КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Сыздыкова Н.Б.,
Тюменская область
Становление проектной культуры студента в образовательном пространстве колледжа
Актуальность. Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, обладающих профессиональной проектной компетентностью, навыками проектной деятельности и активностью, что в свою очередь способствовало переходу колледжа к проектному управлению.
Развитие образовательного процесса в колледже в соответствии с новыми требованиями, заложенными в ФГОС СПО, актуализирует вопросы поиска научно - обоснованных условий становления проектной культуры как преподавателей, так и студентов.
С позиции обоснования актуальности темы исследования становится очевидным противоречие между осознанием того, что в свете модернизации системы образования студент должен обладать сформированной проектной культурой для решения профессиональных задач и отсутствием обоснованных педагогических условий её становления в образовательном пространстве колледжа как составляющей профессиональной компетентности студентов.
Сказанное позволило сформулировать проблему исследования. Какие педагогические условия, способствующие становлению проектной культуры студента, следует создавать в образовательном пространстве колледжа?
Таким образом, анализ актуальности, противоречий и проблемы обусловили тему исследования как «Становление проектной культуры студента в образовательном пространстве колледжа».
Цель исследования - теоретически выявить и экспериментально обосновать педагогические условия становления проектной культуры студента в образовательном пространстве колледжа.
Объект исследования – процесс становления проектной культуры студентов колледжа.
Предмет исследования - педагогические условия становления проектной культуры студентов в образовательном пространстве колледжа.
В соответствии с целью и предметом были поставлены следующие
задачи:
1. раскрыть сущностные характеристики понятия «проектная культура» студента колледжа как составляющая профессиональной компетентности;
2. определить этапы процесса становления проектной культуры студента в образовательном пространстве колледжа как составляющей профессиональной компетентности;
3. разработать, обосновать и апробировать педагогические условия, способствующие становлению проектной культуры студента в образовательном пространстве колледжа;
4. выявить критерии и показатели сформированности проектной культуры студента в образовательном пространстве колледжа.
Проектная культура – это проектная компетентность, включающая в себя социальное целеполагание, творческие качества и способности личности, умение конструировать технологические подходы к решению задач в меняющихся ситуациях.
Таким образом, культура личности непосредственно связана с культурой деятельности. Следовательно, проектную культуру личности логично рассматривать в связи с проектированием как видом деятельности.
Рассмотрим основные качества личности выпускника колледжа, которые необходимы в практической деятельности для формирования проектной культуры: критически мыслящий; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
Нами были определены следующие этапы работы по становлению проектной культуры студентов в образовательном пространстве колледжа.
1. Первичное оценивание предпосылок для становления проектной культуры студентов в образовательном пространстве колледжа.
2. Организация педагогического процесса с учетом педагогических условий, способствующих становлению проектной культуры будущих специалистов.
3. Анализ эффективности работы по становлению проектной культуры студента колледжа.
Работа велась нами по двум направлениям: учебная и внеучебная деятельность. Исследовательские проекты на занятиях иностранного языка «Организации по охране окружающей среды», «Экологические проблемы в моем поселке», «Моя малая родина» «Автомобиль будущего». и др., предметные недели по социально-гуманитарным дисциплинам, индивидуальная работа с талантливой молодежью, кружковая деятельность.
Для чистоты эксперимента были взяты группы ТО-09/14 (экспериментальная группа) и ТО-09/13 (контрольная группа).
В группе ТО-09/14 проектная деятельность была запланирована на весь период обучения. В группе ТО-09/13 проектная деятельность организовывалась эпизодически.
Проведенная работа сказалась на результатах эксперимента.
В экспериментальной группе на начало эксперимента уровень сформированности проектной компетенции составлял: высокий уровень 25%, средний 35%, низкий 40%.
В контрольной группе на начало эксперимента уровень сформированности проектной компетенции составлял: высокий уровень 30%, средний 40%, низкий 30%.
После проведения формирующего этапа эксперимента результаты уровня сформированности проектной компетенции составили в экспериментальной группе: высокий уровень 40%, средний 50%, низкий 10%.
В контрольной группе уровень сформированности проектной компетенции составил: высокий уровень 35%, средний 40%, низкий 25 %.
Данные исследования показали, что учебная и внеучебная деятельность по становлению проектной культуры студента в образовательном пространстве колледжа повысился при систематическом использовании проектной деятельности. В экспериментальной группе показатели уровней повысились: высокий уровень с 20% до 40%, средний уровень с 35 % до 50 %, а показатель низкого уровня сократился с 40% до 10%.
Изменившиеся требования к квалификационному уровню специалиста, свидетельствуют об актуальности изучения и использования на практике проектного метода обучения, как наиболее прогрессивного и соответствующего требованиям времени для усвоения и применения полученных компетенций при становлении проектной культуры студента в образовательном пространстве колледжа.
Были выделены следующие педагогические условия становления проектной культуры студентов колледжа: обогащение содержания профессиональной подготовки знаниями о педагогических коммуникациях на основе единства учебной и внеучебной деятельности; включение студентов в социальное проектирование; актуализация возможностей образовательной среды колледжа за счет системного подхода. Реализация выделенных педагогических условий способствовала становлению проектной культуры студентов в образовательном пространстве колледжа, что экспериментально доказано в ходе диагностического обследования обучающихся.