Дневник неродившегося ребенка




ЗАНЯТИЕ 17. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

 

Постановка проблемы. Информация для тренера Слово «смерть» в названии темы занятия выглядит пугающе. В нашем обществе о смерти не принято говорить вслух. Однако в некоторых ситуациях это необходимо. Одна из таких ситуаций – это работа с подростками, которые находятся на этапе поиска смысла своего существования и осмысления конечности собственной жизни. Жизнь конечна. Что из этого следует? Что надо сидеть, сложа руки, пустить свою жизнь на самотек, потому что все равно «все там будем»? Или использовать каждую минуту на пользу себе и окружающим? Основная идея, заложенная в содержании занятия, заключается в том, что конечность жизни придает ей осмысленность, заставляет человека двигаться вперед, развиваться и совершенствоваться. Это – ответственность самого человека. Но для того, чтобы использовать время своей жизни максимально эффективно, нужно ценить ее и заботиться о ее сохранении. Перед началом работы ведущему необходимо убедиться в том, что в группе нет участников, остро переживающих в данный момент потерю близкого человека. В подобных обстоятельствах данное занятие целесообразно пропустить, поскольку обсуждаемые проблемы могут спровоцировать острейшую эмоциональную реакцию подростка, переживающего потерю. (вообще трудно предугадать в какую травму здесь можно попасть)   Работа с всем вышесказанным возможна только при предварительной подготовительной работе. На само осмысление конечности жизни требуется потратить достаточное время и должно прийти принятие этого понимания, прежде чем двигаться к наполненности. Потому целесообразнее оставить эту работу в рамках индивидуального консультирования или для узких терапевтических групп с проблемами суицида.  

 

Цель занятия:

Формирование представлений о смерти тела и бессмертии души, работа со страхом смерти, создание условий для обращения к социально-значимым целям своего существования, формирование отрицательного отношения к легализованным формам прекращения жизни (аборту, последствиям саморазрушающего поведения)

 

Предлагаю: формирование представлений о ценности жизни, создание условий для обращения к социально-значимым целям собственной жизни, форирование положительного взгляда на жизненные ситуации.

Начало работы

Упражнение «Поиск окончаний и альтернатив»

Цель: создание рабочей атмосферы, введение в тему занятия.

Необходимые материалы: мяч или маленькая игрушка круглой формы.

Описание: организуется круг. Участник, у которого в руках мячик или игрушка (водящий), кидает ее любому другому участнику, произнося начало задуманного слова. Участнику, получившему мячик необходимо быстро (до счета «три») придумать окончание слова и назвать его. После этого он становится водящим, кидает мяч другому участнику повторяя это же начало слова на которое нужно придумать альтернативную концовку.(в противном случае – выбывает и становится зрителем. Никто не выбывает)

В обсуждении затрагивается вопрос о том, что все имеет свое окончание. Даже наша жизнь. Предлагаю в обсуждении затронуть вопрос альтернатив и возможностей. Всегда есть выбор. Даже если слову можно придумать альтернативную концовку, то и в жизненных ситуациях бывает не один выход).

 

Работа по теме занятия:

Информация для тренера:

(«Не будет того вовек, чтобы кто остался бы жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим» (Пс 48:9-11).

 

Одного благочестивого пустынника спросили: каким способом можно наискорее и наилучше приготовить себя к мирной и христианской кончине? Пустынник ответил: «Каждое утро думай, что наступивший день есть последний день в твоей жизни; и каждый вечер думай, что наступившая ночь есть последняя ночь в твоей жизни».)

Вариант 1. Упражнение «Черный юмор»

(Цель: нормализация страха смерти, вентиляция чувств, связанных со смертью.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: организуется работа в малых группах. Группам предлагается вспомнить и рассказать две самые симпатичные им истории (стихотворения, рассказа, страшилки), написанные в жанре черного юмора.

Обсуждаются вопросы:

- Почему жанр черного юмора так популярен?

- Почему люди боятся говорить о смерти серьезно?

- Почему пожилые люди часто говорят о смерти так легко, что даже пугают родственников?

- Что такое смерть человека?

- Что значит быть готовым к смерти?

- Что происходит после смерти с тем, что человек успел или хотел сделать при жизни?)

 

Цель: выработка адекватных механизмов реагирования на жизненные трудности.

Необходимые материалы: Бланки с началом стихотворений.

Описание: организуется работа в малых группах. Группам предлагается продолжить стихотворения, написанные в жанре черного юмора, придумать несколько вариантов развития событий.

Стихотворения для продолжения:

-Если случится большая беда,

Выход не можешь найти никогда.

-В душу засела тоска, сердце как будто в тисках, выход остался один…

 

Вопросы для обсуждения:

- Сложно ли было придумать продолжения стихов?

-Какие мысли приходили в голову?

-Что было сложнее, придумать позитивную или негативную концовку?

- А как бы поступили в подобной ситуации вы?

 

 

Резюме ведущего:

Разговоры о смерти очень неприятны и болезненны, и люди стараются их избегать. Страшно думать о том, что твоя жизнь когда-нибудь закончится. Однако смерть – такая же реальность человеческого существования, как и жизнь

В жизни постоянно случаются различные ситуации. Не всё, что происходит в жизни приятно и приносит радость, но человек вправе находить выходы из даже самых неприятных ситуаций.

 

Вариант 2. Дискуссия-обсуждение притчи «Дерево»

Цель: формирование (представления о смертности тела и бессмертии души.) ценности наполненности жизни, связи поколений.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: вниманию группы предлагается притча:

« Ехал путник и увидел, как мужчина около дома сажает маленькие веточки.

- Зачем ты сажаешь их? - спросил путник.

- Дерево вырастет и прикроет дом от зноя, - ответил мужчина.

- Ведь ты уже умрешь, когда оно вырастет, - возразил путник.

- Для нас деревья сажали наши деды, а я сажаю деревья для своих внуков, - ответил мужчина».

Обсуждаются вопросы:

- О чем эта притча?

- (Что остается от человека после его смерти?

- В чем суть выражения «после нас остаются наши дела»?)

- Какой смысл видит мужчина в посадке дерева?

- Какие поступки в жизни ещё могут иметь подобный смысл?

- Как должен жить человек, чтобы оставить о себе память в будущих поколениях?

- Вспомните каждый по одному делу или поступку ваших бабушек дедушек, которое оставило след в вашей жизни.

 

Резюме ведущего:

(Умирает тело человека, но его душа остается бессмертной в тех добрых делах, которые он сделал для других людей. Все, что мы делаем в жизни, так или иначе влияет на других людей, и все наши поступки, таким образом, остаются жить после нас.)

Добрые дела люди совершают не только для себя. Множество наших поступков имеет отражение и на жизнях других людей, часто память о наших делах остается и у будущих поколений.

Вариант 3. Упражнение «Эпитафия»

Цель: актуализация процесса постановки социально-значимых жизненных целей.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: организуется индивидуальная работа. Участникам предлагается представить, что сегодня(– последний день их жизни, и поделиться тем, как они хотят его провести,) их сотый день рождения, и гости предлагают поделиться с ними какими были прожитые годы, чего добился, что сделал, какие важные моменты в жизни были. Как жил.

(Что останется после вашей смерти? Участникам предлагается вообразить, что их уже нет в живых. Зато у них есть возможность написать для себя эпитафию или надгробную надпись. Важно написать так, чтобы было понятно, что жизнь прожита не зря.) Участникам предлагается написать рассказ о прожитой жизни.

(Эпитафии записываются на листочках бумаги и отдаются ведущему, который зачитывает их в общем круге, не называя авторов.) Участники самостоятельно зачитывают свои мемуары.

Обсуждаются вопросы:

- Что вы чувствовали во время упражнения?

- Что вас удивило в ходе выполнения задания?

- (Какие эпитафии оказались самыми распространенными? С чем вы это связываете?)

- Что оказалось самым значимым в жизни?

- Какие моменты вызвали приятные чувства, какие неприятные?

Резюме ведущего:

(Наша смертность заставляет нас бережнее относиться к жизни, стремиться максимально использовать свои возможности в отведенное нам время.) Размышляя о жизни о всём жизненном пути с высоты прожитых лет становится понятно, что следует бережнее относится к своей жизни, максимально использовать данные нам возможности. Важно уметь ставить перед собой разнообразные цели и использовать время своей жизни наиболее эффективно.

 

Вариант 4. Упражнение «Суд» Не использую в этом занятии. Само по себе не стоит брать. Хотя имеет место использовать как отдельный тренинг (ролевую игру) только в качестве подсудимых брать не аборт и самоубийство, а какие-либо дезадаптации (н-р: пассивное отношение к жизни, лень…пр)

(Цель: формирование негативного отношения к отдельным формам самостоятельно санкционированной смерти – аборту, саморазрушающему поведению.

Необходимые материалы: «Дело об аборте», «Дело о самоубийстве».

Дело об аборте

Немного статистики

Сегодня в России на тысячу беременностей приходится около 560 абортов.

Примерно 15 % женщин, сделавших аборт, становятся бесплодными.

Дневник неродившегося ребенка

- 5 октября. Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают.

Я девочка, у меня будут русые волосы и голубые глаза.

Все уже определено, даже то, что я буду любить цветы.

- 19 октября. Некоторые считают, что я еще не человек.

Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба – все же настоящий хлеб.

Есть моя мама, и я тоже есть.

- 23 октября. Я уже умею открывать рот.

Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить.

Я знаю, что моим первым словом будет "мама".

- 25 октября. Сегодня начало биться мое сердце.

- 2 ноября. Я каждый день понемножку расту.

Мои руки и ноги начинают принимать форму.

- 12 ноября. У меня образуются пальчики - смешно, какие они маленькие.

Я смогу гладить ими мамины волосы.

- 20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем.

Как она, наверное, счастлива!

- 23 ноября. Мои папа и мама, должно быть, думают, как меня назвать.

- 10 декабря. У меня растут волосы, они гладкие, русые и блестящие.

- 13 декабря. Я уже немного вижу.

Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов.

- 24 декабря. Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца?

Оно бьется так ровно.

Мама! У тебя будет здоровая маленькая дочка.

- 28 декабря. Сегодня моя мама меня убила...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: