ПОДГОТОВКА К КОЛОКВИУМУ « Массовая культура»




1. Дайте определение понятию «массовая культура». Назовите не менее 4 характеристик массовой культуры.

2. Какие другие виды культуры вам известны. Охарактеризуйте их.

3. «Кто из нас, вернувшись вечером домой, — затурканный в переполненном транспорте, усталый, раздраженный, — не поспешит, добравшись до дивана, включить телевизор, этот символ второй половины XX в.? Загорится голубой экран, и в мою комнату ворвется, закричит тысячами голосов весь мир. События, отделенные от меня пространством и временем, люди, отстоящие за тысячи километров, станут частью моей жизни. Еще всего сто лет назад подавляющее большинство людей и в России, и в Европе жили так, как жили их деды и прадеды: интересами только своего ближайшего круга. Духовные запросы удовлетворяла религия; эстетические потребности — Церковь, ее обряды и праздники, и собственное художественное творчество, то, что мы называем народным искусством. Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы общественной жизни, мировой истории, философской мысли и т. п., были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных людей. Ныне они доступны всем — миллионам, миллиардам жителей нашей планеты всех национальностей, возрастов, сословий, уровней жизни, степеней образованности. Телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы обрушивают в «массы» такую лавину впечатлений, такой обвал сведений, какие не способен вместить ни один человеческий мозг. Массовая информация стала синонимом массовой культуры, ее главнейшим, если не единственным, проводником, воплощением на практике идеи глобализации мира. Одинаковые во всех концах света вкусы, мода, стиль эстрадного исполнения; одинаковые — так что и не отличишь, из какой они страны, — сериалы, мультфильмы, викторины, шоу... Многие скажут, что такова закономерность нашего времени. Все больше людей во всех концах света легко расстаются со своей страной, ощущают себя «людьми мира» — без труда находят себя везде, где есть применение их знаниям, где на них «есть спрос». Наука, техника, туризм, торговля, спорт — все эти сферы жизни современного человечества и впрямь теряют национальную окраску, приобретают общечеловеческий характер. Мир становится единым пространством: находясь в Европе, я могу с помощью Интернета общаться с людьми в Америке и Азии, сидя перед телевизором в Сибири, быть свидетелем Олимпийских игр в Афинах... Телевидение, а в еще большей степени компьютер, Интернет — символ XXI в. — не дополнение, не сопровождение жизни, они сама жизнь — мировоззрение, мироощущение человека XX—XXI вв....Вот сейчас, сию минуту не тысячи, даже не миллионы — десятки миллионов людей сидят, уставясь в телевизор, где идет увлекательный «боевик»; живут одними и теми же настроениями, чувствами. Кто-то власть имущий правит нами — заставляет меня и миллионы таких, как я, отрешившись от собственной жизни и ее забот, впитывать некие единые впечатления, переживать некие единые эмоции. «Потребитель» (именно таково совокупное название массового зрителя, слушателя, читателя, пользователя) теряет себя как личность, растворяется в том, что великий психолог Карл Юнг называл «спасением от изоляции, восстановлением в целостности путем идентификации с группой»... Я, лежа на своем диване, чувствую себя сопричастным всему миру.

Чегодаева М. Массовая культура и религия / М. Чегодаева // Истина и

жизнь. — 2005. — № 7—8.

Вопросы и задания.

1) О каких информационных возможностях XX в. пишет автор?

2) Какие изменения в духовной сфере в сравнении с предшествующими эпохами отметил автор? Как он оценивает характер этих изменений?

3) Как, по мнению автора, развитие массовой культуры связано с процессом глобализации?

4) В чем, по мнению автора, проявляетсяединство современного мира? 5) Объясните смысл фразы: «Я, лежа на своем диване, чувствую себя сопричастным всему миру». Согласны ли вы с

таким мнением? Почему?

4. Выскажите и аргументируйте с опорой на факты современной

жизни свое отношение к следующим распространенным характеристикам массовой культуры.

· Массовая культура создает жесткую систему нравственных и социальных ориентиров.

· Потребителем массовой культуры является человек, в высшей степени зависимый от импульсов извне — оценок, стандартов, принятых в обществе.

· Цель массовой культуры — максимально интегрировать индивида в жизнь его социальной группы.

· Главный элемент массовой культуры — действие (action), а не размышление.

· Восприятие произведений массовой культуры зачастую погружаетчеловека в чужую жизнь.

 

5. На рубеже XX—XXI вв. в пользовании частных лиц насчитывалось около 1,5 млрд телеприемников

(больше одного телевизора на семью). Практически каждый житель Евросоюза (около 99%) имеет дома

телевизор, а 97,6% европейцев регулярно смотрят новостные программы. На основании приведенных данных сделайте выводы о роли телевидения в современном обществе.

 

6. 34% россиян считают, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье. О положительном влиянии массовой культуры на общество заявили 29% опрошенных россиян, которые считают, что массовая культура помогает людям отдохнуть и развлечься. 24% респондентов полагают, что роль шоу-бизнеса и массовой культуры сильно преувеличена, и убеждены, что серьезного влияния на общество она не оказывает. К такому результату пришел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в результате проведенного осенью 2005 г. опроса общественного мнения. Прокомментируйте приведенные данные. С каким мнением согласны вы? Ответ поясните.

 

7. Некоторые публицисты усматривают противоречие в самом словосочетании «массовая культура», утверждая, что истинная культура не может быть массовой. Выскажите свое отношение к данному мнению.

8. Во многих развитых странах мира Интернет составляет конкуренцию телевидению. Объясните этот факт. Наблюдается ли подобная ситуация в современной России?

9. Ознакомьтесь со следующими высказываниями:

· «Телевидение — это богатство бедных, привилегии непривилегированных, элитарный клуб для людей из толпы» (Ли Ловингер).

· «Телевидение — это демократия в ее самом неприглядном виде» (П. Чаевски).

Какова основная мысль высказывания 1? В каком смысле в высказывании 2 употребляется понятие «демократия»? Какие характеристики телевидения объединяют авторов обоих высказываний? Выразите и аргументируйте свое отношение к этим характеристикам.

 

10. Массовая культура... отвлекает людей от реальной жизни, питает их вымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон. Многие социальные критики призывают осознать пагубную роль массовой культуры и внести коррективы в её практику.

Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности. Любовь изображается стандартными способами: избитые слова, трафаретные сцены... бесконечно много убийств и насилия. Язык многих народов становится всё грубее и примитивнее... Человек стал поживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грёзами массовой культуры. Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можно дирижировать модой, досугом и поведением людей.

Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция... Исследователи также отмечают, что массовая культура выполняет в определённом смысле даже полезную психотерапевтическую функцию в обществе. Огромные психологические нагрузки, которые падают сегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. И здесь массовая культура оказывается незаменимой.

В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов, которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека... В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей. Массовое сознание начинает подвергаться всё более мощной и целенаправленной обработке, принимающей «индустриальные формы». Сегодня не обойтись без развёрнутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобы добиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе социальной структуры.

(П. С. Гуревич)

1. В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите любые четыре негативных последствия.)

2. Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором?

3. Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания».

4. Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современном обществе.

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «духовная культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры, и одно предложение, раскрывающее особенности народной культуры.

12. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

13. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

14. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

15. Зритель на­ча­ла про­шло­го века так рас­ска­зал дру­зьям о вы­став­ке художников-импрессионистов: «Я услы­шал вос­тор­жен­ные от­зы­вы о вы­став­ке ху­до­же­ствен­ных кри­ти­ков и от­пра­вил­ся её посмотреть. По­се­ти­те­лей было мало, мно­гие быст­ро уходили, боль­шин­ству по­ло­тен была при­су­ща раз­мы­тость изображения. Я решил, что это от не­до­стат­ка вла­де­ния ри­сун­ком и кистью. Ре­а­ли­сти­че­ское ис­кус­ство мне ближе. Дома я прочёл об этом ху­до­же­ствен­ном направлении, но мно­гое оста­лось неясным». Предположите, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные произведения. При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния этого предположения, опи­ра­ясь на текст задания.

16. Один из уро­ков в 10 клас­се прошёл на вы­став­ке в ис­то­ри­че­ском музее. Школь­ни­кам по­ка­за­ли из­го­тов­лен­ные кре­стьян­ка­ми кружева, ткани, одеж­ду - для праздников, будней, тор­же­ствен­ных событий, а также сде­лан­ные в до­маш­них усло­ви­ях гли­ня­ные фи­гур­ки жи­вот­ных в виде свистулек. Предположите, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные произведения, и укажите, по ка­ко­му при­зна­ку это можно определить. На­зо­ви­те любые два не отражённых в усло­вии при­зна­ка дан­ной формы культуры.

17. В 2015 г. совершеннолетним жителям города Z учёные задавали вопрос: «Как часто Вы посещаете театры, музыкальные концерты?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.

 

Сделайте вывод о результатах опроса. Привлекая знания курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, дайте три объяснения подобных результатов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: