Общественное мнение как форма массового сознания: понятие, структура, функции. Механизмы формирования и трансформации общественного мнения.




Механизмы восприятия в коммуникации: эмпатия, идентификация, эффект «ореола».

Эмпатия - это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. При эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Идентификация - неосознанное уподоблении себя значимому другому (человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности). Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Эффект «ореола» - если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

 

Механизмы восприятия в коммуникации: каузальная атрибуция, стереотип и его функции, рефлексия.

Казуальная атрибуция - это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Одни люди склонны в процессе восприятия фиксировать физические черты, другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый, и интерпритации оказались соответствующими.

Стереотип - это упрощенное, зачастую искаженное представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека. Функции: 1.поддержание идентификации (упрощению процесса познания другого человека, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — назидатели»); 2. оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам (предубеждения). На основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Директива, манипуляция и толерантность как формы коммуникавтиного воздействия и взаимодействия. Диалоговые технологии как альтернатива манипулятивному воздействию.

Директива – это общее указание руководящего характера, которое дается высшим органом подчинённому.

Манипуляция - это вид психологического воздействия, имеющий целью тайно, скрыто изменить мнения, установки, поведение адресата в интересах манипулятора, требующий искусности от манипулятора, чтобы изменения, происходящие с адресатом, были незамеченными, неосознанными. Первичная манипуляция – это продуманное действие, у которого есть заказчик, исполнитель, знающие цель и приемы манипулирования. Вторичная манипуляция – это распространение манипулятивного материала теми, кто сам является жертвой первичной манипуляции. Способы: 1. Фабрикация фактов (перподн. материал, кот. выгоден); 2. Отбор особого материала для подачи; 3. «Черная», дискредитир. инфор-я; 4. Большая толпа (масс. обработка сознания людей); 5. Утверждение и повторение; 6. Дробление и срочность (разрыв инф-ии, вставка релкамы); 7. Упрощение, стереотип-я (мозаичная культура); 8. Сенсационность; 9. Изменеие смысла слов.

Толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Виды: ситуативная коммун. толерантность - она проявляется в отношениях данной личности к конкретному человеку; типологическая толерантность: проявляется в отношении определенного типа личности или определенной группы людей; профессиональная толерантность; общая толерантность: это тенденция отношения к людям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принципами, уровнем психического здоровья.

Диалоговые технологии: такие формы подачи материалов, как интервью, опрос, беседа, различные промежуточные жанры, включающие в себя фрагменты прямой речи разных людей, создают эффект присутствия в текстах масс-медиа разных точек зрения. Только в ходе диалога то или иное решение может быть эффективным, справедливым и целесообразным. Выработка решения представляется когнитивным процессом, в котором задействованы два и более субъекта. Между этими субъектами должны быть установлены равноправные партнерские отношения. Внутренние законы диалогического текста создают условия не только для эффективного управления респондентом, но и всеми, кто является молчаливыми свидетелями коммуникативной практики интервью, будь то читатель газеты, слушатель радиотрансляции или телезритель. Создается иллюзия действительности для читателя: за диалогом кроется монологическое, по природе, утверждение, за словами респондента скрывается журналист как автор-творец. Возникает специфическое явление, которое можно назвать метафорически как «монодиалог», т.е. имитация диалога, монологическое высказывание, внешне оформленное автором как беседа или взаимодействие двух акторов.

 

Общественное мнение как форма массового сознания: понятие, структура, функции. Механизмы формирования и трансформации общественного мнения.

Общественное мнение - способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации и т. д.), либо стихийно — под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. По своей структуре: 1. Социальная оценка - выражение одного из видов отношения объекта к субъекту, суть которого заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым. 2. Информированность - обладание определенными знаниями по проблеме. 3. Компетентность - обладание людьми знаниями и опытом для верной коллективной оценки той или иной проблемы. 4. Поведенческий уровень, поступки - готовность индивида, группы людей действовать определенным образом. Функции: 1) регулятивная (регулятор отношений между людьми), 2) воспитательная (осуществление идеологического и социально-психологического воздействия на людей), 3) информационная (общественное мнение является специфическим видом социальной информации) функции. 4) Консультативная функция — общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных проблем. 5) Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер.

Механизмы формирования: эмоциональные, стихийные и рационально-сознательные способы формирования общественного мнения. Эмоциональные, чувственные способы и механизмы складываются главным образом на основе межличностной коммуникации. Должно пройти немало времени, чтобы через такого рода каналы выкристаллизовалось групповое и тем более массовое мнение. На этот процесс большое влияние оказывают механизмы психологического внушения, заражения. Стихийные способы формирования чаще всего предполагают использование мнения лидера либо выступления СМИ. В первом случае в высказанных авторитетным лидером позициях оформляются уже неявно существующие мнения граждан по тому или иному вопросу. Люди присоединяются к высказанным позициям, усиливая их звучание и расширяя их политические возможности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: