Ныне принято по-разному оценивать эпоху Хрущёва. Кто-то его хвалит, но чаще ругают. Парадокс заключался в том, что времена диктатуры в СССР закончились во многом благодаря именно Хрущёву, и он же пал жертвой этих перемен. Сегодня можно сказать, что Хрущёв — при всей противоречивости и непоследовательности проводимых им реформ — решил главную задачу. Он демократизировал механизм принятия решений в стране, ликвидировал ГУЛАГ и прекратил массовые политические репрессии. Он «разбудил» общество и сделал атмосферу в нём не сравнимой с периодом сталинизма. Под его руководством был создан ядерный щит страны и СССР стал космической державой. Советские граждане жили небогато, но в большинстве своём верили в преимущества социализма и гордились своей великой страной. Когда умер Сталин, люди плакали. Отставка же Хрущёва, растерявшего в последние годы свой авторитет, была встречена со спокойным одобрением во всех слоях общества. Не было ни митингов в его поддержку, ни коллективных писем в его защиту.
Постепенно Брежнев всё больше сосредоточивал процесс принятия решений в своих руках, не обладая при этом ни чертами диктатора, ни качествами крупного публичного политика. «У Брежнева слишком мягкий характер, он поддаётся чужому влиянию» — так Хрущёв однажды охарактеризовал своего выдвиженца. Поэтому элементы «коллективного руководства» сохранялись. Основные вопросы внутренней и внешней политики решались сообща наиболее приближёнными к Л.И. Брежневу членами Политбюро ЦК КПСС, которым он полностью доверял. К их числу относились в разное время Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, А.А. Громыко, Д.Ф. Устинов, Н.А. Тихонов. Обновление кадров в значительной степени происходило за счёт постоянного расширения Центрального комитета партии: число его членов и кандидатов было увеличено с 360 в 1966 г. до 426 в 1976 г.
|
2. Конституция СССР 1977 г. На XXII съезде КПСС Хрущёв заявил о подготовке новой советской Конституции. Однако её принятие затянулось из-за очевидной невозможности обосновать построение коммунизма к 1980 г. Выход был найден в создании новой концепции: построения в СССР «развитого социалистического общества». В июне 1977 г. подготовленный проект Конституции поступил на всенародное обсуждение, а 7 октября новая Конституция была принята Верховным Советом СССР. Основой социального строя в ней провозглашалась общенародная собственность. Советский Союз определялся как социалистическое государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей. К правам граждан были добавлены права на бесплатное медицинское обслуживание, на жилище, пользование культурным достоянием. Система высших органов государственной власти оставалась без существенных изменений. Законодательная власть принадлежала Верховному Совету СССР, состоявшему из Совета Союза и Совета национальностей. Исполнительная — Совету Министров СССР. Шестая статья Конституции называла КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы».
Однако несмотря на все декларировавшиеся конституцией права и свободы граждан, в средствах массовой информации и сфере культуры сохранялась цензура. Политически господствовала КПСС, пронизывавшая всю социально-экономическую структуру страны. За идеологической ситуацией внимательно следил второй человек в партии М.А. Суслов. Открытое проявление оппозиции не допускалось.
|
А.Н. Косыгин
3. Косыгинская реформа. После смещения Хрущёва затея с совнархозами была признана ошибочной. Было решено вернуться к отраслевому принципу руководства промышленностью. Упразднялись ВСНХ СССР, совнархозы республик. Были образованы 29 общесоюзных и союзно-республиканских министерств СССР (с середины 1970-х гг. их число выросло до 35). В 1965 г. последовала хозяйственная реформа, названная в народе косыгинской, по имени руководившего её осуществлением А.Н. Косыгина. Она ставила целью «усиление экономического стимулирования промышленного производства». Речь шла о введении элементов так называемого хозрасчёта (хозяйственного расчёта), подразумевавшего такую организацию производства, которая бы вела к повышению самостоятельности предприятий, увеличению ответственности их руководства и трудового коллектива, стимулированию их к улучшению качества продукции и получению прибыли. В рамках этой политики число обязательных показателей для предприятий было сокращено с 30 до 9. При этом были введены новые: стоимость реализованной продукции (чтобы побудить предприятия к сокращению выпуска не пользующейся спросом продукции и повышению качества), фонд заработной платы, сумма капиталовложений в производство и др.
А.Н. Косыгин
Косыгин Алексей Николаевич (1904–1980) — советский государственный деятель, дважды Герой Социалистического Труда (1964, 1974). В 1919 г. добровольцем вступил в Красную армию. С 1935 г. мастер и начальник цеха на фабрике им. Желябова (Ленинград). Сделал быструю карьеру во время массовых арестов хозяйственного актива. С 1937 г. директор Октябрьской прядильно-ткацкой фабрики. С октября 1938 г. председатель Ленгорисполкома, с января 1939 г. нарком текстильной промышленности СССР. Проявил себя талантливым организатором.
|
С началом Великой Отечественной войны А.Н. Косыгин возглавил специальную группу по эвакуации промышленности и одновременно стал уполномоченным ЦК ВКП(б) и СНК по эвакуации Москвы и области. Успешно и в сжатые сроки провёл не имевшую ранее аналогов по размаху эвакуацию предприятий за Урал и налаживание их бесперебойной работы. В январе-июне 1942 г. уполномоченный Государственного комитета обороны в Ленинграде. Руководил организацией снабжения города, работой предприятий военной промышленности, мерами по эвакуации. Позже в его руках было сосредоточено решение вопросов по созданию резервов для армии и курированию производства вооружений. Одновременно с июня 1943 г. по март 1946 г. возглавлял СНК РСФСР, с декабря 1948 г. министр лёгкой промышленности СССР.
После смерти И.В. Сталина Косыгин оставался заместителем Председателя Совета Министров СССР. С 1960 г. Косыгин стал членом Президиума ЦК КПСС и фактическим руководителем всей системы промышленного производства и планирования в СССР. Осознавая недостатки административно-командной системы, Косыгин стремился её усовершенствовать, предложив ряд мер, которые иногда называют "косыгинской реформой". В 1961-1962 гг. были начаты серьёзные эксперименты, а в 1965 г., когда Косыгин уже был Председателем Совета Министров СССР, были приняты решения об экономической реформе: особое внимание уделялось развитию лёгкой промышленности, было решено отказаться от излишней централизации и сменить командные методы управления экономикой методами экономического регулирования. Главным показателем работы предприятий должен был стать объём не произведённой, а реализованной продукции. В действительности серьёзных изменений не произошло. Неспособность партаппарата понять неотвратимость перемен, уже к 1970-м гг. привела к отказу от требований научно-технической революции, прикрываемому испытанными лозунгами усиления контроля, укрепления дисциплины и патриотизма, поиска "виновных". Структурной перестройки экономики осуществить не удалось.
Чтобы подстегнуть инициативу предприятий, часть доходов оставлялась в их распоряжении и образовывала три фонда стимулирования: фонд материального поощрения, распределение которого контролировалось собранием трудового коллектива; фонд «соцкультбыта», предназначенный главным образом для строительства жилья; и фонд самофинансирования для нужд обновления производства. Увеличивались премии за перевыполнение плановых заданий.
Реформа шла непросто, новые показатели вводились с трудом. Тем не менее на новую систему перевели к концу восьмой пятилетки (1966–1970) уже 83% предприятий, выпускавших 93% промышленной продукции. Одновременно партия и комсомол поощряли социалистическое соревнование трудовых коллективов, движение новаторов и рационализаторов, возрождали субботники. Широко развернулось движение студенческих строительных отрядов (ССО), которые в летние месяцы выезжали на промышленные и сельскохозяйственные объекты, где ударным трудом зарабатывали приличные деньги. В ССО успели поработать миллионы студентов.
Косыгинская реформа приносила результаты. Национальный доход в годы восьмой пятилетки увеличился на 41%, объём промышленной продукции — на 50%. Было построено 1900 крупных промышленных объектов, среди них Братская и Красноярская ГЭС, Останкинская телебашня, которая в то время стала самым высоким сооружением в мире (533 м). Советская экономика постепенно всё более приближалась к стандартам общества потребления: возросли объёмы продаж одежды, бытовой техники, мебели и др. В 1966 г. началось строительство автомобильного завода в Тольятти совместно с итальянским концерном Fiat проектной мощностью 660 тыс. автомобилей в год. Высокими были темпы жилищного строительства, увеличивалась площадь квартир, улучшалась их планировка. Предприятия начали вкладывать деньги и в создание санаториев, домов отдыха, пансионатов.
Братская ГЭС
В 1960-е гг. советская экономика росла на 5–6% в год, и доля СССР в мировом ВВП достигла 12,3%. Это был наивысший показатель доли нашей страны в глобальной экономике за всю историю.
Но уже с девятой пятилетки (1971–1975) темпы экономического роста неуклонно снижались. Во многом это произошло потому, что Советский Союз получил возможности для наполнения бюджета и без реформ: пришла большая нефть Западной Сибири. Если в 1965 г. там добывали 1 млн т нефти, то через 10 лет — 148 млн т, а с начала 1970-х гг. ежегодные приросты составляли беспрецедентные для мира 20–30 млн т. Шло интенсивное освоение новых месторождений, прокладывались тысячи километров трубопроводов, сложился единый топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Параллельно росли мировые цены на нефть. Появились средства для импорта самых различных товаров — от современного оборудования до продовольствия.
Доля энергоносителей в советском экспорте
Однако для пробуксовки экономической реформы были и другие причины. Переориентация предприятий на получение прибыли привела к тому, что они стали повышать цены на выпускаемую продукцию. Им не выгодно было производить дешёвые товары. В условиях роста оптовых цен государство искусственно сдерживало розничные цены, что приводило к увеличению товарного дефицита. Распоряжаясь прибылью, предприятия всё больше средств использовали на собственные социальные нужды и повышение зарплаты, а не на инвестиции. Зарплата росла быстрее производительности труда.
Плакат, посвящённый
строительству линии БАМ.
1970-е гг.
В 1970-е гг. был предпринят ряд шагов, нацеленных на усиление плановых начал в экономике. Суть их была в том, что объектом управления становились не фабрики и заводы, как ранее, а промышленные, производственные и научно-производственные объединения предприятий. Началось создание территориально-производственных комплексов (ТПК): Павлодарско-Экибастузского и Канско-Ачинского по угледобыче, энергетического Западно-Сибирского, Саяно-Шушенского и Братско-Усть-Илимского по производству цветных металлов. В 1974 г. развернулось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали протяжённостью 3200 км. Её сооружение стало ударной комсомольской стройкой и заняло 10 лет. К 1980 г. в стране действовало около 4 тыс. производственных и научно-производственных объединений, в их состав входило около 18 тыс. предприятий, и они выпускали 46% всей промышленной продукции. Однако на этом фоне падение темпов роста промышленного производства продолжалось. В первую половину 1970-х гг. оно увеличилось на 43%, а в следующие пять лет — лишь на 24%.
Лучшие кадры и наиболее передовые научно-технические разработки СССР были сосредоточены в оборонном секторе. На него приходилось три четверти всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). В начале 1980-х гг. СССР занял первое место на мировом рынке вооружений, обойдя по объёму поставок Соединённые Штаты Америки. К концу 1980-х гг. предприятия оборонного комплекса, по ряду оценок, производили 20–25% ВВП, поглощая и основную долю ресурсов. Ценой серьёзного перенапряжения экономики Советский Союз не только достиг военно-стратегического паритета с США, но и получил достаточный оборонный потенциал, чтобы в одиночку успешно противостоять любой коалиции враждебных государств.
4. Ситуация в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство продолжало оставаться наиболее проблемной отраслью. В 1965 г. были объявлены ошибочными борьба с личными подсобными хозяйствами, с домашним скотоводством, повсеместные посевы кукурузы. Колхозам и совхозам списали неподъёмные для них долги за сельхозтехнику, снизили ставки подоходного налога. План государственных закупок заметно сокращался, а сверхплановое продовольствие могло сдаваться по повышенным — не менее чем на 50% — ценам. Закупочные цены на сельхозпродукцию неуклонно повышались и в последующие годы при сохранении практически нетронутыми розничных цен. Но этого оказалось недостаточно, чтобы обеспечить самофинансирование колхозов, поскольку цены на технику и удобрения росли ещё быстрее.
Уборка хлеба
В 1966 г. было решено значительно увеличить финансирование аграрного сектора, развернуть широкомасштабные работы по мелиорации, борьбе с эрозией почв. Начали вводиться в строй Каракумский, Большой Ставропольский, Северо-Крымский каналы. В 1968 г. были приняты меры по увеличению поставок в село современной техники, к концу десятилетия на полях работали 2 млн тракторов, 623 тыс. зерноуборочных комбайнов.
В 1966 г. оплата колхозников по трудодням была заменена помесячной зарплатой. К концу 1960-х гг. за ними были, наконец, закреплены право на пенсию, социальное страхование, отпуска и гражданский паспорт. Эти меры, положившие конец юридической дискриминации колхозников, имели одним из следствий ещё больший исход населения из сельской местности в города.
В 1970-е гг. правительство прибегло к многочисленным реорганизациям с целью укрепить связь сельского хозяйства с отраслями производства продуктов питания. С 1977–1978 гг. стали создаваться «производственные объединения», призванные повысить специализацию и углубить переработку сельхозпродуктов, а затем с 1982 г. — региональные агропромышленные комплексы (АПК). Они объединяли колхозы, совхозы, предприятия пищевой промышленности, научно-исследовательские лаборатории, а АПК — ещё и предприятия сельскохозяйственного машиностроения, производства удобрений, предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, расположенные на одной территории. Помогал потенциал личных подсобных хозяйств. После снятия ограничений на приусадебные участки и поголовье домашнего скота частные хозяйства к началу 1980-х гг. производили 25–30% мяса, молока, яиц. В порядке «шефской помощи» на полях, овощебазах постоянно трудились рабочие, сотрудники НИИ, профессора и студенты, солдаты срочной службы. Однако несмотря на постоянный рост капиталовложений в сельское хозяйство результаты были минимальны. Низкая производительность труда, постоянный отток крестьян в города, потери при транспортировке и хранении урожая приводили ко всё большему отставанию аграрного сектора. Вдобавок к этому в период 1969–1984 гг. страна пережила восемь неурожаев. Урожаи зерновых падали, а импорт зерна только нарастал. Мясные продукты превратились в остродефицитный товар.
Сбор зерновых
в СССР (в млн т)
Импорт зерна в СССР (в млн т)
5. Феномен «застоя». Политическая и экономическая модель брежневской эпохи была позднее определена как «застой». Однако в тот период — в 1960–1970-е гг. — всё выглядело иначе. Темпы экономического роста хоть и постоянно замедлялись, но оставались высокими в сравнении с развитыми западными странами. В 1960 г. национальный доход СССР составлял 58% от уровня США, в 1980 г. — 67%. При этом гораздо более высокие темпы роста демонстрировала Япония, обгонявшая СССР по объёму экономики. И, конечно, более быстрого развития хотелось руководству страны, да и всему обществу.
Л.И. Брежнев и члены Политбюро ЦК КПСС. Конец 1970-х гг.
Серьёзной причиной сбоев в экономике оставалась «ведомственность» — так называли разобщённость, слабую связь между собой предприятий разных отраслей промышленности. Если в эпоху совнархозов рвались связи между регионами, то теперь нередко отсутствовало взаимодействие между предприятиями, находившимися в одном регионе, но принадлежавшими разным министерствам. Самостоятельность промышленных предприятий всё более сокращалась, каждое седьмое из них в середине 1980-х гг. было убыточным. Нагрузка на нефтегазовый комплекс приближалась к критической точке. В 1984 г. впервые за всю послевоенную историю в нефтяной промышленности произошло падение добычи. Экономическое развитие замедлялось и из-за больших затрат на ВПК, и из-за необходимости проведения активной внешней политики. Жалобы на состояние экономики к середине 1980-х гг. стали повсеместными, а нарастание социальных проблем в Советском Союзе — всё более очевидным.
С середины 1970-х гг. Л.И. Брежнев серьёзно болел. При этом возник культ личности Брежнева. Его осыпали всеми возможными наградами — как советскими, так и социалистических стран. К моменту смерти терявшего силы вождя его власть вызывала усмешки, а страна жила в условиях постоянного дефицита множества товаров.
Ю.В. Андропов
К.У. Черненко
Застой в руководящей верхушке оказался для судьбы страны даже большей бедой, чем замедление экономического роста. Средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС превысил 70 лет. В течение трёх лет скончались три лидера страны. Л.И. Брежнев умер в ноябре 1982 г. Руководителем партии стал Ю.В. Андропов.
Андропов не собирался менять бо́льшую часть основ брежневского режима, так как являлся одним из его «архитекторов». Однако он не мог закрывать глаза на растущую неэффективность народного хозяйства, на всё большее научно-техническое отставание СССР от ведущих западных стран. Андропов начал борьбу с низкой исполнительской дисциплиной на всех уровнях, с коррупцией властей, теневой экономикой, правозгласил курс на повышение производительности труда. Проходила чистка партийных кадров: за два года своих постов лишились около 50 членов ЦК.
Андропов скончался в феврале 1984 г. Сменивший его К.У. Черненко ушёл из жизни в марте 1985 г., так и не успев осуществить каких-либо преобразований.