Год Литературы 2015 Общие материалы




Направление «Год литературы»

«Год литературы» 1. Круг моего чтения 2. Книга или компьютер 3. Роль книги в моей семье 4. Моя настольная книга 5. Моя золотая полка 6. Мои любимые герои 7. Книга, которая меня изменила 8.Книга, которую хочется перечесть… Д.И. Фонвизин "Недоросль" (270 лет со дня рождения) А.С. Грибоедов "Горе от ума" (220 лет со дня рождения) «Басни» Крылова И.А.(250 лет) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (195 лет) А.С. Пушкин «Маленькие трагедии», «Повести Белкина» (185 лет) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (175 лет) М.А. Шолохов «Тихий Дон» (75 лет) В. Быков «Сотников» (45 лет) и др. Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения (Монтескье). Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать – точным (Ф. Бэкон). Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать (Рене Декарт). Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле (Гёте). Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я ещё не читал (Авраам Линкольн).

 

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

   
Клише для вступления или для оформления тезиса Передо мной тема сочинения «...», которая заинтересовала меня тем, что... Могу предположить, что...(тезис) Позволю себе высказать свою точку зрения
Переход к основной части В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема... Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к... Обратимся к произведениям художественной литературы За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому) Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что... Можно привести и другой пример. В качестве второго аргумента обратимся к произведению... Эта же тема рассматривается и в произведении...
Заключение   К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо... И в заключение мне хотелось бы сказать, что... Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что... Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны... Обобщая сказанное, хочу сказать, что...

 

 

УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ

ЗАПОМНИ:

1) Без соответствия сочинения теме не будет зачёта!

2) Без аргументации не будет зачёта!

3) Объем сочинения не мене 300 слов!

4) Суммарный объем введения и заключения не должен

превышать одной трети всего сочинения!

5) Время написания - 3 часа 55 минут.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

в форме вопроса в форме цитаты в форме назывного предложения в форме повествовательного предложения
▪ Почему сегодня великая русская литература перестала быть великой? ▪ Какой он – настоящий писатель? ▪ Отличается ли современная литература от классической? ▪ Может ли человек прожить без книг? ▪ Каково значение книги в твоей жизни? ▪ Какова роль книги в жизни человека? ▪ Почему нельзя прожить без книг? ▪ Что важнее в современном мире – книга или компьютер? ▪ Можно ли заменить книгу компьютером? ▪ Помогает ли литература решать нравственные проблемы? ▪ Чем опасно равнодушное отношение к книгам? ▪ Спасет ли литература жестокий мир людей? ▪ Чем опасна «некачественная» литература? ▪ Нужна ли книга в век высоких технологий?     ▪ «Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти» (М.Е. Салтыков-Щедрин). ▪ «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой). ▪ «Литература — это совесть общества, его душа». (Д.С. Лихачёв) ▪ «Литература, в которой не бьется тревога совести, — это уже ложь». (Д.С. Лихачёв) ▪ «Книга – немой учитель» (Платон). ▪ «Хорошая книга – это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро». (Ф.А.Абрамов) ▪ «Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!» (С.Львов). ▪ «Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли». (В.Солоухин) ▪ «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д. Дидро) ▪ «Книга есть кратчайший отчет о пройденном пути человечества...» (Л. Леонов) ▪ «Хорошая книга выстраивает личность» (О.Л.Кабачек). ▪ «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В.А. ▪ Сухомлинский). ▪ «Время проходит, но сказанное слово остается» (Л. Н. Толстой) ▪ «Перо – это оружие, которое острее отточенных мечей». (Перес)   ▪ Литературный процесс и бизнес. ▪ Подвиг писателя. ▪ «Ужас» современного чтива... ▪ Моя любимая книга. ▪ Бесспорная нужность чтения. ▪ Долгая жизнь книги... ▪ «Вечная» литература... ▪ Воспитание книгой (литературой). ▪ Чудесный мир литературы. ▪ Есть ли книги, нужные всегда... ▪ Книги, обязательные для чтения... ▪ Отражая время... ▪ Уроки, данные книгой... ▪ Книга, изменившая жизнь ▪ Живой диалог с писателем...   ▪ Отсутствие интереса к книгам –угроза нравственности. ▪ Творчество – средство постичь душу, сделать ее лучше. ▪ Писательство — не развлечение, а трудный поиск истины. ▪ Литература – это руководство человеческого разума человеческим ростом» (В.Гюго). ▪ Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа. ▪ Книга – это учитель жизни. ▪ Книга – источник знаний. ▪ Литература – нравственный учитель. ▪ Открывая книгу... ▪ Читая книгу... ▪ Через литературу – к познанию мира. ▪ «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет» (А. Декурсель)  

 

 

ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ

Михаил Андреевич Осоргин

Заметки старого книгоеда (очерк)

Есть два подобия целомудренных и страстных объятий: море и раскрытая книга; их оценить может всякий возраст. Но море однообразнее книги и быстрее утомляет; книга держит в объятиях часами, годами, всю жизнь, и любовные выдумки ее безграничны. Прочитанная, она остаётся в памяти – и снова рождается, опять влекущая и еще раз полная тайны. В море мы плаваем на поверхности – в книгу уходим с головой, и чем глубже, тем слаще и чудеснее. Чаще всего её называют другом. Она бывает Учителем, ласковой матерью, детищем и злым врагом. Но, конечно, она – возлюбленная, неподражаемая в постоянстве и вечном равнодушии.

Ничто не дало миру столько добра и столько зла, как книга, и никто другой не пользовался таким почётом в памяти далёких поколений. Самым невозможным кажется исчезновение книги, замена её иной человеческой выдумкой. Это, конечно, случится, – но к тому времени люди переродятся, и не будет больше ни любви, ни вымысла, ни наивной веры, украшающей нашу жизнь. С жалостью думается о таких людях будущего

 

Татьяна Бутузкина

И книга недвижна, но книге охота

Прильнуть к человеческой теплой руке

 

М.Светлов

Прильнуть. Замереть. Зашептать прямо в душу

Горячих признаний бессвязную речь...

И если покой, наконец, Ваш нарушу,

То как непокой двух сердец уберечь?

Не сгинуть пылинкою тех путешествий,

Где Ваши победно сияли глаза,

Хрустальною чаркой, что жажду утешив,

Разбили на счастье, высоко взнеся?

И не затеряться на полке заветной

Среди переплетов, таких дорогих,

Как дерево осенью - полураздетой,

Печальный под ноги бросающей стих?

Прильнуть бы навечно в блаженной истоме

К надежной и теплой, и верной руке,

И вместе состариться в маленьком доме,

Где звезды мерцали бы на потолке!

 

А.Т. Твардовский

Есть книги – волею приличий

Они у века не в тени

Из них цитаты брать –

Во все положенные дни.

В библиотеке иль читальне

Любой – уж так заведено –

Они на полке персональной

Как бы на пенсии давно.

На них печать почтенной

И давность пройденных наук;

Но, взяв одну такую в руки,

Ты, время,

Обожжешься вдруг...

 

С.Я.Маршак

Книжек первые страницы

Нас встречают с первых

лет.

И несут нас, словно птицы,

Облетая целый свет.

Мы дружны с печатным

словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

За страницею страница –

С нею можно в путь

пуститься

По морям и в глубь веков,

Среди джунглей и снегов.

 

В. Боков

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где все забота – набить бы живот,

Где калорийная, вкусная пища

Пищу духовную не признает.

Книга – советчик.

Книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец,

Книга – нетленная память и вечность.

Спутник планеты Земля, наконец...

 

Ф.И. Тютчев

Теперь тебе не до стихов,

О слово русское, родное!

Созрела жатва, жнец готов,

Настало время неземное...

Ложь воплотилася в булат;

Каким-то божьим попущеньем

Не целый мир, но целый ад

Тебе грозит ниспроверженьем..

Все богохульные умы,

Все богомерзкие народы

Со дна воздвиглись царства тьмы

Во имя света и свободы!

Тебе они готовят плен,

Тебе пророчат посрамленье,-

Ты — лучших, будущих времен

Глагол, и жизнь, и просвещенье!

О, в этом испытанье строгом,

В последней, в роковой борьбе,

Не измени же ты себе

И оправдайся перед богом...

24 октября 1854

 

Письма о добром и прекрасном»

Д.С.Лихачев

Письмо двадцать второе

 

ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном

развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы. Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего.

Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с

существующими справочными пособиями разного типа. Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения. «Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к

скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания. Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни? Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.

Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на

уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то

просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь. Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует –как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, ч

Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

 

«Письма о добром и прекрасном»

Д.С.Лихачев

Письмо двадцать третье

О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ

Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление – книжный бум. Книжный бум – это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой-нибудь другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами, – это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъеме нашего общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т.д.

Но и это не так страшно. Книга всегда найдет того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдет своего читателя. Что касается личной библиотеки, то думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял. Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку.

Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным. Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг

 

 

ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ... или ЗАВЕРШИТЬ

1.Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого

автора, но и страницы народной истории. Недаром Тургенев сказал о Гоголе: «Для нас он был

больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих». А.Турков, российский критик и литературовед

 

2.Без книги человечество погибнет! Это моё глубокое убеждение. Почему? Потому что в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского содержатся не только страницы истории, но и отражается философия жизни. Эти произведения заставляют заглянуть в свой собственный внутренний мир.

 

3.У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перелистывая страницы, один

на один вступаешь с автором в немой диалог. Почему диалог? Да потому что книга – хорошая,

мудрая книга – требует труда мысли, сознания, воображения. Настоящая книга – это сгусток энергии. (В.Я. Лакшин, литературный критик).

 

4.К книге надо относиться, как к жизни. Её надо читать собственными глазами. Недоверчиво.

Рассматривать. Выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Ведь книга – это только

дорога. Книга приучает к разглядыванию вещей. Вся литература – это умение видеть, умение знать. (В. Шкловский, русский литературовед, критик, прозаик)

 

5.Без некоторых книг, не пережитых в детстве и отрочестве, сущность человека со всей его

психологией останется грубой и неотёсанной. (С. Михалков)

 

6.Оскар Уайльд, английский писатель, делил книги на три категории: те, что следует читать; те,

что следует перечитывать, и те, что вовсе читать не надо. В.Г. Белинский, русский критик, полагал: читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать.

 

7.Князю Ярославу Мудрому, тому, который украсил Киев прекрасными памятниками романского стиля, приписывают слова о книгах: «Книги суть реки, напояющие благодатью всю Вселенную».

 

8.Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, старше и

мудрее молодой музы телевидения...Но книгу трудно заменить даже как привычный для человека

источник глубокой информации. Книгу художественную, литературу в высоком смысле, не вытеснить ни компакт-дисками, ни видео-, стереозаписью. (В.Я. Лакшин, литературный критик).

 

9.Добро всегда побеждает зло, и никому ещё это не надоедало. Но добро – не липучка для мух.

Добро –это чувство, которое вызывает книга. Мы оплакиваем героя, и это –добро. Мы хохочем над глупостью, и это –тоже добро. Мы сочувствуем неудачнику, презирая негодяя, симпатизируя

простодушию, -и всё это добро, которое побеждает зло. Л.И. Лиходеев.

 

10.Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но с множеством книг, чем королем –но без

библиотеки. (Английский историк Макалей, живший в XIX веке)

 

11.Русская литература не должна опускаться до уровня общества в его сомнительных и тёмных

проявлениях. В любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг

отступать от своей главной цели —возвысить общество до идеала —идеала добра, света и истины.

(Русский писатель Н.А. Некрасов)

 

12.Чтение–вот лучшее учение. (А.С.Пушкин)

 

13...цель литературы –помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты... (м. Горький)

14.«Литература —благородное призвание, но только тогда, когда она служит миру, жаждущему

просвещения и блага, а не бездонной утробе, требующей насыщения и ублажения». (Х.Грили)

 

15.Моя поэзия есть акт дружбы с человеком, и отсюда моё поведение: пишу –значит люблю. (М.М.Пришвин)

 

16.«Любить чтение –это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения» (Монтескье)

 

17.«Книга всегда больше жизни. Всё меньше книги –жизнь, вселенная, солнце. Даже сам человек»

(А.В.Етоев)

В НЕСКОЛЬКИХ СЛОВАХ О ГЛАВНОМ...

(информация, которую можно использовать во вступлении или закл ючении)

«Год литературы» — проводимая в течение 2015 года комплексная государственная программа, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях. Год Литературы объявлен Указом президента В.В. Путина от 12 июня 2014 года.

Оргкомитет разработал и утвердил План основных мероприятий Года Литературы. В их числе – международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь-2015», проекты «Книги в больницы» и «Лето с книгой», пилотный проект «Всемирный день книги», конкурс «Литературная столица России», проекты «Живая классика» и «ReadRussia/Читай Россию».

«Наше общество стало катастрофически мало читать». Об этом Путин говорил на Российском литературном собрании в 2013 году (https://news.kremlin.ru/news/19665), тогда же было

заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков. Глава государства подчеркнул, что снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не

значит, что Россия должна следовать такому тренду.

Общество стало катастрофически мало читать. Статистическое измерение катастрофы —

это 9 минут в день, затрачиваемых «усреднённым» россиянином на чтение книг. С этими 9 минутами России далеко до лавров «самой читающей страны». Тенденции таковы, что «новые медиа» (интернет, компьютерные игрушки, социальные сети) готовы без остатка «сожрать» эти жалкие 9 минут, оставшиеся для Толстого, Достоевского и Пушкина впридачу. Остроту ситуации придаёт тот факт, что молодёжь, при всей её «продвинутости» и «открытости», является наименее читающей категорией. А с уходом культуры чтения — уходит и сама культура.

Снижение интереса к чтению — это общемировая тенденция. Это общемировая тенденция, которой Россия не обязана следовать. Именно в 2015-м россияне отпразднуют 155 лет со дня появления на свет Антона Чехова. В этом же году планируется отметить 75 лет со дня рождения Бродского, 215 лет — Баратынского, 220 лет — Грибоедову.

Россия как держава во многом формировалась и формируется ключевыми произведениями русской литературы, среди которых можно выделить творчества Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Афанасьевича Булгакова, Ивана Антоновича Ефремова и других выдающих русских писателей и поэтов. Происходящие негативные процессы связаны прежде всего с тем, что западная культура ведёт наступление на молодёжь через средства, которые не требуют приложения собственного воображения и труда — кино и компьютерные игры. Однако для тех, кто разобрался в этом, не секрет — что русский язык, и прежде всего язык Пушкина — является основным фактором формирующим мировоззрение будущих поколений.

Самое лучшее хранилище человеческой памяти — это художественное произведение.

Достаточно вспомнить Данте Алигьери, который в своём величайшем произведении «Божественная комедия» дал яркие характеристики изгнавшим его недругам, поместив каждого в надлежащий круг Ада. Задача писателя не учить читателя, а побудить его вместе разгадывать Загадку. И для писателя счастье, если читатель откроет в тексте больше смыслов, нежели открыл он сам. Настоящий писатель хочет помочь человеку задуматься, создать пространство для размышлений, не навязывая своего мнения, поскольку каждый должен сам постичь себя и загадку

мироздания. Нужно научиться не только смотреть, но и видеть, не только слышать, но и различать.

Литература — не развлекательное чтиво, а предлагающая размышлять и действовать,

постигать истину и совершенствовать себя, свою душу. Литература — это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека. Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь. Искусство слова состоит в умении помочь сердцу почувствовать, побудить разум мыслить, сделать человека соучастником беседы.

 

 

МНЕНИЕ УЧЁНЫХ О ПРОИСХОДЯЩЕМ...

Татьяна Михайловна Колядич - д.ф.н., профессор МПГУ (Москва) полагает, что

закончилась эпоха высокой моды, наступила пора литературы для повседневной носки. Нет

возможностей и способов воспитания сегодняшнего читателя. Но такой читатель придёт, когда мы

уйдём от коммерциализации литературы. Интерес к определённым авторам сохраняется именно

потому, что в их произведениях поднимаются общечеловеческие проблемы.

Мария Александровна Черняк —д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) привела любопытные данные опроса «Что такое современная литература?»:ü«Современная литература —это попытка автора описать нашу сумбурную действительность, сдобрить нетривиальными героями с породистыми тараканами и приправить всё это извечными проблемами». ü

«Современная литература —это краеугольный камень непрофессионализма со скороспелостью, жаждой наживы». «Современная литература больше разобщает, чем воспитывает; чтиво на один раз». ü

«Это большая помойка, но и на ней иногда удаётся найти гениальные цветы жизни».ü

Да, сегодня писатель уже не учитель жизни, а литература не квинтэссенция мудрости, в лучшем случае «чтиво», способное развлечь во время поездки в транспорт

Год Литературы 2015 Общие материалы

Перечень писателей-юбиляров и книг-юбиляров 2015 года. Писатели-юбиляры 2015 года:

− 270 лет со дня рождения Д.И. Фонвизина

− 220 лет со дня рождения А.С. Грибоедова

– 215 лет со дня рождения Е.А. Баратынского (Боратынского)

− 200 лет со дня рождения П.П. Ершова

− 195 лет со дня рождения А.А. Фета

− 180 лет со дня рождения Н.Г. Помяловского

− 160 лет со дня рождения В.М. Гаршина

− 155 лет со дня рождения А.П. Чехова

− 150 лет со дня рождения Д.С. Мережковского

− 145 лет со дня рождения А.И. Куприна и И.А. Бунина

− 135 лет со дня рождения А. Белого, А.А. Блока, А.С. Грина, С. Черного

− 130 лет со дня рождения В. Хлебникова

− 125 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака

− 120 лет со дня рождения С.А. Есенина

− 110 лет со дня рождения М.А. Шолохова

− 105 лет со дня рождения А.Т. Твардовского, Ю.П. Германа, О.Ф. Берггольц

− 100 лет со дня рождения К.М. Симонова, В.М. Тушновой

− 95 лет со дня рождения Ф.А. Абрамова, Ю.М. Нагибина, Д.С. Самойлова

− 90 лет со дня рождения Ю.В. Трифонова, Е.И. Носова

− 85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу

− 75 лет со дня рождения И.А. Бродского Литературные произведения

 

-юбиляры 2015 года:

− 200 лет первому иллюстрированному изданию басен И. А. Крылова

− 225 лет книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

− 215 лет со времени первого издания древнерусского эпоса «Слово о полкуИгореве» − 195 лет поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

− 190 лет драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»

− 185 лет драматическому циклу А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» и сборнику «Повести Белкина»

− 180 лет книге Н.В. Гоголя «Миргород», драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и роману И.И. Лажечникова «Ледяной дом»

− 175 лет роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

− 170 лет роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

− 160 лет книге Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

− 155 лет роману И.С. Тургенева «Накануне»

− 150 лет повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

− 145 лет трагедии А.К. Толстого «Царь Борис», сатирическому роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», комедии А.Н. Островского «Лес»

− 140 лет роману Ф.М. Достоевского «Подросток» и комедии А.Н. Островского «Волки и овцы»

− 135 лет роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

− 120 лет поэтическому сборнику «В безбрежности» К.Д. Бальмонта, рассказам М. Горького «Старуха Изергиль» и «Челкаш»

− 115 лет поэтическим сборникам «Горящие здания» К.Д. Бальмонта, «Tertia Vigilia» («Третья стража») В.Я. Брюсова и рассказу И.А. Бунина «Антоновские яблоки»

− 110 лет повести А.И. Куприна «Поединок»

− 105 лет сборнику стихотворений М.И. Цветаевой «Вечерний альбом»

− 100 лет сборнику И. Северянина «Ананасы в шампанском», поэме А.А. Блока «Соловьиный сад», поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»

− 95 лет поэме С.А. Есенина «Сорокоуст»

− 90 лет поэме С.А. Есенина «Анна Снегина», роману Ю.Н. Тынянова «Кюхля», сказке К. Чуковского «Бармалей», поэме В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» − - 85 лет поэме В.В. Маяковского «Во весь голос»,

- 85 лет роману А.П. Платонова «Котлован»

− 80 лет книге Б.С. Житкова «Рассказы о животных»

− 75 лет роману М.А. Шолохова «Тихий Дон», повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

− 70 лет поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», роману А.Н. Толстого «Петр I», книге М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

− 60 лет поэтическим сборникам Р.И. Рождественского «Флаги весны» и Н.А Заболоцкого «Некрасивая девочка», повести В.Ф. Пановой «Серёжа», поэме «Дядя Стёпа – милиционер» С.В. Михалкова

− 50 лет роману А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», поэтическому сборнику Р.И. Рождественского «Радиус действия», роману Н.Н. Носова «Незнайка на Луне»

− 45 лет поэтическому сборнику Б.А. Ахмадулиной «Уроки музыки», повести В.Быкова «Сотников»

− 40 лет роману А.И. Солженицына «Бодался теленок с дубом», повести Ю.И. Коваля «Недопёсок», повести А.Г. Алексина «Третий в пятом ряду» («Третий в пятом ряду», «Юность», 1975, № 10)

− 25 лет поэтическому сборнику А.А. Вознесенского «Аксиома самоиска»

− 15 лет роману Б.Акунина «Коронация, или Последний из романов» из цикла «Приключения Эраста Фандорина»

 

Сочинение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: