Логопедические мероприятия




Логопедическая работа является одним из наиболее зна­чительных разделов комплексного метода лечения заикания у детей дошкольного возраста. Особенности раннего детского возраста не позволяют ограничивать логопедическую работу только выработкой плавности речи, она должна сочетаться с общими задачами по развитию речи и личности ребенка.

Необходимо, следовательно, применять меры для улучше­ния памяти, внимания, моторики и поведения. Все это связа­но с большой педагогической и воспитательной работой.

Речевые занятия с заикающимися детьми дошкольного возраста, в отличие от дидактических речевых упражнений, строятся в соответствии с их жизненными интересами и иг­рами.

Речь ребенка развивается от отдельных слов к фразе, от простой фразы к сложной, к сочетанию фраз и обобщений.

В развитии речевой функции основную роль играют слу­ховые и зрительные анализаторы. Вся работа над речью опи­рается, главным образом, на связи этих двух анализаторов со словом, т. е. первой сигнальной системы со второй.


Поэтому вначале логопедических занятии необходимо расширять словарь ребенка, используя наглядные пособии: боль тое число самых разнообразных картинок и игрушек.

Одновременно начинается работа и над плавностью речи заикающегося ребенка. Известно, что степень заикания меня ется в зависимости от того, говорит ли заикающийся ребенок отраженно или спонтанно, произносит ли он что-либо заучен ое или отвечает на вопросы. Поэтому все виды речевых уп­ражнений, которые используются для перевоспитания речи заикающегося ребенка, распределены в порядке постепенно­го усложнения форм речи, т. с. от сопряженной к отраженной речи, являющимися для детей самыми легкими видами речи к наиболее сложной: к спонтанной, эмоциональной речи.

В логопедических занятиях с детьми дошкольного возра­ста рекомендуются следующие виды речевых упражнений:

1. Сопряженная речь. 2. Отраженная речь. 3. Ответы на вопросы по знакомой картинке. 4. Самостоятельное описание знакомых картинок. 5. Пересказ прослушанного небольшого рассказа. 6. Спонтанная речь (рассказ по незнакомым кар­тинкам). 7. Нормальная эмоциональная речь (беседы, прось­бы и т. д.).

Все вышеупомянутые семь видов речи составляют основ­ную схему в работе по перевоспитанию речи заикающегося ребенка.

Она необходима логопеду, чтобы при построении коллек­тивных занятий с группой, он имел возможность учесть со­стояние заикания у того или другого ребенка в отдельности, и давал бы каждому из них посильные речевые задания. Кро­ме того, такое распределение всех видов речи, которыми пользуется логопед во время занятий, дает возможность вести ежедневный учет речевых занятий при заикании в форме графической записи, отмечая в ней, как улучшения, так и ухудшения заикания в период занятий.

Подробные записи о состоянии речи в целом с описанием характера заикания причин возможных рецидивов имеются в дневниках логопедов.

Сопряженная речь: Сопряженной речью называется такая речь, когда слово или фраза произносится ребенком совмест­но с руководителем. Этот первый вид речевого упражнения является наиболее легким для заикающегося, поэтому ^психо­терапевтическое значение его исключительно велико.

При сопряженной речи у детей достигается плавная речь в случаях самой тяжелой степени заикания.

Этим видом речи можно широко пользоваться на первых занятиях с группой и со вновь поступающими детьми. С са-


мого начала речевых занятии надо принимать но внимание большую склонное!'],.четен к подражанию п чту подражатель­ную способное!!, использовать и нужном для правильной! развития речь направлении.

Руководитель должен с исключительным вниманием сле­дить за своею речью, говорить с детьми выразительным, чет­ким языком с естественной эмоциональной интонацией.

Сопряженная речь всегда проводится на картинках, со­держание которых должно быть понятным и доступным для ребенка.

В начале даются картинки, на которых изображен лишь один предмет, но для того, чтобы приучить детей с самого на­чала к связно!! речи, показывая картинки, надо говорить не­большую фразу, например: «Это лопатка», «Это кукла» и т. п.

Затем даются картинки, где изображено какое-либо дей­ствие, постепенно увеличивая количество слов во фразах до трех, четырех, пяти и далее.

Необходимо отметить, что такое произношение фраз до­ставляет детям большое удовлетворение: в коллективном про­изношении любого текста, — будь то стихи или проза, — они совершенно не заикаются, и эта возможность плавно гово­рить сразу их очень успокаивает. В таких упражнениях, как правило, участвуют даже самые робкие и неуверенные дети. Отраженная речь: Это следующий вид речевого упражне­ния после сопряженной речи;( он сходен с предыдущим так как в нем также нет еще элементов самостоятельной речи. Известно, что подсказывание благотворно действует на за­трудненную речь, и поэтому отраженное повторению фразы для заикающегося не представляется трудным.

Отраженная речь, так же как и сопряженная, воспитыва­ется вначале по картинкам, а затем на стихах, на детских рассказах с небольшими фразами.

В системе перевоспитания речи при заикании сопряжен­ная и отраженная речь занимают большое место. Огромную роль здесь играет и подражание детей речи педагога, воспи­тателя, поэтому с большой требовательностью надо относить­ся к речи логопеда — она должна быть безукоризненна в смысле четкости и грамотности.

0?веты на вопросы по знакомым картинкам: Этот вид уп­ражнения в речи сходен с предыдущим, но отличается от не­го тем, что при ответе на вопрос по картинке одно слово ре­бенок должен уже произнести самостоятельно. Вопрос зада­стся таким образом, чтобы ребенку было легко ответить и он мог бы почти отраженно повторить весь вопрос в своем от-


вето. Так, например, на картинке изображена девочка, иг­рающая с мячом. Логопед спрашивает: «Кто играет с мячом?» 1;е.бенок должен ответить: «Девочка играет с мячом*. Другая картинка: «дети сидят за столом и читают' книжки». Вопрос опять задается так. чтобы ребенку надо было бы вставить только одно слово. Вопрос: «Кто сидит' за столом и читает книги?»

Таким образом, постепенно, незаметно совершается пере­ход от отраженной речи к описанию картинки.

Картинки нужны на занятиях при любом из видов речи. Самостоятельное описание картинок: Чтобы облегчить этот этап спонтанной речи, надо вначале давать детям для описания уже знакомые картинки. Тогда этот переход к са­мостоятельному виду речи не представляется для них труд­ным и вместе с тем постепенно приучает их уже к самостоя­тельному построению фразы. Необходимо помнить, что рече­вые занятия, помимо перевоспитания речи из заикающейся в плавную, одновременно обогащают запас детского словаря часто очень бедного, особенно у детей с поздним развитием

речи.

В упражнениях самостоятельного построения фраз надо приучать детей грамматически правильно говорить: правиль­но употреблять союзы, местоимения, наречия и т. д., так как с этими частями речи дошкольники справляются плохо. Затем постепенно им предоставляется самостоятельное построение фраз. Для этих упражнений также, как и для предыдущих, необходимо иметь самые разнообразные картинки, лото и дру­гие педагогические пособия.

Самостоятельное изложение прослушанного рассказа: На этом этапе перевоспитания речи логопед уже не пользуется картинками,.подсказывающими детям содержание произноси­мой ими фразы или рассказа, а упражняет их внимание и па­мять слушаньем, а затем и пересказыванием прочитанных не­больших рассказов. Этот вид речи значительно приближается к спонтанному.

Для самостоятельного рассказывания детям читаются вна­чале очень небольшие рассказы, главным образом из детской жизни. Лучшим примером таких рассказов для детей служат рассказы Льва Толстого, Ушинского и Пришвина. Они напи­саны простым доступным языком, и дети их легко передают своими словами.

Спонтанная и эмоциональная речь: являются последней ступенью в перевоспитании речи заикающегося ребенка. Сложность построения спонтанной речи зависит не только от внешних условий, т. е. где и с кем ведется разговор, но и от

 

 


речевых по возможностей говорящего. Нельзя забывать о том, что возраст маленьких заикающихся равен 3 4, 5 и 6 годам, т. е. это тот возраст, когда происходит накопление словаря, формирование фонетической и грамматической стороны речи. Кроме того возраст является периодом наиболее сложногo, ответственного процесса развитие семантики речи. Ов­ладевая речью ребенок начинает не только говорить, ион мыс­лить абстрактно. Б этом возрасте у детей происходит бурный переход от речи ситуативной к контекстной.

Все дети, достигшие свободной, спонтанной речи, назнача­ются по очереди дежурными в своей группе, дежурными по столу, им даются всевозможные поручения: пойти позвать ко­го-нибудь из персонала, попросить что-либо принести, узнать, который час, рекомендуется разговор и с посторонними.

Этим упражнениям отводится большое место в занятиях, они являются надежной проверкой устойчивости достигнутых результатов в перевоспитании речи. Детям же они придают уверенность и смелость для свободного речевого общения не только в стенах своего детского коллектива, но и вне его, с мало знакомыми людьми.

При заикании у детей часто нарушаются интонация и го­лос. Последний становится глухой, речь теряет свою вырази­тельность, появляются затруднения и в эмоциональной речи. При построении методики логопедической работы с детьми дошкольного возраста необходимо учесть все эти изменения, происходящие в речи детей при возникновении у них заика­ния.

Выработка выразительности, интонаций, громкого голоса и спокойных, смелых ответов сначала проводится путем под­ражания речи логопеда, при чтении стихов и особенно басен, с эмоциональным изменением голоса, согласно ситуации чи­таемого материала (восклицания, просьбы, огорчения, радо­сти, удивления и др.). Дети прекрасно подражают и такая эмоциональная речь нисколько не нарушает ее плавности. В последующем такая же правильная, выразительная, богатая эмоциональными интонациями речь вырабатывается у детей и при пересказе прозы и при" рассказывании, придуманных ими самими, рассказов на заданные темы.

Особенно надо отметить, работу над развитием эмоцио­нальной речи при различных инсценировках сказок, расска­зов, игр. Перевоплощение детей во время исполнения ролей отвлекает заикающегося ребенка от его плохой речи и спо­собствует развитию смелой эмоциональной речи. С самого же начала работы над развернутой речью заикающихся детей не­обходимо приучить их правильно задавать вопросы и грам­матически правильно на них отвечать.


Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка, зги две функции взаимосвязаны. В связи с этим не менее важным моментом является работа по развитию вни­мания, памяти, умения дифференцировать и обобщать поня­тия, т. е. работа по развитию мышления в самом широком смысле слова.

. Внимание и наблюдательность качества необходимые в повседневной и будущей школьной жизни ребенка, часто они сильно нарушены у маленьких заикающихся детей. Работа логопеда по развитию и активизации внимания у детей явля­ется одним из существенных моментов. Она достигается са­мыми различными творческими путями логопедов, стремящих­ся максимально заинтересовывать занятиями детей, активном мобилизацией внимания у тех, у кого оно отсутствует. Заня­тий и игр для выработки навыков внимания множество, раз­нообразие их необходимо, оно всегда активизирует детей и заинтересовывает их. Неоспоримо верным нужно считать тот факт, что именно коллективные занятия заставляют детей рассеянных, подвижных, максимально сосредоточиться на за­даниях, чтобы «не отстать или не подвести товарищей». Мышление ребенка, во многом определяется его памятью. Память в раннем детском возрасте является одной из ос­новных психических функций. Эта функция будет также не обходима детям в их последующей жизни в школьные годы. Детская память развивается с помощью большого вспомо­гательного материала путем запоминаний, самых различных (от легких до очень сложных) картин, различных игр, инсце­нировок и т. п.

Эти занятия по активизации, внимания, запоминания, вве­денные в практику логопедических занятии, приносят боль­шую пользу, в равной мере, как для общего развития ребен­ка, так и для развития памяти и перевоспитания его речи.

Не менее существенными моментами в логопедической ра­боте с заикающимися детьми, имеющими значительное влия­ние на перевоспитание речи и личности заикающегося ребен­ка является творческая работа детей и воспитательные мо­менты.

Творчество детей всегда является отражением уровня, раз­вития ребенка, его интересов, мыслей и даже «стремлений». Не приходится говорить, какое это имеет значение в, лого­педической практике, когда приходится сталкиваться не толь­ко с тяжелыми формами заикания, запоздалой речью, по и с плохой моторикой, неловкостью детей, с полным неумением не только рисовать, лепить, но и просто с неумением держать карандаш. Динамика развития их личности раскрывается в рисунках, лепке, в работе с конструктором, мозаикой и т. л.


Игровые задания, рисунки, лепка, вышивание, склеивание и т. д.. начиная от племен тарных приемов, нее более и более усложняются, разнообразятся заданиями, связанными с речью.

Исключительный интерес для наблюдения и большое значение для работы над речью представляют рассказы и разго­воры о нарисованном, построенном', слепленном. Этот раздел работы развивает наблюдательность детей и соответственно дает темы для спонтанной речи, обогащая запас сведений и представлении ребенка.

Творческая деятельность детей, построенная по специаль­ной методике имеет огромное педагогическое значение. Она одновременно является и терапией заикания путем создания конкурирующих очагов и служит целям развития всего рече­вого и двигательного анализаторов. Творчество и ручной груд г- соединении с речевыми заданиями служат непосредственно мелям терапии заикания.

Под конец разнообразие творческих задании и способов их выполнения, а также речевого обозначения диктуются пре­имущественно спонтанной, ничем неограниченной инициативой и творческим воображением каждого ребенка в отдельности. Этому завершающему этапу придается большое воспитатель­ное значение, как для механизма максимального развития" творческих способностей, так и для социальной направленно­сти. Эта сложная часть логопедической работы является так­же одним из приемов комплексного метода терапии заикания у детей. Логопедическая работа, построенная таким образом, способствует максимальной эффективности лечения заикания и наиболее прочному закреплению полученных результатов.

При сочетании заикания с другими нарушениями речи или с задержкой развития функции речи в целом нужно строить индивидуальную логопедическую работу таким образом, что­бы как можно раньше произошла нормализация звукопроизношения и коррекция сопутствующих расстройств речи по спе­циально разработанным методикам (см. работы Е. Ф. Pay. Л. В. Мелеховой, О. В. Правдиной).

Вся речь в логопедической работе с детьми должна быт» нормальной, с естественной интонацией. Тягучая и монотон­ная речь не должна применяться.

Психотерапия

Ведущей формой психотерапии при лечении заикания ма­леньких детей является рациональная психотерапия, прони­зывающая всю работу логопеда и врача.

14 Iм '..„-ли институт j


Сущность такой формы психотерапевтического возденет вия подчинена одной общей цели: перевоспитанию речи а личности заикающегося ребенка

Родите.in, как правило, не обращают внимания своих боль пых детей па заикание, в то время как в детских коллективах (детский сад, двор, школа) речевой дефект ребенка является предметом обсуждения и насмешек детей, что в итоге приво­дит к нарушению контактов и отчуждению заикающегося ре­бенка от коллектива сверстников.

В правильно организованном логопедическом коллективе заикающиеся дети вновь обретают утраченный коллектив. Они начинают участвовать в общих играх, активно пользуются речью, свободно разговаривают с другими детьми. Все это привлекает их в такой специальный коллектив, делает желан­ным его посещение, снижает психическую травмированность и повышает эффективность лечения заикания.

В логопедическом коллективе ребенку сразу даются уста­новки, направленные на борьбу с его речевым недостатком. В первой же беседе его внимание фиксируется на правильной, спокойной речи, предъявляются посильные речевые требова­ния, как со стороны логопеда, так и всего персонала. Такое облегчение в речи исключительно благоприятно отражается па всем поведении заикающегося ребенка.

Дети очень внушаемы и эта их особенность должна пра­вильно использоваться в психотерапевтических беседах на самые различные темы: об их поведении, речи, играх, взаимо­отношениях с товарищами и т. п.

Большинство бесед с детьми целесообразно проводить в коллективе. При помощи таких бесед удается воздействовать на ребенка в смысле преодоления дурных привычек, страхов, часто возникающих у детей одновременно с заиканием. В от­дельных случаях приходится прибегать и к индивидуальным психотерапевтическим беседам и внушению.

Для снятия мышечного напряжения при лечении заикания у дошкольников могут быть также рекомендованы специаль­ные виды психотерапии по общему расслаблению — релакса­ция по системе Берже, Мишо и других с использованием эле­ментов методики Джекобсона (см. приложение).

Таким образом психотерапия' при лечении заикающихся детей — это не только воздействие словом, это целая система мероприятий, направленная на борьбу за правильное воспи­тание, на исключение психотравмирующих ситуаций, на оз­доровление всей личности заикающегося ребенка.

■ЯМИИЯаНМММ^ mi ив.1.■ i ти- „-««вщааилви™ | ■ 11 in Я

1МССКОВСКИИ СОЦИАЛЬНО-! I ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ I

. |Ц.1Ц|1Я|1ИЧ1И11*1»*№Ш'*"~'1"'"—г-wmmWi.iHii ii -ll«m.. i HVMW


Музыкальная ритмика

Следующий раздел комплексного метода — это музыкаль­ная логоритмика и пение (по методике, разработанной В. А. Гринер). Специальные музыкальные занятия, связываю­щие воедино музыку, слово и движение имеют большое зна­чение для мобилизации внимания и памяти ребенка.

Музыка, как одно из наиболее доступных искусств с ее большим эмоциональным влиянием дает возможность беско­нечно разнообразить эти занятия. Кроме того, свойства музы­кального ритма, его закономерность, организованность, ис­пользуются как средство, тонизирующее и воспитывающее чув­ство ритма, плавности и четкости моторики детей.

Задачей музыкальной логорптмики является тренировка двигательного аппарата, борьба с заиканием и перевоспитание личности заикающегося ребенка.

Практический материал занятий представляет собой цепь разнообразных двигательных заданий, связанных с музыкой и расположенных по определенной схеме, предусматривающей правильное чередование физической и психической нагрузки.

Специфической способностью логопедической ритмики яв­ляется введение речевых заданий в двигательные упражнения под музыку. Эти двигательные и словесные задания располо­жены по разделам; имеющим следующее содержание:

1. Вводные упражнения преследуют цель дать детям перво­начальные навыки умения ходить в различных направлениях под музыку в разных темпах.

2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, особенно важны для заикающихся детей, так как у них отмечается на­клонность к мышечному напряжению, а также наличие ряда сопутствующих движений. Излишнее напряжение является серьезным препятствием для успешного исправления речи.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус, могут прово­дить и логопеды, не владеющие музыкальным инструментом. Ь этом случае регулятором движений могут служить не музы­ка, а движения с ритмизованной стихотворной речью.

3. Упражнения, активирующие внимание и способствую­
щие повышению координации движений. Здесь речь идет о бы­
стрых и точных реакциях па зрительные и слуховые раздражи­
тели.

4. Упражнения, воспитывающие чувство ритма. Задание
этого раздела заостряют внимание ребенка па эмоциональном
содержании музыки, на форме и фразировке. Содержание му­
зыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной техники
могут быть использованы для упорядочения характера и темпа


движений. Такая регулировка четкости и темпа движений осо­бенно нужна детям, страдающим темповыми расстройствами речи, часто коррелирующими с бесперебойным характером движений. В таких случаях огромное значение приобретает переключение с одного темпа и ритма движений па другой.

Кроме того, воспитание чувства музыкального ритма име­ет большое дисциплинирующее и тонизирующее значение.

5. Более сложные речевые задания и упражнения пред­ставляют из себя цепь заданий на координацию слова с дви­жением и музыкой. Здесь используется общность средства вы­разительности как музыкальной, так и разговорной речи. Мо­гут применяться также и двигательные упражнения без музы­кального сопровождения, связанные со словесным, стихотвор­ным ритмом.

6. Специальные игры поводятся как в музыкальном со­провождении, так и без него. Игра требует от ребенка вни­мания, сообразительности, находчивости. Она стимулирует здоровое чувство соревнования, а также чувство коллектив­ности, ее задача—развивать у ребенка двигательный аппарат, укреплять его мускулатуру, воспитывать ловкость, решитель­ность, смелость и инициативу.

7. Заключительные упражнения преследуют цель приве­сти весь организм ребенка в спокойное состояние после неко­торого физического напряжения, появляющегося во время предыдущих заданий.

8. Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимает пение.

С детьми не следует вести специальные дыхательные уп­ражнения, так как они сложны и скучны для них. Они заме­няются пением и медикаментозным лечением. И даже в тех случаях, когда у детей имеются резкие расстройства дыхания, когда они говорят на вдохе, усиленном выдохе, топотом или с очень коротким дыханием, пение помогает восстановить нару­шенное нормальное речевое дыхание.

При перевоспитании речь необходимо стремиться к тому, чтобы внимание детей не фиксировалось на том, как вдохнуть или выдохнуть, как произнести звук (что требуют от заикаю­щихся авторы дидактических методов лечения заикания).

Помимо регулировки дыхания, пение способствует разви­тию голоса, который! у заикающихся детей чаще всего бывает очень слабым.

Занятиям по пению придается очень большое значение еще и потому, что песни всегда прекрасно действуют на эмоцио­нальную сферу детей.


Таким образом, вся система логоритмических упражнений служит основной цели — воспитанию всей личности заи­кающегося ребенка, укреплению его волевой сферы, речевой функции и моторики.

Работа с родителями

При лечении заикания у детей, совершенно, необходимой является работа с родителями.

Условия, в которых растет ребенок, его окружение, мето­
ды воспитания — все это кладет отпечатки на его характер,
поведение и речевое развитие.

К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что «успех воспитания зависит главным образом от личности воспитателя будь то родители или лица, их заменяющие. Влияние на детей личного примера воспитателя, а также родителей составляют основную воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни нравоучениями, ни системой наказаний и поо­щрений».

Неправильное воспитание часто создает для детей условия постоянной психической травматизации. С неправильными воспитательными приемами родителей логопед сталкивается в период пребывания детей в специальном лечебном учрежде­нии. Иногда родители сообщают логопеду о «методах», к ко­торым они прибегают, чтобы прекратить появившееся у детей заикание. Они либо задаривают детей подарками, либо при­бегают к репрессивным мерам и наказаниям.

От родителей надо требовать безусловного соблюдения специального Общего и речевого режима для детей, страдаю­щих заиканием, выработки у них сознательной дисциплины. Нужно, чтобы родители, добиваясь от детей правильного по­ведения, в свою очередь исключительно внимательно относи­лись и к собственным поступкам и словам.

Родители или лица, их заменяющие, должны быть активны­ми помощниками логопеда и врача в течение всего периода лечения ребенка.

Профилактика заикания

Профилактическое направление, т.- е. предупреждение бо­лезни является основой советского здравоохранения. Оно опи­рается на современные достижения медицины и педагогики.

Основными моментами профилактической работы в борь­бе с заиканием являются:

1. Предупреждение возникновения заикания у детей. - 2. При только что возникшем заикании — предупреждение его дальнейшего развития.


3. Предупреждение рецидивов заикания. Одним из важнейших условий предупреждения заикания у детей в раннем возрасте является правильная организация быта и воспитания детей в домашних условиях.

Огромное значение имеет организованность и порядок в семье, взаимопомощь, чувство товарищества. Дети очень чут­ки не только к тому, как к ним относятся взрослые, но и к взаимоотношениям родителей и других членов семьи. Всякие неурядицы в семье, особенно ее разрушение, всегда плохо от­ражаются на психическом состоянии детей. В этих случаях нередко развивается детская нервность и заикание в том числе:

Большое внимание для предупреждения заикания должны уделять родители, а также воспитатели яслей и детских садов правильному развитию речи у детей. Нельзя подлаживаться под детский лепетный разговор. Дети должны слушать все время правильную неторопливую речь.

Это относится главным образом к периоду наиболее ин­тенсивного формирования речи ребенка, т. е. к возрасту от 2 до 5 лет, когда есть опасность возникновения различных запи­нок и затруднений в речи ребенка не судорожного характера. В раннем детском возрасте полезно ограничивать эмоцио­нальное напряжение. Следует4 избегать внезапных и чрезмер­ных по силе раздражителей (резкие окрики, свистки, малозна­комые животные и т. п.), которые могут напугать ребенка. Нельзя разрешать детям долго слушать радио, смотреть теле­визионные передачи.

Многие родители, стремясь успокоить ребенка перед сном, прибегают к запугиванию («вот придет старик и заберет те­бя») или рассказывают страшные сказки. Но такие методы ча­ще всего производят обратное действие. У детей легко возни­кают страхи, которые фиксируются и начинают появляться каждый раз перед засыпанием. Притом нарушается коорди­нированная функция дыхания, голосообразования, артикули­рования, т. е. развивается заикание.

Если заикание уже возникло, лечение его нужно начинать
как можно раньше, сразу же. »*

При первых же симптомах заболевания нужно проявить особый подход к детям. Прежде всего нельзя передразнивать и требовать правильного произношения слов, если ребенок не может этого сделать. Окружающие не должны проявлять вол­нения по поводу развившегося заикания. Нужно говорить с ребенком спокойно, четко выговаривать слова, меньше зада­вать вопросов.


При резко выраженном заикании ребенку необходимо соз­дать полный речевой покои. Иногда даже полезно уложить его в кропать и соблюдать тишину. В качестве логопедических ме­роприятии и это время полезно переключать внимание детей с речи на игры и разнообразные виды деятельности (мозаику, пластеллин, склеивание, кубики, рисование и т. д.). Макси­мально ограничивая речевое общение все же полезно давать рассматривать картинки, изображающих отдельные предме­ты, называя их спокойно, но не заставляя ребенка повторять за собой.

Одновременно необходимо прибегать к назначению успо­каивающих и общеукрепляющих средств (препаратов брома с кофеином, витаминов, глюкозы одномоментно с теофедрином пли платифиллнном).

Лечение следует продолжать до полного прекращения заи­кания, длительно выдерживая детей в определенном речевом режиме, постепенно развивая и укрепляя функцию речи.

Своевременные врачебные и логопедические мероприятия могут предупредить дальнейшее развитие заикания.

Предупреждение рецидивов заикания

Появлению рецидивов заикания могут способствовать раз­личные неблагоприятные моменты:

1. Нарушения режима питания, отдыха.

2. Перегрузка эмоциональной сферы ребенка (в резуль­тате частых посещений кино", просмотра телевизионных пере­дач, чтения сказок устрашающего содержания, ' огорчающих переживаний и т. д.).

3. Перенесение инфекционных заболеваний и травм.

4. Поступление ранее заикавшегося ребенка в школу (но­вый коллектив детей, взаимоотношения с педагогами, повы­шенные требования к речи: большая нагрузка на нервную си­стему, утомление), либо переход из начальной в среднюю школу.

5. Возрастные кризы.

Для предотвращения рецидивов заикания большое значе­ние имеет своевременное обращение к логопедам и врачам и выполнение их назначений, а также оздоровление окружаю­щей среды.

Медикаментозными средствами, служащими целям под­держивающей терапии, обычно служат те лекарственные пре­параты, которые оказывали максимальный терапевтический эффект в прошлом, либо те назначения, которые диктуются


ведущей симптоматикой клинической картины данного момен­та заболевания.

Правильное представление о сущности заикания и осно­ванные на этом профилактика и лечение являются залогом оз­доровлении речи у детей. Эта помощь должна оказываться а дошкольном периоде, чтобы лети поступали в шкоту со это здоровой речью.


I мО'


I Ipn.lo.-Ki'u;.

ОБУЧЕНИЕ РЕЛАКСАЦИИ ДЕТЕЙ*)

Гак как методы Г. Шульца и Э. Якобзона трудны для ос­воения их детьми, Ж. Берже, Мишо, Виндлошер и Винтреберт предложили специальные модификации этих методов приме­нительно к детскому возрасту. Они считают, что релаксация, мелью которой является снижение тонуса мышц и эмоцио­нального напряжения, имеет широкие показания к примене­нию (заикание, двигательные расстройства, фобии и т. д.) и может быть применена к детям, начиная с G летнего возраста. В детской практике техника релаксации имеет свои особен­ности. Прежде всего, следует путем спокойной, ласковой бесе­ды установить с ребенком тесный контакт, в доступной форме донести до его сознания то, что от пего потребуется в даль­нейшем. Проведение сеансов с дошкольниками требует от ло­гопеда большой изобретательности, глубокого изучения лич­ности ребенка, умения выявить и использовать все его скры­тые волевые возможности.

В детский лексикон будут вводиться новые слова (кисть, предплечье) и новые понятия (расслабление, напряжение), значение которых детям неизвестно, но станет понятным, если им показать, что какими вялыми, расслабленными становятся лапки у надувного резинового кота, когда из него выпустим часть воздуха. Состояние напряжения дети могут увидеть в сжатой пружине, натянутом луке. А названия частей тела хо­рошо, запомнятся, если использовать различные варианты игры в «Айболита».

Необходимо мобилизовать детей на выполнение речевых правил, не фиксируя внимания ребенка на его дефекте.

Жан Берже уделяет много внимания тренировке дыхатель­ного ритма, указывая, что многие дети, стремясь произвести расслабление сдерживают дыхание.

Сеансы релаксации можно проводить в стационаре и ам­булатории, где есть инструктор и необходимая для этого об­становка (помещение, кровати или шезлонги).

Обучение расслаблению мышц ведется поэтапно, с пере­ходом от простого к сложному. Сеансы желательно проводить ежедневно. Упражнения осваиваются в следующей последо­вательности.

') Логопед Мпрооская Н. П., г. Харьков, IJП11Ь


I этап (2—3 сеанса)

Основная цель этого этапа — обучить ребенка элементар­ным правилам расслабления Сеансы проводятся индиви­дуально.

Исходное положение поза лежа па спине, глаза закры-1Ы. Кровать не должна прогибаться, под головой — небольшая подушка. С детьми уже установлен контакт. Упражнения на­чинают с правой руки. Логопед пли врач, ведущий сеанс, про­делывают у ребенка пассивное сгибание и разгибание правой руки в локтевом суставе. Убедившись в том, что рука рас­слаблена, он как бы «роняет» се в исходное положение. Тоже проделываете;! с левой рукой. Затем пассивно сгибая и разги­бая правую и левую ногу в ко,теином суставе, достигает рас­слабленности в нижних конечностях. Мышцы шеи расслабля­ют путем поворота головы из стороны в сторону до ощущения пассивности, податливости движений. Рекомендуется все эти упражнения повторить 2 — 3 раза, после чего ребенку предла­гается глубоко вдохнуть и выдохнуть и быстро встать.

На 2 сеансе инструктор предлагает пациенту повторить уп­ражнения 1 сеанса самостоятельно. После нескольких актив­ных сгибаний и разгибаний конечностей ребенок старается вя­ло, пассивно «ронять» их в исходное положение, а инструктор подкрепляет чувство расслабления словами: «Ты чувствуешь, что рука (нога) стала тяжелой, вялой, она сама падает, как только ты ее отпустил». После расслабления мышц шеи дела­ется глубокий вдох и выдох и сеанс заканчивается.

Если ребенок не усвоил упражнения за 2—3 дня, с ним сле­дует еще работать, а все остальные дети начинают обучение расслаблению но II этапу.

Второй этап (10—15 сеансов)

Сеансы этого этапа проводятся коллективно. Из детей од­ного возраста (6—8 лет) комплектуется небольшая (до 10 чел.) группа. Упражнения выполняются те. же, что и на I этапе, с той лишь разницей, что подключается к ним трени­ровка дыхания: «Поднимите правую руку вверх, вдохните, по­ка я считаю до 3, затем «уроните» руку, выдохните» и т. д.

В паузах между упражнениями инструктор говорит фор­мулы внушения: рука (нога) вялая, тяжелая, теплая, расслаб­ленная. Дети отраженно повторяют эти формулы за ним ше­потом. Постепенно (примерно после 5—7 сеансов) они привы­кают сосредотачивать внимание на частях тела, на ощущени­ях, и, выполняя упражнения без сгибания и разгибания, пе­реходят к саморасслаблению (Моя правая рука вялая, тяже­лая, теплая, расслабленная).


После того, как дети достигнут состояния расслабления, можно провести в сеансе тренировку сопряженной п отражен­ной речи.

Третий этап (15 — 20 сеансов)

На этом этапе дети обучаются расслаблению мимической и артикуляционной мускулатуры. К упражнениям общего рас­слабления (2 этапа) прибавляются следующие:

1. На 3 счета медленно поднять брови, почувствовать на­пряжение, затем расслабить их.

2. Зажмурить, а затем расслабить круговые мышцы глаз.

3. Вытянуть губы вперед хоботком, затем растянуть их как в легкой улыбке.

4. Расслабить мышцы языка путем шепотного произнесе­ния звука а

5. Опустить нижнюю челюсть, расслабить жевательные мышцы.

Примерно после 5 сеанса упражнения выполнять без пред­варительного напряжения.

На этом этапе обучения релаксации (после сеансов) мож­но проводить тренировку спонтанной речи. Заканчивается се­анс, как обычно, глубоким вдохом и выдохом и быстрым вста­ванием.

Релаксацию лучше проводить перед логопедическими за­нятиями, но если у детей есть нарушения сна, повышенная раздражительность, беспокойство, можно еще и перед сном (в стационаре).

Данная методика может служить одним из эффективных вспомогательных психотерапевтических средств в комплексе лечения заикания.

,'"(74278 от 17/111-67



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: