История дизайна. Деконструктивизм в современном зарубежном дизайне и его представители.
Деконструктивизм - это вопрос архитекторов самим себе, можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей, или всё же архитектору, разрушив старые принципы, необходимо создать что-то свое. Отрекаясь от старых принципов, необходимо создать новые формы, новое пространство, новые типы зданий, в которых эти мотивы "написаны" заново, утратив свою изначальную гегемонию. А создать, значит сказать "да", а не "нет".
Среди основных представителей этого направления стоит упомянуть
П. Эйзенмана, Б. Чуми, Д. Либескинда, Х. Фуджии.
Очень показательный образец деконструктивистского эксперимента в архитектуре - Институт солнца - был построен фирмой Бениш и партнеры в Штутгартском университете. В соответствии с совместным Германско-Саудовским научным проектом в университете предполагалось построить специальное здание для проведения различных исследований по использованию солнечной энергии, проходящих как в помещении, так и на открытом воздухе. В результате на окраине огромного кампуса было построено небольшое здание с весьма важной ролью. Эта особая роль предопределила архитектурный проект этого сооружения, в котором отразились происходящие в нем инновационные исследования.
DZ-Bank
Дом под номером 3 между Академией искусств и Американским посольством ничем особенным не выделяется. Но, это только потому, что по строительному Регламенту Берлина все фасады должны быть выдержаны в строго скромном виде. А вот внутри здания автору предоставляется свобода фантазии. И Гери пускается в безудержную лепку самых фантастических форм. И современные технологии позволяют превратить фантазию в ревальность. Крыша Атриума DZ-Bank представляет собой сетчатую вантовую конструкцию, напоминающую с внешней стороны спину кита. Подвальный этаж перекрыт также стеклянным потолком, представляющим собой, как бы, гигантский бриллиант. Между двумя потолками в торце Атриума вздувается какое-то чудо морское- то ли лошадиная морда, то ли огромная медуза. Как мне кажется, зритель впадает в ступор перед фантазией автора и техническими возможностями воплощения. И всё это стало возможным с появлением компьютерного проектирования. А почерк Гери определяется термином «Биоморфная архитектура».
|
Новая таможня (Дюссельдорф)
Комплекс зданий «Художественного центра и центра средств массовой информации Рейнской гавани» в Дюссельдорфской гавани В начале 1990 года был объявлен конкурс на лучший проект новых сооружений на территории бывшего таможенного двора. Победу в конкурсе одержал проект, предложенный лондонским архитектором Захой Хадид. Однако, несмотря на то, что этот проект был доведен до стадии строительной готовности, реализован он так и не был. В 1994 году был утвержден проект, предложенный архитектурным бюро Фрэнка Гери. Комплекс состоит из трёх зданий: северо-восточный корпус — восемь 3-13 этажных блоков белого цвета, юго-западный — восемь 3-11 этажных блоков тёмно-красного цвета и средний — четыре зеркальных 6-этажных блока. Зеркальный корпус имеет гофрированную форму, так что в нём причудливо отражаются два других корпуса, образованных несимметричными наклонными линиями и дугами