Музыкально-теоретический анализ




 

 

По жанру произведение представляет собой танцевально-хоровую сцену из оперы. Для сочинений такого рода характерны расширенная трактовка мелодизма, большое число художественных образов, интегрированных в музыкальную ткань, связь музыки с драматургией и сюжетной основой, введение сольных партий, а также заметное членение на контрастные части. Следует также отметить типичный большой масштаб произведения этого жанра.

Анализируемый фрагмент из оперы «Князь Игорь» представляет собой контрастно-составную форму, состоящую из разных трех разделов (А+В+С):

1 раздел – простая двухчастная форма (куплетно-вариационная форма) - 31 такт (8+8)+(8+7) – (А+А1)+(А+А1). Данная форма состоит из двух периодов, в каждом по два предложения, повторного строения. А1 – это предложения, которые идентичны по гармонии, но мелодия меняется.

2 раздел – куплетно-вариационная форма, состоящая из 5 предложений – 43 такта (А+В+А+А2+В1). Два предложения повторяются в вариациях.

3 раздел – сложная форма, состоящая из 3 частей с репризой:

1 часть – 24 такта (8+8)+(4+4) (А+А)+(В+В) – простая двухчастная форма.

2 часть - 52 такта (8+8)+(8+8)+ (8+12) (А+А)+(С+С)+ (С1+С1)- простая трехчастная форма.

3 часть - 40 тактов (8+8)+(4+4)+(8+8) (А+А)+(В+В)+(А+А) – простая трехчастная репризная форма с точной репризой.

Таким образом, можно сказать, что последняя часть является обобщением, репризой.

Контрастно-составная форма состоит из самостоятельных разделов, каждый из которых имеет свою тему, контрастны между собой, но соединены единым содержанием и действием.

Мелодический рисунок, как и прочие средства выразительности в данном номере контрастны. Первый раздел открывает оркестровое вступление из 14 тактов – томная, тонкая и изысканная восточная мелодия, богатая альтерациями и секундовыми интонациями. После того вступает хор. Поэтичная и задумчивая песня в синтезе с танцем напоминает восточные лирические напевы, в структуре много опеваний, украшений, а начинается мотив со скачка на квинту вверх, выражая полетность, легкость:

 

 

С появлением мелодии в партии альтов, рисунок становится более необычным, альтерации, преимущественно пониженные ступени придают особую томность образу:

 

 

С появлением второго раздела характер становится диким, вихревым, стремительным, танец девушек сменяется пляской мужчин, звучит будто лезгинка. Здесь 2 мелодии: одна наиболее стремительная, другая – угловатая. Композитор также использует пониженные ступени, а квинты в оркестре имитируют восточные инструменты:

 

 

Третий раздел – общая пляска, масштабная, яркая, сочетающая прославление хана и резкие танцевальные движения, вращения. Мелодия главной темы состоит из поступенного восходящего движения в виде коротких мотивов, звучит достаточно ярко и грандиозно:

 

В средней части появляется соло хана, мелодия содержит секундовые интонации в восходящем и нисходящем движении, имитирует движение, вращение:

 

Последнее проведение темы отличается более широким диапазоном (октава), таким образом динамично и патетично заканчивается фрагмент:

 

 

 

Фактура изложения гомофонно-гармоническая с элементами подголосочной полифонии.

Ритмический рисунок разнообразный. В первом разделе движение восьмыми, на распевах шестнадцатые. Сочетается ровный ритм с синкопами.

Во втором разделе главная составляющая ритма гармонической поддержки – это синкопа, которая является неотъемлемой частью лезгинки. В мелодии ритм сочетает в себе и ровное движение, и триоли, синкопы также присутствуют.

Третий раздел открывает тема, в которой короткие мотивы с паузами начинают развитие, а вершина фразы приходится на синкопированную длинную ноты, звучит необычайно ярко:

 

Соло хана содержит спокойный повествовательный тон, ритм ровный четвертями.

Основной тональности как таковой нет. Каждый раздел имеет самостоятельный тональный план. Первый раздел написан в A-dur, но во второй половине появляется fis-moll (параллельная тональность). Таким образом в первой части гармонирует лирический мажор и печальный минор.

Второй раздел – F-dur, но в структуре также ощущается d-moll, f-moll, они постоянно взаимодействуют друг с другом.

Третий раздел – D-dur – проходит без изменений, яркое сочетание пляски и прославления, звучит торжественно, масштабно и грандиозно.

Гармонический язык произведения простой и прозрачный. Композитор использует простые последовательности S-D-t функций, часто в виде трезвучий в разном расположении. Но главной особенностью гармонического языка фрагмента является обилие альтераций, с включением преимущественно пониженных ступеней, который так типичны для восточной музыки.

Примечательно, что композитор использует во втором разделе двойной контрапункт, звучит колоритно и необычно:

 

 

Темп первого раздела «Andantino» - спокойный умеренный темп, вполне соответствует лиричному и изысканному характеру. Второй раздел «Allegro vivo» - резкий контраст, пляска мужчин выражается более ярко и искрометно, в конце ускорение придает еще больший накал и экспрессивность. Третий раздел «Allegro» исполняется более сдержанно.

Динамический план произведения довольно разнообразный, особенно в кульминационном третьем разделе. Таким образом, первый раздел – начинается с «р», а в третьем предложении происходит кульминация («f»), после чего тихая звучность возвращается. Второй раздел от «р» до «f», в последнем такте яркое «sf». Третий раздел – от «р» до «ff», где самая яркая вершина на слова «Славь» в главной теме раздела. Главная кульминации приходится на последнее проведение это темы и в высоком регистре на «ff» хор поет «солнцу равен ОН!», яркая звучность сохраняется до самого конца.

 

 

Вокально-хоровой анализ

 

«Половецкие пляски с хором» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина написаны для смешанного четырехголосного хора, солиста и симфонического оркестра.

 

Общехоровой диапазон:

ля#б – ля#2

солист (бас) – рем – ре1

Диапазон хоровых партий:

С фа#1 – ля#2

А лям ми1

Т фа#м ля1

Б ля#б – ми1

 

Тесситурные условия

Тесситура хоровых партий в целом считается относительно удобной, динамика соответствует возможностям голосов. Но исключением являются фрагменты, где на тихой динамике в партиях высокая тесситура.

Уровень голосов по силе и громкости звучания внутри партии и в общем хоре тесно связан с тесситурными условиями. Динамический ансамбль в произведении преимущественно искусственный.

Хоровое изложение подразумевает исполнение всем составом хора, постепенное включение партий, гармоническую педаль, неполным составом, отдельными партиями, сопоставление женского и мужского составов.

Дыхание в данном произведении берется на паузах и в конце предложений, а в остальном дыхание цепное. Фразы довольно длинные, особенно в полифонической фактуре, это представляет особую трудность при исполнении. Трудность возникает в том, что цепное дыхание - это коллективный навык, обуславливающий наличие у певцов обостренного чувства ансамбля. Следует отметить, что для этого надо особенно связывать такты: между последней нотой предыдущего такта и первой последующего- такта не передыхать.

Дыхание брать следует легко и активно, спокойно. В темпе «Allegro vivo» его необходимо брать быстро, коротко.

Звуковедение и атака звука неразрывно связаны с певческим дыханием.

В произведении основной тип атаки - мягкий- сближение связок до состояния фонации одновременно с началом выдоха. Мягкая атака сохраняет чистоту тембра и создает условия для эластичной работы связок. Также в произведении используется твердая атака на акцентах. Такой динамический штрих полностью соответствуют характеру произведения и направлен на раскрытие образа неистовой и буйной пляски.

Звуковедение - legato - непрерывное связное пение. Для достижения legato необходимо выразительное исполнение интонации, фраз, ясное ощущение движения. Также используется маркатированное legato в кульминациях.

Строй ― согласованность между певцами хора в отношении точности звуковысотного интонирования. Чистота строя в хоре - непременное условие всякого хорового исполнения. В то же время - это одно из сильнейших средств музыкальной выразительности.

Горизонтальный и вертикальный строй имеют немаловажное значение в произведении. Нельзя добиваться вертикального строя до тех пор, пока не будет интонационно точно выверена каждая партия в отдельности.

В работе над горизонтальным строем нужно знать, что:

- нужно помнить, что унисоны всегда являются трудными для интонирования и часто слышна фальшь:

- пение на одной ноте также представляет трудность, исполнять необходимо в высокой позиции и на хорошем дыхании:

- хроматическое движение вниз необходимо исполнять осторожно, на хорошем дыхании и в высокой позиции, в вертикали стараться прослушать интервалику:

- восходящие и нисходящие скачки на кварту, квинту, сексту, октаву, которые встречаются в каждой партии:

 

 

Важно сохранить высокую позицию звука при нисходящем скачке и четко ощущать внутренним слухом верхний звук восходящего скачка. При возникновении трудности при интонировании рекомендуется пропевать скачек вне ритма, по «руке».

Если какой-либо аккорд в процессе разучивания звучит грязно, то следует пропеть его вне ритма, либо набрать по одному звуку по очередности.

Причиной неточного интонирования в хоре может быть неправильное дыхание и звукообразование, низкая певческая позиция, а также неверное произношение гласных и согласных.

Accelerando является сложным приемом в достижении ритмического ансамбля. Необходимо синхронно и плавно ускорить темп, после чего войти в новый темп, сохраняя четкую ритмическую структуру:

 

 

В динамическом ансамбле задача руководителя хора – добиться равномерного, единообразного звучания на протяжении всего произведения, на длительных нотах – аккуратное взятие и небольшое нарастание звучания к концу длительности. Очень важно для хориста слушать другие партии, ощущать себя частью ансамбля.

В гомофонно-гармонической фактуре не забывать, что мелодия проходит в верхнем голосе.

В данном хоре есть моменты, в которых после туттийного состава остается одна партия, в частности альтовая. Сложности в том, чтобы динамически не было провала:

 

 

В этом произведении будет сложно, но возможно добиться ансамбля. Сложности возникают из-за того, что произведение написано в контрастно-составной форме, в разных темпах, характерах, тональностях. Хороший ансамбль в хоре - результат постоянного внимания к нему не только со стороны дирижера, но и создание атмосферы повышенного слухового контроля среди певцов.

Донесение до слушателя поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора - произношение гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдение произносительных форм (фонетических и грамматических). Слово помогает слушателю понять идею и образ произведения. Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука высокой позиции.

Главный принцип вокального произнесения слова заключается в том, чтобы гласные имели максимальную протяженность, а согласные произносились в самый последний момент.

Распетые гласные должны звучать фонетически ясно и чисто. Полугласный звук «й» относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения согласных в пении: «улетай», «пой», «славой» - этот звук нужно произносить быстро и в самый последний момент.

Там где встречаются 3 согласных вподряд, произносить нужно быстро и достаточно четко.

Однако, словесный ансамбль заключается не только в том, чтобы произносить слово одинаково четко и одновременно, их нужно сказать еще и выразительно. Исполнение следует сделать художественным, поэтому необходима работа над осмыслением передачи текста.

Проанализировав данной произведение можно сделать вывод, что исполнить его может учебный хор высшего учебного заведения. Т.к. более подготовленные вокалисты имеют больше опыта в самостоятельном изучении сложностей партитуры, успешнее работают над художественным планом произведения, а также имеют больше вокальных навыков. Для исполнения подойдет средний состав хора (от 30 человек). С учетом divisi, количество хоровых партий достигает шести голосов. Поэтому камерный хор не сможет справиться с задачей, поскольку хоровой звучности в целом не будет достаточно.

 

 

Исполнительский анализ

 

 

Особенности фразировки данного произведения находят свое отражение в стремлении композитора к контрастным сопоставлениям разделов. Динамика развития осуществляется внутри каждого раздела, а общая кульминация приходится к концу произведения. Кульминации осуществляются за счет постепенного наращивания динамики, после чего динамическая вершина звучит на «ff» достаточно мощно и масштабно. Чем с более тихой динамикой прозвучат местные кульминации, тем более ярким может быть crescendo и сама кульминация части.

Жанр произведения представляет собой трудность в исполнении, т.к. достаточно большой масштаб произведения подразумевает более сложную и продуманную работу над исполнительскими задачами. Также произведение достаточно емкое в отношении образа, развития, исполнительских приемов. Главный принцип развития данного произведения исходит от его формообразования. Но в исполнении данного сочинения необходимо добиться цельности и непрерывного развития.

Динамика произведения достаточно разнообразна, она колеблется от «р» до «ff».

Fortissimo относят к сложным исполнительским оттенкам. Чрезмерная звуковая перегрузка, излишняя напряженность ff может привести к тому, что певцы не будут слышать друг друга; или могут чрезмерно форсировать звук, что приведет к быстрому утомлению. В таких случаях дирижер должен ясно определять динамические градации для выравнивания звучности. Для этого нужно выделить одну генеральную кульминацию, а в остальных исполнять «ff» не столько громко, сколько прочувствованно и убедительно, сохраняя при этом штрих, утрированную артикуляцию.

Практика показывает, что crescendo и diminuendo во многих случаях происходит неровно и малоорганизовано. Звук либо сразу усиливается (затихает), либо исполнение этого динамического оттенка наступает внезапно только в самый последний момент. Нужно правильно рассчитать усиление звука на длительностях, оно должно быть равномерным.

Основной исполнительской трудностью этого произведения является эмоциональная передача, заложенная в литературном тексте. Дирижер должен донести смысл произведения до слушателя и выразительным жестом передать характер музыки.

Акценты придают характеру больше энергии, твердости и напористости, кульминации более весомые и яркие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: