Учебно-воспитательная работа школы.




ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ.

Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность… Ильин И. А. О путях России.

 

20-й век   Историческая справка. Российская империя 20-го века была богата переменами, «великими потрясениями». Это время становления и развития индустриального общества, его способность к самоподдерживающейся изменяемости. Много дорог было пройдено, много идей было испытано и отброшено, много напрасных жертв принесено. Проходит череда событий не изолированных друг от друга. Это: ограниченное реформаторство Николая II, Великая Российская революция, ленинско-сталинский эксперимент по строительству социализма в одной отдельно взятой стране, соревнование социализма и капитализма в форме «холодной войны» и крутая ломка устройства страны в конце века. В 20-м веке Россия прошла через несколько кровопролитных, разрушительных войн: Первую мировую войну, Вторую мировую войну. Голод, разруха, нищета, эпидемии – были последствиями этих войн.

 

История всегда имеет человеческое лицо. За всеми крупными поворотами стоят конкретные люди со своими насущными жизненными интересами, радостями и потерями, взлётами и падениями.

Французский историк М. Блок дал определение истории, как науке о людях во времени. Люди оставляют свой след в истории, злую или добрую память о себе.

Поэт Ю. Разумовский о людях 20-го века сказал так:

«…Голодало наше поколенье, било вшей в окопе и в тюрьме;

И в крови шагало по колени, и по шею плавало в дерьме.

Там, где нас ещё щадили пули, не щадил ни век. ни человек –

Мы такое, милые, хлебнули – вам и не приснилось бы вовек.»

 

Люди 20-го века…

Вот об одном из них наше повествование.

Алексей Иванович Фёдоров родился 28 августа 1916 года в селе Поляна Казикинской волости, Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье крестьянина-середняка (приложение 1).

 

  Тверская губерния, Вышневолоцкий уезд     Уезд был расположен на севере Тверской губернии. На северо-западе граничил с Новгородской губернией. По площади уезд занимал первое место в губернии и имел территорию в 8 148,9 кв. вёрст. Уезд был образован в 1772 году в составе Новгородской губернии, с 1775 года в Тверском наместничестве (с 1796 — губернии). В 1929 году Вышневолоцкий уезд упразднен, его территория вошла в состав Тверского округа Московской области.  

 

 

Историческая справка В России третий год шла Первая мировая война. В феврале 1917 года началась Великая Российская революция. В марте 1917 г. пало самодержавие. Первого сентября 1917 года Временное правительство Керенского провозгласило Россию Республикой. Готовился созыв Учредительного собрания для определения устройства страны. Но, захватившие власть большевики во главе с Лениным, разогнали учредительное собрание и сохранили власть в своих руках. А чтобы удержать власть – развязали гражданскую войну. Гражданская война и военная интервенция проходила в ожесточённой вооружённой борьбе, длившейся пять лет. Большевики, проповедовавшие идеи мировой революции, сумели удержать власть в своих руках. На стороне противников большевиков выступили страны Антанты («тройственное согласие», союз Великобритании, Франции и царской России), что послужило одной из причин затягивания войны. Она характеризовалась бескомпромиссностью и ожесточённостью борющихся сторон. Общая сумма ущерба России составила 50 млрд. золотых рублей. Велики были и человеческие жертвы. Всего, с учётом погибших от голода и эпидемий, они составили свыше 13 млн. человек.

 

В 1920 году от распространённой тогда «испанки» (это название гриппа во время пандемии 1918-1919гг.) умирает мама Алексея - Зинаида Борисовна. Мальчику было тогда только три годика (Фото 1).

Фото 1. Федорова Зинаида Борисовна Фото 2. Федоров Иван Петрович

 

Отец (фото 2) с двумя малолетними детьми на руках: трёхлетним Алексеем и годовалой Анной (фото3) переезжает в Фировский район той же Тверской губернии.

 

Фото 3. Алексей, Анна, Татьяна Филипповна

 

С 1924 по 1928 год Алексей обучался в четырёхлетней Фировской школе первой ступени (приложение 2). Затем был устроен отцом в Четвёртую Бологовскую школу-пятилетку и пятый класс окончил в 1929 году (приложение 3). По воспоминаниям Алексея Ивановича учились в школе по передовому методу – бригадному. Любимым его предметом была математика и сдавать её приходилось за весь класс. Его одноклассники сдавали за класс другие предметы. Директором этой школы был железнодорожный кондуктор, по словам Алексея Ивановича: «очень странный человек».

 

Историческая справка Конец 20-х ознаменовался бурным развитием индустрии: заводы-гиганты, железные дороги, рудники. Идёт активное промышленное освоение Урала и Сибири. Здесь складывается крупный индустриальный центр.

 

Семья Фёдоровых перебирается в Западно-Сибирский край (ныне Кемеровская область). Отец служит на Железной дороге при золотопромышленном прииске. В конце 1931 года новая трагедия в жизни Алексея – умирает сестра, а затем и отец. С этого времени и начинается его самостоятельная жизнь и трудовая биография. Страшное было время. Много позже он удивлялся: «Как я не примкнул ни к одной шайке беспризорников?!»

 

 

Историческая справка Индустриализация, коллективизация – всё шло ускоренными темпами. Принудительный труд, насилие, репрессии – что только не пережили люди в те годы. Были голодные годы, вводились карточки, по которым распределялись продукты…

 

Оставшись сиротой, Алексей натерпелся лишений. И одеваться надо, и кушать каждый день хочется – много забот свалилось на ребёнка. Обездоленных детей в те годы было очень много. Пожалел мальчишку сосед, чтобы тот не пропал с голода и не попал в шайку беспризорников, устроил его на большой конный двор водовозом. Не детский это труд: и черпак тяжёлый, и мороз трескучий, и водой обливался подчас, и одежда замерзала на нём. С раннего утра и до позднего вечера возил Алексей воду лошадям. Позже, рассказывая об этом, вспоминал, что очень боялся вставать на ещё незамёрзший лёд: если тот треснет – провалишься в воду. А пробовать лёд надо, иначе воды не нальёшь в бочку. Часто приходилось ночевать в конюшне с лошадьми. Работая весь день, очень уставал. Получал паёк – норму хлеба на день. Удавалось достать картошки. Иногда, кто-нибудь из рабочих его чем-нибудь угощал. Питался всухомятку.

И снова на жизненном пути Алексея встретился добрый человек, о нём он вспоминал с глубокой благодарностью до конца дней, хотя не знал его и не встречал больше. Однажды на конюшню пришёл мужчина и спросил: «Живёт ли здесь мальчик, у которого умер отец?» Алексея позвали и этот человек увёл его. Он устроил Алексея в интернат госиждивенцем и только сказал – учись. Там его обули, одели, посадили за парту. В интернате он жил и учился до окончания 7-го класса (фото4).

После – уехал с товарищем в деревню (тот пригласил его к себе на лето). Всё лето он работал в хозяйстве этой крестьянской семьи. Поизносился, устал и понял, что надо уходить. Хозяин (отец товарища) нисколько не заплатил за работу, лишь сказал: «Ты жил и питался – вот это и есть твоя плата». В кармане у Алексея сохранился пятак – вот с ним он и пошёл.

Фото 4. Федоров Алексей (второй ряд слева). Седьмой класс.

 

Была уже осень. На станциях, на пристанях он подрабатывал и кое-как оделся и обулся. С этого момента появляется первая запись в его трудовой книжке – станционный радиомонтёр (1933 г. Кемеровская область). В 1933 году Алексей поступает в Горный техникум в городе Анжерке. Проучившись год он ушёл работать учеником, а затем токарем Механического завода (1935 г.). Но тяга к учёбе была велика. Узнав, что в г. Кемерово открылся рабфак, он переезжает и устраивается на работу токарем в автомастерские.

 

Историческая справка Рабфак – рабочие факультеты в СССР в общеобразовательных учебных учреждениях, осуществляющие в 1920-1930 гг. подготовку способной молодёжи в ВУЗы, не получившей своевременного среднего образования.

 

Здесь Алексей работает и учится до 1937 года. По окончании рабфака поступает в Томский Государственный Университет им. Куйбышева на физико-математический факультет и заканчивает его в 1941 году. К учёбе в Университете относился серьёзно и ответственно. В дипломе преобладает «отлично» и «хорошо» (приложение 4). Производственную практику проходил в Сибирском Физико-техническом институте (СФТИ) в лаборатории «Оптики и спектроскопии» и диплом защитил на «отлично».

Учась в ТГУ, Алексей жил не только на стипендию. Одновременно он работал в библиотечном техникуме преподавателем (приложение 5). Летом подрабатывал в пионерских лагерях в посёлке Басандайка, осенью разгружал баржи на реке Томи.

Есть такие слова у поэта Н. А. Некрасова (19-й век):

«Праздник жизни – молодости годы

Я убил под тяжестью труда…»

Алексей (фото 5) мечтал стать учёным, заниматься наукой, поступить в аспирантуру. Но жизнь распорядилась иначе.

Фото 5. Федоров А.И.

 

С 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Сначала выпускников Томского Государственного университета оставили до особого распоряжения. Чуть позже выдали направления к местам работы. Алексей Иванович получил направление в город Якутск (фото 6 и 7).

 

Фото 6.

 

Фото 7.

 

Историческая справка. В предрассветную пору 22 июня 1941 года огромная сила обрушилась на СССР. Красная Армия понесла большие потери. И хотя план молниеносной войны провалился, к лету 1942 года германские полчища прорвались к Волге и Северному Кавказу. События развёртывались так. 3 мая 1942 г. за десять дней наступления немецких войск на Керченском полуострове был разгромлен Крымский фронт (мы потеряли свыше 176 тыс.человек). В середине мае 1942 г. неудачное наступление Советских войск в районе Харькова закончилось жестоким поражением. Безвозвратные потери составили свыше 170 тыс. человек. 4 июля 1942 г. Советские войска оставили Севастополь. И противник вновь овладел стратегической инициативой, развернув к концу июня 1942 г. общее наступление. В середине июля немецкие войска вышли в большую излучину Дона, создав угрозу прорыва к Волге и на Кавказ. Протяжённость фронта составила 6200 км., где стояло 258 дивизий и 16 бригад (это 6,2 млн. человек или 71% всех сил противника). И эту силу надо было остановить и повернуть вспять! 1942 год для нашей армии был очень трудным.

 

Алексей Иванович Фёдоров был призван в действующую армию 4 июня 1942 года. Только окончил ТГУ, получил высшее физико-математическое образование. Готовил себя к труду в мирной жизни. Военному делу, военному искусству не обучался. Но, пришла война и он встал на защиту Отечества. Многие работавшие с ним в школе преподаватели также были призваны в действующую армию.

Первая запись в военном билете о прохождении службы – 276 запасной стрелковый полк – курсант.

Затем в 17-й лыжной бригаде командиром подразделения направлен на Сталинградский фронт, где 17-я лыжная бригада влилась в 13-ю гвардейскую мотомеханизированную бригаду 4-го гвардейского мотомеханизированного корпуса.

 

 

Историческая справка. Советское наступление под Сталинградом началось 19 ноября 1942 г. 23 ноября немецкая группировка в районе Сталинграда, насчитывавшая 330 тыс. человек, была окружена. Её командующий – генерал фон Паулюс – не получил разрешения Гитлера на организацию прорыва из окружения. Ему было приказано организовать оборону и ожидать спешившего на выручку войск под командованием фельдмаршала Манштейна. Однако, навстречу Манштейну вышли свежие советские армии. Его попытка деблокировать окружённую немецкую группировку провалилась. 16 декабря началось советское наступление на внешнем обводе Сталинградского «котла», которое очень скоро привело армию Манштейна к поспешному отступлению. Паулюс вначале отверг предложенную ему советским командованием капитуляцию. Она была категорически запрещена Гитлером. Советские войска начали операцию по планомерному уничтожению окружённой группировки противника. 2 февраля 1943 года Паулюс КАПИТУЛИРОВАЛ.

С начала января 1943 года наступали северо-восточнее г. Сталинграда. В самом Сталинграде в боях не участвовали. Наступая, ведя ожесточённые бои сорвали попытку фашистов деблокировать окружённую группировку Паулюса. Деблокирующая группировка «Дон» под командованием фельдмаршала Манштейна отражала «…яростный натиск советских войск на подступах к котлу» - так в книге «Утерянные победы» вспоминает маршал Манштейн.

В январе 1943 г. при наступлении Алексей Иванович (фото 8) был ранен в левую руку. В строю остался, ранение было не опасно для жизни.

 

Фото 8. Федоров А.И.

 

«Во второй половине марта, - как вспоминает А.И. Фёдоров, - нашу часть вывели на пополнение и переформирование. Мы располагались в Ростовской области в селе Лысогорка, а затем были переведены в станицу Барило-Крепинскую (это в 70 км. от города Новошахтинска и 90 км. от города Шахты). К нам пришло большое пополнение с Урала и Дальнего Востока (он называл фамилии многих солдат).

Летом 1943 г. (19 июля или июня – неразборчиво) наш корпус вступил в бой в районе станции Матвеев-Курган, вблизи горы Саур-Могила. После обеда 22 июля где-то в 15-16 часу дня мы пошли в наступление, а в 19-20 часу вечера (солнце клонилось к закату) меня ранило, я был доставлен в медсанбат, а затем перевезён в госпиталь недалеко от станции Белая Калитва. Последующие раненые, которые прибывали к нам в госпиталь говорили, что продвижение частей приостановилось».

 

Историческая справка 4-й гвардейский мотомеханизированный корпус, после получения пополнения, после переформирования начал наступление. Шли бои по освобождению Ростовской области и всего Юга России.

 

Получив тяжёлое ранение в левый бок и левую ногу, потерял много крови и в госпитале находился на излечении несколько месяцев. После чего снова фронт, снова передовая. Теперь в составе 151 Гвардейского стрелкового полка 50 Сталинградской Гвардейской дивизии. 10-12 августа в городе Сталино (название г. Донецк в 1924-1961 гг.) очередное наступление и ранение.

 

Историческая справка. Как под Сталинградом началось наступление наших войск, так и продолжалось. Упорные жестокие бои шли и жертвы были немалые. И останавливались, и держали фронт, и опять наступали. Летом 1943 г. Битва на Курской дуге сломила мощь германской армии. Курское сражение переросло затем в грандиозное стратегическое наступление от Великих Лук на Северо-Западе и до Чёрного моря на Юге. К началу 1944 г. Положение Германии резко ухудшилось, истощились её материальные и людские резервы. Но враг был ещё силён. Командование вермахта перешло к жёсткой позиционной обороне. Верховное главнокомандование поставило перед Красной Армией задачу очистить советскую землю от врага, приступить к освобождению европейских стран от оккупантов и закончить войну полным разгромом агрессора на его территории. Была освобождена вся Левобережная Украина (здесь проходил боевой путь уже гвардии сержанта А. И. Фёдорова). Также главным содержанием зимне-весенней 1944 г. было осуществление последовательных стратегических операций советских войск в составе четырёх Украинских фронтов на Правобережной Украине в полосе протяжённостью до 1400 км, в ходе которых были разгромлены основные силы групп немецко-фашистских армий «юг» и «А» и открыт выход на государственную границу, в предгорья Карпат и на территорию Румынии. К началу 1944 г. в действующей армии СССР находилось свыше 6,3 млн. человек, имелось свыше 5 тыс. танков и САУ, свыше 95 тыс. орудий и миномётов, 10 тыс. самолётов. Вооружённые силы Германии и её союзников на советско-германском фронте составляли около 5 млн. человек (236 дивизий и 18 бригад), 5,4 тыс. танков и штурмовых орудий, до 55 тыс. орудий и миномётов, более 3 тыс. самолётов.

 

Шло освобождение юга Украины. Форсирование реки Днепр. В одном из сражений близ селения Малая Александровка на реке Ингулец Алексей Иванович был ранен в левую ногу. Раненых размещали сначала в домах жителей села Леонтьевка, расположенного на берегу р. Днепр, потом перевозили в госпиталь г. Никополь. Алексей Иванович вспоминал: «Это было двухэтажное кирпичное здание, расположенное недалеко от Днепра. Выздоравливающие ходили на берег великой реки…

Участвовал не раз в наступлениях, стоял и в обороне. Запомнился мне такой эпизод. Ночью вывели нас на местность, последовала команда окапываться в полный профиль. Не только выкопаешь окоп, но и землю выровняешь, нигде бугорка не оставишь, травкой присыпишь, веточки разложишь. В передней стенке окопа полочку сделаешь и положишь туда всё, что понадобиться тебе на первое время. Как-то рядом оказался молодой солдатик. И не столько землю кидал, сколько шутками да анекдотами развлекал. На предупреждения почти не обращал внимания. Но, когда внезапный налёт закончился, мы увидели его: осколком, как ножом, срезало верхнюю часть черепа, виден был ещё розовый мозг. Ему не хватило времени вырыть окоп. Я сказал тогда, что любое дело всегда надо выполнять полностью, до конца. Каким бы трудным оно не было. Не раз приходилось и ложные окопы рыть.

Кому-то может показаться, что в обороне безопаснее, чем в наступлении. Оборона – это держать фронт, ни шагу назад (приказ №227).

Историческая справка Приказ Народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942 года № 227 («Ни шагу назад!») — приказ, ужесточающий дисциплину в Красной Армии, запрещающий отход войск без приказа, вводивший формирование штрафных подразделениий из числа провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости. Штрафные батальоны в составе фронтов и штрафные роты в составе армий), а также заградительные отряды в составе армий.  

Оборона – это бесконечная линия окопов, это непрекращающийся артиллерийский огонь, это бомбёжка с воздуха, это танковые армады, лезущие прямо на тебя. Оборона – это выносливость, стойкость и мужество».

В мае 1944 г. гвардии сержант, командир отделения прибористов 51-го Отдельного артиллерийско-зенитного дивизиона Алексей Иванович продолжает освобождение от захватчиков своей земли.

Наступая, обороняясь (держа фронт) А. И. Фёдоров прошёл путь от стен Сталинграда, к югу России, Украины и дошёл до Молдавии.

Не только остановили врага, но и прогнали с родной земли!

Вспоминая о войне, особенно, о её первых годах, он говорил: «Подолгу находились на позициях, в тылы не отводили. Заедали вши. Солдаты докрасна натопят железную печку, снимут рубахи и трясут над печкой. Только щёлканье раздаётся. Были перебои с питанием. По нескольку дней горячей пищи не было. Выдавали сухой паёк. Что это такое? Сухой паёк – это несколько горстей крупы, а иногда и солёная селёдка. Утолять жажду порой приходилось из лужи. Видел смерть раненого от столбняка (ему вовремя не поставили противостолбнячную сыворотку)… Много позже стали выдавать бельё, обработанное каким-то составом, и вши не заводились. Перед входом в пункт, где помывка происходила, стояло ведро с пахучей жёлтой мазью и, каждый смазывал определённые места тела».

Ходил Алексей Иванович только в ботинках, а про кирзовые сапоги говорил, что это «плохая обувь». Выбирал ботинки размером побольше и обмотки. Научился так хорошо всё это пригонять, что ноги не промокали. И с войны вернулся в этой обуви. Всегда при себе имел запасные портянки. Мокрые сушили на груди под гимнастёркой. Уже работая, он продолжал ходить в военной форме (гимнастёрка, полуголифе, ботинки с обмотками и шинель) потому, что негде было одежду купить, да и не на что.

И только к новому 1946 г. Алексей Иванович переоделся в гражданскую одежду из ткани – делемба (хлопчатобумажная ткань чёрного и тёмно-синего цвета). В шинели ходил дольше. Наверное, года через два, когда уже жил с семьёй в Моряковке, он купил подержанное кожаное пальто. А из шинели (по его словам, английского сукна) был сшит китель.

Война есть война. Это жизнь в экстремальной обстановке. Ты постоянно подвергаешься стрессу. Ни о каком режиме питания, отдыхе и речи здесь не идёт. И это на протяжении двух лет. Трижды получал ранения в сражениях и одно из них – тяжёлое. Каждый раз после госпиталя он возвращался на передовую.

 

Одесская железная дорога

 

Осенью 1944 г. при освобождении станции Раздельная (рядом с г.Одесса) дали знать ранее полученные ранения – вновь госпиталь. Раненые солдаты поддерживали связь со своей воинской частью, пока она стояла недалеко от Одессы. Но вскоре связь прервалась. Кто не успел вернуться в свою воинскую часть остались долечиваться.

20 февраля 1945 г. Алексей Иванович был выписан из Одесского окружного военного госпиталя и уволен из армии по инвалидности (инвалид 2 группы, по заболеваниям связанным с пребыванием на фронте).

В феврале 1945 г. возвращается из госпиталя домой, где жил, работал и учился до войны. На станции Кавуны николаевской области был снят с поезда в тяжелом состоянии: начался отёк тела. Лечение заняло длительное время: стационар, затем амбулаторное лечение. Лечился и народными средствами. На этот период он устраивается в Арбузинский районный отдел народного образования инспектором школ Арбузинского района, Николаевской области (наказ №71).

 

 

С февраля по июль месяц 1945 г. – лечился и работал (руководил подготовкой школ к новому учебному году). Почувствовав себя лучше, продолжил свой путь (приложение №5).

 

Послевоенные годы

(1945 год и далее).

 

Свою послевоенную трудовую деятельность Алексей Иванович продолжил в Макаракской средней школе Кемеровской области учителем математики (фото 9, приложение 6). Здесь он встретил свою судьбу. Зинаида Алексеевна преподавала историю в той же школе. Новый 1946 год встречали вместе. И ещё 50 лет шли по жизни рука об руку.

 

Фото 9. Федоров А.И. слева в первом ряду и Янышевская З.А. слева во втором ряду

Алексей Иванович мечтал вернуться в Томск в Университет и продолжить научную работу по оптике и спектроскопии. Преподаватели Томского государственного университета помнили умного, талантливого и трудолюбивого студента Фёдорова и приглашали к сотрудничеству. Доктор физических наук Наталья Александровна Прилежаева, у которой Алексей Иванович учился, хорошо его встретила, пригласила на работу в университет. Так же сказала, что тема его никем не взята, и он может над ней продолжать работу.

Но, с жильём оказалось решить вопрос труднее. Университет квартирами не располагал. Для семьи в четыре человека, где пятый (ребёнок) вот-вот должен появиться на свет, этот вопрос, квартирный, оказался неразрешимым.

Мечта о научной работе была на время, в силу сложившихся обстоятельств, отодвинута. Теперь он стал искать работу, где могли бы в первую очередь дать квартиру. Ходил в Управление Цветметразведки в надежде устроиться в лабораторию Редкоземельных материалов. Документы приняли. Стал ждать результат. Время шло… На Шарикоподшипниковом заводе согласились предоставить квартиру с условием, что работать Алексей Иванович будет в Машиностроительном техникуме преподавателем математики (приложение 7).

Первые послевоенные годы 1946-1947 были голодные и трудные: страшная дороговизна, чёрный рынок, нищета. В стране сохранялась карточная система – 500 грамм хлеба в день на работающего, один раз в месяц по литерному пайку Алексею Ивановичу давали немного крупы, муки, масла, сахара. За картошкой приходилось ездить из Томска в Асино. Семья Фёдоровых решает переехать в сельскую местность, там легче было прокормиться (так они думали). И, договорившись в Томском сельском Районо о работе в Моряковской средней школе, 7-9 февраля 1947 года поселились в посёлке Моряковка. Алексей Иванович стал преподавать математику, Зинаида Алексеевна – историю. Понемногу стали обустраиваться. Весной 1947г. посадили картофель, капусту и другие овощи. Переезд в сельскую местность диктовался еще одним обстоятельством: война, ранения ранения не прошли бесследно. Здоровье его требовало к себе внимания: ему нужно было диетическое питание, нормальные житейские условия. Живя в деревне, имея подсобное хозяйство, конечно. Можно улучшить питание. Прибавиться работы? И что же? Работа, забота – помогут скорее забыть войну, которая ещё снилась ему, тревожила его. Если война не отпускает ночью, а днем ждет напряженная работа – надолго ли хватит здоровья, сил человеку? Было бы лучше, если бы после такой войны, прошедшие её. Особенно пострадавшие от неё, прошли реабилитацию. Государству об этом думать было некогда. Кто как мог спасал вернувшихся фронтовиков.

В это время из Управления Цветметразведки приехал человек с сообщением. что Фёдоров А. И. может оформляться на работу (так долго проверяли его на предмет благонадёжности). В Томске ему с семьёй предоставляли квартиру. Но у него уже прибавилась семья, была надежда к осени собрать урожай картофеля, запасти на долгую зиму овощи. Планировали на будущее обзавестись коровой, птицей, завести своё натуральное хозяйство. А надеяться на государственное обеспечение продовольствием не приходилось.

Много позже, в конце 60-х – начале 70х годов, когда Алексей Иванович уже много лет работал директором Богашёвской средней школы, достиг хороших результатов в своей работе, он давал интервью журналисту какой-то газеты (районной или областной). И на вопрос о том, сбылись ли его мечты, он вспомнил этот тяжёлый эпизод из своей жизни. Он очень надеялся продолжить свою научную работу. Но в том, что жизнь сложилась иначе, он никого не обвинял. «Так судьба распорядилась», - говорил он.

В 1947 году, работая в Моряковской средней школе математиком, он был приглашен на беседу в Томский райком КПСС. Ему предложили должность директора Моряковской средней школы. Алексею Ивановичу было ровно 30 лет. Это был молодой человек (фото 10). Но уже много повидавший. Новый учебный год (1947-1948) он начал директором Моряковской средней школы.

Фото 10.

 

В те времена директор школы не только должен был руководить учебно-воспитательным процессом, но и выполнять большой круг хозяйственных работ: ремонт зданий школы, заготовка дров на зиму, как для школы, так и для домов учителей, подвозка дров на школьном транспорте и множество других хозяйственных забот. Когда Алексей Иванович принял Моряковскую среднюю школу, то в ней имелся только один вид транспорта – бык. Со временем в школьном хозяйстве быка заменили две лошади. Позже, работая директором Богашевской средней школы, Алексей Иванович в хозяйстве школы имел и грузовые машины. Надо отметить, что в 1977 году, когда Алексею Ивановичу исполнился 61 год, он сдал должность директора школы; за лето 1977 года заготовил дрова на зиму учителям и провел ремонт школы; новый 1977-1978 учебный год он уже не открывал – оформился на пенсию.

Была сделана попытка сменить место жительства. В 1954 году Алексей Иванович перевёлся в Краснодарский край (приложение 8). Тёплый климат, Кавказские минеральные воды со знаменитыми лечебницами – помогут укрепить здоровье. Уехал вместе с семьёй, принял Ахтанизовскую среднюю школу Темрюкского района, подготовил к началу учебного года и открыл учебный год. Напряжённая работа сказалась на здоровье. Неутешительный диагноз. Его организм не смог акклиматизироваться. Друзья посоветовали вернуться.

Пришли одна за одной телеграммы (Приложение 9) от заведующего Томским РАЙОно Ивана Фёдоровича Лелюшкина.

Алексей Иванович принял Богашёвскую среднюю школу в 1954 году и оставался бессменным её руководителем 23 года.

В первые годы, когда он принял Богашёвскую среднюю школу, потребовался её капитальный ремонт. Здание было деревянное, старой постройки, достаточно обветшалое. Правильнее оно находилось в аварийном состоянии.

Задача директора школы: найти деньги, найти бригаду и решить задачу.

Алексей Иванович сдал всё здание двухэтажной школы в аренду ТЭМЗу (Томский электромеханический завод) на все лето под пионерские лагеря. За это ТЭМЗ сделал капитальный ремонт школы. И следующие несколько лет, пока завод арендовал школу, делал и текущий ремонт – таков был уговор.

Очень много времени у директора школы отнимали хозяйственные заботы.

Быстро росло количество учащихся. Старое здание уже не вмещало всех учеников. Сделали третью смену (скользящую). И это уже не помогало. Некоторым выходом из сложившейся ситуации стала кирпичная двухэтажная пристройка к основному зданию старой школы (фото 11, 12). Прибавилось несколько классных комнат.

Фото 11. Здание деревянной школы

 

Фото 12. Кирпичная пристройка к старой школе

 

Дети всех окрестных сёл шли учиться в Богашевскую среднюю школу. Пришли ребятишки из дальних сёл: Мирный, Предтеченск, Протопопово и др.

Ещё пристройку сооружать?

Алексей Иванович решает строить новую школу!

Он готовит документацию о состоянии старого, основного здания школы, о росте числа учащихся по годам, о невозможности решать учебно-воспитательные задачи в имеющихся условиях.

Подготовленные документы ложатся на стол директора ОПХ (Томский совхоз) Бориса Никифоровича Сидоренко. Он был от нас депутатом Верховного Совета РСФСР и был вхож в кабинеты министров. Алексей Иванович заинтересовал Бориса Никифоровича (тем более его дочь Светлана училась в этой школе). Сидоренко пообещал похлопотать. Деньги на строительство в Богашеве сельской типовой средней школы на 964 места выделило МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. Деньги пошли сразу и школа строилась быстро.

10 сентября 1968 года состоялось торжественное открытие школы (фото 13).

Фото 13. Здание новой школы

 

Учебные кабинеты были светлые и просторные и постепенно оборудовались новейшей техникой. Физкультурный зал, актовый зал, столовая – всё это радовало детей, учителей и жителей села Богашево. Это был праздник!

(благодарность от Райкома КПСС и Райсполкома Томского района)

С первых же дней началось озеленение территории школы: было посажено много берёз, лиственниц, акаций, заложен дендрарий.

Для оформления школы были приглашены художники.

Ещё работая в старом здании школы Алексей Иванович находил возможность благоустроить, улучшить условия пребывания в школе.

В 1954 году он становится руководителем школы. Богашево не было электрифицировано, освещалось село керосиновыми лампами.

И первое, что он сделал – провёл в школе электричество. Алексей Иванович физик по специальности и как получить электричество знал.

Сделал тёплый туалет в школе. Это были первые шаги директора по благоустройству школы.

В школе было печное отопление. Истопник был. Вечером после занятий он разносил дрова к печам. Всю ночь печи топились: истопник присматривал за ними, подбрасывал дрова и к утру закрывал задвижки. Днём печи не топили.

Сибирь – край суровый. Холода стоят продолжительное время. Холодные ветры, морозы – выдували тепло. Бывало, уже ко второй смене занятий в школе становилось очень холодно. Приходилось иногда отпускать детей домой.

Алексей Иванович понимал, что постоянное переохлаждение для детей опасно. И это очень его беспокоило. Надо эту проблему решать.

Вскоре он узнаёт, что в Томске, в некоторых частных домах делают местное водяное отопление. Находит бригаду, которая уже имела опыт монтажа водяного отопления, привозит бригадира в школу, они обходят здание, договариваются о работе, прикидывают расходы.

Пожалуй, это было очень трудное лето у Алексея Ивановича, об отпуске не было и речи, некогда было.

Надо было искать деньги и немалые (а значит найти заинтересованных людей). Надо завести материалы: металлические трубы, чугунные батареи и всё прочее для монтажа, построить котельную и т. д.

Ему хотелось в зиму войти с теплом. Наконец, трудности позади. Теперь школа отапливалась круглые сутки.

Надёжными помощниками в хозяйственной работе у Алексея Ивановича были заведующий хозяйством и столяр (в последствии – учитель по труду). Некоторые имена: Илларион Васильевич Терехов, Александр Михайлович Денисов – заведовали хозяйством. Юрий Павлович Петлин – столяр, классный специалист, отличный знаток своего дела, человек, на которого можно было всегда положиться..

 

 

Учебно-воспитательная работа школы.

Руководящей и направляющей силой в советском обществе была КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза). Алексей Иванович был принят в ряды КПСС в 1953 году. Будучи беспартийным, он проработал на посту директора Моряковской средней школы шесть лет. В 1953 году был приглашён для разговора в Томский Райком КПСС; ему предложили вступить в ряды КПСС.

Алексей Иванович не был фанатиком и идею построения коммунистического общества считал утопичной в ближайшем обозримом будущем. Задачу, поставленную В,И, Лениным, основателем Коммунистической партии: «Учиться, учиться и ещё раз учиться» - он решал.

Первой заботой на этом пути была – охват обучением всех детей школьного возраста. Как когда-то его, беспризорника, подобрал и определил на учёбу добрый человек, так и он подбирал, определял, устраивал в интернат, прикреплял к интернатской столовой детей из бедных семей.

Вёлся строгий учёт детей, подлежащих обучению в школе. Даже проверяющие работу школы первое на что обращали внимание – как осуществляется ВСЕОБУЧ. Учебно-воспитательная работа всегда планировалась. План обсуждался на педсовете. В плане ставились задачи педколлектива, определялись темы работы педсоветов, производственных совещаний. Планировалась внеклассная работа с учащимися, работа с родителями и другие стороны жизни школы.

Алексей Иванович большое внимание уделял подбору кадров, повышению квалификации, распространению передового опыта в педколлективе. Как руководитель школы, он регулярно проходил курсы повышения квалификации руководящих работников народного образования (фото 14, Приложение 10).

Фото 14. Курсы повышения квалификации директоров школ. 1-й ряд слева - М.Д.Шипулин; второй рад справа – А.И.Федоров.

 

В школе работали методические секции



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: