Особенностикультурыпоморов





Столбы-голбецы


Культура Поморья своеобразна и значительно отличается от культуры народов сред­ней полосы России. Во многом это продиктовано родственностью с культурами народов северных стран.

В Поморье были выработаны наиболее целесообразные и художественно значитель­ные формы — шатровые храмы, достигавшие большой высоты. Восьмискатная пира­мида — «шатер», поставленная на восьмиугольную «клеть», оказалась устойчивой и при осадке здания и против сильных ветров. Эти храмы не принадлежали к византийской традиции. Высшая церковная иерархия смотрела на них с неодобрением. «А верхи бы­ли бы не шатровые», — наказывали «благословенные грамоты» на постройку церквей. Но народ продолжал строить по-своему. Шатровые постройки «деревяна верх» не только держались веками в Поморье, но и создали новую традицию, стали излюбленной формой национальной архитектуры, перешли на каменные строения и гордо вознеслись над са­мой Москвой. Церковные скульптуры северных резчиков по дереву дошли до нас в не­большом числе, т.к. церковь не одобряла скульптурные изображения в храмах, за исклю­чением разве «распятий».

Йозы (или ёзы) — характерная для поморской культуры ограда из наклонных жердей (см. фото), не применявшаяся нигде в России, кроме Поморья. Любопытно, что такие же ограды распространены и в Скандинавии, что говорит об общих истоках наших север­ных культур. Йозами поморы огораживали пастбища, для защиты скота от лесного зве­ря. В отличие от великороссов поморы не огораживали свои дома оградами или высоки­ми заборами, так как воровства в Поморье никогда не было. Уходя из дому, помор ставил к дверям «завору» — палку, батожок, или метлу, и этого было достаточно, чтобы никто из соседей не заходил в избу, пока «хозява не воротяцце». Цепных собак для защиты дома поморы никогда не держали.

Голбец — поморское деревянное надгробие, в виде «домика» с окошком и столбом с крышей и встроенной в него иконкой «выговского литья». Обряд похорон у поморов существенно отличался от великорусского. Так, по достижении тридцатилетнего возрас­та каждый помор делал себе гроб, который хранил обычно на повети или чердаке до са­мой смерти. Кроме того, полагалось сшить себе саван (каждый шил его собственными руками). После смерти и «отпевания» гроб с покойником выносили из дома через поветь или «нижни вороцца» в хлеву (выносить через входную дверь было плохой приметой). На кладбище гроб несли на жердях. По пути на кладбище обязательно нужно было пе­ренести гроб через ручей или речку. На столе, где в избе лежал покойник клали камень, который лежал сорок дней после похорон, после чего камень закапывали на улице перед


 


,



ПОМОРСКАЯ СТОРОНА

домом. Посещая кладбище, родственники приносили к окошку в гробнице еду, окурива­ли могилы дымом (грели покойников), били глиняную посуду, оборачивали столбы голб-цов полотенцами — все это отголоски дохристианских жертвоприношений у поморов.

В отличие от великорусской традиции поморы не ставили на могилы крестов. Боль­шой резной крест «всех усопших» с религиозными надписями ставили посреди кладби­ща или у его входа. Одна из таких надписей на несохранившемся до наших дней большом кресте в селе Кулой (Пинежский район) гласила: «Вот дверь, за которой тайное становит­ся явным, войдешь в нее, и откроется, не то что ка­жется, но то что есть».

Кроме того, поморы ставили большие обетные кресты по всему Поморью. Кресты также выпол­няли у поморов функции навигационных знаков «гуриев».

Шаркунок — деревянная погремушка, набран­ная из множества сцепленных особым образом деревянных деталей. Считалось, что шаркунок от­гоняет болезни и защищает от сглаза. Чаще всего использовался как детская погремушка.

«Шаркунок»поморская погремушка

Музыкальные традиции

В Беломорье металлические колокола распространились быстро и широко и получили значение музыкального инструмента не меньшее, чем инструмента сигнального. Здесь отсутствовали народные музыкальные инструменты: бряцающие, щипковые, и смычко­вые, распространенные в Новгороде, Пско­ве, Москве, на Днепре, на Волге и верхнем Подвинье. Поморы знали только свистки, свистули да пастушьи рожки.

Одежда и обувь

Национальная поморская одежда во многом схожа, либо полностью иден­тична одежде народов коми (зырян) и нен­цев (самоядь). Функциональные и эсте­тические особенности одежды северных соседей продиктованы климатическими предпосылками и схожестью культур або­ригенных фино-угорских народов Севера. Основными материалами для ее изготов­ления являлись шкуры пушного и мор­ского зверя, домашнего скота и шерсть домашних животных. Сами условия жиз­ни и труда поморов предъявляли к одеж­де и обуви требования об их повышенной прочности, «непродуваемости» и «непро-мокаемости». Лучше всего о себе расска­жут сами вещи. Вот основные из них:

Зверопромышленники поморского берега

бахилы — мужская рабочая и промы­словая обувь из кожи. Это мягкие кожаные сапоги с длинными (до колена или бедра) голенищами. Шились напрямую колод­ку, т.е. без различения правого и левого сапога. Мягкая кожаная подошва сшива­лась с сапогом дратвой, после чего сапог выворачивался. Если бахилы достигали


III Особенности культуры поморов

бедра, голенище закреплялось на ноге с помощью ремешков, а край бахила привязывал­ся к поясу;

малица — верхняя мужская и женская одежда из меха оленя или шкур молодых тюле­ней. Изготавливалась мехом внутрь;

совик — верхняя одежда из оленьего меха с круглым капюшоном, скроенная мехом на­ружу. В морозы совик одевался поверх малицы.

чулки-поголенки с двойной пяткой и подошвой;

бузурунка — рубаха, плотно связанная из толстой шерсти, удлиненная, закрывающая поясницу, ворот «под горлышко», рукав длинный «на запястьице», то есть на манжете. Одноцветная или с узором из коричневой шерсти;

безрукавка — из шкуры нерпы, мехом наружу, подкладка тканевая. Застежка спере­ди, от горла донизу, пуговицы деревянные или костяные, те и другие своедельные, петли шнуровые. Не промокает — «Дождь по ей слезами катится»;

«оболочка» на голову — шапка, обычно меховая, но бывает и кожаная с мехом, и су­конная на меху с меховой оторочкой вокруг лица до бороды;

скуфейка — зимняя шапка из сукна, стеганая. Обычно носят ребята;

струсни — кожаная обувь, напоминающая современные тапочки. Шились из цельно­го куска кожи без отдельной подошвы. К ноге подвязывались ремешком. Летняя обувь на тканевой подкладке и без нее;

шапка-оплеуха — двусторонняя меховая пыжиковая шапка с длинными ушами.


ПОМОРСКАЯ СТОРОНА


IV Поморские промыслы


 





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: