Отрасли ненаучного знания




 

Ненаучным знанием являются все учения, претендующие на познание, но которые не соответствуют современному уровню развития науки.

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т.д.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории, и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

Уфология - деятельность по сбору сообщений о наблюдении неопознанных летающих объектов, по установлению достоверности их, а также все возможные попытки дать им объяснение (научное или же паранаучное). Вопрос о том, можно ли считать и явления абдукций предметом исследований уфологии, является спорным.

Сложность исследования уфологии на её "научность" заключается в отсутствии сформулированного единого мнения в уфологических группах и организациях. Одни группы пользуются научными методами исследования, другие же руководствуются псевдонаучными теориями и гипотезами. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме Российской Академии Наук однозначно определяет уфологию как лженауку.

С точки зрения современной науки астрология является типичным лженаучным учением и разновидностью гадательной магии. При этом наука признаёт, что на определённом этапе своего развития астрология объективно стимулировала развитие наблюдательной астрономии, математики, метеорологии и других областей знания.

По мере развития науки в научной среде распространилось мнение о ложности астрологии. Поскольку за астрологией исторически закрепилось название, включающее в свой состав корень греческого слова "логос", и применяемый для образования названий различных наук, современная академическая наука постоянно разъясняет, что с позиции современного научного знания астрология носит название науки только в дань традиции. Утверждение о том, что астрология - не наука, учёные основывают на том, что методология астрологии несовместима с современной научной методологией, и поэтому астрологию относят к суевериям, лженаучным учениям и к разновидности гадательной магии. Лишь небольшую часть традиционно астрологических знаний учёные склонны признать научными: астрономические знания о движении планет и развёрнутую классификацию характера и поведения людей, связанную с описанием психологических состояний.

Ряд сторонников и создателей псевдонаучных теорий высказался в поддержку астрологии и полагает, что она имеет примеры успешного применения в мировой практике.


Заключение

Познание не ограничивается сферой науки, знание в той или иной форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отделение науки от ненауки не завершено до сих пор.

Существуют несколько форм общественного сознания: наука, философия, мифология, политика, религия и некоторые другие. Каждой из них соответствуют специфические формы знания. Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет сложную, троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теории и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

В целом выделяют следующие характерные черты науки.

1) Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

2) Фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины.

3) Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

4) Обезличенность - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

5) Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

6) Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

7) Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

8) Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие результаты.

9) Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным требованиям.

10) Внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

11) Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

12) Чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.


Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, 1970. - 18 240с.

2. Наука в России: современное состояние и стратегии возрождения / Отв. ред. Е.В. Семенов и др. - М.: Логос, 2004. - 376 с.

3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Изд.2-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 622 с.

4. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 287 с.

5. Садохин, А.П. Концепции современного естествознания 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.


[1] Большая Советская Энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, 1970, с. 265.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: