Право муниципального служащего на защиту своих персональных данных (п. 8).




Как определено в ч. 1 ст. 29 комментируемого Закона, персональные данные муниципального служащего - это информация, необходимая представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муниципальным служащим обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего. О защите персональных данных муниципального служащего см. комментарий к ст. 29 и 30 Закона.

Право муниципального служащего на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений (п. 9).

Данное право муниципального служащего закреплено по аналогии с положением п. 8 ч. 1 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе, предусматривающим соответствующее право государственного гражданского служащего, и основано на норме ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Возможность ознакомления муниципального служащего с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также приобщения к личному делу письменных объяснений муниципального служащего является гарантией защиты муниципальным служащим своих прав и законных интересов.

Порядок ведения личного дела муниципального служащего регламентирован статьей 30 комментируемого Закона.

Право муниципального служащего на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов (п. 10).

Право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ. Там же установлено, что свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Право работника на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, предусмотрено в абз. 9 ч. 1 ст. 21 ТК РФ.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций являются предметом регулирования Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"*(39), что закреплено в его ст. 1. Там же установлено, что данный Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Как определено в п. 1 ст. 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Там же установлено, что все профсоюзы пользуются равными правами.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур.

Из данной нормы следует, что помимо профессиональных союзов муниципальные служащие вправе создавать только такой вид общественных объединений, как ветеранский или иной орган общественной самодеятельности.

Органом общественной самодеятельности согласно ст. 12 Федерального закона "Об общественных объединениях" является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Право муниципального служащего рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений (п. 11).

Понятие индивидуального трудового спора определено в ч. 1 ст. 381 ТК РФ: неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в т.ч. об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В ч. 2 указанной статьи установлено, что индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

В соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Согласно ч. 1 ст. 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Как установлено в ч. 2 указанной статьи, непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 этой же статьи непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

В ч. 1 ст. 383 ТК РФ установлено, что порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ, т.е. ГПК РФ.

Частью 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 28 февраля 2008 г. N 13-ФЗ*(40)) предусмотрено, что особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами. Следует отметить, что именно в рамках этого изъятия глава 16 Закона о государственной гражданской службе регламентирует рассмотрение индивидуальных служебных споров (именно такое понятие -"индивидуальный служебный спор" - а не "индивидуальный трудовой спор" использовано в указанном Законе).

Понятие индивидуального служебного спора определено в ст. 69 Закона о государственной гражданской службе: неурегулированные между представителем нанимателя и государственным гражданским служащим либо гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу или ранее состоявшим на государственной гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

В ч. 1 ст. 70 Закона о государственной гражданской службе установлено, что индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров:

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

2) судом.

Согласно ч. 2 указанной статьи порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется Законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством РФ.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона муниципальному служащему запрещается прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: