1. Понятие и предмет криминологии. Взаимосвязь криминологии с другими науками.
Криминология - учебная дисциплина, изучающая преступления, их причины, виды их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, результативность принимаемых мер в борьбе с преступностью.
Криминологией изучаются и анализируются нормативные акты, которые образуют юридическую базу для реагирования на преступность и для предупреждения преступлений. Сюда входят: 1)уголовное законодательство, которое включает нормы уголовного и уголовно-исполнительного права; 2) криминологическое законодательство, регулирующее не связанную с применением уголовной репрессии деятельность, предупреждающую совершение преступлений.
Учебной дисциплиной изучаются:
1) предмет криминологии - совокупность изучаемых криминологией явлений, процессов и закономерностей, который включает 4 элемента:
а) преступность;
б) личность преступника;
в) причины и условия преступности;
г) предупреждение преступности;
2) объект криминологии - общественные отношения, которые связаны с преступностью и решением задач ее преодоления;
3) преступление - объект криминологического изучения, который анализируется:
а) одновременно в контексте с условиями внешней для человека среды и характеристик самого человека;
б) не как одномоментный акт, а как процесс, развертывающийся в пространстве и времени.
Криминология изучает:
1) причины и условия преступления,
2) особенности характеристики лица, совершающего преступление,
3) последствия преступного поведения.
Система криминологии включает в себя:
1) общую часть - понятие, предмет, метод, цели, задачи, функции, историю развития, основы исследований, преступность, личность преступника и механизм преступления;
|
2) особенную часть - криминологическая характеристика отдельных групп преступлений и перечень направленных на борьбу с ними предупредительных мероприятий.
Цели криминологии: 1)теоретическая - предполагает познание закономерностей и выработку на этой основе научных теорий преступности, концепций и гипотез;
2) практическая - вырабатывает научные рекомендации и конструктивные предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью;
3) перспективная - ставит цель создания системы предупреждения преступности, которая позволит нейтрализовать и преодолеть криминогенные факторы;
4) ближайшая - направлена на осуществление ежедневной работы по борьбе с преступностью. Задачи криминологии:
1) изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
2) изучениеличности преступника, выявление механизма совершения конкретного преступления, классификации видов преступных проявлений и типов личности преступника. Криминологические теории:
1) антропологический подход;
2) теория "чистого разума";
3) фрейдистская;
4) теория конституционального предрасположения;
5) расовая;
6) концепция опасного состояния;
7) клиническая;
8) наследственная.
Существует множество юридических наук, так или иначе способствующих делу борьбы с преступностью, их можно разделить на косвенные и специальные.
Косвенные науки занимаются рассмотрением проблемы преступности поверхностно, не углубляясь в нее.
|
К ним относятся:
1) конституционное право – устанавливает общие начала всей деятельности правоохранительных органов, положения, на которых строится все законодательство России;
2) гражданское право – предусматривает гражданскую ответственность, например, за нарушение норм авторского права, за причинение вреда человеку в рамках гражданско-правовых отношений и т. д.;
3) земельное право;
4) административное право;
5) экологическое право;
6) семейное право;
7) трудовое право и т. д.
К разряду специальных наук относятся:
1) уголовное право;
2) уголовно-процессуальное право;
3) уголовно-исполнительное право;
4) криминалистика;
5) криминология – включает в себя различные идеи о мерах борьбы с преступностью, мерах воздействия на преступника, методике, тактике расследования конкретных видов преступлений и т. д. Криминология непосредственно взаимодействует со всеми перечисленными науками.
Изначально связь криминологии с уголовным правом проявлялась в том, что вопросы, относимые к предмету криминологии, ранее входили в рамки курса уголовного права, так как сама криминология признавалась лишь частью данной науки.
Уголовное право представляет собой науку, с которой криминология находится в наиболее тесной связи. Так, уголовно-правовая теория дает юридическую характеристику преступлениям, преступнику, которые используются и криминологией. Последняя предоставляет науке уголовного права сведения об уровне преступности, эффективности профилактики преступлений, динамике развития преступности, прогнозы на будущее о развитии и изменении различных негативных социальных явлений и других общественных явлений.
|
Областью научной деятельности криминологии и уголовного процесса является правоприменительная деятельность правоохранительных органов, направленная на устранение причин и условий, способствующих развитию преступности.
Уголовно-исполнительное право, взаимодействуя с криминологией, рассматривает вопросы непосредственно процесса и порядка отбытия наказания, адаптации осужденных в обществе, эффективности применения наказаний и др. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива преступлений, по повышению эффективности исправления осужденных.
Криминалистика занимается вопросами, касающимися методики, тактики и техники расследования конкретных видов преступлений. При этом на криминологию возлагается обязанность определения направления указанной криминалистической деятельности, основываясь на сведениях об общих тенденциях развития преступности и увеличении отдельных видов преступлений и т. д.
2. Задачи и функции криминологии.
Криминология как наука изучает объективные и субъективные факторы, оказывающие определяющее влияние на состояние, уровень, структуру и динамику преступности, а также личность самого преступника, выявляя и анализируя существующие типы преступной личности, механизмы совершения конкретных преступлений и меры борьбы, которые могут снизить рост тех или иных преступлений в обществе.
Цели криминологии можно условно разделить на четыре группы:
1) теоретическая – предполагает познание закономерностей и выработку на этой основе научных теорий преступности, концепций и гипотез;
2) практическая – вырабатывает научные рекомендации и конструктивные предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью;
3) перспективная – направлена на создание системы предупреждения преступности, которая позволит нейтрализовать и преодолеть криминогенные факторы;
4) ближайшая – направлена на осуществление ежедневной работы по борьбе с преступностью.
Из стоящих перед криминологией целей органично вытекают и ее задачи:
1) получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике – в прошлом и настоящем; криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;
2) выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработка рекомендаций по их преодолению;
3) изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификация различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;
4) определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.
Криминология выполняет свои задачи с помощью определенных функций, среди которых принято выделять три основные: а) описательную (диагностическую); б) объяснительную (этиологическую); в) предсказательную (прогностическую).
3. История развития криминологии в России.
Криминология в России развивалась поэтапно:
1) до 1917 г. (дореволюционная Россия). А. Н. Радищев впервые в России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений. А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский критиковали общественный строй России и преступность как порождение этого строя. В начале XX в. сформировалось классическое направление в уголовном праве. В трудах ученых нашли отражение и некоторые вопросы криминологии;
2) этот этап можно условно разделить на два периода:
а) 1917 - начало 1930-х гг. Криминологические проблемы исследовались в рамках общей части уголовного права, т. е. как отрасль уголовного права. В 1922 г. в Саратове впервые был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения. В 1923 г. в Москве, а затем и в Киеве, Харькове, Одессе возникли кабинеты по изучению личности преступника. В 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД. В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование, на то были политические причины (считалось, что социализм не имеет собственных причин преступности и поэтому не нужны криминологические исследования);
б) начало 1930-х - начало 1990-х гг. В 1930-1940 гг. криминологические исследования носили полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью и организовывались правоохранительными органами. В 1963 г. на юридическом факультете МГУ был прочитан первый в России курс криминологии, а с 1964 г. он стал обязательным для всех. Получил свое развитие взгляд на криминологию как на самостоятельную науку, основоположником которой стал А. Б. Сахаров. В 1970-1990-е гг. интенсивно исследовались проблемы причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, виктимологии, прогнозирования и планирования борьбы с преступностью, предупреждения преступности, преступности несовершеннолетних, организованной и насильственной преступности, рецидивной преступности, экономических и других корыстных преступлений, неосторожной преступности;
3) с начала 1990-х гг. до сегодняшнего времени. В этот период были сформированы такие частные криминологические теории, как региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и т. д. Научные криминологические разработки основываются на новых экономических отношениях. Анализируется многолетний опыт зарубежных стран в области борьбы с преступностью. Началось преодоление отчуждения отечественной криминологии от мировой, что позволило рассматривать криминологию как мировую проблему. Данный этап ознаменовался созданием Российской криминологической ассоциации и Союза криминалистов и криминологов. Сегодня существуют центры по изучению организованной преступности в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске.
Современный период развития отечественной криминологии охватывает период с начала 1990-х гг. и до настоящего времени. Этот период отличается тем, что девяностые годы дали огромный прирост преступности, преступное мышление стало характерным не только для криминального мира, но и для обычного человека, преступность проникла во все профессиональные и возрастные группы.
Первое место в структуре преступности стали занимать насильственные преступления, причем выросла доля тяжких и особо тяжких преступлений (убийств, телесных повреждений, изнасилований), а также серийных преступлений. Широкое распространение получила экономическая преступность, в том числе коррупционные и финансовые преступления.
Кроме того преступность переросла рамки отечественной и стала стремиться к интернационализации. Это потребовало как тесного сотрудничества с западными странами, так и пересмотра многих отечественных наработок. В этот период были сформированы новые для России криминологические теории: региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и т. д., которые получили новый понятийный и научный аппарат и разрабатывались на основе новых экономических отношений.
Стал широко учитываться мировой опыт борьбы с преступностью, началось преодоление отчуждения отечественной криминологии от мировой, что позволило рассматривать криминологию как мировую проблему. Именно в это переломное время были созданы Российская криминологическая ассоциация и Союз криминалистов и криминологов. В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск) появились центры по изучению организованной преступности.
Современная криминология исходит из понимания, что преступность наличествует в любом обществе и является объективно существующим социально-правовым явлением, поскольку человеку присуще сложное сочетание биологических свойств, определяющих развитие личности, и внешних факторов (социальной среды), которые в конечном итоге при определенных условиях порождают совершение преступлений. На современном этапе отечественная криминология вносит весомый вклад в реализацию государственной политики борьбы с преступностью, предупреждения преступлений.
4. Методы криминологических исследований.
Методом криминологии принято называть всю совокупность приемов и способов, которые используются для отыскания, сбора, анализа, оценки и применения информации о преступности в целом и отдельных ее составляющих, а также о личности преступника, чтобы выработать эффективные меры как для борьбы с преступностью, так и для профилактики преступлений.
К методам криминологии относят следующие:
1) наблюдение – непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом, объектами которого являются отдельные лица, группа лиц, конкретные явления, связанные с существованием преступности;
2) эксперимент – использование в необходимых случаях новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей на практике;
3) опрос – социологический метод сбора информации, заключающийся в интервьюировании или анкетировании значительного круга лиц и выяснении у них различных сведений об объективных процессах и явлениях, интересующих криминологов; при опросе для получения достоверной информации учитываются факторы объективные (место и время опроса) и субъективные (заинтересованность опрашиваемого лица в той или иной информации);
4) анализ документальных источников информации криминологического исследования – сбор необходимой информации из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео, аудио записей и предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);
5) логико-математический метод, включающий:
– моделирование – способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации;
– факторный анализ и шкалирование;
– методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.).
В целом методы криминологии можно разделить на общенаучные (формально-логические, анализ и синтез, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, исторический метод, системный анализ) и частно-научные (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов, тестирование, наблюдение, эксперимент, статистические, правовые, математические методы, криминологическая экспертиза).
5. Статистический метод в криминологии.
Для сбора и анализа криминологической информации применяется, как уже отмечалось выше, ряд частнонаучных методов. Наиболее важным из них является статистический метод.
Основные задачи использования статистических методов в криминологии следующие:
1. описательная задача - дать цифровую характеристику состояния и динамики преступности, а также практики борьбы с преступностью, деятельности органов, ведущих борьбу с ней;
2. аналитическая задача - установить статистические связи, зависимости, соотношения в состоянии и динамике преступности и в деятельности правоохранительных органов;
3. прогностическая задача - определить тенденции развития преступности и детерминант, дать статистический, криминологический прогноз;
4. организаторская задача - выявить положительные стороны и недостатки в практике борьбы с преступностью, помочь в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию этой борьбы.
Этапы статистического метода исследования:
· наблюдение и фиксация результатов;
· группировка и сводка;
· анализ.
Примечание
Некоторые авторы к специфическим методам, с помощью которых юридическая статистика изучает предмет криминологии, относят (данный подход мне кажется неверным, это составляющие одного, статистического, метода):
1. массовое статистическое наблюдение преступности и других криминологически значимых явлений;
2. сведение и группировка данных, полученных при наблюдении, по качественно определенным признакам;
3. статистический количественный анализ сведенных и раз-гуппированных показателей;
4. всесторонний качественный анализ статистических материалов на основе теории криминологии и смежных наук.
Первый этап, так называемое статистическое наблюдение, заключается в сборе необходимой первичной информации посредством учета и регистрации сведений из статистических карточек и статистических отчетов, которые имеются в органах - УВД, прокуратуры, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, изучения уголовного дела и т. д.
Второй этап состоит в сводке и группировке (классификации) всей информации, собранной из данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитывается их количество, после чего они группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрасту), проводится подсчет по этим признакам и затем сводится воедино в статистический отчет, таблицу, схему, диаграмму.
Различают три вида группировок:
1. типологические (распределение по качественным признакам, например, по видам преступлений);
2. вариационные (распределение по количественным, варьирующим признакам, например, по возрастным группам);
3. аналитические (распределение на основе зависимости между двумя или несколькими группами факторов, например, по месту и времени совершения преступлений).
Статистический анализ - это завершающий и наиболее ответственный этап исследования. Он представляет собой процесс и результат сравнения, сопоставления, изучения полученных цифровых данных, их обобщения, установления и измерения взаимосвязей и закономерностей, характеризующих криминологически значимые явления и процессы.
Главное в статистическом анализе - не получение цифровой характеристики (какой бы обстоятельной она ни была), а правильность ее использования, оценки и практические выводы, извлекаемые из нее.
Для сбора и анализа криминологической информации применяется, как уже отмечалось выше, ряд частнонаучных методов. Наиболее важным из них является статистический метод.
1. Статистический метод. Основные задачи использования статистических методов в криминологии следующие:
а) дать цифровую характеристику состояния и динамики преступности, а также практики борьбы с преступностью, деятельности органов, ведущих борьбу с ней, – описательная задача;
б) установить статистические связи, зависимости, соотношения в состоянии и динамике преступности и в деятельности правоохранительных органов – аналитическая задача;
в) определить тенденции развития преступности и детерминант, дать статистический, криминологический прогноз – прогностическая задача;
г) выявить положительные стороны и недостатки в практике борьбы с преступностью, помочь в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию этой борьбы. Например, статистические показатели уровня раскрываемости преступлений, объема профилактической работы в процессе расследования и рассмотрения дел дают возможность своевременно принять необходимые управленческие решения по более полной реализации общей и специальной превенции уголовно-правовых мер, реализации возможностей следственной профилактики – организаторская задача.
Статистический метод исследования состоит из трех этапов – наблюдение, группировка и сводка, анализ.
Первый этап, так называемое статистическое наблюдение, заключается в сборе необходимой первичной информации посредством учета и регистрации сведений из статистических карточек и статистических отчетов, которые имеются в органах – УВД, прокуратуры, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, изучения уголовного дела и так далее.
Второй этап состоит в сводке и группировке (классификации) всей информации, собранной из данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитывается их количество, после чего они группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрасту), проводится подсчет по этим признакам и затем сводится воедино в статистический отчет, таблицу, схему, диаграмму.
Различают три вида группировок: 1) типологические (распределение по качественным признакам, например, по видам преступлений); 2) вариационные (распределение по количественным, варьирующим признакам, например, по возрастным группам); 3) аналитические (распределение на основе зависимости между двумя или несколькими группами факторов, например, по месту и времени совершения преступлений).
Статистический анализ – это завершающий и наиболее ответственный этап исследования. Он представляет собой процесс и результат сравнения, сопоставления, изучения полученных цифровых данных, их обобщения, установления и измерения взаимосвязей и закономерностей, характеризующих криминологически значимые явления и процессы.
Главное в статистическом анализе – не получение цифровой характеристики (какой бы обстоятельной она ни была), а правильность ее использования, оценки и практические выводы, извлекаемые из нее.
2. Выборочный метод. Уголовная статистика ведет сплошной учет всех без исключения ставших известными преступлений. Ее данные несут информацию о всей статистической совокупности преступности. Однако одной этой совокупности недостаточно для глубокого, всестороннего криминологического исследования.
Дополнительная информация добывается путем выборочных исследований, в ходе которых можно получить сведения, которых нет в уголовной и в иных отраслях правовой и социальной статистики. Чаще всего это дополнительная информация, необходимая для изучения причин и условий, обстоятельств, мотивов преступного поведения; углубленного изучения личности преступников, условий ее формирования, влияния микросреды на процесс деморализации с последующей криминализацией личности правонарушителя; изучения общественного мнения по вопросам борьбы с преступностью; изучения практики этой борьбы, мер профилактики, их результативности и так далее.
Суть выборочных исследований состоит в том, что целое описывается на основе его части. Изучению подвергается только часть всей совокупности (выборке), а полученные сведения используются для характеристики всей совокупности. Теория статистики и практика доказывают, что при достаточно большом числе наблюдений могут быть выявлены и проанализированы закономерности, присущие всей изучаемой совокупности (так называемой генеральной совокупности). Конечно, между результатами сплошного и выборочного наблюдения будет какое-то расхождение, которое называется ошибкой репрезентативности. Но эту ошибку можно определить и учесть, используя соответствующие формулы и таблицы. Важно лишь, чтобы выборка была репрезентативной, представительной, то есть выражала все своеобразие изучаемой совокупности. Иными словами, выборка рассматривается как равноценная, хотя и уменьшенная, модель всего массива[1].
Следует также иметь в виду, что чем больше выборка (часть подвергаемой изучению совокупности), тем точнее результаты, меньше ошибка репрезентативности и, с другой стороны, чем более однородна совокупность, тем меньше может быть выборка.
В криминологических исследованиях наиболее часто применяется случайная выборка, сущность которой состоит в том, что заранее не определяется единица наблюдения, а обеспечивается равноправное попадание в выборочную совокупность любой единицы наблюдения. Например, количество уголовных дел о кражах за один год в районе составляет 1000, но нам нужно изучить личности воров по 100 делам. Следовательно, исходя из принципа случайной выборки, из общего количества дел о кражах отбирается каждое десятое. Основой такой выборки должна служить картотека суда.
Необходимость применения выборочного метода (выборки) обусловливается тем, что исследователям достаточно трудно проводить сплошное обследование всей совокупности, требующее много времени, сил и средств.
6. Социологические методы в криминологии.
Социологические методы криминологии.
- частно-науч., эмпирич.методы (на основе практич.данных)
Опрос подразделяется на анкетирование и интервьюирование
Анкетирование – пис.опрос по заранее разработанной анкете (вопроснику), с пособ исследования криминологических проблем путем опроса достаточно большого числа лиц по специально разработанной письменной анкете.
Преимущество этого метода:
· позволяет получить данные, не отраженные в статистике (об условиях жизни)
· этот метод мобилен и экономичен, т.е. можно в короткий срок при сравнительно небольших материальных затратах опросить достаточно большую группу лиц
· анонимность – всегда проводится анонимно (м.б. инф-я о негатив.сторонах жизни)
· простота технического обеспечения
· возможность быстрого проведения повторного опроса
Недостатки:
· анкета непригодна для получения некоторых важных для криминолога сведений, т.к. ответы на вопросы анкеты носят вербальный (только на словах, не деле может быть все по-иному) и субъективный характер
· неполный возврат заполненных анкет
· возможны ошибочные записи в анкете, искажающие результаты исследования, из-за непонимания содержания вопроса (м.б. некорректные данные)
· трудно, а иногда невозможно преодолеть нежелание опрашиваемого отвечать
· трудно исключить возможность взаимных влияний.
1. По содержанию:
a. вопросы о фактах сознания, выясняют мнения, оценки, пожелания, планы на будущее
b. вопросы о фактах поведения - выявляют поступки, действия людей (подвид прожективные?ы – реакция на предполагаемые ситуации)
c. вопросы о личности респондента (о поле, возрасте, образовании)
2. По форме:
a. открытые (предоставляют возможность респонденту самому ответить на вопрос в произвол.форме) – только несколько, иначе нельзя обобщить ответы
b. закрытые (те, на которые приводятся полный набор вариантов ответа)
c. частично-закрытые (если веер ответов явл. неполным (иное, пункт «свой вариант ответа»)
боль-во?ов д.б. закрытыми и частично-закрытыми для обобщения информации
3. По форме:
a. прямые (вопрос, который требует оценки какой-либо ситуации из жизни респондента)
b. косвенные (предлагает разрешить проблемную ситуацию, которая отстранена от жизни респондента).
4. По функциям:
a. основные (на сбор информации об изучаемом явлении)
b. контрольные (проверяют надежность информации и устойчивость мнения опрашиваемых)
c. вопросы-фильтры (позволяют отсеять ту часть респондентов, кот. не м. ответить на?ы в силу объективных причин (недостижение возраста, не был участником событий))
1) вводная часть – обращение к опрашиваемому, цель исследования, кто проводит исследование, правила заполнения анкеты
2) статусная (м.б. в начале или конце) -?ы о личности респондента
3) основная – главные вопросы, им. отношение к теме
4) заключительная (необязательная часть) – опрашиваемому предоставляется возможность свободно высказаться по теме, проблеме
Требования к составлению анкеты:
1) небольшое вступление или обращение, в котором указываются цели и задачи проводимого исследования, организация, которое осуществляет это исследование и разъясняются правила заполнения анкеты
"Ув. респонденты, ИВГУ проводит исследование с целью установления _______________. Просим оказать помощь в ______________"
2) в начале анкеты идут простые вопросы - и по содержанию, и по заполнению, т.е. респондент должен привыкнуть к анкете.
3) в середине располагаются наиболее сложные и трудоемкие вопросы, а в конце - простые, т.к. респондент устает отвечать, внимание рассеивается
4) заполнение анкеты д.б. не более 45 минут, поэтому необходимо рассчитать кол-во вопросов (псих.особенности ч-ка – концентрация внимания)
5) логическая последовательность вопросов и расположение по тематическим блокам
Ответы на вопросы даются в устной форме.
Преимущества:
· дает возможность достичь более глубокого психологического контакта с респондентом, что сказывается на надежности и качестве полученной информации
· мобилен, гибок (разъяснение содержания вопросов, коррекция вопросов, м. задать доп. и уточняющие вопросы)
Недостатки:
· трудоемкость проведения
· требует больших затрат времени, привлечения специалистов
3 вида интервью:
· формализованное (стандартизированное) интервью - в основе заранее разработанный опросник; действия интервьюера жестко регламентированы, он должен придерживаться только вопросов, которые есть в программе интервью, не может менять их последовательность и формулировку;
· фокусированное - менее стандартизированное, также заранее готовится перечень вопросов, но последовательность и формулировка могут меняться в ходе беседы
· свободное - минимально стандартизированная процедура, не требует предварительной разработки вопросника, интервьюер должен лишь четко понимать какую информацию он хочет получить, все остальное, логическая взаимосвязь, их формулировка, план интервью все зависит от профессиональных умений исследователя
+ выделяют 4 вид: панельное – неоднократное интервью с одними и теми же лицами через опр.периоды времени в целях установления динамики их взглядов
Наблюдение - это непосредственное восприятие значимой для криминолога ситуации или поведения людей.
2 вида:
· простое - исследователь пассивно наблюдает конкретную ситуацию со стороны, сам в ней не участвует
· включенное – исследователь тайно включается в коллектив, становится его членом и осуществляет взгляд на группу изнутри; проблемой является допустимая степень интеграции с группой - иногда для слияния с ней встает вопрос об участии исследователя в аморальных и противоправных поступках, что является недопустимым. Сфера применения включенного наблюдения ограничена (либо допреступное поведение, либо в процессе отбытия наказания)
· ограниченность сферы применения (наблюдать можно не все)
· большие затраты времени для получения достаточного для выводов количества фактов
· сложность внедрения в группу
· наличие "кризиса терпения" со стороны объектов изучения (простое наблюдение), длительное присутствие наблюдателя вызывает негативную реакцию со стороны наблюдаемых
Плюсы:
· позволяет получить объективную информацию
Область применения ограничена. Можно выявлять, таким образом, лишь действия социально положительных факторов, проверять эффективность профилактической работы. Не допускается искусственное создание отрицательных условий, провоцирующих противоправное поведение.
Часто предшествует внедрению новых институтов УП, УПП (суд присяжных), УИП (колонии-поселения как ИУ, выезд из колонии)
Группы научных и практических работников, которые имеют достаточные профессиональные познания и практические навыки в области борьбы с преступностью, предлагается высказать свои предположения по тем или иным криминологическим проблемам. Ответы обобщаются и анализируются и выводятся средние значения. С помощью этого метода изучают латентность (скрытость, незарегистрированность) преступности. Применяется метод при прогнозировании преступности, при исследовании эффективности норм и институтов уголовного права, уголовно-исполнительного права, уголовно-процессуального права.
Недостаток:
· оценка эксперта основана на субъективном мнении
· нередко возникают трудности со сбором репрезентативной группы экспертов
· на опрос затрачивается много времени
Изучение документов проводится на основании анкеты, специально разработанной для исследования. Это позволяет формализовать полученные данные. Особенности: Зафиксированная в документах информация аккумулирована по другим поводам, а не в связи с проводимым исследованием. Исследователь не может по своему усмотрению расширять, дополнять информацию - мы получаем объективную информацию.
Чаще всего анализируются уг.дела, личные дела осужденных (в ИК с Спец.части) по специально разработанной анкете, проектирование информации, кот. м. получить из уг.дела
7. Понятие преступности и ее признаки.
Преступность носит характер массового явления, разрушающего общественные отношения, приносящего огромный материальный и моральный ущерб, угрожающего мирному существованию людей.
Преступность и преступление соотносятся между собой как общее и единичное; без отдельных преступлений не было бы преступности, а без массовости преступных проявлений об отдельном факте нарушения закона мы могли бы говорить лишь как о случайном эксцессе.
Система преступлений, как первичных элементов преступности, обусловливает ее уголовно-правовой характер и системное взаимодействие внутри криминальной системы между преступлениями.
Преступно деяние или нет, определяет законодатель криминализируя либо
декриминализируя деяния.
Преступность исторически изменчивое и неизбежное, общественно опасное,
социально-правовое явление, которое порождено условиями общежития,
представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в
государстве за определенный период времени.
Признаки преступности:
1. Историческая неизбежность и изменчивость
На протяжении всего периода существования цивилизации действуют социальные
законы, которые отражают общие условия существования человека и играют роль
необходимых предпосылок любых конкретных форм общественного бытия (жизнь,
здоровье, неприкосновенность индивида, его собственность, свобода,
государство выступает гарантом перечисленных условий). Такие социальные
законы носят абсолютный характер, так как они объявляют преступными во все
времена (убийства, телесные повреждения, побои и насилия, кражи, грабежи,
разбои). Помимо абсолютных социальных законов обществу присущи также законы,