Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а так же лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Допуск лиц к государственной тайне предусматривает:
1. Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
2. Письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав;
3. Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
4. Определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5. Ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за их нарушение;
6. Принятие командиром воинской части решения (в письменном виде) о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. [3]
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:
· Процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
· Преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к льготам, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях. [2]
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.
В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска лиц к государственной тайне: первая форма - для лиц, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для лиц, допускаемых к совершенно секретным сведениям; третья форма - для лиц, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у лиц допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности. [2]
Оформление лицам допуска к государственной тайне осуществляется по месту их военной службы (работы, учебы) или в военных комиссариатах, отделах военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальному образованию.
Если по характеру выполняемых должностных (специальных) обязанностей, а также в ходе обучения в образовательных учреждениях профессионального образования предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, лица могут быть назначены на эти должности или допущены к обучению только после оформления им допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
1. Признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
2. Наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации;
3. Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
4. Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
5. Уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне. [2]
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
Расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
Однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
Возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд. [2]
Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
Права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
Права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
Права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне. [2]
Выводы по 1 главе
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Знание обязанностей, законов, нормативных правовых актов - неотъемлемая часть каждого военнослужащего, в связи с этим командиру подразделения необходимо обучать подчинённых правилам обращения с этими сведениями.
Глава 2 Предложения командиру парашютно-десантной роты по организации защиты государственной тайны в повседневной деятельности подразделения.
Решение о допуске к государственной тайне принимается:
а) Министром обороны Российской Федерации - в отношении своих заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов и родами войск Вооруженных Сил, а также других лиц, подчиненных ему непосредственно;
б) командиром воинской части - в отношении подчиненного личного состава и командиров воинских частей, ему подчиненных непосредственно;
в) военными комиссарами, начальниками отделов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальному образованию
в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации (в период военного положения и в военное время) или на военные сборы;
г) начальником Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации - в отношении главных военных советников (консультантов), старших групп российских военных специалистов и руководителей представительств Министерства обороны за рубежом при министерствах (ведомствах) иностранных государств или международных организациях;
д) руководителем организации - заказчика работ - в отношении руководителей негосударственных организаций, привлекаемых к выполнению работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. [4]
Решение о допуске к государственной тайне в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций принимается теми лицами, кем они были назначены на должность.
Командиры воинских частей отвечают за подбор лиц, допускаемых к государственной тайне. [3]
Переоформление допуска к государственной тайне по первой форме производится через 10 лет, по второй и третьей (с проведением органами безопасности проверочных мероприятий) формам - через 15 лет с даты окончания проведения проверочных мероприятий органами безопасности в случае перехода (перевода, увольнения) лиц из других органов государственной власти (организаций Российской Федерации) в воинские части (организации). Переоформление допуска к государственной тайне лицам, постоянно проходящим военную службу (работающим) в воинских частях (организациях), не производится. [3]
Оформление допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей (с проведением органами безопасности проверочных мероприятий) формам независимо от срока действия производится в следующих случаях:
а) прием лица на военную службу (работу), назначение на должность в структурные подразделения по защите государственной тайны, за исключением случая перевода лица из одного структурного подразделения по защите государственной тайны в другое в рамках Вооруженных Сил или одной организации;
б) вступление лица в брак;
в) возвращение из длительной, свыше 6 месяцев, заграничной командировки;
г) возникновение обстоятельств, влияющих на принятие решения о допуске к государственной тайне;
д) прием на военную службу (работу) бывших членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и судей, которые ранее допускались к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации «0 государственной тайне»;
е) прием на военную службу (работу) лица, у которого в карточке (форма N 1) в позиции 7 проставлена особая отметка органа безопасности;
ж) прием на военную службу (работу) лица, пребывающего в запасе, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев;
з) призыв лица, пребывающего в запасе, карточка (форма N 1) которого хранится в военном комиссариате, для прохождения плановых военных сборов на воинских должностях, замещение которых предусматривает работу со сведениями, составляющими государственную тайну, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев;
и) прием на военную службу (работу) лица, у которого в карточке (форма N 1) в позиции 10 имеется отметка о нарушениях режима секретности и (или) наличии оснований для отказа в допуске к государственной тайне. [3]
В случае возникновения обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами «а» - «и» настоящего пункта являются основанием для переоформления лицу допуска к государственной тайне, командир воинской части принимает решение о возможности или невозможности дальнейшей работы лица со сведениями, составляющими государственную тайну. До принятия такого решения лицо отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Решение командира воинской части о возможности или невозможности лица осуществлять работы со сведениями, составляющими государственную тайну, в период переоформления ему допуска к государственной тайне объявляется в приказе.
Военнослужащий обязан быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну.
Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам. [4]