С О С Т А В С Л О В А
![]() ![]() ![]() |
окончание | |||||||||
Основа – часть слова без окончания. | ||||||||||
| ![]() корень | ![]() ![]() суффикс | ||||||||
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Приставки пишутся слитно. | Главная (общая) часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. | Значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов и форм слова. | Изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении |
ПРИСТАВКИ
Исконно русские иноязычные
на-, не-, до-, об-, о-, от-, пере-, а-, анти-, архи-, интер-, контр-,
по-, под-, при-, про-, раз-, с-, вы-, над-. ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
|
В слове может быть несколько приставок:
![]() | ![]() |
Б Е З В ЫХ О Д Н О Е
Приставки пре- и при-
1. Приставка ПРЕ- пишется:
когда она придает словам значение высшей степени качества: пре возносить, пре вышать, пре увеличивать, пре восходить, пре успевать; пре восходный, пре хорошенький, пре милый, пре мило;
когда она имеет значение приставки пере -: пре градить (пере городить), пре вратить, пре кратить, пре дание (пере дать), пре ступить (пере ступить), пре вратный (пере вернутый), пре емник (пере нимать).
2. Приставка ПРИ- придает словам значения:
пространственной близости: при морский, При амурье, при брежье, при усадебный;
приближения, присоединения: при клонить, при гнать, при вести, при вязать, при стегнуть;
неполноты действия: при открыть, при лечь, при тихнуть;
доведения действия до определенного результата: при глушить, при учить, при думать;
усиленного проявления действия: при глядеться, при нарядиться, при прятать, при слушаться;
сопутствующего действия: при певать, при свистывать, при танцовывать.
СУФФИКСЫ
словообразовательные формообразующие
служат для образования однокоренных слов служат для образования
грамматических форм данного слова
рубить – руб к а, рожь – рж ан ой, груз – груз чик чистый – чист ейш ий, читать - чита л
|
![]() |
суффиксы | их работа | пример |
-к-, -ик-, -ек-, -ок, -еньк-, -оньк-, -ечк-, -очк-, -ушк-, -юшк-, -чик-, -ц- | придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок | рыба – рыбка, замок – замочек, сухой – сухонький, игла – иголочка, дед - дедушка |
-ищ- | придают словам увеличительное значение | рука – ручища ветер - ветрище |
-онок-, -ата-, -ёнок-, -ят- | придают словам значение невзрослости, детеныша | мышь – мышонок повар - поварята |
-ник-, -чик-, -щик-, -тель-, -ниц-, -к-, -ач-, -ец-, -ант-, -ист-, -арь- | образуют слова, называющие лиц по роду их занятий | лес – лесник,радист - радистка учить – учитель, учительница |
-ость-, -ение-, -ак-, -онк-, -ок-, -лец-, -щи-, -ист- | образуют имена существительные | храбрость строение |
-ист-, -ск-, -ов-, -ев, -н-, -оват-, -чат-, -ичий | образуют имена прилагательные | скала – скалистый, луг – луговой, лето – летний |
-а-, -и-, -е-, -ова-, -ева-, -ну-, -ива-, -ыва-, -ва- | образуют глаголы | звук – звучать, рана – ранить, зима - зимовать |
-ть-, -ти- | суффиксы неопределенной формы глагола | читать, нести |
-л- | образует форму глагола прошедшего времени | читаю - читал |
-ся-, -сь- | образуют глаголы с возвратным значением | учить – учиться лечить – лечусь |
-ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -им-, -ем-, -ом-, -т-, -ин-, -енн-, -ш-, -вш | характерны для причастий | читающий |
-учи-, -в-, -вши- | характерны для деепричастий | прочитавший |
-то, -либо, -нибудь | характерны для местоимений и наречий | кто-либо |