Сценарий работы 06.09. Образ человека – как путь (время 1 час 40 минут)
Проблема:
как образованному человеку искать путь в условиях неопределенности? Чтоб нужно, что выбирать дорогу и ориентировать на пути? Как понять ради чего идешь и что не напрасно преодолеваешь трудности на пути?
Стереотипы:
путь – это достижение поставленной жизненной цели (измеримой) – т.е. путь выстраивается в горизонтальной плоскости, для выбора пути достаточно сделать профессиональный/социальный выбор «я - педагог», «я - волонтер», «я муж/жена» и пр.
Наша идея:
путь – это стремление и выстраивание собственного идеального образа человека, это движение по вертикали, и тогда наш горизонтальный жизненный путь становится проекцией движения по вертикали.
Знакомство. 15-20 минут
Цели: познакомиться, подвигаться, поменяться местами, ввести формат и нормы работы.
1.1 Представиться по кругу: назвать имя и запомнившийся образ из вводной
1.2 Черные шнурки (с доработкой – когда оказался на новом месте – познакомится с соседями справа и следва)
1.3 Перекидывать воображаемы предмет, называя имя того, кому кидаешь
1.4. Поздороваться как
Разминки и творческие упражнения. 15-20 минут
Цели: активизировать образное мышление, сценические навыки, снять барьеры, настроить на взаимодействие, начать задавать тему пути и его актуальность для участников
!!! тут можно начать фиксировать (зарисовывать) основные атрибуты пути!!!
2.1. Назвать по кругу прилагательные, которые характеризуют Путь человека в современном мире. В принципе можно идти через пословицы/устойчивые выражения о пути/дороге и пр. (но это сложнее)
2.2 Хорошо-плохо-почему (в этих ситуациях можно как раз задавать условия неопределенности или быстро меняющейся среды)
|
2.3 По подгруппам пантомимы – несуществующий прибор, который в современном мире может быть полезен на жизненном пути
Проблематизация. 30 минут
Цели: на примере образцов из вводной актуализировать что для участников «путь», сложности и особенности пути в современном мире, для них лично, какие особые сложности условия пути есть у образованного человека.
!!! тут фиксируем поле вопросов и можем вывести один главный вопрос
!!! еще уже тут должны быть образы либо рисунки, либо пантомима
3.1 Восстановление вводной:
- по кругу какие запомнившиеся образы и герои были, какие вопросы есть
- слова на букву «» из вводной (либо идти через существительные/глаголы/прилагательные, которые характеризуют общество в современном мире)
- обсудить, что из образцов перекликается с нашей жизнью, что нет
3.2 Разобрать разные образы «пути» из мультфильмов. Дать задание на 4 подгруппы сделать пантомиму или рисунок пути:
- Икара
- философов
- людей из потока
- человека, который крутит ветряной механизм
По пантомимам/рисункам интересно разобрать основные атрибуты, характеристики пути, чтобы разобраться, что такое путь.
Тут могут быть интересные вопросы:
- как можно охарактеризовать показанный путь? Что в каждом из образов значит «найти свой путь» или «сбиться с пути»? удается ли героям не сбиться с пути и за счет чего? Это реальный выбор или его симуляция?
- ради чего взлетает и падает Икар? А если бы он не упал и не разбился, а благополучно приземлился, то что бы он продолжил и ради чего?
|
- почему он все-таки падает, чего ему не хватает чтобы преодолеть эти препятствия (ведь предыдущие он преодолевает)? (наша версия с Рауфом – что Икара была цель – злететь, а когда цель достигнута – больше ничего не давала ему сил на борьбу, потому ничего больше линейной цели не было)
- по мудрецам интересно, изменила ли как-то их жизнь и путь то, что Икар все-таки взлетел (ведь произошло то, что в их картине мира было не возможно)? почему не изменило, ведь явно для них должны были поменяться представления о мире?
- по персонажам из ветра интересно, почему вообще возникла пауза – можно же было организовать смену караула без паузы? Что это за ситуация на жизненном пути? Как ей можно было бы воспользоваться и почему ей никто не воспользовался
В целом, по результатам этой работы нужно выйти на общий вопрос. На наш взгляд, тут может возникнуть вопрос – очевидно, что в каждом из примеров герой попадает в ситуацию выбора, где можно сделать новый шаг, но никто его не делает – почему? Чего не хватает, чтобы продолжить путь и сделать выбор?
Тут можно даже попробовать ввести упражнение «я собрал вас на встречу, потому что у меня есть вопрос» и потом зафиксировать поле вопросов и вывести основной.
Поиск идей и творческий ответ. 30 минут
Цели: поиск образа пути образованного человека
Тут вводим дополнительный образец, который нам помогает найти идеи для ответа на вопрос.
Работаем сразу со сценированием по подгруппам и достраиваем в процессе обсуждения.
Есть два варианта образов для работы (можно в каждом потоке отработать со своим).
|
Итало Кальвино. Города и небо. Евдоксия.
В Евдоксии, уходящей вверх и вниз, с ее извилистыми улочками, лестницами, тупиками и лачугами, сохраняется ковер, позволяющий увидеть истинную форму города. На первый взгляд, ничто столь мало не напоминает Евдоксию, как рисунок этого ковра, где вдоль верениц кругов и параллельных им прямых повторяются симметричные мотивы, образуемые чередованием блестящих разноцветных уточных нитей. Но, внимательно всмотревшись, убеждаешься, что каждому месту узора соответствует какое-нибудь место в городе, а все наличествующее в городе отражено в узоре в своих истинных взаимоотношениях, ускользающих от взгляда, отвлекаемого толпами народа, суматохой, толчеей. Столпотворение, рев мулов, пятна сажи, запах рыбы — вот что предстает перед тобой в Евдоксии, но ковер доказывает: есть место, откуда город обнаруживает свои истинные пропорции, геометрическую схему, ощутимую в мельчайшей из деталей.
Заблудиться в этом городе легко, но, вглядываясь в ковер, ты узнаешь нужную дорогу в индиговой, багряной или кармазинной нити, долгим обходным путем проводящей тебя за пурпурную ограду, куда на самом деле ты и должен был прийти. Каждый горожанин соотносит с неизменным орнаментом ковра свой образ города, свою тревогу, каждый может отыскать меж арабесками ответ на свой вопрос, рассказ о своей жизни, повороты собственной судьбы.
О таинственной взаимосвязи столь несхожих меж собой явлений, как ковер и город, спрошен был оракул.
— Один из них имеет форму, данную богами звездному небу и орбитам, по которым движутся миры,— ответил он,— другой же — приблизительное его отражение, как все рукотворное.
Авгуры давно были уверены: исполненный гармонии узор ковра имеет божественное происхождение; в этом смысле и был однозначно истолкован полученный ответ. Но точно так же можно сделать и противоположный вывод: истинная картина мироздания — город Евдоксия как он есть, бесформенное расплывающееся пятно с изломанными улицами, с рушащимися, вздымая тучи пыли, друг на друга зданиями, с пожарами и криками во тьме.
Семен Надсон. Идеал
Не говори, что жизнь - игрушка
В руках бессмысленной судьбы,
Беспечной глупости пирушка
И яд сомнений и борьбы.
Нет, жизнь - разумное стремленье
Туда, где вечный свет горит,
Где человек, венец творенья,
Над миром высоко царит.
Внизу, воздвигнуты толпою,
Тельцы минутные стоят
И золотою мишурою
Людей обманчиво манят;
За этот призрак идеалов
Немало сгибнуло борцов,
И льется кровь у пьедесталов
Борьбы не стоящих тельцов.
Проходит время, - люди сами
Их свергнуть с высоты спешат
И, тешась новыми мечтами,
Других тельцов боготворят;
Но лишь один стоит от века,
Вне власти суетной толпы, -
Кумир великий человека
В лучах духовной красоты.
И тот, кто мыслию летучей
Сумел подняться над толпой,
Любви оценит свет могучий
И сердца идеал святой;
Он бросит все кумиры века,
С их мимолетной мишурой,
И к идеалу человека
Пойдет уверенной стопой!