходимо поступать человеку. Идеи разума Кант разделяет на три класса: душа, мир, Бог. Эти три идеи являются предметами исследования метафизики. Как мы уже сказали, Кант считает, что «чистый» разум (то есть, в котором нет информации, получаемой из органов чувств) не способен что-либо доказать (ни существование души, ни Бога, ни мира). Именно поэтому он отвергает метафизику как внечувственное исследование бытия. Мышление впадает в противоречия, когда оно хочет познать бесконечное и не опирается на данные органов чувств. Основной вопрос теории познания – где критерий того, что наши мыслительные конструкции соответствуют объективной реальности.

Существуют ли Бог, мир, душа – открытые вопросы, однако они имеют практическое значение – человек может решить: поступать ли ему так, как будто Бог есть или же его нет. Итак, практический разум «решает, как человек вести поступать. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы, которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Он выполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок к определенной цели, ставит перед ним задачи. В связи с этим Кант выводит категорический императив: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом ». Распространенная ошибка заключается в отождествлении Категорического императива с «золотым правилом нравственности»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

 

Задание второе.

Вспомните, как на эти вопросы отвечали философы, начиная со средневековья и заканчивая новым временем. Как бы вы сами ответили на эти вопросы? Обоснуйте свой ответ.

 

1) Что такое истина? Что такое ложное?

2) Почему человек страдает? Возможно ли не страдать?

3) В чем цель/смысл жизни?

4) Можно ли познать окружающий мир?

5) Как соотносится материальное и духовное?

6) Какие ошибки совершает человек в течение жизни?

7) Что такое смерть? Что бывает после смерти?

8) Что такое свобода? Есть ли она?

9) Что такое счастье?

10) Что такое любовь?

11) Какие духовные практики есть в Восточном мире?

12) Каков наш мир? Его роль во Вселенной?

13) Есть ли карма у человека? Все ли предопределено?

14) Какова роль религии в жизни человека?

15) Что такое добро и зло?

16) Откуда произошел мир?

17) Что первичнее – разум, опыт или интуиция/чувствование?

18) На что должна опираться наука?

19) Каким может быть познание себя и мира?

20) Каков закон жизни на Земле?

21) Что такое время?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: