Определение признаков сегментирования




Лабораторная работа №2

«Сегментирование потребительского рынка «с нуля»

Задание: Осуществить сегментацию потребительского рынка выбранного товара (услуги) по социально-демографическим, географическим, психографическим и поведенческим признакам.

 

Теоретические сведения

Сегментирование рынка (market segmentation) – термин в теории маркетинга, использующийся для описания процесса разделения целого рынка или отрасли на однородные части (сегменты) по определенным признакам.

Сущность сегментирования рынка состоит в том, чтобы структурировать всех покупателей по группам и найти тех, кто обладает самым высоким потенциалом продаж для компании. Объединение по группам может быть любым и зависит от выбранных критериев сегментации: компания может разделить рынок на крупные сегменты или, наоборот, найти прибыльные микро-ниши для постепенного захвата доли рынка. Основными целями и задачами сегментации рынка являются достижение максимальной удовлетворенности потребителей, повышение конкурентоспособности продукта, оптимизация ресурсов компании и концентрация на прибыльных и растущих сегментах рынка. Достижение каждой цели сегментирования позволяет компании увеличивать свою прибыльность в отрасли.

Процесс сегментирования рынка предполагает реализацию следующих этапов:

Определение признаков сегментирования

Для реализации этапа целесообразно составить полный список критериев сегментирования. Чем подробнее список, тем проще выделить микро-ниши, особенно на рынках с высоким уровнем дифференциации товара.

Принципы сегментации потребителей можно группировать в 4 основные группы: социально-демографические, географические, поведенческие и психографические признаки.

Самые распространенные демографические признаки сегментации рынка: пол, доход, возраст и социальный статус. Все крупные исследовательские компании имеют свою собственную сегментацию потребителей по уровню дохода, а также практически единые критерии сегментации по возрастным группам и социальному статусу.

 

Признаки сегментирования Описание
Пол женщины или мужчины
Возраст до 6 лет, 6-11 лет, 12-19 лет, 20-25 лет, 26-30 лет, 30-35 лет, 65+/ или новорожденные дети, подростки, взрослое население, пенсионеры
Уровень дохода потребители с высоким, средним или низким уровнем дохода / или с описанием точных границ дохода: менее 3 тыс. руб., 3-5 тыс. руб., 5-10 тыс. руб.
Жизненный цикл семьи одиночки, молодая семья без ребенка, молодая семья с ребенком, семья в браке более 5 лет, пожилые супруги и т.д.
Наличие, возраст и количество детей есть дети / нет детей; новорожденные/ дети в возрасте от 1,5 до 3 лет/ дети в возрасте от 3-7 лет/ подростки и т.п.; один ребенок/ 2 ребенка/ 3 и более детей
Национальность и расовая принадлежность русские, американцы, украинцы, восточные народы, европейские нации
Род занятий умственный труд или технические специалисты; собственники бизнеса, назначенные руководители бизнеса, руководители среднего звена, офисные работники; пенсионеры, студенты, домохозяйки и т.п.
Образование высшее, среднее, средне-специальное, без образования; знание языков и т.п.
Сфера работы строительство; образование; питание; розничная торговля; здравоохранение и т.п.
Важные события дни рождения, окончание учебного заведения, юбилеи, национальные праздники, спортивные события
Религиозные убеждения католики, протестанты, мусульмане, иудеи, индусы
Поколения родившиеся до 1964 года, родившиеся в период с 1964-1980, родившиеся после 1980

 

Сегментация рынка по психографическим признакам – это процесс разделения всех покупателей рынка на однородные группы по таким критериям, как: ценности, убеждения, мотивация к покупке товара и тип личности.

Сегменты, образованные в процессе психографической сегментации очень сложно оцифровать, измерить и оценить в количественном выражении, поэтому данный вид описания рынка часто группируют с социально-демографическим сегментированием.

На практике существует 2 крупных примера психографического сегментирования:

- Психографическое сегментирование потребителей по методике VALS: известная модель американского сегментирования потребительского рынка на основе мотивации и ресурсов, которыми владеет потребитель для совершения покупки. В основе данной модели используется 2 критерия разделения потребителей на группы: мотив покупки и проявляемые черты характера.

- Психографическое сегментирование на основе поколений: вторая известная и широко используемая модель, в основе которой лежит предположение об однородности поведения людей, рожденных примерно в одно и то же время.

Психографический принцип сегментирования рынка основан на таких критериях сегментации, которые способны охарактеризовать тип личности и мотивацию поведения покупателя на рынке. К самым часто используемым признакам психографической сегментации рынка относят:

 

Признаки сегментирования Описание
Образ жизни потребителя динамичный, размеренный, сельский, городской
Отношение потребителя к инновациям новаторы, консерваторы, традиционалисты
Отношение к себе, восприятие своего «Я» ощущение себя жертвой – неспособность повлиять на что-либо; ощущение себя лидером – способность изменить мир или положение вещей; ощущение себя как «я как все»; ощущения себя как «я лучше других»
Кто является кумиром, лидером для потребителя? сверстники, известные личности, подруги и друзья, родители
Внутренняя мотивация покупки желание самовыражения; желания достижения идеала; желание признания
Отношение к местному производителю положительное, отрицательное, стремление к западному
Жизненная позиция активная, положительная, спокойная, утвердительная, пассивная, агрессивная
Ценности здоровье, семья и дети, дом и уют, близкие, общение, самореализация, материальное благополучие, духовный рост, удовольствия, стабильность, свобода, положение в обществе

 

Географическое сегментирование рынка – это процесс объединения всех покупателей рынка в группы по таким критериям, как: географическое месторасположение и географические условия проживания.

Географическая сегментация строится на предположении о том, что потребители, проживающие в разных географических и климатических условиях, имеют различные культурные особенности, требования к свойствам товара и проявляют различные модели покупательского поведения.

Проводя сегментирование рынка компании по географическим признакам, можно использовать следующие критерии:

 

Признаки сегментирования Описание
Диапазон распространения рынка мировой, национальный, региональный, местный
Регион Ближний Восток / Дальний Восток / Центральный регион и т.п.; Западная Европа / Восточная Европа / Страны Азии и т.п.
Численность населения жители малых городов / жители крупных городов / жители городов-миллионников и т.п.; до 250 тыс. чел. / 250 - 500 тыс. чел. / 500 - 800 тыс. чел. и т.п.
Климатические условия низкий / высокий /средний температурный режим; высокая влажность / средняя влажность / низкая влажность и т.п.
Значение населенных пунктов курортные города / добывающие города / культурные центры / религиозные центры и т.п.
Вероятность стихийных бедствий область с высокой сейсмической активностью / с низкой сейсмической активностью и т.п.
Урбанизация городов столицы, города, пригороды, села, деревни

Поведенческое сегментирование рынка – это процесс разделения всех покупателей рынка в однородные группы по поведению, которое они проявляют в момент выбора, совершения покупки и использования товара.

Поведенческие признаки сегментации рынка часто выступают дополнительными описательными характеристиками целевой аудитории, но также существуют примеры, в которых критерии поведения потребителя играют основную роль:

- Сегментирование по интенсивности использования товара: хороший пример разделения потребителей на группы по частоте использования продукта, часто используется для планирования целей рекламных кампаний, поиска источников роста и оценки потенциала рынка.

- Сегментирование по отношению к бренду: наиболее часто используется в медиапланировании и разработке ассортиментной стратегии продукта.

К поведенческим признакам можно отнести любые параметры, которые могут описать процесс совершения покупки потребителем:

 

Признаки сегментирования Описание
Место совершения покупки где потребитель предпочитает совершать покупку: аптека, гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, магазин у дома, рынок, интернет-магазин
Частота совершения покупки и частота потребления продукта раз в неделю, 2 раза в неделю, более 2-х раз в неделю и т.п.
Искомые выгоды для потребителей то, что является основной движущей силой покупки: качество, сервис, экономия, скорость
Отношение к товару лояльные / нелояльные / отказавшиеся или восторженное, благожелательное, безразличное, отрицательное или враждебное
Ключевые драйверы покупки цена, качество, уровень сервиса, подтверждение статуса
Повод для совершения покупки обыденная покупка или особое событие
Ожидаемый результат высокие или нейтральные ожидания от приобретения товара
Статус покупателя не пользующийся, бывший покупатель, потенциальный покупатель, новый покупатель, постоянный покупатель
Степень готовности совершить покупку неосведомленный, осведомленный, знающий, интересующийся, желающий совершить покупку
Степень вовлеченности в покупку требуется или не требуется срочное решение проблемы

 

Затем из выписанных критериев необходимо вычеркнуть те, которые точно не походят для разделения потребителей рынка на однородные группы. В результате получится список возможных критериев сегментирования рынка. Из данного списка необходимо будет выбрать 2-3 ключевых критерия (рис. 1), которые наилучшим образом объясняют разницу в поведении потребителей. Остальные критерии из данного списка будут носить описательный характер и помогут подробно охарактеризовать каждый сегмент.

Рис. 1. Признаки сегментирования потребительского рынка (фрагмент)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: