Основные направления исследований




 

Остановимся коротко на основных направлениях исследований. В Перми приоритетно изучается комплексная проблема "Общество и личность", здесь уделяют внимание методологии системного анализа, разработке принципов историзма и диалектики; ученых волнуют многие актуальные проблемы общероссийского и регионального характера: занятость, безработица, социальная защита семьи и детства; продолжается исследование проблем социальной стратификации общества рыночного типа, социальных факторов формирования рынка труда в переходный период особенностей социального управления в современном российском обществе; одним из важных направлений работы пермских социологов являются регулярные мониторинговые исследования социального самочувствия населения Прикамья.

Своеобразным обобщением результатов этих исследований стали традиционные сборники материалов Файнбургских чтений "Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований".

Челябинские социологи исследуют проблемы социальной защиты населения, проживающего на территориях радиоактивного заражения, ведут мониторинг динамики общественного мнения и социально-политических ориентации населения, изучение информационного пространства, новых социальных институтов и практик в жизни южноуральцев, формирования социальной политики в новых условиях хозяйствования, маркетинговые исследования, ведут диагностику социальной ситуации в городах и на предприятиях, общественных потребностей в кадрах социокультурной сферы, работу с персоналом, социологию здоровья и др.

Разнообразен круг интересов социологов Башкортостана: злободневные проблемы трансформации и реформирования общества в России и Башкортостане, социальные проблемы устойчивого развития региона, исследования отношений между федеративным центром и субъектами Федерации; многочисленные аспекты совершенствования межнациональных и этнополитических отношений, развития национально-культурных объединений; факторы и механизмы выявления социального потенциала; изучение различных сторон образования как социального института, молодежная проблематика, вопросы развития студенчества, формы проявления девиантного поведения и т.д.

Социологические исследования ученых Екатеринбурга характеризуются большим диапазоном интересов - от проблем развития социологической истории на ее различных этапах и изучения истории классической и современной зарубежной социологии до анализа конкретных проявлений общественной жизни в экономической, социальной, политической, духовной сферах.

Большое внимание уделяется социологическому анализу человека (взаимосвязь природного и социокультурного). Многие направления предполагают осуществление региональных проектов по социальным проблемам перехода к рыночной экономике, различным аспектам реформирования общества (в политической сфере, в области управления, образования, снижения уровня безработицы и др.). Исследуются социально-экономические условия жизнедеятельности различных групп молодежи, учебной и внеучебной активности учащихся и студентов; специально следует сказать о таком направлении, как изучение процессов включения молодежи в новые экономические, социальные и политические реалии, в том числе и различные формы их девиантного поведения, возможности социальной реабилитации в связи с ним и предупреждения правонарушений.

Екатеринбургские социологи в течение 12 последних лет осуществляли мониторинг социокультурных ориентации студенчества города и области. По их инициативе была реализована программа проведения федеральных исследований под эгидой РОС - "Студенчество России о Великой Отечественной войне" (2005), "Гражданская культура российского студенчества" (2006- 2007).

Особое направление исследований связано со сферой образования, его различных структур, уровней, подсистем, субъектов, их взаимодействий. Постепенно определяются новые линии интересов в этой сфере - качество образования, самообразования, потребностей в образовании различных социальных групп общества. Развиваются и такие отрасли социологической науки, как тендерная социология, социология глобалистики, города, труда. Предметом исследований становятся культура предпринимательства, власть и гражданское общество России, социальное взаимодействие и партнерство, формирование социальных ориентации современного российского чиновничества.

Социологи Екатеринбурга активно "двинулись" на Север, изучая жизненные планы населения северных территорий России, стратегию межрегиональной интеграции в условиях российского Севера и особенности управления социальной и социокультурной сферами малых северных городов.

В обзоре названы лишь основные (да и то, вероятно, не все) направления, в рамках которых в 1990-е гг. - начале XXI в. вели свои исследования социологи Урала. Достижение новых высот, овладение ими - особая задача молодежи, получающей сегодня профессиональное социологическое образование, готовящейся занять место рядом со старшими товарищами и коллегами.


Заключение

 

Итак, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Уральская социологическая школа имеет довольно высокую активность своих представителей.

Возникновение и развитие социологической школы на Урале происходило в 60-70-е гг. прошлого столетия. У ее истоков стояли Л.Н.Коган, Н.А.Аитов, З.И.Файнбург.

Школа сформировалась как научно-творческое неформальное сообщество, заявившее о себе и в теоретической, и в практической социологической деятельности. Она была первоначально связана с рядом научных и вузовских центров в Свердловске, Уфе и Перми, но затем быстро распространила свое влияние на социологов Челябинска, Оренбурга, Ижевска, Кургана, охватив весь «Большой Урал».

Уральская социологическая школа, несмотря на широкий спектр исследуемых направлений и проблем, имела явно выраженные приоритеты среди них, которые были обусловлены спецификой социально-экономических и культурных процессов в регионе.

Ведущей была проблематика социологических исследований в области труда, производства, культуры, образования, молодежи, социальной структуры и др.

Уральская школа "заявила" о себе рядом особенностей:

ü в ее рамках шло параллельное развитие сразу трех "ветвей" российской социологии - вузовской, академической, производственной (заводской);

ü На Урале достаточно быстро происходили процессы институциализации социологии и ее общественного признания, чему в значительной степени способствовали властные структурырегиона.

ü Уральская школа, несмотря на широкий спектр научных направлений и исследуемых проблем, выделяла среди них приоритеты, обусловленные спецификой социально-экономических и культурных процессов в регионе, - это проблематика исследований в области труда, культуры, образования, молодежи, социальной структуры, политических процессов, свободного времени и др.

 


Список использованной литературы

 

1. Г. Е. Зборовский, Ю. Р. Вишневский. Социология на Урале: особенности, достижения и проблемы // Социологические исследования, № 6, Июнь 2008, C. 69-72

2. Л.Н.Москвичев. Этапы институциализации российской социологии // Социологические исследования. 2006. № 7. С. 3-12.

3. Г.В.Осипов. Российская социология в XXI веке // Социологические исследования. 2004. № 3. С. 3-15.

4. Л.Н.Коган. Социологические исследования. 1997. № 10. С. 5-9.

5. Грунт Е. В. Ипостаси Льва Наумовича Когана / Е. В. Грунт // Известия Уральского государственного университета. – 2000. – № 16. С1-3

 


[1] Социологические исследования, № 6, Июнь 2008, C. 69-70

[2] Социологические исследования. 1997. № 10. С5

[3] Грунт Е. В. Ипостаси Льва Наумовича Когана / Е. В. Грунт // Известия Уральского государственного университета. – 2000. – № 16. С1-3

[4] Социологические исследования, № 6, Июнь 2008, C70

[5] Социологические исследования. 1997. № 10. С6-7

[6] Социологические исследования, № 6, Июнь 2008, C72



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: