Стадии социальной адаптации ребенка-сироты к условиям замещающей семьи по Г. Н. Соломатиной
Стадия/ продолжительность
| Состояние ребенка
| Воспоминания прошлой жизни
| Особенности игровой деятельности
| Рекомендации
| Шоковое (стрессовое)состояние
1 неделя
| Погружен в свой мир, отсутствует интерес к окружающему, отказывается общаться с новыми людьми, просто сидит в своей комнате, боясь из неё выйти. На вопросы членов семьи в основном отвечает жестами: кивком или качанием головы из стороны в сторону.
Может свернуться клубком, спрятать голову при виде новых людей.
Возможны психосоматические реакции (зубная боль, боль в животе, повышение температуры).
Отношение к понятию мама
Сразу называет приемную маму «мамой», просто выражая радость от обретения семьи, не вкладывая привычный смысл для большинства людей. Называет мамой еще всех женщин и девушек кто относится к нему ласково и по доброму.
| Появляются в ситуациях, напоминающих ему ту жизнь (увидел пьяного на улице, вспоминает драки родителей)
| Почти не играет, игры сводятся к стереотипным однообразным действиям с игрушками (укачивание кукол, катание машины) Отвергает любое вмешательство в его мир.
| В случае плавного перемещения ребенка в семью стадия шокового состояния может отсутствовать
СОВЕТ
Приблизить режим дня и режим питания к режиму детского дома
общаться ласковым, ровным, мягким голосом, даже если ребенок рассердил вас
ограничить посещение родственников и знакомых
выбирать немноголюдные магазины для покупки одежды
ЗАДАЧА
Привыкнуть друг к другу. Посидите рядом обнявшись, помолчите вместе или расскажите сказку, забавный случай из жизни вашей кошки или собаки. Предложите вместе приготовить обед и перейдите на кухню, не заставляйте его ничего делать, просто комментируйте свои действия: «Сейчас я достану из холодильника молоко и мы с тобой сварим очень вкусную кашу». Ребенок будет привыкать к вашему голосу, просто к тому, что мама рядом.
Не надо в это время проводить воспитательные мероприятия. Только личный пример, терпение, доброжелательность, ласка и понимание должны присутствовать в общении в ребенком.
| Социально-бытовая ориентация Происходит ознакомление с бытовой обстановкой и расширение социальных связей.
с 1 по 3 месяц
| Внимательно изучает реакции окружающих взрослых и детей на различные ситуации общения, знакомится с правилами поведения членов семьи, с требованиями к различным видам деятельности, особенно бытовой.
Любое знакомство с новыми людьми, посещение общественных мест вызывает у ребенка эмоциональное напряжение. Оно выражается в виде физической или словесной агрессии.
Ребенок эмоционально возбудим и истеричен. На похвалу или порицание проявляет неадекватные реакции (на замечание приемной мамы вытирать нос платком, а не рукой — истеричный плач в течении часа, на ласковые, успокаивающие слова девочка не реагировала, только поглаживания и похлопывания успокоили её).
Ребенок наслаждается заботой и лаской, любым проявлением внимания к нему. Он как бы цепляется за семейные отношения на фоне постоянного страха потерять их, страха возврата в детский дом, что меня не полюбят. Ребенок не умеет справляться со своими страхами, говорить о них. В результате он так истеричен.
Страхи проявляются и в отказе от всего нового — от общения с новыми людьми, от игр, игрушек, продуктов питания, одежды и т. д. Проявляется при этом резко негативная реакция. «Я не буду это есть, я ел это тогда, в прошлой жизни» (имея в виду жизнь до детского дома). При покупке одежды: «У меня в детском доме были красные штаны, давай заберем их».
Внимательно наблюдает за детьми разного возраста, отмечая различные модели их поведения. Пытается применить увиденное на практике при взаимоотношениях с приемным родителем, при этом пристально изучая их реакции.
СОВЕТ
При совместных прогулках желательно обращать особое внимание на любые взаимоотношения детей и родителей, комментируя действие матери, поступки детей, обращая внимание на возраст: «Он еще совсем маленький, поэтому не понимает, что так себя вести некрасиво. Мама рассказывает ему как надо себя вести».
ВАЖНО
Уделить внимание знакомству с бытовой обстановкой, т. к. в детском доме у детей не было возможности пользоваться электроприборами, поэтому она вызывает большой интерес у ребенка, что становится постоянной угрозой безопасности жизни семьи. Необходимо объяснить ему назначение приборов, его пользу, а главное опасность при неправильном использовании. Лучше сразу научить ребенка пользоваться интересующими его приборами.
Проявляется чрезмерно ревностное отношение к местоимению «мое». Ребенок наслаждается произнесением этого местоимения. В тот же момент отношение к этим предметам, вещам, даже животным, характеризуется безразличием и небрежностью.
СОВЕТ
Постоянно объясняйте ребенку, что есть вещи личные, а остальные общие — ими пользуется каждый член семьи. Все эти вещи нужно одинаково беречь, т. к. иначе семье придется заплатить за ремонт «дяде рабочему» или покупать новые вещи.
Реакция на наказание или замечание
Появляется услужливость, желание угодить, дурашливость. Например, после бурной истерики, начинает за всеми убирать посуду, всем застилать постель.
Отношение к понятию мама
Появляется эмоциональная зависимость от матери, ребенок постоянно заглядывает к ней в глаза, ожидая эмоциональной реакции приемной матери. Часто просит: «Обними меня, поцелуй меня, почеши спинку». Еще нет выделение понятия «мама», ребенок продолжает называть «мамой» всех ласковых женщин.
| Продолжают носить ситуативный характер, т. е. Вспоминает о них после какого-то события, которое напомнило ему его прошлое.
СОВЕТ
продолжайте участливо слушать ребенка и не переставайте оправдывать его кровных родителей.
| Расширение сюжета игры, появление новых игр «Я пошла в магазин», «Я пошла на работу». По прежнему выполняет стереотипные действия с игрушками.
Нет привязанности к определенным игрушкам, нет любимых игрушек, вещей. Он без жалости ломает, бросает игрушки, забывает их, даже те, с которыми часто играет.
Резко негативную реакцию вызывают игрушки, требующие умственной деятельности: пазлы, конструкторы.
СОВЕТ
Родителям необходимо терпеливо и доходчиво объяснять, что у семьи нет возможности каждый день покупать новые игрушки, поэтому их надо беречь.
Напоминать ребенку взять вещи, уходя с площадки.
Возвращаться с ребенком за забытыми вещами.
| Родители
Обостряются страхи:
- за будущее ребенка
- за развитие взаимоотношений с ним
- связанные с применением наказаний
- плохой наследственности
- что приемный ребенок не сможет забыть своего прошлого, и это будет преследовать его всю жизнь
- что не смогут стать хорошими родителями (особенно у бездетных ранее пар)
Главное перестать подпитывать страхи, постоянно думать о них. Надо постараться объяснить себе причины появления страхов. Помнить, что большинство приемных родителей их испытывают. Со страхами можно справиться, и тогда появиться душевное спокойствие. Воспитание приемного ребенка очень трудное, но благородное дело, которое приносит положительные результаты.
| Усвоение социальных ролей
Осознание ребенком своего места в новой семье. Ребенок определяет стиль поведения с новой мамой и другими членами.
С 4 по 8 месяц
| Постоянно включается в совместную деятельность с родителями. Вместе готовит пищу, убирает, поливает цветы, играет, планирует, обсуждает предстоящую деятельность. Это становится естественным.
Продолжает наблюдать за взаимоотношениями детей и их родителей в разных условиях и воспроизводить стереотипы поведении окружающих его детей.
Начинает складываться представление о собственной социальной роли, нормах, правилах собственного поведения.
Меняется отношение к самому себе. В детском доме он считал себя плохим, но его взяли, значит, он лучше остальных. У ребенка появляется «звездность» при общении с окружающими: снисходительный тон, приказные нотки в адрес членов семьи и сверстников из-за чего возникают ссоры.
Стадия характеризуется становлением новой системы норм и правил поведения в условиях замещающей семьи. Выполнение необходимых действий, требований не свойственных предыдущему периоду жизни приемного ребенка, а также возникающие неожиданные препятствия вызывают гнев и протестное поведение. Например, недовольство, гнев может вызывать любое требование ежедневного соблюдения гигиенических процедур. У приемных детей старшего дошкольного возраста протестное поведение может вызвать подготовка к обучению письму, чтению, счету.
К концу этой стадии происходит усвоение основных норм поведения в семье и в других коллективах. У приемного ребенка происходят положительные изменения в отношениях с окружающими. Поведение его в разных ситуациях общениях, но в знакомой ситуации, характеризуется уже адекватностью. Однако в новых для него условиях общения он по-прежнему не знает, как правильно себя повести, как установить контакт с новым человеком. У него по-прежнему наблюдается страх перед общением с незнакомыми людьми, посещением общественных мест, возникают сложности в общении со сверстниками, воспитывающимися в условиях семьи.
| Появляются у приемного ребенка после его негативных поступков. Он пытается в эти моменты вызвать чувство острой жалости у приемных родителей. При этом его воспоминания часто наполнены бурными нереальными фантазиями («Мы с папой жили в огромном доме в Америке», «У нас в детском доме был мотоцикл, и мы часто убегали на нем»). Так он начинает манипулировать чувствами приемных родителей.
СОВЕТ
Не надо поддаваться на эти манипуляции, лучше переключаться внимание ребенка на события реальной жизни.
Постепенно ребенок начнет усваивать правила взаимоотношений между людьми. Наберитесь терпения, так как этот процесс будет еще достаточно долгим.
| Характеризуется значительным расширением сюжетных линий. Он уже играет в «Больницу», «Магазин», «Приготовление обеда». Однако игра сводится только к обозначению действий: «Я пошел в магазин» - а дальнейшие действия, которые обычно совершают домашние дети отсутствуют. (Дети организуют прилавок магазина с разнообразным товаром, рисуют бумажные деньги, делят роли, повторяют фразы, услышанные в реальной жизни «Будьте добры», «Взвесьте, пожалуйста», используют предметы заместители: листочки бумаги – это деньги, свернутые фантики – конфеты). Приемный ребенок почти никогда не использует предметы-заместители. Игра приемного ребенка долго носит натуралистический характер. Если он варит «обед», то обязательно наливает воду, берет натуральные продукты.
СОВЕТ
Приемным родителям следует активно включаться в игру приемного ребенка, обучать его игре, предлагать образцы действий, самим использовать предметы-заместители. Главное – самому играть с удовольствием, а не ради обучения этому ребенка.
| СОВЕТ
Нельзя поведение «звездности» оставлять без внимания. Надо объяснить ребенку, что с окружающими нужно вести себя корректно. Ребенка надо тактично «опустить с небес на землю», разъяснив ему что он такой же как и другие, у него столько же рук и ног, как у них. Люди различаются цветом волос, глас, телосложением, способностью быстро или медленно думать. Командный или снисходительный тон общения может оскорблять людей, обижать их, что может привести к нежеланию общаться с ним.
При этом необходимо постоянно говорить ребенку о своей любви к нему. Каждая мама любит своих детей, считает, что её ребенок самый умный, красивый, замечательный!
| Самоутверждение приемного ребенка
Стремление ребенка к достижению определенного общественного положения как в семье, так и в других коллективах. Отстаивание собственных интересов и своей значимости любыми путями, чаще с помощью агрессивных поступков и действий.
С 9 по 15 месяц
| Появляется собственные стереотипы поведения.
Ребенок начинает анализировать поведение других людей и собственное поведение.
У него появляется доверие к членам семьи и к близким знакомым
Он замечает ошибки в поведении пока только окружающих.
Свои ошибки поведения не замечает и на замечание обижается.
Активно изучает границы дозволенного, активно завоевывает определенные позиции в семье, пытается подчинить своим взглядам окружающих
Самоутверждаясь, ребенок выражает негативизм на все предложения приемного родителя, может обесценивать его личность.
Проявляет непослушание «не хочет переодеваться после прогулки»
.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:
Прекратилось заискивание и услужливость – это означает, что у ребенка появилась некоторая уверенность в стабильности отношений и доверия к приемному родителю. Это важный шан к окончанию адаптации
Активное развитие познавательной деятельности. У него происходит расширение познавательных интересов ребенка, о чем свидетельствует появление вопросов типа: «Из чего сделана Луна», «Как появляется арбуз?».
Переносит в игру многие действия, которые ребенок выполнял с членами семьи ранее. Игровая деятельность становится более сложной, сопровождается речью, появляются творческие игры.
Общение с окружающими людьми адекватно, хотя трудностей еще достаточно.
ТРУДНОСТИ:
Сформированы понятия коллективной жизни:
- нельзя просить – это попрошайничество
- нельзя обращаться ко взрослым – это ябедничество
- нельзя обращаться за помощью к взрослым – потому что все проблемы нужно решать самому.
Отказ приемного ребенка обсуждать личностные проблемы является проявлением того, что доверие к окружающему миру еще не сформировано.
| Становятся реже и вновь носят ситуативный характер, по-прежнему наполнены фантазиями детей.
|
| СОВЕТ:
Настойчиво объяснять что правила существуют для всех членов семьи
Нужно продумать систему наказания – лишение какого-либо удовольствия
Учите ребенка просить прощения собственным примером
|
|
Поиск по сайту:
|