УДК-330
Кинохроника в системе работы с историческим источником в контексте технологий проблемного обучения истории в школе
Прошунина Е.В.
Бакалавр,
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Научный руководитель: Котлярова Ольга Александровна
к.и.н., доцент
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Аннотация: Автор рассматривает возможности использования кинохроники как исторического источника на уроке истории в контексте технологий проблемного обучения. В статье делается вывод о том, что кинохроника позволяет учителю решить трудности, возникающие при работе с классом в процессе использования принципов проблемного обучения. В статье демонстрируются конкретные примеры использования кинохроники для создания проблемных задач на уроке.
Ключевые слова: кинохроника, проблемная задача, проблемное обучение, обучающийся, история, технологии.
Newsreel in the system of working with a historical source in the context of technologies of problem-based history teaching at school
Proshunina E.V.
Student
Bunin Yelets State University
Scientific supervisor: Kotlyarova O.А.
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
Bunin Yelets State University
Abstract: The author considers the possibilities of using newsreels as a historical source in the history lesson in the context of problem-based learning technologies. The article concludes that the newsreel allows the teacher to solve the difficulties that arise when working with the class in the process of using the principles of problem-based learning. The article demonstrates specific examples of using newsreels to create problematic tasks in the classroom.
Keywords: newsreel, problem problem, problem learning, student, history, technologies.
Исторический источник занимает важное место на уроке истории в особенности в контексте применения технологий проблемного обучения. Сегодня общепризнанным является положение, согласно которому педагог должен использовать максимальный набор способов активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения. Использование проблемных задач на уроке ориентировано на зону ближайшего развития ребенка и позволяет ему, как личности, задействовать весь свой внутренний потенциал, а значит четко понимать возможности личностного роста. Учитель должен создать условия, в которых обучающийся смог бы успешно приобщиться к противоречиям научного знания и научиться решать проблемные ситуации, учиться мыслить и рассуждать, иными словами – усваивать знания творчески [3, c. 51-55].
|
Проблемное обучение на уроках истории находит свое практическое воплощение в систематической работе с историческими источниками, с помощью которых учитель может создавать проблемные ситуации [5, c. 1-5].
Особенно важно рассматривать кинохронику как исторический источник, а не только такие исторические источники, как письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные, аудио- и видеоматериалы. Мы рассматриваем кинохронику как важное средство обучения, а их использование в учебной деятельности – как реализацию наглядного метода в образовательном процессе и незаменимое средство при проведении уроков.
Кинохроника – это особая форма небольшого по длительности документального фильма. Как правило, она снималась в качестве журналистского материала в первой половине XX в. для публичной трансляции. Со временем кинохронику вытеснило телевидение с регулярными выпусками новостных передач [6, с. 34]. Кинохроника является ценным историческим источником, зачастую бывая единственной аудиовизуальной фиксацией исторических и культурных событий своего времени.
|
В качестве источника для обучающихся больших групп знаний кинохроника выгодно отличается от исторического документа. На наш взгляд, это отличие определяется следующими обстоятельствами:
1. Видеотрансляция автоматически аккумулирует внимание обучающихся, если сопровождается громким звуковым рядом.
2. Позволяет охватить сразу всю группу, состоящую из любого количества обучающихся.
3. Вызывает больший интерес подачей материала и удерживает внимание обучающихся из-за небольшого объема
Отдельно следует сказать и о доступности кинохроники, как источника информации. В настоящий момент существует специальная цифровая платформа, где практически вся кинохроника представлена в едином контенте. Эта крупнейшая в России коллекция кинохроники расположена на сайте «Киноархив net-film» (https://www.net-film.ru/). Информация здесь представлена по нескольким категориям [4, c. 98-106].
Первая категория связана с отдельной тематикой «Революция и Ленин», «Первые годы СССР», «Первая мировая война», «Сталинская эпоха», «Вторая мировая война», «Оттепель», «Космос», «Времена застоя», «Перестройка», «Москва», «Наука», «Культура и искусство», «Спорт».
Вторая категория разделяет кинохронику по киностудиям: ЦСДФ, ЦНФ, ЛСДФ, ЛНФ, Свердловская студия, Казанская студия.
Третья категория связана с типами кинохроники: Фильмы, Многосерийные, Киножурналы, Сюжеты кинохроники, Зарубежные сюжеты, Телепередачи, Рекламные ролики.
Таким образом, учитель имеет большие возможности в выборе кинохроники для иллюстрации любой темы урока не только по истории России первой половины XX в., но и до 1991 г. Однако не менее важна правильная подача материала и его «встраивание» в урок. В нашей статье остановимся на возможностях кинохроники в контексте урока с применением технологий проблемного обучения.
|
Известно, что важное место в системе проблемного обучения занимают так называемые «проблемные задачи» [1, c. 12]. Под ними обычно понимают особые творческие задания, требующие от обучающихся умения интенсивно мыслить, рассуждать, искать пути решения. По своей сути проблемная задача является способом формирования проблемной ситуации. Она отличается от обычной задачи на уроке тем, что не просто предлагает выбрать правильный ответ, а должна создать представление о причинно-следственных связях, научить творчески, мыслить, видеть связь между фактами и явлениями.
В качестве примера можно взять кинохронику нескольких периодов истории СССР. Например, представляется разумным показать обучающимся киноматериал о гражданской войне, голоде в Поволжье и эпохе НЭПа, а затем материала о строительстве заводов и фабрик в 1930-е годы в контексте индустриализации. Далее учитель может попросить обучающихся сравнить преемственность двух исторических эпох, определить, каким же образом и что именно изменилось в стране, а главное, почему изменилось. Проблемная задача могла бы найти выражение в следующем вопросе: какие новые тенденции в жизни общества отразились в кинохронике?
Даже весьма посредственный обучающийся может заметить, что в 1920-е годы на экране кинохроники не доминирует какой-либо один партийный деятель, даже В.И. Ленин показан как «первый среди равных», тогда как в 1930-е годы кинохроника уже активно прославляет «дело Ленина» и ее единственным героем является И.В. Сталин. Легко заметить, что даже способы демонстрации его выступлений особенные: с низу вверх, в кинохронике он представлен как мудрый, справедливый и надежный руководитель. Обучающиеся более высокого уровня сформированной знаний смогут провести сравнительный анализ в экономической и социальной сферах, наглядно увидеть, как НЭП меняет коллективизация.
Другой пример постановки проблемной задачи связан с кинохроникой периода «Застоя» и «Перестройки». Показывая кадры этих эпох, близко стоящих друг к другу, можно поставить перед обучающимися задачу анализа повседневной жизни населения, внешнего вида советских граждан, проблем, которые их интересуют. Предполагается, что обучающийся обратит внимания на «западную моду» эпохи Перестройки, новые тенденции в разговоре, кооперативное движение и проч. Таким образом, поставленная задача заставит его размышлять о том, как и почему изменился быт граждан СССР [7, c. 64-68].
Приведем также пример иного рода, уже не связанный с решением конкретных проблемных задач. Проводя обзорную лекцию в 11 классе по теме «Итоги и значение Второй мировой войны», на экране в это время можно транслировать кадры кинохроники, к примеру Парад Победы в 1945 г. в Москве (1945, реж. Н. Соловьев). Возможность показа педагогом материала дает право расширить возможности обычной лекции при изучении сложной темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», демонстрировать обучающимся кинохроники «в реальном времени», тем самым повысить уровень наглядности в ходе обучения, оживить учебный процесс и ускорит эффект быстрой обратной связи. По ходу лекции учитель предлагает активизирующие задания.
Также было бы уместно показать кинохронику при изучении СССР послевоенное время. Как происходил процесс восстановления экономики в стране. Для большей эффективности практикума и лучшего усвоения знаний учитель может предложить в течение всего урока записать выводы после увиденного в свою тетрадь. Неотъемлемой частью подачи новой темы по истории является знакомство обучающихся с личностями той или иной эпохи. Так, например, педагог может показать кинохронику Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева для сравнительной характеристики, ведь данные фигуры были крайне противоречивые. После просмотра учитель предлагает провести дискуссию, разделив класс на две группы. Одна должно охарактеризовать Н.С. Хрущева, как личность и политика, такое же задание получит и вторая группа только с Л.И. Брежневым. При изучении СССР учитель сможет найти множество самой разной кинохроники на любую тему, важно помнить, что демонстрация на уроке видео – это в первую очередь одна из частей целенаправленного учебного процесса, а не развлечение [9, c. 21].
Как любой исторический источник кинохроника не объективна, она отражает общие процессы, но в то же время к ней надо подходить критически. В рамках проблемного обучения это довольно легко представить обучающемуся. Достаточно сравнить кинохроник разных временных периодов, да и вообще понимать цели и задачи создания того или иного сюжета.
Безусловно, кинохронику можно отнести к приемам видеообучения. В целом видеобучение является новой областью в педагогике, что несет в себе некие трудности, поэтому учитель должен грамотно подойти к выбору кинохроники. В первую очередь материал должен соответствовать теме урока и учебно-воспитательным целям. Кинохроника не должна содержать сцены сексуального или насильственного характера, ненормативную лексику. Также следует учесть возрастные и индивидуальные особенности обущающися. Материал урока должен соответствовать уровню знаний обучающихся на данном этапе обучения.
Чтобы с помощью видеоматериалов учебный процесс был более продуктивным, необходимо не только систематическое и рациональное использование видео на уроках, но и соблюдение ряда принципов. В методической литературе рекомендуется использовать кинохронику раз в неделю или один раз в две недели. Предпочтительнее более короткая кинохроника, нежели продолжительная: от 30 секунд до 5-10 мин [8].
Педагог должен подобрать такой видеоролик, в котором за небольшой промежуток времени обучающиеся смогут как можно больше получить для себя полезной информации за короткий промежуток времени. Но перед тем, как показывать кинохронику, учитель должен подготовить обучающихся к данному процессу. Готовясь к проведению киноурока, учитель должен внимательно просмотреть кинохронику, провести хронометраж фрагмента и определить время просмотра; разбить фрагмент на смысловые единицы, сформулировав к ним вопросы и задания для обучающихся; определить значение фрагмента для изучения конкретной темы; выявление результатов просмотра. В ходе просмотра фильма следует отметить кадры, к которым учитель должен привлечь внимание обучающихся [2].
В контексте проблемного обучения преподаватель может использовать видеофрагмент в разный период урока: в начале – для актуализации, мотивации, постановки проблемы или проблемной ситуации, в ходе изучения нового материала – поиск необходимой информации, решение проблемы. В конце занятия – для закрепления полученных знаний или на обобщающих занятиях. Но перед воспроизводством кинохроники учитель должен обязательно провести вступительную беседу, поработать с незнакомыми терминами, задать вопросы, на которые должны ответить обучающиеся после просмотра видеофрагмента. Просмотр кинохроники может стать завершающим компонентом в изучении главы. Также обучающиеся могут получать домашнее задание, которое бы способствовало в подготовке обучающихся к просмотру видеофрагмента.
Для углубленного усвоения материала, в случае необходимости, возможно предварительное чтение документов или научных статей. Однако здесь следует учитывать возможности класса и общий уровень развития обучающийся.
Таким образом, мы показали возможности использования кинохроники как вида источника в контексте технологий проблемного обучения на уроке истории и привели конкретные примеры по этой теме. Несмотря на то, что проблемное обучение - сложный способ подачи знаний, рассчитанный на обучающегося выше среднего уровня знаний, правильная организация работы с источником может во многом помочь учителю. В качестве примера в рамках статьи было продемонстрировано, как много возможностей имеет использование кинохроники для создания проблемных задач на уроке. Сама по себе кинохроника относится к простым и доступным историческим источникам, способным, при верной организации хода урока, заинтересовать обучающегося.
Список литературы
1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский // Просвещение. – Москва, - 2003. - С. 12.
2. Беляков В. К. Историко-художественный потенциал дореволюционной хроники: 17.00.03: автореферат на соискание научной степени кандидата искусствоведения: / Беляков Виктор Константинович. – Москва, 2019. – 1-27 с. – Текст: непосредственный.
3. Гудков, А. Н. Работа с видеоматериалами на уроках истории / А. Н. Гудков, О. Н. Гудкова // Преподавание истории в школе. - 2002. - № 8. - С. 51–55.
4. Звонарева, М. С. Документальное кино как исторический источник: особенности анализа и интерпретации / М. С. Звонарева // Локус: люди, общество, культуры, смысла. – 2019. - № 3. – С. 98-106.
5. Кондращенко, А. И., Применение на уроках истории технологии проблемного обучения / А. И. Кондращенко, С. О. Тупикова // Концепт. -2018. - № 11. - С. 1-5
6. Кудрявцев, П. О. Проблемное обучение: Истоки и сущность / П.О. Кудрявцев // Знание. - Москва, - 2009. - С. 34.
7. Лосев, С. А. Использование видеоматериалов на уроках отечественной истории / С.А. Лосев // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 6. - С. 64–68.
8. Суворова, О. В. Кинодокумент как исторический источник / О.В. Суворова // IX Всероссийская конференция «Молодёжь и наука». – 2013
9. Шабуневич, Н. А. Использование видеоматериалов при изучении истории / Н. А. Шабуневич // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. - № 5. - С. 21.