Они - часть нашей жизни и именно тот способ, который помогает нам разрешать возникающие противоречия.




- А я думаю, что любой спор - это маленькая ссора. А ссора - это всегда трата так важной для нас жизненной энергии. Эту энергию, считаю, можно употребить с большей пользой.

И вообще, народная мудрость утверждает, что худой мир лучше доброй ссоры. Кто-то с этим не согласен? Уверен, что каждому из нас было бы интересно услышать мнение психолога по этому вопросу.

 

Психолог. Любому человеку свойственно и злиться, и ссориться. Конфликты и выяснение отношений - неотъемлемая часть нашей жизни. Именно таким образом разрешаются возникающие в нашей жизни противоречия. Конечно, существует определенное количество людей, для которых ссора - самоцель, что-то вроде удовольствия и разрядки. Для них реакция на возникшую проблему неважна, важен скорее сам процесс.

Но ссора не должна наносить вред нашим отношениям. Некоторые из вас придерживаются мнения, что лучше избегать конфликтов. Психологи утверждают, что копить обиду - это большая ошибка. И чаще всего такую ошибку совершают флегматики. Они стараются избегать любых конфликтов. Однако чаще всего эта обида накапливается и проявляется большим взрывом. Лучше не копить обиду, а при первом же неприятном инциденте спокойно разобраться в сути происходящего.

 

 

Разумеется, что не всегда можно разобраться спокойно. Назревает ссора. Но и ссориться надо умеючи. Вы делаете замечание, и следует соответствующая на него реакция - возражение.

Ваше самолюбие задето, и вы его защищаете. И часто происходит так, что существо проблемы забывается, уходит на второй план.

Слова и фразы «ты всегда, ты вечно, ты никогда и т. п.» не помогут вам, потому что уведут от сути обсуждаемой проблемы. А все ваше внимание должно быть сконцентрировано на конкретной претензии.

 

Конфликтуют не люди сами по себе, а их мотивы, цели, взгляды

 

Урок географии по 4-5 претензий

 

 

«Нам не нравится, что учителя (родители, ученики)

Нас огорчает, что учителя (родители, ученики)

 

         
         
         
         
         
         
         
                 
                 
На первом месте          

 

Выделяются следующие способы регулирования конфликтов:

1) соперничество;

2) приспособление;

3) компромисс;

4) избегание;

5) сотрудничество.

• Конкуренция, соперничество («акула») — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

• Сотрудничество («сова») — выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

• Компромисс («лиса») — выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

• Избегание, уклонение («черепашка») — уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

• Приспособление («медвежонок») — принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

 

 

А Г БВ А
ВГД В Б
А В А
В ВД В
АБВ Б А
ВД АБ А
А Б Д
БВГ А  
А Б В Г Д
         
         
             

 

Интерпретация:

«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

 

деструктивный способ разрешения конфликта подразумевает его вытеснение, а не решение. Иногда происходит так называемое псевдоразрешение конфликта, когда конфликта избегают, чтобы уйти от явного столкновения.

 

. Может, компромисс - это не всегда самое худшее решение проблемы. Но послушайте, что об этом сказал Джеймс Рассел Лоуэлл: «Компромисс - это хороший зонтик, но плохая крыша». А думаю, что его слова стоит принять во внимание.

- Не получается ли иногда ситуация «конфликт ради конфликта»?

Ведь есть же люди, которым в силу их психологических особенностей нравится просто скандалить и унижать других, добиваясь своего любой ценой.

Кто-то создает себе таким образом имидж, кто-то стремится повысить свой статус и самооценку.

 

 

- Считаю, что есть конфликты, которые должны возникнуть обязательно. Например, необъективно выставленная оценка. Мы ведь знаем, что такое случается. Но есть и такие, которых, я считаю, можно избежать.

- Как можно избежать конфликта, если он не разрешается, а авторитарно подавляется?

Психолог. Должна заметить, что стратегия подавления конфликта действительно существует и применяется. Но она оправданна в том случае, если конфликт беспредметен, то есть не стоит разбирательства, или когда он уже находится в необратимо деструктивной фазе, а целенаправленные и последовательные действия помогают сократить количество конфликтующих. При этом разрабатываются определенные правила, нормы,

Ученики:

- Да, если вместо продуктивного разрешения конфликта со стороны обоих участников (учителя, родители, сверстники и т. д.) мы видим мелкие придирки, проявление антипатии, подозрение и негативную оценку личности, унижение путем подчеркивания своего преимущества или превосходства, нежелание признать свои ошибки и правоту спорящего с тобой, игнорирование желания партнера установить контакт для разрешения спора, то конструктивное решение проблемы, конечно, невозможно.

 

Психолог. И той и другой стороне (и не только в случае конфликта «учитель - ученик») стоит учиться себя самоконтролировать. Любой характер поддается целенаправленному влиянию, правда в различной степени.

 

Чтобы погасить слишком высокий отрицательный накал эмоционального возбуждения, следует прекратить его подкрепление, то есть надо постараться замолчать, не обижая при этом и не оскорбляя партнера.

 

 

 

- Спор можно уладить, ссору прекратить, а от конфликта нельзя отмахнуться, потому что в его основе лежит объективное несовпадение, противоречие целей, интересов и мнений.

 

- Не бывает неразрешимых конфликтов.

Просто есть люди, которые не умеют или не желают их разрешать. Не будь таким человеком.

 

 

 

«хочу» и «надо», «сила» и «слабость», - когда в этом содержательном ряду присутствует конфликт?

 

1) Как вы считаете, возможно ли безконфликтное существование в школе.

2) Что может привести к конфликтам?

 

К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про него общим приятелям...

Учащиеся класса систематически опаздывают на первые уроки. Классный руководитель пригласил их к себе для беседы, но неожиданно для себя сам опоздал на 20 минут. Ученики его дождались и с любопытством ожидают, как себя поведет учитель.

Учитель выписал на доске из учебника д/з. По классу прокатился легкий шелест недовольства: слишком много задали. Учитель поворачивается к классу лицом, удивленно: «В чем дело?» Дети говорят, что не успевают, что очень трудоемкое задание. Учитель говорит: «Это для вашего же блага. Кто не сделает, тот получит «2».

Задание: объясните ситуацию несогласия с учителем избегая конфликта.

 

.

 

4. Четвертый этап.

Просмотр мультфильма до конца.

 

5. Заключительный этап (рефлексия).

Рисунок. Эмоциональный портрет человека, которого они хотели бы встречать на своем пути.

 

 

А Г БВ А
ВГД В Б
А В А
В ВД В
АБВ Б А
ВД АБ А
А Б Д
БВГ А  
А Б В Г Д
         
             

 

Интерпретация:

«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

Причины конфликтов

Участники выделяют не менее пяти причин, по которым происходят конфликты между детьми и взрослыми.

Свое выступление рекомендуется начать со слов: «Нам не нравится, что дети (взрослые)...», «Нас огорчает, что дети (взрослые)…». (Причины желательно записать на доске или листе ватмана.)

Анализ конкретных ситуаций

Участникам предлагаются конфликтные ситуации, которые нужно проанализировать и найти эффективные пути выхода из них (см. приложение).

Необходимо:

• выделить причину конфликта;

• мотивы, которые столкнулись;

• рассказать о своих чувствах.

После этого детям предлагается в конфликте защитить взрослых, а взрослым — детей. Начать следует с фразы: «Я понимаю подростка (взрослого), потому что…»

Мозговой штурм «Как предупредить конфликты детей и взрослых?»

Группам для обсуждения данного вопроса предлагается обменяться участниками (в каждой группе должны быть и взрослые и дети). Каждая группа предлагает свои варианты предупреждения конфликтных ситуаций между детьми и взрослыми. Варианты желательно записать.

4. Рефлексия участников.

Подведение итогов круглого стола

Каждого участника круглого стола просят поделиться впечатлениями о круглом столе, о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт.

Ведущий. Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью.

Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Будьте счастливы!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Басня «Лебедь, Рак и Щука»

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак и Щука Везти с поклажей воз взялись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам; Да только воз и ныне там.

Примеры ситуаций для анализа

1. Ты договорился (-лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения друга (подруги). Сообщив об этом педагогу накануне, ты слышишь: «Никуда ты не пойдешь на ночь глядя, посидишь и без дискотеки!»

2. Заметив беспорядок в комнате, педагог указывает тебе на это. Между вами происходит следующий диалог:

– Когда же ты наконец начнешь убирать за собой вещи?!

– Уберу когда-нибудь, отстаньте!

– Ты как со мной разговариваешь?

– А что я такого сказал?

– Ты еще и препираться со мной будешь. Сейчас же приберись!

– Когда захочу, тогда и приберусь, а сейчас мне некогда!

3. Педагог сообщает детям:

– Так, сегодня никто никуда не уходит. Будет беседа с инспектором центра занятости.

Тут один подросток заявляет:

– У меня сегодня соревнования по футболу в школе, мне нужно уйти.

На что педагог отвечает:

– Ничего, пропустишь!

Подросток:

– А я все равно уйду!

 

В заключение рассмотрим непростую ситуацию в лагере, когда ребенок недоволен работой вожатого или просто не симпатизирует ему. Ребенок становится инициатором конфликта и предъявляет свои претензии вожатому или его напарнику.

Важно в такой ситуации не оправдываться перед детьми, пресечь любые претензии и объяснить четкое разделение обязанностей. Любая просьба к ребенку встать на место вожатого или же помогать своему наставнику с работой может обернуться еще большим конфликтом.

Главное, распознать ситуацию еще на корню и не доводить дело до серьезной ссоры.

Категория: Игры

Итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:

• присутствие двух или более людей;

• наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;

• столкновение противоположно направленных взглядов, позиций и мнений.

Конфликтуют не люди сами по себе, а их мотивы, цели, взгляды и пр. Напомню, что ссора — это состояние отношений, характеризующееся негативными переживаниями, напряженностью, враждебностью. Ссора — это враждебность без противоборства. Ссора менее эмоционально окрашена, чем конфликт.

Упражнение «Шесть шагов для разрешения конфликтов».

Ш а г 1. Чего я так хочу, что это привело к конфликту? Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?

Ш а г 2. Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно? Например, спорим ли мы из-за футбольного мяча или же из-за того, в какую играть игру во время перемены, и какую смотреть программу?

Ш а г 3. Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем придумать вместе с моим противником? Сколько решений нам могут подсказать одноклассники?

Ш а г 4. Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений. Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

Ш а г 5. Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?

Ш а г 6. С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись? Будем ли мы придерживаться этого решения в дальнейшем?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: