Табл.7
АНТОН СЕМЁНОВИЧ МАКАРЕНКО (1888 – 1939)
Общеметодологические основы взглядов. Произведения. | Теория и практика воспитания | Теория коллектива |
Основной принцип воспитания: диалектическое единство личности и общества. Социалистический гуманизм:вера в творческие силы человека, возможность проектировать в человеке будущее. Критика мелкобуржуазной теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм. Считал педагогику самой сложной и диалектической наукой. Произведения: Педагогическая поэма, Флаги на башнях, Книга для родителей, Методика организации воспитательного процесса, Марш 30-х годов и др., множество статей. | Осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. Соединил обучение и воспитание детей с производительным свободным творческим трудом. Развивал теорию семейного воспитания:состав семьи, атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье. Занимался вопросами полового воспитания, считая, что их не надо выделять из общей системы воспитания гражданина. Целью нравственного воспитаниясчитал воспитание чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины. | Закон жизни коллектива – движение! Принципы: - воспитание в коллективе, через коллектив; - уважение и требования к личности; - принцип параллельного действия. Понятия: коллектив, признаки коллектива, система перспективных линий, традиции в коллективе, стиль, тон в коллективе, виды детских коллективов. |
|
|
Табл.8
Педагогика с системе наук о человеке
Связь педагогики с другими науками · философия, информатика, психология, анатомия · школьная гигиена, антропология, медицина, генетика · экология личности, зкология среды, социология · физиология высшей нервной деятельности | Система педагогических наук · Общая педагогика:основы педагогики, дидактика, теория воспитания, управление образовательными системами · Возрастная педагогика:дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы · Специальная педагогика:тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия · Другие направления в педагогике:музейная, инженерная, военная, спортивная, музыкальная, производственная, пенитенциарная педагогика, педагогика дополнительного образования и профессионально – технического образования · Межпредметные педагогические дисциплины:социальная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания и образования, история педагогики, сравнительная педагогика, социология образования · Новые направления:гуманистичес-кая педагогика, педагогика ненасилия, антропогогика, педагогика культуры, лечебная педагогика, дородовая педагогика, реабилитационная педагогика, педагогика права и др. | |
! Педагогика творчески осваивает идеи других наук, использует их методы и результаты исследований, совместно решает общие проблемы | ||
Табл.9
Группа методов педагогического исследования