Глава 7. Заключительные положения




 

Статья 42. Заключительные положения

1. Положения главы 7 комментируемого закона имеют принципиальное значение для правоприменительной практики, поскольку содержащиеся в ней нормы определяют действие принятого технического регламента во времени, регулируя как отношения, возникшие до его принятия, так и возникающие после его принятия. Настоящая статья имеет одноименное название с гл. 7 комментируемого закона, что представляется не совсем оправданным, поскольку, по сложившейся законодательной практике, с учетом юридической техники, словосочетание "заключительные положения" носит собирательный характер, объединяя нормы, определяющие момент вступления конкретного нормативного акта в законную силу, необходимость внесения изменений в ранее действующее законодательство, об отмене или утрате законной силы отдельных нормативных актов и т.п.

Анализ же комментируемой нормы позволяет сделать вывод, что ее основным предназначением является урегулирование переходного периода с момента принятия комментируемого закона и до момента вступления его в законную силу или же до наступления иных событий, определенных в ч. 1 комментируемой статьи. В связи с этим представляется более правильным назвать комментируемую статью "Переходные положения". В целом, комментируемая норма характеризуется регулированием отношений, определением полномочий федеральных органов исполнительной власти.

2. Прежде всего, в ч. 1 комментируемой статьи законодатель устанавливает исчерпывающий перечень зданий и сооружений, на которые не распространяется действие рассматриваемого технического регламента. Комментируемая норма содержит всего три категории зданий и сооружений, характеристики безопасности которых могут не соответствовать требованиям к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленным комментируемым законом. Исключение из общего правила распространяется как на уже построенные здания и сооружения, так и на связанные с ними процессы строительства, реконструкции и капитального ремонта. Рассматриваемое исключение обусловлено тем, что до вступления в силу комментируемого закона произошел ряд событий:

перечисленные в комментируемой части здания и сооружения уже были введены в эксплуатацию;

проектная документация, в соответствии с которой будет осуществляться строительство, реконструкция и капитальный ремонт, уже утверждена или направлена на государственную экспертизу;

подано заявление о выдаче разрешения на строительство здания или сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе.

В данной норме отражен основной принцип российского законодательства о том, что закон не имеет обратный силы и распространяет свое действие на вновь возникающие общественные отношения. До принятия комментируемого закона требования к зданиям и сооружениям, а также связанным с ними процессам строительства, реконструкции и капитального ремонта устанавливались отдельными нормативными актами, в частности, положениями ГрК РФ, ФЗ "О техническом регулировании", СНиП и другими. При этом в ч. 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании" сделана оговорка, устанавливающая, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.

3. В целях унификации действующего законодательства, недопущения разночтений при толковании комментируемого закона положения ч. 2 комментируемой статьи устанавливают необходимость применения понятия "свод правил" СНиП, принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений. Следует обратить внимание, что законодатель делает акцент на моменте вступления в силу комментируемого закона, а не на моменте его принятия. Следовательно, сводами правил официально признаются все перечисленные в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, СНиП, принятые ранее 01.07.2010 (подробнее о вступлении закона в силу см. комментарий к ст. 44). Данное положение согласуется и с нормой ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании", в соответствии с которой свод правил - это документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Рассматриваемая норма находится в непосредственной связи с положениями ч. 5 комментируемой статьи, устанавливающей необходимость актуализации ряда СНиП, признаваемых в соответствии с данной нормой сводами правил, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р (см. п. 5 комментария к рассматриваемой статье). К примеру, СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" является актуализированной редакцией СНиП 31-06-2009, который был введен в действие взамен СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения" в качестве актуализированной редакцией последнего.

Комментируемое положение свидетельствует также и о том, что с 01.07.2010 в Российской Федерации документы, содержащие технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, утилизации зданий и сооружений, будут приниматься исключительно в форме сводов правил.

4. Последующие положения ч.ч. 3-5 комментируемой статьи содержат требования, адресованные федеральным органам исполнительной власти, обусловленные необходимостью принятия и утверждения ряда новых нормативных актов или актуализации ранее действовавших в связи с принятием и вступлением в законную силу рассматриваемого технического регламента. В ч.ч. 3, 4 комментируемой статьи речь идет об обязанности Правительства РФ и Росстандарта утвердить, соответственно, перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований комментируемого закона (подробнее об этом см. комментарий к ч.ч. 1-5 ст. 6), и перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного технического регламента (подробнее об этом см. комментарий к ч. 7 ст. 6). В основном, за момент отсчета для возложения на органы власти соответствующих обязанностей в комментируемой норме принят момент вступления комментируемого закона в силу (подробнее об этом см. комментарий к ст. 44). При этом определенные в ч.ч. 3-4 комментируемой статьи обязанности, возложенные на федеральные органы исполнительной власти, должны быть выполнены за тридцать дней до дня вступления в силу комментируемого закона. Следует обратить внимание на то, что законодатель употребляет предлог "до", при буквальном толковании это означает, что если комментируемый закон вступает в силу 01.07.2010, то отсчет следует вести с 30.06.2010. Следовательно, уполномоченные органы власти должны были исполнить обязанности, о которых идет речь в комментируемых нормах, обеспечивающих механизм реализации рассматриваемого закона, 01.06.2010.

Однако, вопреки требованиям комментируемого закона, Правительство РФ своим распоряжением утвердило соответствующий перечень 21.06.2010. Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований комментируемого закона, был утвержден приказом N 2079 Росстандарта, как и требует комментируемый закон - 01.06.2010. Однако положения ч. 4 комментируемой статьи устанавливают требования не только утверждения названного перечня к указанному числу, но и его опубликования в печатном издании Росстандарта и размещения в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Тем не менее, вопреки требованиям комментируемого закона и п. 1 статьи 16.1 ФЗ "О техническом регулировании", публикация указанного перечня в печатном издании Росстандарта - "Вестнике технического регулирования" (п. 1 приказа Ростехрегулирования от 12.02.2008 N 287) была осуществлена лишь 02.08.2010, когда вышел в свет журнал "Вестник технического регулирования" N 7 (80), где в приложении N 1 к нему содержался этот перечень (подробнее об этом см. п. 7 комментария к ст. 6).

В то же время установленные в комментируемых нормах требования нельзя признать законными, поскольку любой закон становится обязательным для исполнения с момента его вступления в силу. Рассмотренные нормы вступили в законную силу, как это следует из положения ст. 44 комментируемого закона, 01.07.2010, в то время как обязанности на соответствующие государственные органы власти были возложены, по вышеприведенным расчетам, намного раньше. Данное несоответствие логично было бы устранить путем включения в ст. 44 комментируемого закона положения о вступлении рассматриваемых норм в законную силу с момента принятия закона, как это имеет место быть в отношении ст. 43 (подробнее об этом см. комментарий к ст. 44).

5. Положения ч. 5 комментируемой статьи, в отличие от вышерассмотренных норм, устанавливают конкретный срок для исполнения обязанности, возложенной на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, - до 01.07.2012. Иными словами, для реализации установленной в комментируемой норме обязанности законодатель предоставляет двухгодичный срок, что, несомненно, обусловлено большим объемом требуемых работ. Дело в том, что комментируемый акт в качестве основных документов наряду с национальными стандартами рассматривает лишь своды правил (см. п. 3 комментируемой статьи). При этом в большинстве случаев технические правила и описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, утилизации (сноса) зданий и сооружений до 01.07.2010 содержались в СНиП. В целях приведения ранее действующего законодательства в соответствие с требованиями ФЗ "О техническом регулировании", рассматриваемого технического регламента, единообразия в применении и толковании норм права комментируемая норма требует актуализации СНиП, признаваемых сводами правил и включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2010 г. N 1047-р. Исходя из анализа комментируемой нормы, актуализации подлежат не все ранее действовавшие СНиП, а лишь те 83, которые включены в указанный перечень (подробнее об этом см. п. 4 комментария к ст. 6). Перечисленные в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 01.06.2010 г. N 1047-р, СНиП приняты, в основном, в 1985-2004 годах, т.е., в среднем, 20-25 лет назад. В связи с этим актуализация СНиП должна обеспечивать:

учет достижений строительной науки и техники (новых материалов, технологий проектирования и строительства, методов расчетов и методов испытаний);

учет возможных климатических изменений, а также изменений природных и техногенных воздействий;

переработку или исключение положений, в практике применения которых выявилась невозможность или нецелесообразность их выполнения;

учет положений взаимосвязанных нормативных документов, которые за время, прошедшее после утверждения такого нормативного документа, претерпели существенные изменения и требуют соответствующей корректировки;

актуализацию ссылок на взаимосвязанные документы, на другие нормативные документы и национальные стандарты;

исключение положений, утративших актуальность;

сближение (гармонизацию) с международными и европейскими стандартами, а также с национальными нормами и стандартами зарубежных стран (раздел III Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050).

Во исполнение изложенных в комментируемой статье требований Минрегион России, который уполномочен на актуализацию признаваемых сводами правил ранее утвержденных строительных норм и правил, включаемых в перечни национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, своим приказом от 28.08.2010 N 385 "Об утверждении Порядка проведения работ проведения работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил в Министерстве регионального развития Российской Федерации" утвердил соответствующий порядок. В соответствии с данным документом разработка проектов изменений (дополнений) к ранее утвержденным СНиП осуществляется на основании ежегодно утверждаемого Минрегионом России плана работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, в котором указываются наименования разрабатываемых проектов документов, исполнители, объемы и источники финансирования, сроки представления проектов документов исполнителями в Минрегион России, в т.ч. сроки их представления на утверждение, и ответственное за выполнение работ структурное подразделение Минрегиона России. Так, Планом работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, утвержденным приказом Минрегиона России от 04.10.2010 N 439, была предусмотрена актуализация 52 СНиП в период 2010-2011 годов, возложенная на Департамент архитектуры, строительства и градостроительной политики. Например, на 2011 год была запланирована актуализация СНиП 2.01.09-91 "Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах", исполнителем которой назначалось ОАО "НИЦ "Строительство" (п. 32 Плана). Эта работа выполнена и сейчас действует новый СП 21.13330.2012 "Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.01.09-91" (утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 624).

Департамент архитектуры, строительства и градостроительной политики выдает исполнителю техническое задание на разработку проекта документа, обеспечивает заключение договоров по работам, выполняемым за счет средств, выделяемых Минрегионом России, и контролирует ход выполнения работ.

По завершении разработки проекта документа Департамент архитектуры, строительства и градостроительной политики осуществляет его предварительную приемку от исполнителя, проверяя соответствие представленных материалов техническому заданию и правилам; обеспечивает доступ к проекту заинтересованным лицам, с привлечением исполнителей, дорабатывает его с учетом полученных замечаний, составляет перечень этих замечаний, а также проводит публичное обсуждение проекта документа; осуществляет с привлечением исполнителей подготовку окончательной редакции проекта документа и пояснительной записки с учетом результатов публичного обсуждения; организует проведение экспертизы окончательной редакции проекта документа. Экспертиза проектов документов проводится в порядке, установленном для экспертизы проектов национальных стандартов, с привлечением подведомственного Минрегиону России ФГУ "ФЦС" и действующего на его базе технического комитета ТК 465 "Строительство" как специализированной организации для подготовки заключения. При положительных результатах экспертизы Департамент архитектуры, строительства и градостроительной политики подготавливает проект приказа об утверждении актуализированного свода правил и представляет его в установленном порядке на подпись Министру Минрегиона России. Количество актуализированных строительных норм и правил определяется по итогам подписания приказа Минрегиона России об утверждении актуализированной редакции строительных норм и правил.

После всех вышеперечисленных действий Департамент архитектуры, строительства и градостроительной политики направляет утвержденное изменение (дополнение) к ранее утвержденным СНиП для регистрации в Росстандарт и обеспечивает проведение регистрации, а затем направляет зарегистрированное изменение (дополнение) к ранее утвержденным СНиП для опубликования в качестве официального издания и размещает его в информационной сети общего пользования в электронно-цифровой форме. При издании актуализированных строительных норм и правил сохраняется их ранее установленное обозначение и год утверждения. Сведения о регистрации изменения приводятся в информационных данных о документе.

 

Статья 43. О внесении изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании"

1. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему*(30). Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений, дополнений в ряд других нормативных актов по урегулированному новым законом вопросу. При этом изменения и дополнения в ранее действующее законодательство могут быть внесены только нормативным актом того же уровня, т.е. новым законом. Положения комментируемой статьи в полной мере отвечают общеправовым принципам и сложившейся правотворческой практике.

В науке и практике выделяют несколько вариантов приведения нормативных правовых актов в соответствие с вступившим в силу новым законом, регулирующим ту же сферу отношений, что и ранее действовавшие. Конкретный вариант приведения ранее действовавших нормативных правовых актов в соответствие с новым актом зависит от того, насколько существенны расхождения в этих документах. Если расхождения в положениях нового нормативного акта со "старым" документом несущественны, то предполагается лишь внесение изменений или дополнений, так сказать, "приведение в соответствие" ранее действующего нормативного акта с ныне действующим. Именно этот вариант использован законодателем в комментируемой статье, устанавливающей необходимость внесения изменений в главу 1 ФЗ "О техническом регулировании" путем дополнения названного закона новой статьей 5.1.

Комментируемая норма представляется очень важной с точки зрения обеспечения единства действующего законодательства, поскольку разработка законопроектов без увязки с действующими актами усугубляет и без того довольно значительную разбалансированность и внутреннюю противоречивость законодательства. Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта, помогает ответить на вопрос, можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт.

2. Дополнение главы 1 ФЗ "О техническом регулировании" представляется весьма логичным и оправданным, поскольку, прежде всего, названный закон составляет ядро, квинтэссенцию законодательства о техническом регулировании, устанавливая основы правовой регламентации отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; а также разработке, принятии, применении и исполнении перечисленных требований на добровольной основе; оценке соответствия. ФЗ "О техническом регулировании" выступает правовой базой и для разработки и принятия комментируемого закона.

Логичность и целесообразность включения ст. 5.1 в ФЗ "О техническом регулировании" обусловлена и последовательностью изложения правовых норм в главе 1 этого закона. Так, законодатель, определяя в ст. 1 ФЗ "О техническом регулировании" сферу его действия, излагая основные понятия, используемые в законодательстве о техническом регулировании (ст. 2), закрепляя принципы технического регулирования (ст. 3), выделяя основные составляющие законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, конкретизирует отдельные составляющие такого законодательства с учетом особенностей той или иной сферы технического регулирования (ст. 5, 5.1, 5.2). В частности, в перечисленных статьях ФЗ "О техническом регулировании" устанавливаются особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции и указанных объектов (ст. 5); особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территории инновационного центра "Сколково" (ст. 5.2); особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений (ст. 5.1). Данные особенности согласно положениям ФЗ "О техническом регулировании" заключаются в установлении ссылок на специальные нормативные акты, регулирующие эти особенности. Таким образом, по своему содержанию вносимая комментируемой статьей в ФЗ "О техническом регулировании" норма носит бланкетный характер, перенаправляя правоприменителя к нормам комментируемого закона. Роль и значение этого дополнения заключаются в том, что еще до вступления комментируемого технического регламента в законную силу правоприменители были проинформированы о специфике технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений, поскольку указанная норма вступила в силу с 31.12.2009 (подробнее об этом см. комментарий к ст. 44).

 

Статья 44. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Положения рассматриваемой статьи устанавливают порядок вступления комментируемого закона в силу, реализуя конституционные положения о недопустимости применения неопубликованных законов (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Комментируемая норма конкретизирует общие правила вступления законов в силу, установленные Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Названный федеральный закон предусматривает различные варианты вступления федеральных законов в силу. Общим правилом является вступление в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Исключение из этого правила составляют случаи, когда порядок вступления федерального конституционного закона, федерального закона, актов палат Федерального Собрания в силу установлен самими законами или актами палат. Изложенное исключение имеет место быть и в комментируемой статье, устанавливающей специальный порядок вступления рассматриваемого регламента в силу.

В соответствии с положениями ч. 1 настоящей статьи комментируемый закон, за исключением одной статьи (см. комментарий к ч. 2 рассматриваемой статьи), вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. Данный срок в полгода представляется оправданным, поскольку направлен на регулирование таких сложных, трудоемких, затратных и продолжительных во времени процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) зданий и сооружений. Ценность рассматриваемой нормы закона обусловлена тем, что перечисленные процессы, связанные со зданиями и сооружениями, невозможно изменить в один момент даже в связи с принятием федерального закона, поскольку такие непродуманные и кардинальные действия могут нанести серьезный ущерб субъектам, осуществляющим деятельность в сфере проектирования, изысканий, строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) зданий и сооружений.

2. Момент вступления в силу комментируемого закона определен законодателем шестимесячным сроком со дня его официального опубликования. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания также могут быть опубликованы в иных печатных изданиях или доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Однако издание нормативных документов в такой форме не считается официальным опубликованием, поскольку для этого предусмотрены специальные источники опубликования.

Комментируемый закон впервые был опубликован в Российской газете N 255 от 31.12.2009, в связи с чем 31.12.2009 следует считать датой его официального опубликования. Определенные проблемы возникают в правоприменительной практике в связи с употреблением законодателем словосочетаний "по истечении шести месяцев" и "со дня официального опубликования", поскольку от этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока. Отсутствие законодательного урегулирования решения вопроса о моменте начала и окончания течения срока, связанного с введением в действие документов, порождает неоднозначные точки зрения на эту проблему и позволяет по-разному определять дату вступления того или иного нормативного акта в силу.

Исходя из изложенного, учитывая, что днем официального опубликования комментируемого закона является 31.12.2009, днем вступления в законную силу является 01.07.2010, поскольку 30.06.2010 истекает шестимесячный срок, который, по общему правилу, исчисляется месяцами, а не днями. В подтверждение данной позиции можно привести приказ Росстандарта от 01.06.2010 N 2079, который в соответствии с положениями ч. 4 ст. 42 комментируемого закона (см. комментарий к ней) должен был быть принять указанный приказ "не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона". Если отсчитать тридцать дней со дня принятия названного приказа, то датой вступления комментируемого закона также оказывается 01.07.2010.

3. Положения ч. 2 рассматриваемой статьи, в отличие от порядка вступления в силу всего комментируемого закона, предусматривают вступление в силу его ст. 43 в общем порядке, т.е. со дня официального опубликования - с 31.12.2010. Данная позиция законодателя обусловлена необходимостью своевременного информирования правоприменителей, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) зданий и сооружений, еще до вступления комментируемого технического регламента в силу о том, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются специальным нормативным актом, которым и следует руководствоваться, поскольку ФЗ "О техническом регулировании" и комментируемый закон соотносятся как общий и специальный нормативный акт, где приоритет, учитывая их равную юридическую силу, безусловно, принадлежит последнему.

Как уже было ранее отмечено, в таком же порядке следовало бы ввести в силу нормы ч. 3, 4 ст. 42 комментируемого закона, поскольку в них на федеральные органы исполнительной власти возложены обязанности, выполнение которых должно было предшествовать вступлению рассматриваемого технического регламента в силу (см. п. 4 комментария к ст. 42).

 

Ласкина Н.В.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003.

*(2) См.: Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3-х томах. Изд-во "Астрель", 2006.

*(3) См.: Большой энциклопедический словарь. Серия "Современная энциклопедия". Изд-во "АСТ", 2008.

*(4) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986.

*(5) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986.

*(6) См.: Методика "Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия", утвержденная Минприроды РФ 30.11.1992.

*(7) См.: Словарь синонимов русского языка. В 2-х томах. Изд-во "Астрель", 2003.

*(8) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986.

*(9) См.: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1978.

*(10) См.: Большой энциклопедический словарь. Серия "Современная энциклопедия". Изд-во "АСТ", 2008.

*(11) См.: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1978.

*(12) См.: Большой энциклопедический словарь. Серия "Современная энциклопедия". Изд-во "АСТ", 2008.

*(13) См.: География. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. проф. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2006.

*(14) Директива 96/82/EC отменяется с 1 июня 2015 г. согласно Директиве 2012/18/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 4 июля 2012 г. о контроле крупных аварий, связанных с опасными веществами, изменяющей и впоследствии отменяющей Директиву 96/82/EC Совета ЕС.

*(15) См.: Большой энциклопедический политехнический словарь. Мультитрейд, 2004.

*(16) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986.

*(17) См.: Большой энциклопедический словарь. Серия "Современная энциклопедия". Изд-во "АСТ", 2008.

*(18) См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2010.

*(19) См.: Современный энциклопедический словарь. Изд. "Большая Российская Энциклопедия", 1997.

*(20) См.: Кравченко А.Ф. Механические испытания - фундаментальная часть национальной системы обеспечения механической безопасности в техносфере [Электронный ресурс]: URL: www.npfreom.ru/stati/0/126 (дата обращения 25.02.2011).

*(21) См.: Войтович В.А., Хряпченкова И.Н., Яворский А.А. Нанотехнологии и повышение прочности зданий // Руководитель строительной организации. 2010. N 2.

*(22) См.: Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. Изд-во "Эксмо-Пресс", 1999.

*(23) См.: Гарин А. Зачем нужна оценка соответствия? (по материалам зарубежных изданий) [Электронный ресурс]: URL: https://www.klubok.net (дата обращения 25.02.2011).

*(24) См.: Петросян Е.Р. Оценка соответствия - важная сторона техрегулирования // Методы оценки соответствия [Электронный ресурс]: URL: https://ria-stk.ru/mos/opinion.php?ID=45938 (дата обращения 25.02.2011).

*(25) См.: Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3-х томах. Изд-во "Астрель", 2006.

*(26) См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). М.: Изд-во "Цитадель", 1998.

*(27) См.: Деревянко А.А. Контроль качества строительства. Оценка соответствия качества в строительстве [Электронный ресурс]: URL: https://www.stroyform.ru/pgs_in.aspx?ID=37 (дата обращения 25.02.2011).

*(28) См., например: п. 6.1 СТО 17330282.27.100.003-2008 "Здания и сооружения ТЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования", утвержденных приказом ОАО РАО "ЕЭС России" от 06.03.2008 N 100.

*(29) Беляев В.П. К вопросу оптимизации контрольной деятельности // Законодательство. 2006. N 6

*(30) См.: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: