Тема: Восточнославянские земли – объект литовско-польской экспансии (сер. XIV – нач. XVI вв.)




План

1. Борьба украинского народа против социально-экономического и национально-религиозного угнетения.

2. Образование Запорожской Сечи.

3. Военное искусство казаков.

4. Зарождение Донского казачества. Создание Войска Донского.

5. Феномен казачества.

6. Общее и отличительное в формировании Донского и Запорожского казачества.

1.

Конец ХVI – начало ХVII вв. ознаменовались усилением социально-экономического и национально-религиозного гнета на украинских землях. Наступление крепостничества и католической церкви, всевластие и произвол магнатов стали причиной роста недовольства и массовых выступлений крестьян, мещан, казаков, мелкой шляхты. Основной организующей силой прокатившихся; в этот период восстаний были казаки, а главными участниками – крестьяне. Для всех выступлений были характерны стихийность, локальность, непоследовательность, отсутствие далеко идущих целей, Но, несмотря на поражения, они стали прекрасной школой борьбы украинского народа за свое национальное и социальное освобождение.

Первое крупное восстание конца века произошло в Белой Церкви. В 1589 г. король Сигизмунд Ш выдал городу привилей на магдебургское право. Однако попытки мещан воспользоваться предоставленными льготами натолкнулась на сопротивление администрации. Возмущенные горожане захватили белоцерковский замок, выгнали из города княжеских слуг и установили свою власть. Король отменил привилей и потребовал от мещан подчиниться князю В. К. Острожскому – киевскому воеводе. Восстание было подавлено объединенными силами местной шляхты.

В эти же годы происходит и первое крупное крестьянско-казацкое восстание. Оно началось в 1591 г. и продолжалось до 1593 г., охватив Подолье, Волынь и Киевщину. Возглавил его Криштоф Косинский – мелкий шляхтич, гетман реестровых казаков. За боевые заслуги он получил от сейма владение на реке Рось, но белоцерковский староста Я. Острожский – сын киевского воеводы – отнял его. Разгневанный этим К. Косинский собрал отряд реестровых и низовых казаков и двинулся на Белую Церковь. Положение в городе со времени восстания 1589 г. было напряженным, поэтому мещане поддержали повстанцев. Замок был взят вместе с находившимися там артиллерией и боеприпасами. В округе начались волнения крестьян: они изгоняли или убивали шляхту, объявляли себя казаками. Часть крестьянских отрядов присоединилась к Косинскому, часть действовала самостоятельно.

Восстание быстро распространялось и охватило Киевское, Волынское и Брацлавское воеводства. Для его подавления было объявлено посполитое рушение1 местной шляхты. Шляхетское войско возглавил князь В. К. Острожский. 23 января 1593 г. под местечком Пятка на Волыни началось сражение, которое продолжалось целую неделю. Восставшие держались мужественно, но силы были неравными. В ходе переговоров они вынуждены были согласиться на условия шляхты: лишить Косинского гетманства; казаки должны были покинуть волость и уйти за пороги, а крестьяне – вернуться к своим панам.

После непродолжительного затишья, весной 1593 г. Косинский возобновил борьбу. Казаки покинули Запорожье и осадили Черкассы. Черкасский староста А. Вишневецкий предложил переговоры, во время которых Косинский был предательски убит. Лишенные руководителя, восставшие были разбиты.

Очередное крестьянско-казацкое восстание 1594–1596 гг. связано с именем одного из его вождей Северина Наливайко – сотника надворных казаков князя В. К. Острожского. Поводом для выступления стал конфликт между отрядами «охочих» казаков, сформированных С. Наливайко по разрешению воеводы для отражения ожидаемого нападения татар, с одной стороны и шляхтой, недовольной необходимостью содержать эти отряды за свой счет – с другой, а также личные обиды С. Наливайко.

В сентябре 1594 г. восставшие казаки объединились с крестьянами и мещанами и взяли г. Брацлав. В ноябре пала крупнейшая на Подолье крепость Бар. Одновременно Наливайко продолжает борьбу с татарами и турками. Ему на помощь пришел отряд запорожцев во главе с вновь избранным гетманом Григорием Лободой. Осенью они предприняли совместный поход на Молдавию, после возвращения из которого весной 1595 г. пути Наливайко и Лободы разошлись. Первый прошел через Восточную Галицию, Подолье, Волынь и Белоруссию, второй действовал на Подолье и Киевщине. Казацкий отряд, возглавляемый М. Шаулой, действовал в Белоруссии. Казаки грозили поместья шляхты, богатых горожан, униатов. В их поддержку выступило местное население. Антифеодальное движение распространилось и на коронные земли, заволновались крестьяне в Мазовии.

Осенью 1595 г., завершив молдавский поход, польское правительство бросило все силы на подавление восстания. К этому времени успела собраться с силами и белорусская шляхта.

Командующий польской армией гетман С. Жолкевский предполагал разбить восставших по частям. Однако осуществить этот план не удалось. Отряд С. Наливайко, против которого выступил гетман, уклонился от боя и, совершив труднейший переход через Дикое поле, соединился с казаками Лободы и Шаулы. В марте 1596 г. объединенные силы восставших дважды вступили в сражение с коронным войском под Белой Церковью, но, понеся тяжелые потери, вынуждены были отступить. С. Жолкевский не смог сразу же организовать их преследование, так как его армия нуждалась в подкреплении. Полученную передышку повстанцы провели в спорах: что делать дальше? Большинство поддержало предложение уходить в Россию.

Несколько тысяч казаков с семьями и раненными двинулись на восток. В урочище Солоница под Лубнами в 100 верстax от московской границы они были остановлены польской конницей и соорудили укрепленный лагерь. Место было удобное, но силы сражавшихся – неравные. Почти две недели по несколько раз в день поляки штурмовали осажденный лагерь, но взять его не смогли. А тем временем наступила жара, начались болезни, в лагере осажденных не было воды, продовольствия, боеприпасов, помощь из Запорожья не приходила. Среди осажденных обострились противоречия. Группа старшин, во главе с Г. Лободой вступила в тайные переговоры с С. Жолкевским. Тайное быстро стало явным и Лободу обвинили в предательстве. Он был казнен. Однако, через несколько дней сторонники компромисса с властью схватили С. Наливайко, М. Шаулу и других руководителей восстания и выдали их шляхте, надеясь на милость победителей. Главным же условием поляков было возвращение крестьян к своим панам. С этим требованием восставшие согласиться не могли, так как большинство из них были беглыми крепостными и решили продолжать борьбу. Но поляки не дали им даже опомниться и пошли в наступление. Из десятитысячного войска, повстанцев только 1,5 тысячам казаков удалось уйти на Сечь, остальные погибли. Пленных предводителей восстания казнили во Львове, а С. Наливайко после 10 месяцев пыток – в Варшаве.

Так было подавлено самое массовое и кровопролитное крестьянско-казацкое восстание ХVI в. Основным итогом его стало ужесточение позиции власти в отношении казаков: всех их объявили врагами и предателями, им запретили появляться на волости, а их земли объявлялись конфискованными. Кроме того, в результате сложного переплетения событий второй половины 90-х годов сначала правящие круги, а затем – широкое общественное мнение соединило казацкое и православное движения. И хотя в этот период казаки и православные действовали раздельно, заявления об их единстве оказались пророческими и через насколько лет стали реальностью.

Несмотря на решение сейма навсегда покончить с казачеством, оно продолжало расти и в начале ХVII в. Ухудшение социально-экономического положения крестьян вело к широкомасштабному оказачиванию населения среднего Приднепровья и Левобережья. В 1616 г. власти насчитывали здесь около 40 тысяч оказаченных или «непослушных», которые отказывались выполнять повинности в пользу государства и феодалов, не признавали власть и избирали своих атаманов, учреждали казацкое судопроизводство. У польского государства не хватало сил не только на ликвидацию казачества, но даже на эффективный контроль над его деятельностью. Кроме того, через несколько лет после подавления восстания С. Наливайко вновь проявилось изначально присущее властям Речи Посполитой двойственное отношение к казачеству. С одной стороны, его воспринимали как грозную и враждебную силу, самим фактом своего существования развращающую население. С другой стороны, государство не могло обойтись без казаков в решении военных вопросов.

С началом нового столетия Польша вступила в период непрерывных войн и ощутила острую необходимость в хороших воинах. В 1601 г. сейм отменил банницию, поставившую казачество вне закона. В составе коронного войска на Ливонскую войну был направлен двухтысячный казацкий отряд. В 1604 1609, 1618 гг. украинские казаки принимали активное участие в походах на Московию. Но главным врагом их по-прежнему оставались Крымское ханство и Османская империя. Не согласовывая свою деятельность с польским правительством, а зачастую против его воли, казачество в начале ХVII в. развернуло активную борьбу с турками и татарами и на суше, и на море. Причем, морские походы представляют наиболее блистательные страницы этой борьбы. B 1604 г. казаки с моря овладели неприступной турецкой крепостью Варной. В 1614 г. флотилия чаек дважды переплывала Черное море и громила города Синоп и Трапезунд, расположенные на южном берегу. В 1616 г. казаки совершили очередное дерзкое нападение на турецкие владения: на глазах у рыбачившего султана они сожгли гавани Константинополя (Стамбула). В этом же году, в результате похода на Крым, они захватили г. Кафу, в котором находился крупнейший в Европе невольничий рынок, освободили тысячи пленных, а сам город сожгли.

В 1621 г. в Хотинской войне казаки под руководством гетмана П. Сагайдачного помогли польскому войску избежать полного поражения и разгромили 150-тыеячную турецко-татарскую армию. Эта победа развеяла миф о непобедимости Турции, спасла от порабощения украинцев и поляков, вдохновила на освободительную борьбу балканские народы. Но на свободу казаков появились дополнительные ограничений: по условиям мирного договора им запрещалось самовольно воевать с южными соседями и плавать вниз по Днепру.

Однако, военные походы против Турции и Крыма запретить не у далось, и они продолжались долгие десятилетия. Среди предводителей украинского казачества в этих походах заметно выделялась фигура Петра Конашевича-Сагайдачного. Выходец из шляхетской семьи, выпускник Острожской академий, с 1616 по 1622 г. с перерывами он избирался гетманом Войска Запорожского. Фактически именно Сагайдачный путем укрепления дисциплины превратил неорганизованные казацкие ватаги в регулярную армию. Под его руководством казаки принимали участив во всех войнах, которые вела Речь Посполитая и совершали многочисленные походы против турок и татар. Вместе с тем он был сторонником мирного сосуществования с польским правительством и разумных взаимных уступок.

П. Сагайдачный был первым гетманом, открыто выступившим в поддержку православия. В 1620 г. он «со всем Войском» вступил в Киевское братство. В том же году по его приглашению под охраной казаков в Киев тайно прибыл иерусалимский патриарх Феофан и освятил киевского митрополита – Иова Борецкого. и пять епископов для Украины и Белоруссии.

После смерти Сагайдачного от ран, полученных в Хотинской войне, страна вступила в новую полосу народных восстаний, инициатором и главной движущей силой которых были казаки. По окончании войны 40-тысячная казацкая армия вернулась на Украину. Большая часть ее осела на Киевщине (только немногие ушли на Низ) и отказывалась выполнять феодальные повинности, не признавала власть панов и королевских старост. Летом 1625 г. польское правительство направило сюда карательное войско. На помощь восставшим пришел 20-тысячный отряд запорожцев и реестровцев, во главе с Марком Жмайло. Однако, правительственные силы продолжали оттеснять их на юго-восток.

19 сентября у озера Курукового состоялся бой, в котором обе стороны понесли серьезный урон и стали склоняться к компромиссу. По итогам переговоров было подписано Куруковское соглашение. В соответствии с ним все участники восстания были амнистированы, реестр увеличивался до 6 тысяч, а не вошедшие в него около 40 тысяч должны были возвращаться к своим панам. Реестровцам были определены ежегодная плата в 60 тыс. злотых и месторасположение – королевские земли. Кроме того, 1 тысяча казаков должна была постоянно находиться на Сечи, чтобы не пускать сюда беглых крепостных. После завершения составления реестра он был разделен гетманом М. Дорошенко на 6 полков-округов: Киевский, Переяславский, Белоцерковский, Корсунский, Каневский и Черкасский. Полки делились на сотни. Общее управление осуществлял гетман. Запорожская Сечь, хотя формально и подчинялась гетману, фактически была автономна.

Заключенный мир не мог быть длительным, ибо он не ликвидировал, а еще более углубил противоречия между реестровыми (привилегированными) и низовыми (незаконными) казаками. В 1628 г. запорожцы не признали нового гетмана Григория Черного и избрали себе другого – Тараса Федоровича (Трясило).

Г. Черный попытался взять под контроль многотысячное низовое казачество и частично разогнал его. Это вызвало сопротивление и привело к очерёдному социальному взрыву. В марте 1630 г. отряд запорожцев захватил в Черкассах Г. Черного и привез его на Сечь. Здесь он был осужден и казнен.

Т. Федорович во главе 10-тыеячного войска двинулся на Правобережье. Его универсалы призывали украинский народ вступать в его отряды, «добывать казацкие вольности» и «защищать православную веру». Восстание быстро расширялось. Исход его решился в трехнедельных боях с поляками под Переяславом. Казаки, обладавшие численным превосходством, проявили умение и храбрость. Правильно оценив ситуацию, коронный гетман С. Конецпольский предложил прекратить действия на условиях Куруковского соглашения. Казацкая старшина согласилась. В соответствии с подписанным договором реестр увеличивался до 8 тысяч. Т. Федорович не признал договоренностей и с большим отрядом ушел на Запорожье.

Эти события с новой силой подчеркнули растущий авторитет казачества среди украинцев, его силу и опасность для государственной стабильности Польши. Власти, продолжая политику маневрирования, все чаще стали отдавать предпочтение силовым методам успокоения края. В 1635 г. были предприняты меры, направленные на изоляцию Сечи, которая справедливо рассматривалась как оплот и рассадник казацкой крамолы. За полгода перед первым днепровским порогом, который назывался Кодак, была построена и хорошо оснащена крепость. Сторожевую службу здесь должны были нести 200 иностранных драгун. Но выполнить поставленную перед ними задачу – не допускать никаких сношений украинского населения с Запорожьем, не удалось, так как через месяц после завершения строительства крепости она была разрушена отрядом сечевиков, которых возглавлял их гетман Иван Сулима, а ее гарнизон уничтожен. Акция вызвала бурю негодования в Польше, С. Конецпольский грозил репрессиями. И. Сулима и 500 его сподвижников, вернувшихся на Запорожье, были схвачены группой реестровцев и выданы полякам. Ненависть шляхты к славному казацкому предводителю была столь велика, что ему не помогло даже заступничество короля, и он со своими товарищами был казнен в Варшаве. Помилован был лишь один из них – Павел Бут (Павлюк), который возглавил следующее крестьянско-казацкое восстание на Украине.

Некоторое время после плена Павлюк был чигиринским полковником, затем с группой сторонников ушел на Сечь. В мае 1637 г. запорожцы под его предводительством захватили артиллерию реестровцев. В июле казацкая рада избрала Павлюка гетманом. Перед выходом в поход он обратился к народу с универсалами, призывая вступать в его войско, уничтожать реестровую старшину как изменников, угрожая шляхте за преследования казаков. Его поддержало все среднее Приднепровье и Левобережье, но отряды восставших действовали разрозненно. Под Черкассами состоялось два решающих сражения, в ходе которых основные силы повстанцев были разбиты. Старшина выдала победителям Павлюка и других руководителей. Они были увезены в Варшаву и казнены. Однако полностью подавить восстание не удалось. Некоторым сторонникам Павлюка – К. Скидану и Д. Гуне удалось уйти на Сечь, чтобы, собравшись с силами, продолжить борьбу.

В феврале 1638 г. сейм одобрил «Ординацию Войска Запорожского реестрового, пребывающего на службе Речи Посполитой», которая на вечные времена ликвидировала права казаков на самоуправление – выборы старшины и судопроизводств. Реестр ограничивался 6 тысячами – остальные должны были вернуться в прежнее состояние. Вместо гетмана (старшего реестра) из числа польской шляхты назначался комиссар. Из этого же сословия назначались есаулы и полковники. Казакам разрешалось жить только в пограничных городах. Полки по очереди должны были ходить на Сечь, разгонять запорожцев и охранять границу от татар. Решено было восстановить крепость Кодак, которая бы являлась барьером между Низом и волостью. Крестьянам категорически запрещалось казаковать, просто называть себя казаками и вступать с ними в контакты.

Между тем, Запорожская Сечь продолжала существовать, и туда по-прежнему стекались беглецы. Готовилась очередная схватка с поляками. В марте 1638 г. вновь избранный гетман Яков Острянин, К. Скидан и Д. Гуня повели запорожцев на волость. В первом сражении под Голтвой они разгромили передовые части коронного войска. Но под Лубнами удача отвернулась от них. Считая дальнейшую борьбу нецелесообразной, Я. Острянин с несколькими сотнями казаков перешел русскую границу и на Слобожанщине, с разрешения московского царя, поселился на Чугуевском городище и достроил там крепость.

Оставшиеся избрали гетманом Дмитрия Гуню, отошли на несколько километров южнее и в районе впадения в Сулу реки Старец разбили лагерь. Почти два месяца шляхта под командованием Н. Потоцкого осаждала повстанцев. Нехватка продовольствия и боеприпасов сделала старшину более сговорчивой: она признала Ординацию и обязалась отправить беглых крестьян в панские имения. Д. Гуня с небольшим отрядом ушел на Дон, К. Скидан попал в плен. Лишенное руководства восстание было подавлено.

Длительная борьба подорвала силы украинского казачества. Магнаты развязали против него жесточайший террор. Началась массовая миграция украинцев на Слобожанщину. Осенью 1636 г. в Киеве была созвана общевойсковая рада реестровых казаков, на которой огласили Ординацию. Украина вынуждена была покориться силе.

Период с 1639 по 1647 гг. польская историография назвала «периодом золотого покоя» или «десятилетием гробовой тишины». Но покой оказался обманчивым – это было затишье перед бурей, которая грянула в 1648 г. и до основания потрясла все социально-экономические и политические, устои Речи Посполитой.

 

2.

Запорожская Сечь— название ряда последовательно сменявших друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII век, называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов.

Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церкви, хозяйственные постройки и жилые помещения (курени). Название места нахождения штаб-квартиры казаков —Сечь происходит от слова «секти», «высекать», и связано с частоколом, окружающим поселение, у которого были высеченные острые края.

Часто со словом «Сечь» употреблялось слово «Кош». Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали, прежде всего, постоянную столицу Войска, а под словом «Кош» — любую в том числе, временную стоянку войска, то есть, любой военный лагерь.

Сведения о появлении казаков в низовьях Днепра датируются концом XV в. Первое письменное упоминание (от 1489 г.) о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря (Сечи) оставлено польским хронистом Мартином Бельским. По рассказу хрониста, казаки летом занимались промыслами по Днепровским порогам (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько вооружённых огнестрельным оружием и пушками казаков.

Никитин перевоз — место Никитинской Сечи. В зависимости от военнополитической обстановки Запорожская Сечь время от времени изменяла свое расположение.

Запорожская Сечь – военно-политическая организация украинского казачества. Запорожской Сечь называли потому, что располагались все сечи за порогами Днепра, которые в нескольких местах пересекали Днепр, на отрезке между Днепропетровском и Запорожьем. Всего было 12 порогов (Кодацкий, Сурский и др.), которые пересекали от берега до берега Днепр и тянулись на 100 км, после чего река разливалась в широкую заплаву – Великий Луг, где было много островов (более 250). В разное время Сечь располагалась на разных островах – Малой Хортице, Томаковке, Базавлуке и др. Понятие «Запорожская Сечь» употреблялось в двух значениях: в широком – это все земли, которые находились в управлении и владении казаков, в узком – это центральное поселение, где находилось административное управление Сечи. Казацкие владения еще назывались – Вольности Войска Запорожского, а центральное поселение – Кош.

До середины XVI в. 1552 г. относятся достоверные исторические сведения о ней. Основание первой Запорожской Сечи на острове Малая Хортица историки связывают с именем первого казацкого гетмана (Гетман – старший над казаками, военноначальник) Дмитрия Вишневецкого. Высшим органом власти на Сечи была казацкая рада. Она выполняла законодательные, административные, судебные функции… Решение принималось после того, как за него проголосует большинство. В разное время численность казацкой старшины составляла до 150 человек. К этой категории относились:

- кошевой атаман,

- войсковой судья,

- войсковой есаул,

- войсковой писарь,

- войсковой обозный,

- военные служители:

- хорунжий,

- бунчужный,

- довбыш,

- канцеляристы;

- походные и паланковые начальники:

- полковник,

- писарь,

- есаул.

 

Особенности Запорожской Сечи:

- здесь не было крепостного права, вместо него использовался вольнонаемный труд.

- в свои ряды запорожцы принимали всех независимо от их социального происхождения, национальности, религии. Но одним из главных объединительных факторов на Сечи была православная вера.

- женщины и дети не допускались.

- Казачество – феноменальное явление в истории Украины. Запорожские казаки – стали продолжателями государственных традиций Киевской Руси, благодаря их деятельности начинается новый виток борьбы за создание независимого государства на украинских землях.

Первые письменные упоминания об украинских казаках встречаются в 1489 г. и 1492 г Но резкий рост численности казачества приходится на XVI ст.

 

Причины возникновения:

- наличие в украинском обществе отдельных слоев свободных людей, занимавших промежуточное положение между неимущими шляхтой и крестьянством

- Усиление социального и религиозного гнета, закрепощение крестьянства Крестьяне и мещане бежали от феодальных повинностей и государственных налогов

- Постоянная военная опасность со стороны Крымского ханства и кочевых татарских орд

 

Условия приёма в Сечь:

Прием в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнении следующих условий:

- он должен был быть вольным и неженатым;

- должен был хорошо говорить на «казацком языке»;

- если прибывший был иноязычен, он должен был разговаривать «казацким языком» (в XVII веке язык надднепрянских украинцев называли русским или казацким);

- должен был исповедовать православную веру, знать «Символ веры» и молитвы (если пришедший был католиком или протестантом, то должен был принять православие, если иудеем или мусульманином, то креститься в православную веру);

- должен был пройти полное обучение по прибытии в Сечь — изучить войсковые порядки (выучиться «сечевому рыцарству»), и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет.

Женатые казаки жили на территории владений Запорожской Сечи и считались в её «подданстве»

 

Устройство Сечи:

Казаки Запорожской Сечи составляли Кош (товарищество, общину). В войсковом отношении Запорожский Кош делился на 38 куреней. Численность куреня в разное время могла составлять от нескольких десятков до нескольких сотен казаков. Слово курень имело и второе значение. Оно также означало у запорожцев жилое здание, в котором, собственно, и располагался в Сечи тот или иной курень-подразделение. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров.

Первые военизированные казацкие поселения (для отпора кочевникам Дикого Поля) появились на территории современной Донецкой обл. в Святогорске (до 1964 — с. Банное, 1964− 2003 — Славяногорск) и Бахмуте (Артёмовск) в середине − второй половине XVI в., а со временем добрались до устья Кальмиуса

Вся территория Сечи разделялась на 8 палаток (округов):

- Кодакскую,

- Бугогардовскую,

- Ингульскую (Перевознинскую; на правом берегу),

- Самарскую,

- Орильскую,

- Прогноевскую,

- Протовчанскую,

- Кальмиусскую (на левобережье Днепра). То есть, владение Сечи 3апорожской охватывали земли современной Днепропетровской, Запорожской и Херсонской обл., частично — Кировоградской, Одесской, Николаевской, Донец кой областей.

 

Вооружение казаков

На вооружении у запорожских казаков были пушки, гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы.

3.

У казаков сложились следующие рода войск: пехота, артиллерия, флот. Основу армии составляла пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Для большей эффективности боя, пехота выстраивалось в несколько шеренг – в первой казаки вели огонь, а в задних заряжали оружие. Большое внимание уделялось артиллерии, огонь которой поддерживал пехоту. Преимущество отдавалось небольшим орудиям – легким и маневренным.

Кавалерия значительно уступала татарской. Но для более успешного ведения дела казаки использовали оборонительную тактику – возы выстраивали квадратом и вели сильный огонь из огнестрельного оружия, становясь практически не уязвимыми. Кроме того к отличительной тактике относится тактика толпы, когда казаки шли в бой в свободном порядке, смешиваясь с врагом, каждый мог демонстрировать собственную храбрость и военное искусство.

Казаки совершали успешные морские походы в Крым. Их флот состоял из небольших лодок, выдолбленных из целого дерева – чаек, которые по бортам укрепляли камышом, чтобы придать им большую устойчивость. Лодки имели два руля (кормовое и носовое), передвигались как на вёслах та и под парусом. Чайки вмещали 50 – 70 человек, и небольшие пушки.

Пётр Калнышевич-Сагайдачный. Вместе с запорожцами прославился удачными походами против турок и татар, когда были захвачены несколько городов в Крыму и Малой Азии (Кафа – Феодосия, Перекоп), походами на Константинополь (1607 - 1617). Успехи П. Сагайдачного позволили ему занять почётное место в антитурецкой Лиге Милиции Христова с центром в Западной Европе. Как гетман (1614 - 1622) Сагайдачный провёл реформу казачества, превратив его из временных партизанских формирований в регулярную армию. В казацком войске был введён порядок, иерархия, дисциплина. Число войска увеличилось до 40 тыс. человек. Из сугубо военной формации Сагайдачный трансформировал казачество в политическое формирование с государственными целями. Он активно сотрудничал с мещанами и культурными деятелями Украины. Сагайдачный перенёс столицу казачества в Киев. Вместе со всем войском Запорожским он записался в 1618 г. в Киевское Богоявленное братство. В 1620 г. при поддержке Сагайдачного патриарх Теофан возобновил православную епархию, освятив на пост митрополита Иова Борецкого и ещё четырёх епископов для Киевской митрополии. Относительно Польши Сагайдачный проводил умеренную политику. Он помогал королевичу Владиславу в 1618 г. в его осаде Москвы, а в 1621 г. вместе с польским войском остановил под Хотином наступление турецкого султана на Центральную Европу. Польша использовала помощь казаков, однако не выполняла их требований. Более того, после Хотинской битвы из реестра были выписаны многие казаки.

После смерти Сагайдачного в 1622 г. среди казаков появились две тенденции: одни хотели найти компромисс с польским правительством, другие требовали продолжения вооруженной борьбы. Гетман Михаил Дорошенко (1623 - 1628) пытался вести переговоры с польским правительством и организовал морские походы против турок и татар. Польша пыталась этому помешать и в 1625 г. произошло столкновение между вольным войском Запорожским и польским войском у Курукового озера возле Кременчуга. После этой битвы был заключён компромиссный договор, по которому реестр составлял 6 000 человек, восставшим казакам даровалась амнистия.

Казаки стали основной силой в борьбе за православную веру. Под их давлением на сейме в Варшаве в 1632 г. была признана православная церковь, православным было позволено иметь свою епархию. Киевским митрополитом, которого признала польская власть, был избран Пётр Могила. Новый митрополит провёл ряд реформ, которые давали возможность развиваться православной церкви, а вместе с ней и украинскому просвещению и культуре. Он был основателем Могилянской Коллегии (1632), которая с 1700 г. была преобразована в Киево-Могилянскую Академию – важнейший образовательный и культурный центр Украины и всей Восточной Европы.

Новый польский король Владислав IV относился к украинцам лучше. Он хотел, чтобы казаки помогли ему занять московский престол. Но, так как это ему не удалось сделать, то он отказался от своих обещаний, данных казакам. Многие казаки должны были возвращаться к польским помещикам, и поэтому убегали на Запорожскую Сечь. Чтобы их остановить, польское правительство построило в 1635 г. замок в Кодаке, однако казаки во главе с гетманом Иваном Сулимой разрушили его.

 

4.

Впервые казаки упоминаются в летописи под 1444 годом. 12 мая 1570 года считается датой основания Донского казачества. История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Николаевича Толстого – «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». Донское казачество занимало современных Ростовской, а также части Волгоградской, Воронежской, Луганской областей и Калмыкии. Донские казаки были наиболее многочисленными среди групп российского казачества. Во время войн у казаков выбирался походный атаман с неограниченной властью. Войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими. В ходе социального расслоения выделились две группы казаков: домовитые (или старожилы), преимущественно низовые, и голутвенные (голытьба), главным образом из беглых крестьян, скоплявшихся в верховьях Дона, не обзаведшихся хозяйством и легко примыкавших к набегам и восстаниям. Голытьба была одной из главных движущих сил восстания под предводительством Степана Разина. С 17 века русское правительство использовало донских казаков не только для защиты южных границ, но и в войнах с Турцией и Польшей. Делами Донского казачьего войска ведал Посольский приказ, с которым оно сносилось посылкой «легких» и более долговременных «зимовых станиц». Донское казачье войско участвовало также в Азовских походах (1695-1696).Нарушение автономных прав донских казаков, запрет им принимать беглых крестьян, вызвали Булавинское восстание (1707-1709), после подавления которого Донское казачье Донское казачество (середина 16 века) войско было подчинено Военной коллегии. В 1718 году фактически была упразднена выборность атаманов, а с 1754 – и войсковой старшины. После подавления Булавинского восстания до двух тысяч казачьих семейств во главе с атаманом И. Некрасовым бежали на Кубань, а затем в Турцию. Часть их потомков вернулась в Россию в начале XIX века.

В 1763 в России была введена обязательная пожизненная военная служба казаков. Во время Крестьянской войны (1773-1775) под руководством донского казака Е.И. Пугачева Дон был занят частями регулярной армии и окончательно утратил самостоятельность.

5.

Геополитическое положение России: огромные пространства, наличие слабо или вовсе не заселенных окраин - все это способствовало формированию специфически российского феномена - казачества.

Один из сложных и спорных вопросов - вопрос о происхождении казачества. Некоторые историки уводили истоки казачества в седую древность, видя их предшественников в бродниках или берладниках времен Киевской Руси. Конечно, нельзя отрицать того, что "гулящего люда" на Руси всегда было много, но казачество как явление социальной, экономической и политической жизни относится к более позднему времени: концу XV-XVI в.

Именно от рубежа этих веков мы имеем первые сведения о "казаках" - примерно в одно время они появляются на границах двух молодых еще восточноевропейских государств: Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского. Первоначально основную массу их составляли тюрки (вот почему само слово "казак" обычно переводят из тюркских языков). Однако со временем среди казачества возрастает число выходцев из славянских земель.

Казачество - одно из течений колонизации, и по этой причине вычленить его из общего колонизационного потока весьма трудно. Так, украинское казачество группировалось вокруг южных "украинных" городских общин, подобно форпостам, выдвинутым в степь, и называлось даже по имени этих городов - казаки каневские, черкасские, белоцерковские и т.д.

Что касается донских казаков, то они именовались городовыми и станичными казаками и по своему положению мало чем отличались от стрельцов, пушкарей и т.д. (А.П. Пронштейн).

"Колонизационный подход" к казачеству позволяет правильно решить вопрос о соотношении беглого и вольного населения в их среде. Для раннего этапа формирования казачества нельзя преувеличивать влияние социальных антагонизмов, бегство населения из центральных районов. Со временем, по мере усиления социальных противоречий, количество беглых могло увеличиваться.

Подход к казачеству как к одному из колонизационных потоков помогает также ответить на вопрос о роли шляхты в казацком движении. На начальном этапе представители знатных родов могли возглавлять казацкие "купы", придавая большую организованность действиям казаков. Один из ярчайших примеров такого рода - князь Дмитро Вишневецкий, воспетый казацкими думами как казак Байда.

Географический фактор, лежавший в основе колонизации, сказывался и в размещении казачества по рекам. Подобно своим предкам, в древности расселявшимся по рекам Русской равнины, казаки осваивали бассейны великих российских рек: Днепра, Дона, Волги, Терека, Яика. Естественно, что, обитая всегда на границе восточнославянской ойкумены и ведя своеобразный образ жизни, казаки, как губка, впитывали в себя обычаи и нравы окружающих народов. Однако говорить на этом основании о кардинальных этнических отличиях казаков вряд ли правомерно, тем более считать их отдельным народом.

В каких формах шла казацкая колонизация? По мере того как казаки уходили все дальше в степь, разрозненные казацкие ватаги сбивались в более крупные сообщества. Так возникли Запорожская Сечь (от названия укрепления, сооружавшегося из подручных средств) и Войско Донское. Между этими казацкими сообщества



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: