НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЗДОЦ




1. Образовательно-развивающее направление - ориентировано на формирование и развитие необходимых знаний и умений для организации различных видов деятельности, овладение знаниями, формирование основ мировоззрения, опыта рациональной познавательной деятельности, развитие интеллектуальной культуры детей и обогащение эрудиции, пробуждение у детей интереса к занятиям творческого характера, различным видам искусства.

2. Досуговое направление - ориентировано на эффективную организацию свободного времени детей и подростков, развитие навыков самоорганизации свободного времени.

3. Нравственно-эстетическое направление - ориентировано на приобщение детей и подростков к ценностям культуры Отечества и родного края, приобщение к возрождению и сохранению культурных и нравственных ценностей, формирование нравственного сознания, чувств, оценок и правильного поведения, гуманного отношения к окружающим, культуры общения; проведение работы по воспитанию сознательной дисциплины, привитию стремления к личному самоусовершенствованию, формирование эстетической культуры личности, эстетических вкусов, чувств, потребностей, идеалов и т.д.

4. Спортивно – оздоровительное направление - ориентировано на здоровьесберегающие технологии, развитие у молодежи навыков здорового образа жизни, выстраивание рационального режима отдыха, питания, физических нагрузок, занятия, формирующие навыки заботы о собственном здоровье, выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек.

5. Трудовое (воспитание) направление предполагает формирование и выработка трудовых умений и навыков, развитие добросовестного отношения к труду и потребности в нем, формирование нравственных качеств личности; подготовку к сознательному выбору профессии.

7. Экологическое направление (воспитание) предполагает формирование у каждого ребенка экологического сознания и мироощущения: глубокое понимание значения природы для собственной жизни, здоровья, физического и духовного самоусовершенствования; развитие экологической культуры, духовно-эстетического и гуманно-нравственного отношения к природе, воспитание любви к ней; формирование умений видеть, понимать и сохранять красоту окружающей среды.

10. Формы воспитательной работы в ЗДОЦ

Форма воспитательной работы — это ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, которая позволяет решить определенные воспитательные задачи.

Формы-представления, которые строятся на демонстрации, ритуале, беседе.

К данной группе относятся:

· линейка — это ритуальное представление, предполагающее построение участников, наличие ритуалов, ведущих, выступающих и способствующее формированию эмоционально-ценностного отношения к получению информации;

· спектакль — предполагает демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действа;

· концерт — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров;

· соревнование — конкурсная программа на сцене или площадке;

· лекция — монолог, представляющий совокупность знаний по какому-либо вопросу;

· диспут — специально организованное представление, в ходе которого происходит столкновение мнений;

· торжественное собрание детского коллектива — собрание для чествования каких-либо значимых дат или событий в жизни детского коллектива, предполагающее устные монологические выступления отдельных ораторов[23].

Формы-путешествия, в основе которых лежит перемещение участников по определенному маршруту.

К ним можно отнести:

· игру-путешествие (маршрутные игры, игры по станциям, игры на преодоление этапов, игры-эстафеты и др.) — это целенаправленное движение по определенным правилам свободно или по заданному маршруту;

· экскурсию — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции либо знакомства с великими историческими событиями, с жизнью замечательных людей, с достижениями культуры, науки и техники;

· поход — дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы);

· парад (карнавальное шествие) — ритуальное передвижение.

Формы промежуточного характера, их особенностью является то, что здесь нет зрителей, здесь все участники.

К ним относятся:

· ярмарка — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы;

· танцевальная программа — специально организованное на одной площадке развлечение с танцами;

· вечер общения — программа общения на одной площадке (вечеринки, посиделки, салон, гостиная);

· трудовая акция (субботник, трудовой десант, уборка территории) — ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность воспитанников;

· подготовка к представлению — специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля;

· час тихого чтения — специально выделенное время для чтения и обсуждения прочитанного;

· игры со словами — составление рассказа на одну букву, четверостиший с заданными словами, буриме и др.;

· выпуск стенгазеты — деятельность по созданию информационного продукта для последующей демонстрации.

Для того чтобы создать разнообразие форм работы с детьми, можно использовать такие комплексные формы, как тематические дни, которые предполагают систему дел, связанных общей темой, логикой, сочетанием различных видов деятельности, либо разнообразить содержание дел отряда, например, спорт, искусство, развлечения.

 

 

11.Логика построения смены

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – эмоциональная настройка ребенка и взрослого на предстоящую смену.

1.Разработка программы смены.

2.Определение контингента участников смены.

3. Подготовка кадров к смене.

Итог: моделирование содержания, выбор форм и методов работы, системы управления, логика развития смены.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД – адаптация ребенка к условиям в лагере, интенсивный процесс знакомства ребенка с новым социальным окружением, с предстоящей деятельностью.

ü создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, на смене;

ü проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей, способностей ребят;

ü формирование основ соуправления в детском объединении;

ü реализация совместной разносторонней деятельности по определению перспектив жизнедеятельности детей и подростков в программе смены.

ОСНОВНОЙ ЭТАП – период личностной самореализации ребенка. Главный мотив – выбор видов деятельности.

1 этап: - учебно-демонстрационный:

Ø овладение ребенком знаниями, умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам, потребностям подростков в саморазвитии;

Ø создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала;

Ø разворачивание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков;

Ø корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности;

Ø создание условий для деятельности органов самоуправления

2 этап: - демонстрационно-закрепляющий:

Ø организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке

Ø создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы смены в органах самоуправления

Ø показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы (конкурсы, турниры и пр.)

Ø показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубов, кружков

Ø корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий

Ø анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД – время подведения итогов и самоаттестации ребенка.

ü групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений

ü оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе

ü создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления, событий смены

ü стимулирование положительных изменений в личности участников смены как фактора его реадаптации к возвращению домой

ü организаций акций, снимающих психологической состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом

ü Диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития

ПОСТЛАГЕРНЫЙ ПЕРИОД (последействие) – время рефлексии, анализа деятельности и событий.

12.Организационный период (из 11)

13.Планирование и план работы отряда на смену.

План работы лагеря – это не просто перечень дел, это продуманная программа в жизни лагеря, с учётом возможности лагеря, желаний детей.

Перспективный план – составляется на все смены начальником лагеря совместно с педколлективом и вожатыми.

Календарный план работы лагеря составляется на одну смену страшим вожатым или педагогом с учётом задач, выдвинутых в перспективном плане работы лагеря и предложений отдельных отрядов.

Планирование в отряде происходит совместно с ребятами. Прежде чем приступить к планированию, старший педагог знакомит пионеров, с планом работы лагеря, задачами на смену, традициями лагеря. В целях активизации ребят объявляется конкурс на лучшее предложение в план и проводится разведка интересных дел. На общем сборе предложения отрядов обсуждается, затем составляется календарный план работы лагеря и устанавливает, какой отряд и кто отвечает за подготовку и проведение того или иного мероприятия. Для оказания помощи в подготовке дел создаются творческие группы.

На смену целесообразно планировать не более 4-5 общелагерных дел для всех отрядов, поскольку каждое из них требует длительной и тщательной подготовки.

Календарный план имеет, обычно, разделы: общелагерные дела, внутриотрядные дела, и составляется ребятами совместно с отрядным вожатым на одну смену.

План-сетка – наиболее удачная форма календарного плана. Он составляется ежедневно на каждый день.

Первая часть дня – утро. Это часть суток от встречи детей до завтрака. Здесь происходят традиционные режимные процедуры (встреча детей, зарядка, трудовой десант, завтрак и т.д.), которые записываются ежедневно, не записываются в план-сетку.

Вторая часть – день. Это время от завтрака до обеда. В эту часть плана записываются либо отрядное дело, либо общелагерное мероприятие.

Третья часть дня – полдень. Это время от обеда до роспуска детей домой. В эту часть записывается подготовка к следующему мероприятию, подведение итогов за прошедший день и т.д.

Опыт показывает, что целесообразно в отрядном уголке помещать не весь план-сетку на смену, а вариант недельного планирования или план работы на один день. Это удобно тем, что делает возможность безболезненно вносить коррективы в составленный заранее план, обусловленные изменения общелагерного плана по различным причинам.

 

14.Основной период (из 11)

Основной период смены - включение ребят в разнообразную совместную деятельность - организация процесса обучения, реализация образовательной программы лагеря - развитие коллектива - определение индивидуальных маршрутов продвижения ребят - создание условий для деятельности отряда как организатора общелагерных дел - организация самоуправления или соуправления - моделирование ситуации успеха для каждого воспитанника и отрядов - поддержание активности каждого воспитанника и отряда - создание положительного эмоционального настроя, благоприятного микроклимата коллектива - поддержание групповых норм - создание условий для полноценного отдыха, оздоровления и развития - Многообразие форм деятельности с различным содержанием и составом участников (отрядные, общелагерные дела, учебно-развивающие занятия, кружки, клубы) - «отряд в гостях у отряда» - коллективные творческие дела - чередование традиционных творческих поручений - организация диалога с ребятами

15. Заключительный период. (из 11)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (последние 3 — 4 дня смены) — время подведения итогов и самоанализа ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни. Значение педагога как главного организатора снова усиливается.

Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало ЧП, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. Поэтому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важным. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное.

Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:

— групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

— оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;

— создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;

— стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;

— организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;

— диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.

Дела, которые помогут эти задачи решить:

1. итоговый сбор отряда и лагеря,

2. прощальный огонек,

3. линейка закрытия смены,

4. выставки,

5. гала-концерты,

6. награждение,

7. деловые игры,

8. пресс-конференции,

9. творческие дела («для дома», «для лагеря»).

Необходимо найти баланс между массовыми формами работы развлекательно-зрелищного характера (общелагерный уровень) и индивидуально-групповыми формами, имеющими, помимо развлекательной направленности, аналитико-рефлексивную (внутриотрядный уровень)

 

 

16.ВДО. Этапы развития детского коллектива

Временное детское объединение существует не более 30 дней, а нередко срок таких объединений – 10–20 дней. За это время в ребенке возрастных изменений не происходит. Однако ребята привносят в коллектив детского оздоровительного лагеря свой опыт деятельности и отношений. Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей, контактов.

На первом этапе педагог имеет дело с формальным объе­динением детей. В своей классификации А. Н. Лутошкин сравнил такой коллектив с песчаной россыпью. Ведь, как и песчинки в горсти, детей еще ничто не объединяет. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное — заинтере­совать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе к следующему этапу можно судить по тому, как дети принимают требования педагога, подчиняются дисциплине. Горсть песка пре­вращается в «мягкую глину»: уже «вылепливаются» взаимосвязи, появляются малые контактные группы и выделяется актив — ини­циативная группа детей.

Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Педагог помогает освоить управ­ленческие навыки, распределить обязанности в совместной дея­тельности, наладить общение. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно выраба­тываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но еще не всегда деятельность коллектива успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных за­дач. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организа­торскую, коммуникативную и коррекционную функции.

На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют вза­имную требовательность, заинтересованность в совместной дея­тельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. И взрос­лые, и дети — сотрудники в общем деле. Появляется реальная за­щищенность личности в коллективе, создаются условия для само­реализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою дея­тельность. Это — «алый парус», который символизирует сбыв­шуюся мечту и ощущение радости. В классификации-аналогии есть еще один образ: такой коллектив — «горящий факел», по­скольку становится примером для других.

 

17. Задачи и основные методы диагностики в условиях ЗДОЦ

Для отслеживания динамики личностного роста в условиях лагеря можно использовать различные программы. Параметры личности, диагностируемые в рамках конкретной смены, задаются задачами, поставленными перед педагогическим коллективом лагеря.

Используемые в этих целях методики должны отвечать следующим требованиям: простота и процедурная доступность для педагога-организатора, психолога; непродолжительны по времени и не утомительны для детей; наличие элементов занимательности (желательны игровые формы).

Виды диагностики в детском оздоровительном лагере:

1. Входная диагностика (диагностика оргпериода). Обследуемые параметры личности - общие сведения о ребенке; ожидание ребенка; интересы и склонности; анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания их в лагере; социально – психологические качества личности: коллективизм/индивидуализм, общительность/замкнутость, лидер/ведомый, эмоциональная возбудимость, активность/пассивность; нравственная воспитанность: нравственный опыт; нравственные представления; самооценка: идеальное Я, реальное

2. Текущая диагностика. Обследуемые параметры: эмоционально - психологический климат в отряде, индивидуальное самочувствие ребенка, характер межличностных отношений, уровень развития отрядного коллектива, наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющие выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.

3. Итоговая диагностика. Обследуемые параметры: личностный рост члена отряда, удовлетворенность пребыванием в лагере, оправдание ожиданий, анализ участия отряда в творческих делах (уровень активности и достижений)

4. Диагностика профессиональной идентичности - анкетирование педагогов с целью определения их удовлетворенности профессиональной деятельностью, с целью выявления из профессиональных знаний, умений и навыков, методики, направленные на рефлексию проведенных в лагере мероприятий, на развитие критичности мышления, и профессиональной рефлексии.

 

18. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста

организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега

- развивайте умение лазать и пользоваться качелями

- используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки

- обучайте правильным навыкам труда

- обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении

- предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)

СОВЕТЫРАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Раздражительность, тоска по домашним, слезы. - Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.

Множество вопросов. - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.

Быстрая утомляемость. - Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде...

Неуверенность в себе. - Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.

Готовы пробовать все на вкус. - Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.

Опасность травматизма. - Избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.

Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. - Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.

Слезы и страхи в темноте. - Не оставлять одного в темноте.

Желание играть со сверстниками. - Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.

Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. - Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.

Постоянные опоздания. - Не давать поручений(связанных с учетом времени.

Впечатлительность. - Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».

 

 

19.Особенности работы с подростками

Для ребят этого возраста отрядный вожатый – старший друг.

Подросток в значительной мере утрачивает прежние способы самоутверждения (как «ребенок вообще») и обретает новые, связанные с половой принадлежностью, утверждаясь как мальчик или как девочка. Происходит переоценка себя и окружающих, в прежние понятия вкладывается новый смысл, изменяется видение привычных предметов и явлений. Вожатый должен помнить как о неизбежности повышения критичности по отношению к нему, его высказываниям и распоряжениям, советам, так и возможности стать объектом первой влюбленности. Будьте внимательны и корректны, предлагайте вашим детям игры, тренинги, тесты с целью больше узнать о себе и своих товарищах, определиться в нормах оценки, восприятия, поведения. Необходимо помнить, что подросток стремится завоевать авторитет, признание, развивается потребность быть на уровне требований окружающих его ребят, то есть он стремится занять достойное место в среде сверстников, играть в ней роль, ими одобряемую. Вожатый может помочь найти свое место в коллективе (ставить в позицию ответственного, менять роли, оценивать результативность с позиции закрепления настоящей или будущей успешности и т. п.).

Старшие подростки больше считаются с мнением коллектива, поэтому отрядные вожатые и специалисты, работающие с детьми этого возраста, должны воздействовать на них не прямо, жестко указывая на их недостатки, а через отряд, через лидерскую группу. Замечания в форме пожеланий воспринимаются с большим пониманием и доверием.

Обратите внимание на «общественное мнение» вашего отряда, в дальнейшем оно будет определять достаточно много как в жизни коллектива, так и в процессе индивидуального развития каждого ребенка. Подростки стремятся занять определенное положение в коллективе. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и, стремятся их достигнуть (хотя это не всегда соответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность быть не только на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки. Вместе с тем подростки еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки и, поэтому, нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе.

Не избегайте разговоров с каждым ребенком о его планах, взглядах на жизнь, отношении к различным явлениям и объектам. Пытайтесь понять, какие ориентиры закладываются в основу самооценки, восприятия и отношений. При необходимости воспользуйтесь специальными диагностическими методиками и коррекционными играми.

 

20.Особенности работы со старшеклассниками. (старший подростковый возраст)

Несколько сглаживается конфликт мальчиков и девочек. Активизируются межличностные интересы и привязанности, которые все чаще носят ярко выраженную половую окраску (влюбленность, борьба за признание и внимание представителей противоположного пода). Стремление к «взрослости» приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Найдите вместе с подростком новое дело, задание, поручение, которое отличалось бы от всего того, что он делал раньше и по содержанию, и по организации, и по требованиям к личностным умениям, знаниям, навыкам.

Подросток может выполнять не только ту деятельность, которая ему интересна, но и ту, которая полезна и нужна. В этой связи еще более важное значение имеет работа над осознанием цели того или иного действия, поручении, деятельности. Подросток не будет действовать бессмысленно либо лишь как бессловесный исполнитель. Он, так или иначе, заинтересуется назначением и возможным результатом данной деятельности. Кроме того, в этом возрасте подростки могут выполнять многоэтапную деятельность, содержащую препятствия и определенные трудности. При этом также необходима сознательно поставленная цель или принятие подростком определенного решения. Им становятся под силу более значительные дела, чем кажется взрослым. Давайте им больше самостоятельности. Больше доверяйте подросткам, поручайте им все сложные дела, не бойтесь ошибок идет нормальный процесс накопления опыта. Прислушивайтесь к их просьбам, оценкам, желаниям. Они любят осознавать свою нужность, разобраться в собственном я, почувствовать собственные силы. Помните только, что любое дело, поступок должны получить оценку. Не злоупотребляйте собственной оценкой, гораздо более эффективной будет оценка сверстников.

В отличие от младших у подростков в проявлениях активности и действенности нет стремления к получению оценки своей деятельности со стороны взрослых, чаще наоборот, похвала вызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимают нравоучения, нотации, разговоры-разборы. Оценка деятельности должна даваться в той же форме, что и взрослому человеку: благодарность, либо выражение уверенности в том, что при более пристальном анализе сам подросток поймет, что работу надо доделать или переделать. Не пытайтесь все делать сами.

Подросток начинает задавать себе поистине философские вопросы: «Зачем живет человек? В чем смысл жизни? Какова будет жизнь в дальнейшем? Зачем живет он сам? Каким станет, когда будет взрослым?». Формируется мировоззрение и связанное с ним мироощущение. Подростка тянет к анализу, сопоставлению, постижению сути. Предоставьте ему возможность выработать свою точку зрения, поразмышлять над волнующими его вопросами. Используйте для этого все возможные средства и формы: беседуйте наедине, в группе, устраивайте коллективные обсуждения и дискуссии.

Не навязывайте свое суждение ребенку, старайтесь его «втолковать», показать значимость. Отрицательные образцы бесполезно запрещать, им необходимо противопоставить более интересные, насыщенные, привлекательные!

Стремление к философствованию сочетается у подростков с небогатым жизненным опытом и стремлением утвердиться в собственных нормах и ценностях. Как результат односторонность в суждениях и взглядах прямолинейность и нетерпимость, максимализм.

Стремление к максимализму («все или ничего») зачастую приводят к потере чувства реальности. Очень критичны, но преимущественно в позиции со «стороны». Старайтесь отвлечь от критиканства, включив в ход анализируемого процесса или деятельности, обозначив личностные смыслы. Четко разграничивают круг интересов на «хочу», «надо для будущей учебы или работы», «надо формально, что бы закончить школу».

Стоит также учитывать, что выработанная прямолинейная позиция будет использоваться подростком и при оценке поступков своих товарищей, их деятельности и поведения. Зачастую это может породить обиды, конфликты, трагедии. Создавайте условия для погружения ребят в размышление о доброте, гуманности, чуткости. Создавайте ситуации активного использования этих качеств без нанесения ущерба собственной принципиальности. Если в предшествующий период для принятия детьми требований коллектива и подчинения им огромную роль играло стремление сохранить свое положение в коллективе, завоевать авторитет у товарищей, то теперь старший подросток может уже противостоять влиянию окружающих в том случае, когда оно не соответствует его собственным требованиям, убеждениям. Таким образом, подросток начинает автономизироваться от коллектива, освобождается от его непосредственного влияния.

СОВЕТЫВОЖАТЫМ

- оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками

руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых

- создавайте необходимые условия для отдыха

- учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу

- учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.

СОВЕТЫРАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. - Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.

Проявление чрезмерной самостоятельности. - Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.

Несбывающиеся мечты подростков. - Поразмышлять вместе с подростками о будущем.

 

 

21.Особенности работы с разновозрастным детским коллективом.

Как правило, разновозрастность используется на профильных сменах или в профильных отрядах.

Психологические особенности возраста

Разновозрастные группы обладают и своей психологической спецификой. Можно говорить о преимуществе разновозрастных коллективов с точки зрения большего разнообразия социальных ролей. Для подростка безвозрастные отряды – то, что нужно! Именно в подростковом возрасте потребность в общении со взрослыми стремительно угасает, а на её место встает чувство ценности мнения детского общества. Весьма удачно реализуется это качество в РВО. У малышей же возникает с 7 лет потребность выразить свое «Я» и доказать свою «нужность» тому же детскому обществу. Что тоже отлично используют вожатые разновозрастных отрядов.

Секреты опыта

Если жизнь в отряде уверенно покоится на этих трех «китах», то еще не значит, что жизнь отряда будет безоблачной, а ребята вернутся домой с новыми друзьями и талантами.

Есть еще несколько необходимых условий:

1. «Все правила и элементы игр вводите постепенно, по-разному объясняя каждой возрастной группе. Лучше, если роль «объяснялки» возьмет на себя старший ребенок из отряда».

2. «Ни в коем случае не делите отряд внутри на подгруппы».

3. «Придерживайтесь идеи «полезности» любой деятельности и ориентируйтесь на результат, тогда можно будет избежать разногласий».

4. «Выбирайте деятельность, включающую в себя сразу несколько направлений и калейдоскоп возможностей: спартакиада, поход, спорт, театр, экскурсии, полезные дела. В этом случае каждый найдет занятие по душе».

5. «Формируя орган самоуправления, избегайте доминирования и самоуправства».

Все остальное же делается, как в обычном отряде.

Как почувствовать себя своим

Есть такое мнение, что в безвозрастном отряде вполне можно добиться результатов, но есть одно «но» — дети никогда не станут единым организмом, коллективом, все части которого равноценны и равнозначны. Да, дети могут относиться друг к другу с уважением, поддерживать друг друга... Но вы не увидите в этом коллективе то, что называют «одной компанией». Отряд все равно будет делиться на разные слои.

На самом деле, существуют нехитрые приемы быстрой адаптации в отрядах с разным возрастом ребят:

В самом начале смены ребенку стоит предложить выполнить первое творческое поручение, требующее реализации творческих способностей — сконструировать самостоятельно маску для выступления на сцене. Маска может понравиться, а может не понравиться, но никто над ним не будет смеяться, никто не упрекнет, наоборот, постараются подсказать, помочь, исправить сделанное. Важен психологический комфорт.

Следующий этап – роль в общем ответственном задании. Деятельность принимает все более творческий характер и способствует проявлению задатков организатора, соответственно повышается и уровень ответственности за себя и других.

По мере накопления жизненного опыта в отряде ребенок поднимается на следующую ступеньку. Человечек представляет свой отряд на общем сборе, а значит, должен уметь отстоять решение перед другими, проявить свою волю и характер.

Следующий этап – помочь стать ответственным человеком, которому доверяет весь отряд. Это может быть, как помощник вожатого (для малышей до 10 лет), так и руководитель спецгруппы (для 12–14 лет).

Важно отметить, что как сами группы, так и их «предводители» должны меняться каждые 3–5 дней, это даст возможность всем попробовать свои силы и избежать деспотичности в отрядах.

 

 

22.Особенности работы с детьми «группы риска»

К категории детей «группы риска» относятся дети:
*состоящие на внутришкольном учете;
*имеющие стойкую недисциплинированность;
*замеченные в употреблении токсических, алкогольных веществ;
*склонные к прогулам школы, конфликтам с учителями, родителями, ребятами и т.д.
Чаще всего дети «группы риска» воспитываются в:
*семьях, в которых родители ведут асоциальный образ жизни (злоупотребляют спиртными напитками, не работают, привлекались к судимости, жестоко обращаются с детьми);
*семьях, находящихся в социально уязвимом положении (неполные семьи, многодетные семьи, опе­кунские семьи, малообеспеченные семьи и т.д.);
*семьях, в которых родители занимаются своими делами, часто самоустраняются от воспитания детей.
Алгоритм создания программы профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании состоит из следующих этапов:
Первый этап работы — исследование существующих факторов, способствующих формированию у детей и подростков девиантного поведения.
Второй этап — анализ объективной информации о целевой группе от различных организаций и учреждений; на основе этого определяются потребности в профилактической деятельности с этими детьми; выявляются ресурсы, существующие на данной территории и способные реализовать профилактическую программу.
Третий этап работы — разработка программ профилактики для детей «группы риска» с учетом выявленной специфики территории и привлечением всех заинтересованных сторон;
Четвёртый этап — информационная работа со специалистами (проведение обучающих семинаров, конференций, мастер-классов, предоставление информации из информационно-аналитических баз данных, ознакомление специалистов с методическими разработками);
Пятый этап — внедрение разработанных программ профилактики для работы с детьми «группы риска» с последующим исследованием ситуации для определения эффекта работы и разработки корректив, вносимых в программы профилактики.
Шестой этап — анализ проделанной работы, оценка результатов деятельности профилактической программы.
Задачами программ профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании являются:
*формирование многообразного, полноценного, успешного социального опыта и социальной активности;
*профилактика употребления ПАВ, формирование основ ЗОЖ;
*развитие положительного потенциала и сп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: