Николаевская церковь в Глухове, 1693




В пятисрубных храмах восьмерики расположены крестообразно, при этом на углах имеются камеры, подчас весьма развитые, достигающие в высоту двух третей от основного объема храма (Екатерининская церковь в Чернигове, Успенский собор в Новгороде-Северском).

Екатерининская церковь в Чернигове

Очень редко встречаются храмы не о трёх и не о пяти, а о семи (Крестовоздвиженский собор в Полтаве, 1699—1709; Спасская церковь в Стародубе) и даже о девяти верхах (девятибанный Троицкий собор в Новомосковске, 1775-80; Войсковой Воскресенский собор в Старочеркасске).

Крестовоздвиженский собор в Полтаве

Троицкий собор в Новомосковске, 1775-80

Войсковой Воскресенский собор в Старочеркасске

Каждый сруб венчает купол на гранёном барабане. Для храмов украинского барокко характерна особая грушевидная форма глав, завершенных маленькими главками. Излюбленный прием украинских зодчих — «заломы», то есть завершение храма в виде нескольких поставленных друг на друга ярусов, каждый из которых прорезает свод предыдущего. Переход от широкого восьмерика к меньшему решался с помощью оригинальной конструкции свода в виде срезанного пирамидального шатра с кровлей плавных очертаний.

Гетманское ктиторство

Наиболее продуктивный период в истории украинского барокко связан с гетманствами Самойловича, Мазепы и Апостола. Его нижнюю границу обозначает возведение Николаевского собора в Нежине (1668-70), верхнюю — строительство Апостолом Спасской церкви в Больших Сорочинцах (1733). Все три гетмана поощряли храмоздательство не только на словах, но и финансами. Наибольшее количество храмов было возведено благодаря Мазепе, что позволяет украинским искусствоведам говорить не столько об украинском барокко, сколько о барокко «мазепинском».

Николаевский собор в Нежине — один из первых памятников украинского барокко

 

Мгарский монастырь возле Лубен

 

Вознесенский собор в Переяславе

 

Богоявленский собор в Братском монастыре

 

 

Николаевский военный собор

-церковь Всех Святых на Экономических вратах Печерского монастыря

-Троицкая и Николаевская церкви в Батурине

-Петропавловская церковь Густынского монастыря под Прилуками

-Успенский собор в Глухове

-Покровская церковь в Дегтярях.

Мазепинским постройкам свойственны монументальная пышность и вольное расположение частей и деталей сооружений, декоративность орнамента и игра светотени, призванные подчеркнуть преимущества огромной площади каменных церквей.

Храмы Слобожанщины

Большим своеобразием отличаются храмы Слободской Украины. Пятибашенный Спасо-Преображенский собор в Изюме (1684) принадлежит к типу казацкого полкового собора, в то же время его своды напоминают рубленые. Особенность Покровской церкви в Харькове (1689) — тесно поставленное в ряд трехглавие в местной традиции трехмастной многозаломной церкви. Та же декоративная схема применена при возведении Николаевской церкви Святогорского монастыря (ок. 1684). Принято считать, что все три памятника строились одной артелью мастеров, несомненно, под сильным влиянием местного деревянного зодчества и, возможно, под руководством Ивана Зарудного.

Памятники слобожанской архитектуры XVII-XVIII вв. сосредоточены на востоке Украины и в западных областях Российской Федерации:

Казацкий собор в Стародубе (1678, перестроен 1744),

Николаевская церковь в Глухове (1693),

Воскресенская церковь в Сумах (1702),

Троицкий собор в Белгороде (1707, снесен в советское время);

Троицкая церковь Ахтырского монастыря;

Покровская церковь в Вильшанах под Харьковом (1769);

Воскресенская церковь Хорошевского монастыря (1759),

Трехглавый собор в Севске (1718),

Свенский монастырь и Белобережская пустынь на Брянщине.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: