Музыкальная культура античности.
Наиболее ранним историческим этапом развития европейской музыкальной культуры принято считать античную музыку, традиции которой берут свое начало в более древних культурах Ближнего Вос- тока, но не повторяют их путь. Однако в настоящее время сделать какие-либо выводы о музыкальной культуре античности затрудни- тельно: до наших дней дошли лишь единичные образцы древне- греческой и древнеримской музыки. Найдено всего 11 образцов музыки (в основном гимны и оды), относящихся к античной эпохе, и по ним, увы, невозможно отразить направление музыкального процесса того времени.
Музыкант, играющий на двойной флейте.
Роспись на древнегреческой вазе (V век до н. э.)
Музыкальные исполнители являются героями многих древнегре- ческих мифов, воспевающих волшебную силу этого искусства (мифы об Орфее, гомеровский эпос). Изображения музыкальных инструментов обнаружены при археологических раскопках на территории Древней Греции и Рима. Упоминания о певцах и музыкантах-виртуозах, игра- ющих на различных инструментах (кифара, тибия, лира, вавилонская волынка, орган, труба, систр), содержатся во многих литературных источниках. В системе наук античности музыка занимала значитель- ное место и была предметом обсуждения философских и эстети- ческих работ, написанных Пифагором, Аристотелем и другими извест- ными мыслителями того времени.
Кифара Аполлон с кифарой. Лира
Роспись на древнегреческой
вазе (V век до н. э.)
Важнейшим свойством культуры Древней Греции и Древнего Рима (как и других древних культур) является существование музыки в един- стве с другими видами искусства. Поэты с острова Лесбос сопровож- дали свое пение игрой на лире (отсюда, кстати, ведет свое происхож- дение слово «лирика»). Античная трагедия вообще немыслима без музыки: диалоги в ней переходили в напевную речитацию и пение, каждый эпизод завершался хоровым номером. Естественно, что при таком положении дел драматургу приходилось выступать и как по- эту, и как музыканту, и как режиссеру, а иногда и как актеру. Раз- деление этих профессий произойдет значительно позднее.
В конце рассматриваемой эпохи отмечается медленное угасание античной культуры, что в свою очередь обусловило становление и развитие традиций христианского искусства. Причем принципы послед- него зачастую были прямо противоположны эстетическим взглядам, музыкальным формам античности и во многом приближались к куль- туре Средневековья, на традиции которого влияла церковь.
Одним из самых замечательных музыкантов этого периода являлся святой Амвросий, епископ Миланский. Он родился в Трире (в Галлии) в 333 году. Получив воспитание в Риме, он в 369 году по воле императора Валентиниана стал наместником Северной Италии с резиденцией в Милане, а в 374 году был рукоположен в сан епис- копа Миланского.
Амвросий сыграл немаловажную роль в истории церковной му- зыки. Сообразуясь с принципом, что единая церковь Христова должна стремиться к единству в богослужении, епископ вводил во всех церквах единообразное духовное пение. Для осуществления этой цели он установил четыре лада, заимствовав их из древнегреческой му- зыки и использовав их в качестве стержня для церковных мелодий.
С тех пор лады, выбранные епископом, стали называться его именем, т.е. амвросианскими, и рассматриваться как основа всего христианского пения. Построенные на них мелодии именуются тро- пами, а само пение (только диатоническое) – амвросианским.
Святой Амвросий
Характер каждого лада зависел от местонахождения полутонов. Ритм пения – от размера долгих и кратких слогов текста, что обус- лавливало его схожесть с древнегреческим. Амвросианское пение быстро распространилось по всем христианским церквам. В дальнейшем сис- тема амвросианских ладов была расширена Папой Григорием Великим.
Амвросий является не только составителем духовных песен, но и одним из первых композиторов духовной музыки. Он умер в 397 году и был похоронен под алтарем Амвросианской базилики. Останки его открыли в 1871 году, а спустя два года их признали за истинные мощи.