ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ
Вопросы к зачету
1. Педагогическая деятельность: понятие, сущность.
2. Педагогические технологии, технологическая компетентность педагога-мастера.
3. Слагаемые педагогического мастерства, их характеристика.
4. Общая, профессиональная, базовая культура личности.
5. Педагогическая культура, ее основные компоненты.
6. Духовно-нравственная культура педагога.
7. Педагогические культура и мастерство.
8. Педагогическая техника.
9. Связь педагогической техники с актерским мастерством.
10. Сущность педагогического взаимодействия.
11. Принципы педагогического взаимодействия.
12. Методы, приемы, средства воспитания.
13. Классификация методов педагогического взаимодействия.
14. Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.
15. Сущность педагогического общения и его функции и его функции.
16. Стили педагогического общения.
17. Система педагогического общения и технология его организации.
18. Технология разрешения конфликта
19. Мастерство педагога в учебной деятельности.
20. Индивидуальный стиль деятельности педагога.
21. Педагогическое творчество и педагогический опыт.
22. Основные понятия и характеристики педагогического творчества.
23. Инновационная деятельность и педагогический опыт как условие формирования педагогического творчества.
24. Передовой педагогический опыт.
25. Технология изучения передового педагогического опыта.
26. Основные компоненты творческой деятельности лаборатории педагога.
27. Слагаемые творческой лаборатории педагога-воспитателя.
28. Технология саморазвития педагога.
29. Понятие, содержание профессионального и личностного саморазвития.
30. Технология организации саморазвития педагога-воспитателя: методы, средства, практические рекомендации.
Литература.
а) основная литература:
1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – М.:Феликс, 1992.
2. Белкин А.С. Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Педагогическая конфликтология. – Екатеринбург: ГЛАГОЛЪ, 1995.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: педагогика, 1989.
4. Богомолов Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг – предпосылка развития общения учителя с учеником // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося: Сб./ Под ред. А.П. Бодалева, В.Я. Ляудис. – М., 1980.
5. Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М.: Академия, 2001.
6. Гришина Н.В. и др. Общение и трудовом коллективе. – Л.: Лениздат, 1990.
7. Елканова С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989.
8.Загвязинский В.И.педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987.
9. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982.
10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987.
11. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979.
12. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М.:Академия, 2002.
13. Семенов В.Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Свердл. гос. инж.-пед. ин-та, 1993.
14. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. – М.: Внешторгиздат, 1995.
15. Хасанова И.И., Зотеева М.Н. Сборник упражнений по технике и культуре общения: Метод. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996.
б) дополнительная литература:
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985.
2. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1991.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как его создать. – М.: Просвещение, 1991.
4. Орлов Ю.М.Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
5. Основы педагогического мастерства / Под. ред. И.А. Зазюна. – Киев: Выща шк., 1989.
6. Стешов А.В. Как победить в спорте. О культуре полемики. – Л.:лениздат, 1991.
7. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. – Казань: Рос. акад. наук., 1993.
8. Таланчук Н.М. Современная система планирования воспитательного процесса: Пособие для руководителей, педагогов общеобразоват. и проф. шк. – Казань: Рос. акад. наук, 1994
9. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Педагогика, 1971.
10. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. – Пермь, 1971.
11. Шварц И.Е. психогигиена в школе: Учеб. пособие. – Пермь, 1988.
12. Шилова М.И, Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1990.
13. Величко К., Зотеева М.Н. Сборник интегративных педагогических задач / Свердл. инж.-пед. ин-т. – Свердловск, 1991.
14. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. – Казань, 1981.
15. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высш. шк., 1988.
16. Голубовский Б. пластика и искусство актера. – М.,1986.
17. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987.
18. Дэна К. Преодоление разногласий. – СПб.: палантир, 1994.
19. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.
20. Козляникова И.П. Чарели Э.М. Танцы нашего голоса. – Екатеринбург: Диамант, 1992.
21.Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М.: Стрингер, 1992.
22. Леви В.П. Искусство быть собой. – 2-е издание. – М.: Знание.
23. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1974.
Перечень контрольных вопросов для оценки уровня подготовки студентов.
Раздел дисциплины | Перечень вопросов |
1.Педагогическая деятельность | · Каковы пути овладения педагогическим мастерством? · Изучив опыт педагога, составьте портрет педагога-мастера. · Что такое педагогическая культура? · Основные компоненты педагогической культуры. · Какова связь педагогической техники и целей педагогической деятельности? |
2. Технология педагогического взаимодействия. | · В чем сущность педагогического взаимодействия. Назовите принцип педагогического взаимодействия. · Назовите методы, приемы, средства воспитания. · Проанализируйте педагогическую ситуацию, используя алгоритм анализа и решения педагогических задач. · Перечислите стили педагогического общения. · В чем сущность технологии разрешения конфликта? · Расскажите о сущности и функции педагогического общения. |
3. Индивидуальный стиль | · Расскажите о содержательной стороне урока. Как взаимосвязан оптимальный выбор методов обучения с содержанием урока · Перечислите рекомендации формирования индивидуального стиля педагога. · Назовите основные понятия педагогического творчества. Дайте характеристику педагогического творчества. · Что вы знаете об инновационной деятельности и педагогическом опыте. · Назовите основные компоненты творческой лаборатории педагога. |
4. Технология саморазвития педагога. | · Что вы понимаете под самопознанием и самооценкой? · Как составить программу саморазвития педагога. Что входит в «Карту личности педагога». · Перечислите последовательность действий при организации профессионального самовоспитания. |
5. Технология в учебно-методической работе | · Назовите особенности организации учебно-методической работы педагога. · Расскажите о последовательности проектирования педагогического исследования. |
Морозова Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент_________________
Каф. «Профессиональная педагогика и психология», ________________________________
Зав. выпускающей кафедрой Люсев В.Н.