Эффективность менеджмента – сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д. Для этого существует организация, которая должна обеспечить это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Иными словами, затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. В этом и заключается сущность понятия эффекта и эффективной деятельности. Хороший менеджер видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, результативность функционирования которых зависит от непрерывного развития и движения этой системы.
критериями эффективного является определенная показателей, характеризующих работающих организационных и подсистем. результат управления называют эффектом. Эффект представляет результат осуществления, направленных на производства, бизнеса организации в. Эффект управления из трех:
· экономический эффект - эффекта, имеющий стоимостную форму, есть измеряющийся денежных или измерителях;
· социально- эффект - имеет природу сочетания выгоды и стабильности и, например, улучшение работы, снижение профессиональных заболеваний (определенных условиях быть переведен обычный экономический);
· социальный эффект - эффекта, который не может пересчитан в, например, предотвращение конфликта.
Общий можно условно за сумму эффектов. Условно, как показатели измеряются по-, и напрямую их не возможным.
|
Помимо эффекта используют эффективности. Эффективность -, выраженный стоимостными, является экономическим, характеризующимся приростом, увеличением прибыли. представляет собой эффекта или результата и на их.
Эффективность = Эффект/
При управлении к максимальному затрат и максимальному повышению видов эффектов. в организации однородны и всегда являются чистом виде (хотя всегда перевести их денежную форму).
затраты подразделяют:
· материальные затраты (, полуфабрикаты) и;
· трудовые затраты (работы и работников);
· финансовые или деньги их эквиваленты (, ценные бумаги).
можно увеличить любого из ресурсов, и пути весьма. Используя компьютерную, можно уменьшить ресурсы и экономно расходовать (например, за уменьшения отходов путем электронного материала). Однако внедрения такой финансовые затраты быть увеличены.
важным источником является аппарат. Эффективность деятельности напрямую довольно измерить, так между решением результатом проходит и множество. Необоснованные управленческие имеют большую силу. Они подорвать не организацию, но социально-экономическую (например, градообразующие и их). Решения могут неэффективными вследствие выставленных целей, ресурсов, плохого работ и. д.
Итак, менеджмента обеспечивается счет деятельности оптимизации затрат увеличения результативности всем направлениям:
· в управлении ресурсами;
· в производством или создании операционной;
· при определении и структур.
Эффективность менеджмента через эффективность () основной деятельности.
|
В с ориентацией производственно-хозяйственных на конечные формулирование и целей по результатам приобретает значимость. Ошибки формулировании цели все ощутимей (некоторым данным, 90% всех ошибок управлении происходят -за ошибок формулировании целей). В случаев промежуточные подменяют главные. промежуточные цели значение самоцели, происходит потеря цели. Однако значения главной снижает внимание промежуточным целям, качества и достижения которых ее реализация.
оценки общей (миссии) производственной используются следующие:
· уровень достижения (отношение конечного – объема продаж целевой величине);
· удовлетворения потребностей (конечного результата величине потребности);
· потенциальной потребности (и новая, прогнозируемая службой);
· доля рынка продукции;
· устойчивость преимуществ (прогрессивность,);
· потенциальные возможности (потенциальная потребность ресурсах).
Устойчивость связана с уровня достижения (недостижения) цели, величин неудовлетворенной потенциальной потребности. В -хозяйственной системе непосредственно производственной инновационная, маркетинговая,, социальная деятельность, которой определяется достижения функциональных. Инновационный результат – новшеств; финансовый – величина или прибыли; социальный – уровень жизни и его; маркетинговый результат – нового рынка расширение имеющегося.
управления организациями, на выполнении услуг, например, или инвестиционных,, венчурных или, определяется по виду деятельности миссии организации., миссия банковской состоит в денежных средств, для кредитования производственных проектов, развитие экономики.
|
В корпоративных структур самостоятельные структурные имеют общую, ориентированную на вид продукции, внутри системы реализуемой на. В данном случае производственно-хозяйственного определяется по реализации его как степени рыночной и потребностей. При в корпоративной финансовых или звеньев, маркетинговых, рекламных служб результативность определяется образом.
В корпоративных определяется результативность:
· системы в;
· целей производственно- звеньев;
· целей организаций.
Выделим, при которых можно назвать:
· социально-экономическая достигла конечных, в которых общая цель миссия системы (достижения цели);
· результативность отдельных звеньев системы;
· результаты соизмеримы потребностью (уровень потребности);
· определена потребность как для формирования цели и условий устойчивого (уровень возможного производства);
· достигнута по каждому функционального менеджмента обеспечение соответствия результатов их.
Оценка результативности позволяет выявить и направления организации, дает о необходимости новой потребности соответственно выпуска продукции, о, проблемах взаимодействия производственного и процесса.
Критерии деятельности организации:
· – степень достижения организации.
· Экономичность – необходимого и расхода ресурсов.
· – соответствие характеристик (услуг) стандартам требованиям потребителей.
· – соотношение между и суммарными.
· Продуктивность – соотношение продукции (услуг) определенный период натуральных, стоимостных других показателях затрат ресурсов, данному объему (ресурсов: трудовых,, финансовых и.).
· Качество трудовой – условия труда.
· Инновационная активность – новшеств в функциональных областях организации.
Глава 2. Оценка системы менеджмента
ООО «Теплокомфорт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «Теплокомфорт»
ООО «Теплокомфорт» было создано в 1995году. Предприятие занимается несколькими видами деятельности: монтаж, ремонт и сервисное обслуживание отопительных котлов, а также оборудования для производства стройматериалов; сдача в аренду помещений и т.д.
Миссией предприятия является удовлетворение потребностей строительных фирм и населения в отопительных приборах.
Целью деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Рис. 4. Организационная структура ООО «Теплокомфорт»
Руководящий состав состоит из Генерального директора, директора по производству – Главного инженера, директора по маркетингу и продажам, директора проектно-технического центра, директора по эксплуатации жилого фонда и директора по комплектации и их заместителей.
Рис. 5. Стадии управленческих решений ООО «Теплокомфорт»
Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческого труда руководителя имеют определенную технологию: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения целей деятельности.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Контроль – это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией. При помощи контроля руководство opганизации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.
Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
2.2 Анализ эффективности управленческих решений в
ООО «Теплокомфорт»
Существование проблемы психологического обеспечения управленческой деятельности ООО «Теплокомфорт» обусловливает необходимость организации эмпирических исследований, направленных на выявление психологических детерминант менеджерской эффективности. Почти стопятидесятилетняя история научного исследования управленческой деятельности – это поиск ответа на вопрос о факторах эффективной работы организаций. Если за это время удалось наполнить конкретным содержанием понятия «эффективность организации» или «эффективность менеджмента», то разработать классификацию факторов, определяющих такую эффективность, получилось лишь в общих чертах. Например, среди факторов, относящихся к группе «особенности руководителя» (существующей наряду с такими, как «характеристики цели и задачи», «внешняя среда», «содержание организационной культуры» и др.), выделяется стиль руководства[11].
Однако многообразие моделей стилей руководства и противоречивость данных о том, какой руководитель сможет вместе с группой достигнуть целей, привели к общепризнанному выводу об эффективности менеджеров с ситуативным паттерном управленческой деятельности. В любой концепции или модели стиля управленческой деятельности в первую очередь указывается на необходимость анализа особенностей процесса принятия решений при определении индивидуального стиля руководителя.
Казалось бы очевидным, что если речь идет о весомом вкладе эффективности управленческих решений в успешность всей управленческой деятельности, то достаточно понять, какие психологические характеристики детерминируют процесс принятия решений и диагностировать их для прогноза профессиональной состоятельности менеджера. Однако такой подход оказывается тупиковым, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, академический интеллект практически не коррелирует с успешностью управленческой деятельности. Связь между ними носит сложный квазипериодический характер
Показатели однофакторного дисперсионного анализа позволяют утверждать, что рефлексия является детерминирующим фактором успешной реализации управленческих решений ООО «Теплокомфорт». Это объясняется тем, что рефлексия – это некий «сквозной» процесс, пронизывающий и определяющий управленческую деятельность в целом. Рефлексивность руководителя – один из главных факторов эффективности управленческой деятельности, поскольку именно этот процесс – база межличностных отношений и результативности любого контактного взаимодействия, тем более целенаправленного воздействия одного субъекта на другого при достижении организационных целей. Соответственно, рефлексия должна лежать в основе профессиональных умений, составляющих основу эффективной реализации управленческих решений.
Сравнение отношения к рефлексии как к метакогнитивной способности (общая психология) и как к свойству, детерминирующему поведенческие реакции человека (прикладные разделы психологии), показывает определенную противоречивость в оценках данной характеристики. И теоретический уровень исследования и эмпирический доказывают, что рефлексивность связана с процессуальными и результативными параметрами управленческой деятельности. Однако требуется уточнение, каким будет оптимальный уровень выраженности рефлексивности у руководителей, успешно реализующих профессиональные функции, а учитывая наличие во многих видах деятельности тандема «руководитель – заместитель» требуется уточнение суммарного показателя рефлексивности как возможной константы, выделение вклада в эту константу доминантной и субдоминантной персоны и распределения между ними ролей и функций в зависимости от индивидуальной меры выраженности рефлексии.
В ходе проведенного исследования была выявлена прямая корреляция между эффективностью принятия управленческих решений и параметром реалистичности (компонент «адаптируемость» опросника Бар-Она). Определенный причинно-следственнный характер данной связи был подтвержден результатами однофакторного дисперсионного анализа. Данная шкала опросника диагностирует способность человека приспосабливать чувства, мысли и поведение к изменяющимся условиям и ситуациям, а также управлять этими изменениями («реалистичность», «гибкость», «решение проблем»)
Для принятия эффективного решения руководителю ООО «Теплокомфорт» необходимо хорошо распознавать ситуацию и ориентироваться в ней. Менеджеры склонны к точной оценке наличной ситуации, которая включает в себя поиск объективных доказательств для того, чтобы подтвердить чувства, восприятия и мысли.
В данном случае акцент делается на прагматичности, объективности и адекватности восприятия, немаловажно и установление подлинности мыслей и идей. Важным аспектом этого фактора является способность концентрироваться на возможностях совладания с возникающими ситуациями.
В результате эмпирического исследования было установлено, что эффективность управленческих решений в определенной степени детерминирована сформированностью рефлексивных процессов у субъекта деятельности;
Высокая рефлексивность как личностная характеристика в первую очередь определяет успешность реализации таких этапов управленческих решений, как распознавание проблемной ситуации, взвешивание альтернатив, организация реализации решения, формирование субъектного базиса решений;
Уровень выраженности реалистичности является наиболее важным показателем эмоционального интеллекта в ситуации принятия управленческого решения и определяет как процессуальные особенности последнего, так и его эффективность.
Глава 3. Повышение эффективности менеджмента
ООО «Теплокомфорт»
Хорошо организованный контроль представляет собой обратную связь, без которой немыслим процесс управления. Поэтому в аппаратах управления ООО «Теплокомфорт» необходимо начать создание особых организационно-аналитических подразделений, одной из функций которых является осуществление контроля за выполнением принятых решений, приказов, постановлений, распоряжений. Также в процессе управленческой деятельности руководству ООО «Теплокомфорт» необходимо обратить внимание на следующие моменты[12]:
1) установление стандартов и регламентов воздействия на сотрудников, что положительно скажется на формировании организационного поведения сотрудников;
2) следует упорядочить отчетность, характеризующую остатки на складе. Как это было выяснено складской учет из-за этого не всегда своевременен, и достоверен. Так же имеет место появление должности кладовщика, который непосредственно бы отвечал за детали, находящиеся на складе. Это бы могло стать следствием более подробного контроля за движением деталей, а так же анализа движения материалов в любом периоде времени. И как следствие развитие логистики;
3) регулярные тренинги и обсуждение новых методик работы дало бы возможность обучения и повышения квалификации сотрудников.
В процессе реализации принятого решения могут происходить резкие изменения в обстановке, вызванные внешними причинами, выявившимися ошибками, просчетами как в самом решении, так и в организации его выполнения. В этих случаях появляется потребность либо в изменении принятого решения (по срокам, исполнителям, содержанию некоторых задач), либо в принятии нового решения.
Поэтому в процессе принятия и реализации решений на ООО «Теплокомфорт» следует предусмотреть порядок внесения необходимых изменений. Особенно это относится к решениям, которые принимаются в условиях неопределенности, что очень характерно для деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Не всегда необходимость в корректировке хода выполнения решения связана с ухудшением обстановки. В ходе реализации решения могут открываться новые возможности, которые позволят добиться лучших результатов[13].
Обязательной подведение итогов реализации решения имеет большое воспитательное значение. Коллективы и непосредственные исполнители должны знать, каких результатов они добились, как работали, какова социальная, экономическая, политическая оценка их труда. С точки зрения управления подведение итогов реализации решения - это изучение достижений и ошибок, приобретение или совершенствование опыта решения аналогичных ситуаций и проблем, приобретение опыта использования новых методов.
Заключение
При формировании вида корпоративной информационной системы используются следующие концепции: системы, основанные на документах, системы, основанные на телекоммуникациях, системы, основанные на моде- лях, системы, основанные на данных, системы, основанные на знаниях. Первыми были информационные системы, основанные на документах, что можно считать вполне естественным, поэтому управленческие решения, непосредственно связаны с процессами документирования: принимаются на основе анализа документов и оформляются в виде бумажных или электронных документов.
Следует подчеркнуть, что концепция документирования является концепцией формальной, слабо связанной с содержательным аспектом принимаемых решений. На наш взгляд, данное обстоятельство, с одной стороны, снижает ценность подобного подхода к рационализации управления предприятием, а с другой стороны, в силу своего формализма концепция документирования может быть отнесена к универсальным, базовым концепциям, на основе которых возможно дальнейшее развитие методов и средств обеспечения эффективности управленческих решений.
На предприятии ООО «Теплокомфорт» проявляется чёткое взаимодействие авторитарного и демократического стилей управления.
Наиболее развитыми методами принятия решений в ООО «Теплокомфорт» являются такие, как экономические методы и социально-психологические методы. Применение этих методов позволило предприятию эффективно работать и получать прибыль.
Стабильность, устойчивость с одной стороны и предотвращение возможных угроз с другой – вот те качества и свойства, которые должно содержать в себе рациональное и качественное управленческое решение менеджера
Одним из перспективных направлений создания моделей принятия решений, позволяющим использовать содержательные сведения о конкретных ситуациях и отражать реальную динамику процессов функционирования производственной системы, является метод ситуационного управления.
В основе управления в этом методе лежат ситуации, возникающие в процессе функционирования, и решения, им соответствующие. Рассмотрим основные принципы, составляющие основу метода. Первый базируется на возможности классификации ситуаций для широкого класса больших систем. Специалистами определено, что на каждом уровне управления число возможных ситуаций неизмеримо больше числа допустимых решений. Другими словами, задача принятия решений может быть сформулирована как задача поиска разбиения множества ситуаций на классы и подклассы. При этом каждому классу соответствует индивидуальное решение, оптимальное с точки зрения критерия функционирования данного объекта.
Таким образом, при наличии такого разбиения поиск решения в конкретной ситуации соответствует поиску класса и соотнесение ему соответствующего решения по управлению. Второй принцип базируется на идее описания объекта, способствующего формализации проблемы управления им. Третий принцип предполагает разработку модели объекта на основе обучения принятию решений, осуществляемого либо экспертом, либо на основе опыта решения задач управления.
При этом обучение состоит в формировании модели объекта, а затем модели принятия решений. Анализ специальной литературы показал, что разработано и внедрено значительное число систем ситуационного управления
На основе всего вышеизложенного можно сказать о том, что тематика работы раскрыта, а задачи, поставленные перед написанием работы – успешно выполнены.
Список литературы
1. Абрамов А.В. Основы менеджмента // Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. – 2012. – № 2. –С. 20–24
2. Бурда А.Г., Бурда Г.П. Практикум методик управленческих решений учебное пособие для вузов / Краснодар, 2013. - № 3 – C.45
3. Валишин А.Е. Роль менеджера в организации // Вестник ГНК РБ. – 2012. - №6. – С.54-55.
4. Дмитров Р.П. Менеджмент – Мн.: ПКФ Экаунт, – 2013. – С.150.
5. Егоров А.В. Эффективный менеджмент - Мн.: ПКФ Экаунт, – 2011. – С.310
6. Ерофеев К.А. Экономическое развитие современной России. // Вестник ГНК РБ. – 2012. - №16. – С.5-15.
7. Калябина Т.К Государство и жизнь. ГНК РБ. – 2013. - №16. – С.50-55
8. Кузнецов С.Ф. Основные тенденции развития административной школы управления // Вестник Академии. -2011. -№ 3. - С. 9-12.
9. Крейнер, С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент / С. Крейнер. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015. – 368 с.
10. Литвинов А.Б. Эффективность управления государством // Вестник ГНК РБ. – 2012. - №6. – С.54-55
11. Маклаков А.Г. Экономика // Вестник ГНК РБ. – 2011. - №1. – С.7-15
12. Маркосов Н.В. Управление организацией // ФИНАНСЫ. – 2013. –№ 18 С.4–8
13. Моргунова Н.М. Некоторые сценарии развития административной экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2013.- № 10. - С. 30-38.
14. Мрауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Феде- рации, 2014. – 687 с.
15. Моргунов, Л.А. Современное экономическое мышление: новые технологии: монография / Л.А. Богунов. – Петропавловск: Военный институт Внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан, 2011. – 115 с.
16. Моргунов, Л.А. Управленческое экономическое мышление как характеристика компетенций субъекта управления (менеджера) / Л.А. Богунов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 1. – С. 126–131.
17. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. – М.: Контроллинг, 2012. – 111 с.
18. Файоль, А. Управление – это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд: сост. Г.Л. Подвойский. – М.: Республика, 2012. – 351 с.
19. Финансы в управлении. Учебник –4 изд., перераб. и доп. (Бакалавриат) / под ред. проф. В. А. Слепова. – М: ИНФРА-М, 2015, 336 с
20. Хейфец Б.А. Управление и экономика Б. А. Хейфец. Москва, Сер. Научные доклады Института экономики РАН- 2014.- C.18.
21. Хромова В.В., Янченко Ю.А. Управление и менеджмент // Ежегодник "Виттевские чтения". - 2014. - № 1.- С. 311-313.
22. Шеремет Е.И. Особенности управления организацией // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. -2014.- № S5. -С. 36-50.
23. Щукин В.А. Экономическая сущность управления // Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. – 2012. –№ 1. –С. 10–24.
24. Яковлев А.А. Экономика России // ФИНАНСЫ. – 2012. –№ 8 С.40–42
25. Яновский Л.П., Голенская Т.А. Принятие управленческих решений // Современная экономика: проблемы и решения. - 2014. - № 4 (16). - С. 145-153.
26. Ярошенко П.А. Управление экономикой // Мн.: БГЭУ, – 2014. –87 с.
27. Ятченко Ю.А. Менеджмент фирмы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2014. - № 5. - С. 2-8.
[1] Абрамов А.В. Основы менеджмента // Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. – 2012. –№ 2. –С. 20–24
[2] Бурда А.Г., Бурда Г.П. Практикум методик управленческих решений учебное пособие для вузов / Краснодар, 2013.- № 3 – C.45
[3] Калябина Т.К Государство и жизнь. ГНК РБ. – 2013. - №16. – С.50-55
[4] Кузнецов С.Ф. Основные тенденции развития административной школы управления // Вестник Академии. -2011. -№ 3. - С. 9-12
[5] Валишин А.Е. Роль менеджера в организации // Вестник ГНК РБ. – 2012. - №6. – С.54-55.
[6] Литвинов А.Б. Эффективность управления государством // Вестник ГНК РБ. – 2012. - №6. – С.54-55
[7] Крейнер, С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент / С. Крейнер. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015. – 368 с.
[8] Дмитров Р.П. «Менеджмент»- Мн.: ПКФ Экаунт, – 2013. – С.150.
[9] Маклаков А.Г. Экономика // Вестник ГНК РБ. – 2011. - №1. – С.7-15
[10] Егоров А.В. Эффективный менеджмент - Мн.: ПКФ Экаунт, – 2011. – С.310
[11] Маркосов Н.В. Управление организацией // ФИНАНСЫ. – 2013. –№ 18 С.4–8
[12] Моргунова Н.М. Некоторые сценарии развития административной экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. - № 10. – С. 30-38
[13] Мрауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Феде- рации, 2014. – 687 с.