Психологический портрет Печорина.




Почему Печорину нет дела «до радостей и бедствий человеческих»?

Психологический портрет Печорина.

Герой в оценке второго рассказчика - странствующего офицера

 

В главе «Максим Максимыч» повествование продолжает условный автор, «публикатор» дневника Печорина.

В облике Печорина странствующий офицер увидел человека, внешность которого соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.

"…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…"

"…он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера…"

"…его кожа имела какую-то женскую нежность…"

"…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…"

"… они [глаза] не смеялись, когда он смеялся! … Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".

"… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…".

Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе.

Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование. Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя.

Портрет Печорина объясняет его характер, противоречия, свидетельствует об усталости и холодности героя, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погружённости в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина - ключ к пониманию его отчуждённости при встрече с Максимом Максимычем.

Максим Максимыч весь обращен к другому человеку, весь раскрыт ему навстречу
Печорин весь замкнут в себе и не жертвует для другого ничем, даже самым малым  

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫВ 9 КЛАССЕ


Печорин - холодный, замкнутый человек, повинующийся своим мимолетным желаниям и страстям. Он совершенно равнодушен к людям, не считается с общепринятой моралью. Люди для него - объект эгоистических «экспериментов». Быстрая смена настроений и привязанностей – характерная черта Печорина. Человек храбрый и решительный, он в то же время кажется слишком впечатлительным и нервным.

" А помните наше житьё-бытьё в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять…А Бэла?.. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся …"

Не от Максима Максимыча бежит Печорин, - он бежит от своих невесёлых мыслей. Диалог показывает, что изменилось в герое после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут.

"…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку".

В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь - и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.

Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.

С Максим Максимычем они разные, идут по разным дорогам. Максим Максимыч этого не понимает,он видит поступки и не понимает их мотивов,а ведь понять означает простить.


 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫВ 9 КЛАССЕ

 

Есть ли место милосердию в столкновении сильной личности с посредственностью? Анализ повести «Княжна Мэри»

Психологический портрет Печорина.

История жизни Печорина, написанная им самим


«Тамань» - первая глава дневника Печорина.

«Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не ум ер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить».

Именно в этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина, появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника, проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях.

Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, ч то уступаю моему противнику в ловкости… Я уперся коленкою в д но, схватил её одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил её в волны».

Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях, поэтому часто коверкает или даже ломает суд ьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об это м он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенн ый в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование... «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!» - с горькой иронией думает Печорин.

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов XIX века.

Самая объемная повесть романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" – "Княжна Мери". Она очень сложная, ровно как и характер главного героя, который окончательно раскрывается в этой повести.

В этой повести – и непростые взаимоотношения Печорина с обществом, и его жестокость в отношениях с молодой девушкой, Мери, и раскрытие его способности чувствовать и любить по-настоящему, и странная двойственность его души. Здесь нет обвинений и нет оправданий. Здесь – раскрытие души.

Интересно параллельное развитие отношений Печорина с Верой и Мери. Как жестоко он обращается с юной девушкой! Все его действия – каждый, хорошо продуманный, жест, каждое слово – направлены только на то, чтобы повелевать ее чувствами, чтобы получить власть, и от этого – удовлетворение: "А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы ".

Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, будет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других. )

Однако человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.

" Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё - чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?.."

Мы видим Печорина совсем другим, когда он встречается с Верой, чье даже имя символично. Внезапно перед нами раскрывается способность Печорина любить и чувствовать. Вера – женщина, уже покорившаяся характеру Печорина, понявшая его, принявшая его таким, какой он есть и увидевшая в нем нечто прекрасное для себя.

Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. Но и для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери.

 

Различие мы видим в том, что в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берёт, но и отдаёт часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой.

"Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать её уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!"

Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям.

 

Совершенно особенными показаны в повести отношения Печорина и Грушницкого. Грушницкого можно назвать антиподом Печорина: один в конфликте с обществом, другой пытается слиться с ним, один честен и умен, другой подл и глуп, один анализирует свои поступки и пытается что-либо понять в себе, другой ради ничтожного самолюбия опускается до самого дна.

 

Совершенно иного типа образ Вернера, один из самых интересных в повести. Вернер – противоречивая и яркая личность, как и Печорин. Он и был в вечной насмешке над больными и плакал над умирающим солдатом, он и некрасив, но имеет красивую душу…Особенно много противоречивых черт в его портрете. Его сходство с Печориным мы видим с первой его фразы, приведенной в журнале:

"Я убежден только в одном – что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру".

В Вернере Печорин видит такую же сильную личность, как и он сам, и поэтому они и не становятся друзьями… ведь "из двух друзей всегда один раб другого".

Вернер во многом – тот же Печорин, только поставленный в более простые обстоятельства.

 

Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. "Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". "У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку".

 

ПЕЧОРИН «А что такое счастье? Насыщенная гордость». «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе».
БЭЛА
МЕРИ
ДЕВУШКА-УНДИНА
ВЕРА
Любовь в жизни Печорина
«Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни…»
«Я над вами смеялся!» «Мне с нею скучно».
«Она влюблена до безумия, бедняжка».
«Ни один мужчина никогда не производил на неё такого впечатления».
«Я твоя раба и я буду наказана: ты меня разлюбишь».
«Я никогда не делался рабом любимой женщины».
«Ты видел – ты донесёшь» - и сверхъестественным усилием повалила меня за борт».
«Всё это было для меня обворожительно».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: